Стадии социализации личности

Существуют различные подхо­ды к выделению стадий социализации. Социологический подход акцентирует внимание на процессе усвоения человеком репертуаров социальных ролей, завоевания положения в той или иной общно­сти, овладения ценностями, нормами, культурой. Примером данно­го подхода является точка зрения Г.М, Андреевой, выделившей в социализации три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный подход односторонен.

Психоаналитический подход противоположен социологическо­му. Он увязывает стадии социализации с проявлением биологичес­ких влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека. Влияние бессознательного на процесс социализации очевид­но. Тем не менее, более реальным подходом к рассмотрению ста­дий социализации является компромиссный, учитывающий как социологические, так и психоаналитические взгляды. Вот почему можно выделить следующие стадии: первичную; маргинальную; устойчивую; адаптационную в новой ситуации, например в связи с выходом человека на пенсию и некоторыми другими обстоя­тельствами.

Первичная стадиясоциализации ребенка, согласно утвержде­ниям Фрейда, распадается на:

1) оральную (от рождения до 2 лет), во время которой мир ребенка сосредоточен вокруг рта;

2) анальную (от 2 до 3 лет), на протяжении которой ребенку при­вивают навыки туалета;

3) фаллическую (от 4 до 5 лет), когда у детей впервые появляется симпатия к родителям противополож­ного пола. Связанные с этими чувствами конфликты Фрейд на­звал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями. Фрейд утверж­дал, что основные личностные характеристики формирует пер­вичная социализация.

3. Фрейд выделил три компонента человеческой психики — «Ид», («Оно»), «Эго» («Я») и «Супер-Эго» («Сверх-Я»). Содержание «Оно» состав­ляет либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импульсы, и танатос, т.е. деструктивные, разрушительные импульсы. «Я» — сознательное начало: Наконец, «Сверх-Я» возникает на основе «Я» и воплощает в себе интериоризованные (от лат. interior— внутренний) индивидом «родительские образы», моральные запреты. Это, так сказать, моральная цензура. "Я» и «Оно» находятся в постоянном конфликте. Их отношения можно сравнить с неесте­ственным отношением между всадником и лошадью: не всадник управляет лошадью, а лошадь управляет всадником. Поэтому всадник всячески вынужден сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть. Вместе с тем «Я» подвергается нажиму со стороны «Сверх-Я», морального сознания, совести. Нарушение требований «Сверх-Я» вызывает у человека чувство вины. Этот конфликт, по мнению Фрейда, является неразрешимым, и в нем лежит ключ ко всем проблемам личности и общества.

В то же время нельзя абсолютизировать роль бессознательного в процессе социализации личности (патологические случаи не сле­дует распространять на здоровых людей). Решающее значение здесь имеют процессы познания ребенком социальных ролей и овладе­ния ими в игровой деятельности, упражнения его в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него система ожиданий и характер их удовлетворения.

Маргинальная (промежуточная, гит псевдоустойчивая) социали­зация — социализация подростка. Подростковый возраст является ступенью полового созревания и продолжается до того момента, ко­гда человек становится взрослым. Этот переходный возраст от дет­скости к взрослости связан главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью.

Устойчивая социализациясовпадает с освоением личностью определенных статусов, широкого спектра социальных ролей. Дан­ная стадия связана со стабильным положением человека в общест­ве, в какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.

Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время человек дезадаптируется и, как правило, тяжело переживает положение, в котором оказался. Переживания пожилых людей нередко вызыва­ются утратой близких, смысла жизни, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но эти переживания во многом компенсируются за счет любви к внукам, которая придает жизни смысл, создает ощущение полезности, по­вторения прожитого.

Могут быть и другие классификации социализации, более сжатые или более расширенные. Например, Эриксон выделяет восемь стадий человеческого разви­тия: 1) доверие — недоверие (грудной возраст); 2) автономия — стыд и сомнение (1-2 года); 3) инициатива — чувство вины (3—5 лет); 4) трудолюбие — беззабот­ность; 5) становление индивидуальности; 6) интимность — одиночество (начало взрослого периода); 7) творческая активность — застой (средний возраст); 8) уми­ротворение — отчаяние (старость).

Социализацию можно рассматривать как типичный и как еди­ничный процесс. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культур­ных различий. Социализация как типичный процесс означает по­хожесть ее протекания для представителей схожих социальных или возрастных групп — одинаковых религий, культуры, одних и тех же поколений. Социализация безработного типична для безработных и отличается от социализации преуспевающего биз­несмена. То же самое можно сказать о бродягах, бездомных, хро­нически больных, инвалидах. Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов, связанная с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языко­вой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов.

стадии социализации личности - student2.ru стадии социализации личности - student2.ru стадии социализации личности - student2.ru Социализация как единичный процесс возникает за счет индивидуальной специфики: способностей, внешних данных, степени конформности, коммуникабельности личности, ин­дивидуального уровня идентичности, т.е. стремления к раз­витию своих способностей, осознания своего жизненного пу­ти как уникального и др.

стадии социализации личности - student2.ru Человек может внешне демонстрировать свою социализированность. В связи с этим встает вопрос о внешних и внутренних ее критериях. Критериями социализированности личности являются: 1) содержание сформированных установок, стереоти­пов, ценностей, картин мира человека; 2) адаптированность лич­ности, ее нормативные предпочтения, типичное поведение, образ жизни; 3) социальная идентичность (групповая и общечело­веческая).

Однако главным критерием социализированности личности вы­ступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а уровень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощен­ности, инициативности, незакомплексованности. Главная цель адап­тации личности не в ее унификации, превращении в послушного исполнителя чужой воли, а в самореализации, развитии способно­стей для успешного осуществления поставленных целей, превраще­нии в самодостаточный социальный организм. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и ста­новится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, ниве­лировку «Я».

Таким образом, социализация во многом обеспечивает при­общение личности к обществу, позволяет ей накапливать опыт социального поведения, играть определенные роли. В процессе ее общество осуществляет и контроль за личностью.

Наши рекомендации