Стадии социализации личности
Существуют различные подходы к выделению стадий социализации. Социологический подход акцентирует внимание на процессе усвоения человеком репертуаров социальных ролей, завоевания положения в той или иной общности, овладения ценностями, нормами, культурой. Примером данного подхода является точка зрения Г.М, Андреевой, выделившей в социализации три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Такие стадии, конечно, выделять можно, но данный подход односторонен.
Психоаналитический подход противоположен социологическому. Он увязывает стадии социализации с проявлением биологических влечений, инстинктов и подсознательных мотивов человека. Влияние бессознательного на процесс социализации очевидно. Тем не менее, более реальным подходом к рассмотрению стадий социализации является компромиссный, учитывающий как социологические, так и психоаналитические взгляды. Вот почему можно выделить следующие стадии: первичную; маргинальную; устойчивую; адаптационную в новой ситуации, например в связи с выходом человека на пенсию и некоторыми другими обстоятельствами.
Первичная стадиясоциализации ребенка, согласно утверждениям Фрейда, распадается на:
1) оральную (от рождения до 2 лет), во время которой мир ребенка сосредоточен вокруг рта;
2) анальную (от 2 до 3 лет), на протяжении которой ребенку прививают навыки туалета;
3) фаллическую (от 4 до 5 лет), когда у детей впервые появляется симпатия к родителям противоположного пола. Связанные с этими чувствами конфликты Фрейд назвал Эдиповым комплексом (у мальчиков) и комплексом Электры (у девочек). Дети, успешно преодолевшие данную стадию, начинают идентифицировать себя с родителями. Фрейд утверждал, что основные личностные характеристики формирует первичная социализация.
3. Фрейд выделил три компонента человеческой психики — «Ид», («Оно»), «Эго» («Я») и «Супер-Эго» («Сверх-Я»). Содержание «Оно» составляет либидо, т.е. позитивные любовные, сексуальные импульсы, и танатос, т.е. деструктивные, разрушительные импульсы. «Я» — сознательное начало: Наконец, «Сверх-Я» возникает на основе «Я» и воплощает в себе интериоризованные (от лат. interior— внутренний) индивидом «родительские образы», моральные запреты. Это, так сказать, моральная цензура. "Я» и «Оно» находятся в постоянном конфликте. Их отношения можно сравнить с неестественным отношением между всадником и лошадью: не всадник управляет лошадью, а лошадь управляет всадником. Поэтому всадник всячески вынужден сдерживать и направлять лошадь, иначе он может погибнуть. Вместе с тем «Я» подвергается нажиму со стороны «Сверх-Я», морального сознания, совести. Нарушение требований «Сверх-Я» вызывает у человека чувство вины. Этот конфликт, по мнению Фрейда, является неразрешимым, и в нем лежит ключ ко всем проблемам личности и общества.
В то же время нельзя абсолютизировать роль бессознательного в процессе социализации личности (патологические случаи не следует распространять на здоровых людей). Решающее значение здесь имеют процессы познания ребенком социальных ролей и овладения ими в игровой деятельности, упражнения его в самоидентификации, возникающая и закрепляющаяся у него система ожиданий и характер их удовлетворения.
Маргинальная (промежуточная, гит псевдоустойчивая) социализация — социализация подростка. Подростковый возраст является ступенью полового созревания и продолжается до того момента, когда человек становится взрослым. Этот переходный возраст от детскости к взрослости связан главным образом с самоутверждением личности, групповой идентичностью.
Устойчивая социализациясовпадает с освоением личностью определенных статусов, широкого спектра социальных ролей. Данная стадия связана со стабильным положением человека в обществе, в какой-либо общности. Она свидетельствует о социально-психологической адаптированности личности, ее социальной идентичности.
Последняя стадия социализации сопряжена с утратой статуса, ряда ролей после выхода человека на пенсию. В это время человек дезадаптируется и, как правило, тяжело переживает положение, в котором оказался. Переживания пожилых людей нередко вызываются утратой близких, смысла жизни, необратимыми процессами старения организма, чувством одиночества и ненужности. Но эти переживания во многом компенсируются за счет любви к внукам, которая придает жизни смысл, создает ощущение полезности, повторения прожитого.
Могут быть и другие классификации социализации, более сжатые или более расширенные. Например, Эриксон выделяет восемь стадий человеческого развития: 1) доверие — недоверие (грудной возраст); 2) автономия — стыд и сомнение (1-2 года); 3) инициатива — чувство вины (3—5 лет); 4) трудолюбие — беззаботность; 5) становление индивидуальности; 6) интимность — одиночество (начало взрослого периода); 7) творческая активность — застой (средний возраст); 8) умиротворение — отчаяние (старость).
Социализацию можно рассматривать как типичный и как единичный процесс. Типичность определяется социальными условиями и зависит от классовых, расовых, этнических и культурных различий. Социализация как типичный процесс означает похожесть ее протекания для представителей схожих социальных или возрастных групп — одинаковых религий, культуры, одних и тех же поколений. Социализация безработного типична для безработных и отличается от социализации преуспевающего бизнесмена. То же самое можно сказать о бродягах, бездомных, хронически больных, инвалидах. Совершенно по-особому, но все равно типично проходит социализация эмигрантов, связанная с вынужденной необходимостью адаптироваться к чужой языковой среде, культуре. Своеобразна социализация национальных меньшинств, маргиналов.
Социализация как единичный процесс возникает за счет индивидуальной специфики: способностей, внешних данных, степени конформности, коммуникабельности личности, индивидуального уровня идентичности, т.е. стремления к развитию своих способностей, осознания своего жизненного пути как уникального и др.
Человек может внешне демонстрировать свою социализированность. В связи с этим встает вопрос о внешних и внутренних ее критериях. Критериями социализированности личности являются: 1) содержание сформированных установок, стереотипов, ценностей, картин мира человека; 2) адаптированность личности, ее нормативные предпочтения, типичное поведение, образ жизни; 3) социальная идентичность (групповая и общечеловеческая).
Однако главным критерием социализированности личности выступает не степень ее приспособленчества, конформизма, а уровень ее независимости, уверенности, самостоятельности, раскрепощенности, инициативности, незакомплексованности. Главная цель адаптации личности не в ее унификации, превращении в послушного исполнителя чужой воли, а в самореализации, развитии способностей для успешного осуществления поставленных целей, превращении в самодостаточный социальный организм. В противном случае процесс социализации лишается гуманистического смысла и становится инструментом психологического насилия, направленного не на личностный рост и не на достижение единственной в своем роде индивидуальности, а на унификацию, стратификацию, нивелировку «Я».
Таким образом, социализация во многом обеспечивает приобщение личности к обществу, позволяет ей накапливать опыт социального поведения, играть определенные роли. В процессе ее общество осуществляет и контроль за личностью.