Речь как психический познавательный процесс. Виды речи
Речь – основа всей познавательной деятельности личности, самостоятельный познавательный процесс, и, наконец, она выступает как средство общения, в котором объективируются содержание сознания человека и его личностные качества.
Речь – это совокупность произносимых или воспринимаемых звуков, которые имеют тот же смысл и то же значение, что и соответствующие им система письменных знаков.
Человеческая речь выполняет целый ряд функций: выражает индивидуальное своеобразие психологии человека; выступает носителем информации, памяти и сознания; является средством мышления и общения; выступает регулятором человеческого общения и собственного поведения; является средством управления поведением других людей. Но главная ее функция состоит в том, что она является инструментом мышления.
Различают внешнюю и внутреннюю речь. Внешняя, в свою очередь, включает:
Устную, которая представляет собой общение при помощи языковых средств, воспринимающихся на слух. Она подразделяется на диалогическую и монологическую.
Письменная речь представляет собой разновидность монологической речи, но в отличие от монолога строится при помощи письменных знаков. Письменная речь отличается от устной не только тем, что использует письменные знаки, но и тем, что имеет особенности в языковой организации.
Внутренняя речь: беззвучная речь про себя и для себя, возникающая в процессе мышления. Внутренняя речь происходит из внешней, с ее помощью происходит переработка образов восприятия, их осознания и классификации в определенной системе понятий. Внутренняя речь кодирует образы реального мира символизирующими их знаками и выступает как средство мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности.
Эгоцентрическая речь – особая форма речи, промежуточная между внутренней и внешней речью, выполняющая в основном интеллектуальную, а не коммуникативную функцию. Она активизируется у детей в возрасте от 3 до 5 лет, а к 6-7 годам исчезает. Эгоцентрической речи, как и внутренней, свойственны интеллектуальная функция, неполная осознанность, предикативность и агглютинированность.
Эмоции и чувства
Эмоции – это переживание человеком своего отношения к тому , что он делает , к себе и другим людям.
Эмоции: - простое непосредственное переживание в данный момент - они кратковременны и ситуативные - эмоции находятся на поверхности - это чувства выраженный для предъявления окружающим - они имеются у животных - эмоции бывают у всех
Чувства: - более сложное , постоянно устоявшееся отношения человека - они более стабильны и говорят о самом человеке, а не о ситуации - чувства находятся в глубине - нельзя передать непосредственно , они выражены в эмоциях и всегда предметны - чувства свойственны только человеку и всегда обусловлены - чувства получают не все, их нужно заслужить
Классификация эмоций и чувств : положительные и отрицательные
Функции эмоций и чувств : 1) мотивационно -регулирующая ( она заключается в том, что эмоции учувствуют в мотивации человека , иногда они заменяют мышление в регуляции поведения) 2) коммуникативная ( эмоции несут в себе информацию в психическом и физическом состоянии человека) 3) сигнальная (эмоции выполняют функцию сигналов в каком состоянии находятся потребности человека) 4) защитная ( возникает как моментальная быстрая реакция организма, которая может защитить человека от опасности) 5) оценивающая ( полож. и отр. эмоции показывают как человек относится к чему – либо) 6) побуждающая ( чувства и эмоции могут подтолкнуть человека к действию , а могут и препятствовать )
С точки зрения влияние на деятельность человека эмоции делятся на стенические и астенически
1 –вые стимулируют деятельность человека, увеличивают энергию и силу , побуждают
2 –е хар-тся скованностью и пассивностью
Основные эмоции :Настроение – это длительное слабовыраженное эмоциональное состояние. Аффект (от лат. страсть, волнение) –это эмоц.сост. противоположное настроению , это бурная, кратковременная эмоциональная вспышка, которая полностью зависит от человека ( возникает внезапно) Страсть –самое сильное и яркое эмоц.состояние человека , это стойкое всеохватывающее чувство , вызывающее стремление к активной деятельности. Фрустрация–это эм.сост. , которое возникает при сильном переживании от встречи с непреодолимым препятствием на пути человека к значимой цели . Стресс -состояние сильного эмоционального напряжения, которое выказывает воздействие на организм и нарушением привычного образа жизни .
Существует понятие высшие чувства , к ним относятся: нравственные( чувства выражающие отношение человека к людям , обществу, к самому себе )( любовь , дружба, привязанность , жадность, зависть , неловкость ненависть, трусость) эстетические( проявляются при восприятии и создании человеком прекрасного)9 любовь к красоте к природе , искусству) интеллектуальные ( возникают в процессе умственной деятельности, связаны с познавательными процессами и творчеством) ( любознательность , радость открытия, юмор, цинизм)