Восприятие как психический процесс и система перцептивных действий
К чувственному познанию, то есть к перцептивным процессам помимо ощущения относят и процессы восприятия, являющиеся более сложными, комплексными.
Восприятие – это наглядно-образное отражение в сознании человека целостных комплексов свойств предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.
В отличие от ощущений в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме результатов ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Восприятие органически связано с рядом других психических процессов и образований, с иными видами психической деятельности. Восприятие (как процесс и как результат) органически включает в себя, в частности, прошлый опыт, память человека (в том числе и в аспекте общечеловеческого, социально-исторического опыта), установки личности. Например, учитель неодинаково воспринимается каждым учеником и совсем по-иному -- инспектором, присутствующим на этом уроке. Или, скажем, наличие установки, предварительного настроя, направленности на что-либо может существенно предопределять результаты восприятия (воздействия общественного мнения, торговой рекламы, интересов личности и пр.). Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает конкретное обобщенное значение, выступает в определенном отношении к другим предметам. Обобщенность является высшим проявлением осознанности человеческого восприятия, понимания формируемого чувственного образа. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности индивида.
Человеческое восприятие, как и всякий другой вид психической деятельности, неразрывно связано с эмоциями и чувствами личности, т.е. перцептивная деятельность всегда в той или иной мере пристрастна. Его высокая эмоциональная окрашенность особенно характерна для детского возраста. Сколько неподдельной радости, например, в восприятии ребенком животных или цветов, как заразительны и красочны детские рассказы о непосредственных впечатлениях! Да и для взрослого человека одни и те же предметы (скажем, привычные вещи домашнего обихода) выступают самыми разными сторонами в зависимости от тех или иных эмоциональных состояний личности. Влияние эмоций заметно при восприятии произведений искусства, где эмоциональные связи и воздействия являются основным каналом, реализующим «волшебную силу искусства». В восприятии всегда сказываются особенности личности воспринимающего, его отношение к воспринимаемому, потребности, интересы, желания человека. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции.
Понятие восприятия неотделимо также от действия и деятельности. Как и ощущение, восприятие не является пассивным отпечатком объективного мира. Это определенное преобразование мира, происходящее в результате особой познавательной деятельности. У новорожденного, конечно, нет подобных перцептивных действий; младенец обучается действиям, которые вначале представлены как действия внешние, ручные, предметно-манипулятивные. Только впоследствии они становятся собственно перцептивными действиями по обследованию воспринимаемых предметов и явлений, по сопоставлению образца и оригинала*. Таким образом, восприятие как процесс (как система перцептивных действий) и как результат (осознанный образ целостного предмета или явления) представляет собой сложный конгломерат психических процессов, состояний и свойств. В конечном счете вся психическая жизнь субъекта, вся личность в ее взаимоотношениях со средой преломляется и проявляется в восприятии.
* См.: Запорожец А.В., Венгер Л.А., Зинченко В.П., Рузская А.Г. Восприятие и действие. М.,1967; Восприятие и деятельность / Под ред. А.Н. Леонтьева. М, 1976.
Отражение, осуществленное в процессе восприятия, выполняет сигнальную функцию. Вместе с тем образы восприятия, являясь обобщенными, обеспечивают ориентировку и регулирование поведения в соответствии с объективными условиями среды и субъективными потребностями воспринимающего субъекта деятельности и поведения.
Восприятие – процесс, который давно и интенсивно исследуется в психологии. Это объясняется, во-первых, большим практическим значением восприятия, стоящего как бы в начале всего психического развития личности. В связи с этим поднимаются и проблемы сенсорного воспитания ребенка как основы развития собственно мыслительных процессов, и проблемы организации восприятия, обучения ему и соответствующего отбора операторов для специфической деятельности в условиях современной техники, и проблемы визуальной культуры и т.п.
Возникновение первых гипотез о природе восприятия относится к античности. Значительный вклад в развитие научных представлений о восприятии был внесен философами, физиками, физиологами, деятелями искусства. Во второй половине XIX в. представления о восприятии стали одной из важных составных частей системы психологического знания. В целом ранние теории восприятия соответствовали положениям традиционной ассоциативной психологии. Решающий шаг в преодолении ассоцианизма в трактовке восприятия был сделан, с одной стороны, благодаря развитию И.М. Сеченовым рефлекторной концепции психики, а с другой - благодаря работам представителей гештальтпсихологии, показавших обусловленность наиболее важных феноменов восприятия (таких, как константность) неизменными отношениями между компонентами перцептивного образа.
Гештальтпсихология (от нем. Gestalt – образ, форма) зародилась в Германии (представители М. Вертгеймер, В. Келер, К. Левин) и оказала большое влияние на психологические исследования первой половины нашего столетия во многих европейских странах. Эта психология находилась под большим влиянием физики и математики, поэтому все сложные психические явления разлагала на элементарные, стремясь из их сочетания вывести законы формирования сложного целого. Представители этого направления психологии утверждали о существовании и функционировании сложных, целостных систем, не сводимых к элементарным законам сочетания элементов. Главной задачей исследований было выяснение структуры связей элементов целостного. По этой причине данное направление иногда называют «структурной психологией», а слово «гештальт» в одном из переводов на русский язык трактуется как структура.
В восприятии отражаются предметы окружающего мира в совокупности различных свойств и частей. Взаимодействие системы анализаторов может возникнуть вследствие воздействия комплекса раздражителей разных анализаторов: зрительных, слуховых, моторных, осязательных.
Восприятие – результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Его физиологической основой является условно-рефлекторная деятельность внутрианализаторного и межанализаторного комплекса нервных связей, обусловливающих целостность и предметность отражаемых явлений. Восприятие различается по видам в зависимости от преобладающей роли того или иного анализатора в отражательной деятельности. Каждое восприятие определено деятельностью перцептивной системы, то есть не одного, а нескольких анализаторов. Значение их может быть неравнозначным: какой-то из них является ведущим, другие дополняют восприятие предмета.
Исследования П.К. Анохина, Н.А. Бернштейна показали, что сформированные перцептивные образы, становясь акцепторами действия, обусловливают обратную афферентацию и регулируют протекание исполнительной деятельности. Восприятие предполагает выделение из комплекса воздействующих признаков основных и наиболее существенных, с одновременным отвлечением от несущественных. Оно требует объединения основных существенных признаков и сопоставления воспринятого с прошлым опытом.
Восприятие – результат сложной аналитико-синтетической деятельности.
В исследованиях установлено, что в акте восприятия начинается управление действием. Всякое восприятие включает двигательный (моторный) компонент (в виде ощупывания предмета, движения глаз, проговаривания и т.д.). Поэтому его процесс рассматривают как перцептивную деятельность субъекта. Во всех видах восприятия моторный компонент способствует вычленению объекта из окружающего фона. Так, зрительное восприятие связано со зрительно-моторной координацией, слуховое начинается с фиксации раздражителя путем обращения слухового анализатора к источнику звука, а осязание определяется сложным взаимодействием тактильно-моторных анализаторов.
И.М. Сеченов отмечал, что сенсорный и двигательный аппараты в процессе приобретения опыта соединяются в единую отражательную систему.