Современное состояние психологической науки
Говоря о развитии науки, большинство ученых в качестве одного из важнейших его показателей называют стремление научного сообщества к рефлексии. Движение науки невозможно без осознания смысла научной деятельности, путей дальнейшего ее развития, методологических принципов построения исследования. Рефлексия является характерной чертой современной психологии. То, что методологические проблемы психологии связаны не только с социальной ситуацией, но и с ее собственной логикой развития, подтверждает сопоставление современной ситуации с той, что сложилась к началу XX в., когда практически всеми учеными постулировалось требование построения позитивной психологии, перестройки классической ассоциативной психологии на основе новой методологии и поиска нового, объективного метода исследования психики. Нечто похожее переживает и современная психология, хотя сегодняшняя ситуация, напротив, связана с необходимостью модификации естественно-научной, позитивистской психологии, которая не в состоянии решить всех встающих перед ней проблем.
Еще на рубеже XIX – XX вв. первым сигналом о том, что объективная психология не может ответить на многие вопросы, связанные с духовной жизнью людей, с их потребностью в творчестве, самореализации, с умением преодолеть давление среды и т.д., стала духовная философия B.C. Соловьева, отразившаяся во многих психологических концепциях того времени (Л.М. Лопатина, С.Л. Франка, И.О. Лосского и др.). Опасность ориентации исключительно на позитивизм видели не только российские исследователи. Известный немецкий ученый Э. Гуссерль также писал о том, что и социология, и психология имеют дело не только с естественной, но и с искусственной средой, причем сама социальная действительность есть продукт нашего знания о ней. Поэтому традиции естественно-научного знания неприменимы при изучении психологических явлений. Однако достижения естественных наук в исследовании материальных оснований психики были настолько велики, как и потребность в развитии объективных методов исследования феноменов психического, что недостатки естественнонаучной психологии тогда казались менее значимыми по сравнению с ее достоинствами.
В конце XX в. методологическая проблема соотношения философии и естественных наук в психологии стала важной не только для теории, но и для проведения психологических исследований. Эта проблема возникла в связи с необходимостью, во-первых, создать фундамент для экспериментальной психологии, во-вторых – сочетать эмпирические исследования с обобщением и интерпретацией полученных данных, что практически невозможно без философской рефлексии. Поскольку в разработке объективных методов исследования психических (точнее, психофизических) процессов именно естественные науки добились серьезных результатов, значительно опередив психологию, ученые в поисках новых методов исследования на рубеже XIX – XX вв. обратились именно к данной области знания. Однако при разработке новых методов необходимо учитывать и важность целостного, системного подхода к исследованию психики, отсутствие которого было одним из серьезных недостатков методики, разрабатывавшейся на основе биологии и физиологии. Таким образом, вопрос о сочетании естественно-научных и философских постулатов вставал во всей своей многогранности и сложности.
В настоящее время особенно важным представляется понимание различий и точек соприкосновения в методологии разных сфер психологии, в частности когнитивной, клинической (наиболее объективной и ориентированной на данные естественных наук), а также психологии личности и социальной психологии (ориентированных на гуманитарное знание). Можно сказать, что сама структура психологического знания доказывает важность сочетания естественно-научных и гуманитарных подходов в исследовании и понимании психики. При этом возможен и необходим именно диалог, исключающий конфронтацию различных подходов к психологии как науке, к ее проблематике и методам исследования психики, поскольку стремление к доминированию одного подхода, одной парадигмы, как показывает история психологической науки, приводит в тупик.
Актуальность методологических проблем всегда была чрезвычайно высока и для отечественной, и для зарубежной психологии. В этом плане особенный интерес представляют работы как европейских, так и американских ученых (прежде всего С. Московией, Д. Гергена, X. Маркуса, Д. Тернера, Г. Брейквелла), стремившихся ввести современные философские принципы и парадигмальный подход (в частности, идеи постпозитивизма, конструктивизма, постмодернизма, современной эволюционной биологии и этологии) в методологию психологии. Еще одним значимым моментом методологических инноваций в зарубежной психологии можно считать принцип активности субъекта в построении образа мира, его когнитивных схем, которые, собственно, и являются основой для конструирования образа окружающего. Такой подход существенно отличался от принципа активности в теории отражения, доминировавшего в отечественной психологии.
Методологические дискуссии в зарубежной психологии начались несколько раньше, чем в отечественной науке, и, главное, они до последнего времени носили более продуктивный характер, так как были связаны с изучением возможности и границ сочетания естественнонаучных и гуманитарных принципов в психологических исследованиях (работы Д. Эдельмана, Д. Арчера, Р. Стеренберга). В то же время в отечественной психологии конца XX в., где также актуализировалась проблема методологии, эти дискуссии носили более идеологизированный характер и касались в основном подходов к преодолению марксистской идеологии и философии как единственной методологии психологической науки.
Попытка осмыслить свою деятельность характерна и для многих ученых, занимающихся прикладными исследованиями, в которых угадывается стремление встроиться в определенное направление или научную школу, продемонстрировать важность психологических исследований для определенной отрасли, для общества. Таким образом, можно констатировать, что психология осознает сегодня необходимость разработки методологических принципов, объединяющих теорию и практику, в последнее годы все больше расходившихся, отрывавшихся друг от друга, что наносило серьезный ущерб развитию целостного научного знания, поскольку, с одной стороны, не давало возможности полноценной проверки в определенной методологической парадигме теоретических открытий, с другой – лишало практику объективных критериев, без которых она также не могла формировать новые подходы к диагностике и консультированию.
Модификация принципов классической психологии и разработка новых, неклассических и постмодернистских подходов к методологии с необходимостью подразумевают включение в картину психологии недавно открытых феноменов психики, а также, что особенно важно, их научного объяснения.
Например, один из основополагающих принципов – принцип единства сознания и деятельности, безусловно, нуждается в некотором дополнении, так как он был ориентирован на доказательство возможности опосредованного (через исследование деятельности, разных видов активности) анализа содержания сознания человека. Но в настоящее время не менее важной задачей является исследование содержания бессознательного, глубинных влечений людей, для чего необходимы и новые принципы, и новые методы.
Весьма значимым в этом контексте можно считать пересмотр принципа отражения в создании образа мира, соотнесение его с принципом конструирования человеком образа окружающей действительности на основе своих представлений о ней, мотивации, степени определенности/неопределенности ситуации. При этом одни объекты человеком игнорируются, не осознаются, не входят в создаваемый им образ, а осознание других значительно субъективируется, переосмысляется согласно собственным установкам и ожиданиям.
Сложной и неоднозначной в методологическом плане является и категория личности, ее структура и содержание. Эта проблема стала в последние десятилетия одной из главных для многих гуманитарных наук, прежде всего для психологии, что связано и с социальной детерминацией науки, с теми изменениями, которые происходят в обществе и актуализируют интерес к вопросам активности, социализации человека, его взаимоотношений с окружающим миром и людьми. Современная социальная ситуация диктует необходимость активной и гибкой жизненной позиции, стимулирующей людей к использованию всех имеющихся у них потенциальных способностей для самореализации и личностного роста в рамках тех социальных условий и той культуры, в которой они развиваются. В связи с этим встает вопрос о значимости исследования одной из основных личностных характеристик – идентичности и тех факторов, которые влияют на развитие процесса социализации и выработку целостной и позитивной идентичности, соединяющей в себе как социокультурные, так и личностные формы. Особое значение в плане актуализации интереса к проблеме личности имеет логика становления научного знания, так как переосмысление многих категорий психологии ведет к необходимости уточнения того содержания, которое ученые вкладывают в термин «личность», т.е. к собственно психологической его составляющей. Наряду с этим встают вопросы о диагностике уровня развития личности, возможности оценки ее экзистенции, самости и т.д.
Важный фактор в формировании личностной и социокультурной идентичности – обязательность их соотнесения, так как параметры, по которым осознаются и оцениваются качества личности, являются нормами и ценностями общества, что задаются ребенку окружающими. Конечной целью при изучении факторов, влияющих на становление индивидуального просоциального стиля жизни, можно считать анализ условий, способствующих интериоризации, т.е. присвоению социальных норм и ценностей, – процессу выработки нового отношения, переживания новых знаний как своих, связанному с развитием мотивации, лежащей в основе нового поведения.
Категория переживания как ни одна другая вбирает в себя разные трактовки ученых, работающих в разных научных парадигмах. Переживания могут рассматриваться не только как особое состояние человека, но и как механизм, соединяющий различные аспекты идентичности в единое целое и, таким образом, органично связывающий социокультурную и личностную идентичность. Такой подход позволяет выделить несколько функций переживаний с точки зрения, как теории, так и психологической практики. При этом наиболее важным моментом, отличающим переживание от других эмоциональных состояний и делающим его основным механизмом личностного становления, является соединение в нем двух аспектов – динамического (интенционального) и когнитивного.
Особенно значимым в когнитивном компоненте является тот факт, что переживание как идентификация познающего субъекта с познаваемым объектом дает возможность снять (или существенно снизить) барьеры на пути познания внешнего мира. Недаром именно переживание является важным параметром формирования образа мира уже в раннем детстве. В качестве одного из ведущих факторов переживание выделяется и при интуитивном познании окружающего, и в творческом озарении, и особенно в процессе социального познания.
Когнитивный компонент переживания при интуитивном постижении мира позволяет не только более точно понять ситуацию, но и более адекватно сконструировать ее образ и отношения, необходимые для реализации своих потребностей в данной ситуации и с данными людьми. В этом плане когнитивный компонент переживания способствует социализации и социально-психологической адаптации человека. Собственно, переживания и лежат в основе социализации – как процесс постижения и конструирования ситуации и отношений в ней, – являясь в определенной степени продуктом этого процесса – как положительное или отрицательное переживание ситуации в зависимости от успешности или неуспешности поведения. Здесь вступает в силу второй компонент переживания – его интенциональный, динамический аспект, связанный с побуждением к определенным действиям с конкретными объектами и с постижением их сути и смысла для субъекта.
Так в реальной деятельности переплетаются оба параметра переживания, позволяющие человеку соотнести оба плана в постижении образа мира и себя – объективный и субъективный. Объективный план может конструировать как отрешенную действительность, предельно обобщающую реальность, так и образ конкретного бытия. Как правило, человек стремится создать образ конкретной ситуации, который всегда является социальным и объективируется в определенном контексте (социальном, этническом, культурном). Образы разного бытия связаны с разными аспектами переживания. Социальное бытие – с социальными переживаниями, которые отражают отношение человека к социальному окружению и своему месту в нем. Становление образа Я, осознание смысла индивидуального бытия человека корреспондирует с индивидуальными переживаниями, отражающими отношение к себе.
Говоря о состоянии современной психологии, надо, прежде всего, иметь в виду, что частичное изменение ее методологии, переосмысление ключевых проблем, стоящих перед психологической наукой, связаны и с осознанием происходящего сегодня изменения ее места в мире, тех проблем, с которыми общество при этом столкнулось. Психология не может и не должна игнорировать важные изменения, которые произошли с миром и с человеком за последние десятилетия. Осознание определенной исчерпанности и даже опасности технократического общества, выстроенного на большей части земного шара (о чем свидетельствуют, например, многочисленные экологические и техногенные катастрофы), приводит не столько к мысли об опасности вмешательства в естественный ход развития природы, сколько к пониманию того, что на пути формирования «машинной» культуры человек, возможно, растерял или не успел развить многие способности, которые потенциально были в нем заложены и ждут своего часа. Осознание и развитие этих способностей – тоже задача психологии, которая может ее решить только на междисциплинарной основе. Активность в присвоении окружающего, преобразовании природы привела к появлению распространенного сегодня экологического подхода, который представляется альтернативой технократическому. Но и экологическое понимание психики и миссии человека, безусловно, базируется не только на философских и гуманистических, но и на биологических посылках.
Встает также вопрос о том, насколько созвучны тенденции к междисциплинарности и постмодернизму, ясно прослеживаемые в науке, тем трансформациям, которые происходят сегодня в мире. Даже поверхностный анализ дает возможность увидеть некоторые кардинальные изменения, характеризующие новую эпоху, в частности такие ее приметы, как глобализация, серьезные межэтнические и межконфессиональные конфликты, представления о пассионарности и активности людей в конструировании окружающего мира, ярко выраженное состояние неопределенности в понимании целей и направления развития общества. Изменчивость мира и его образа в сознании людей разной ментальности, социальной принадлежности, разного образования меняет и само представление о межличностных и межгрупповых отношениях и аттрактивности партнеров, проблематизируя или, напротив, упрощая контакты с людьми другой культуры. Все это не может не сказаться на развитии психологической науки.
Проявления глобализации влияют не только на экономику и политику, они затрагивают все стороны взаимодействия разных культур – от обмена технологиями и совместных научных разработок до смешанных браков. Существенное влияние оказывают эти процессы и на восприятие людьми окружающего пространства, которое начинает казаться свернутым, а сама Земля – небольшой планетой, расстояния между разными точками на которой совсем не так велики, как казалось прежде. Естественно, это влияет на представления людей об окружающем мире. Если в прежние века время и пространство казались им бесконечными, поскольку жизнь вечна, земля огромна и обойти ее невозможно, сегодня все понимают быстротечность и ограниченность жизни, как и легкость перемещения в пространстве. Это придает жизни другую ценность и диктует необходимость принятия факта существования других людей и других культур. Увеличение миграции также требует взаимодействия людей, принадлежащих к разным культурам, поэтому огромное значение приобретает анализ причин дезадаптации людей к новым условиям жизни, неприятие или пассивное отторжение ими культуры и традиций нового социального окружения.
В то же время взаимодействие людей, имеющих разную ментальность, разные языки, разные ценности, приводит к необходимости осознания и на бытовом, и на научном уровне относительности их представлений об истине, о том, «что такое хорошо и что такое плохо». Важной становится оценка одной и той же позиции с разных точек зрения, в разных подходах и разных науках. Таким образом, междисциплинарность, полипарадигмальность и постмодернизм, о которых заговорили методологи, не являются категориями абстрактными, поскольку они означают тенденции, продиктованные не только научными изысканиями, но и самой жизнью.
Особую актуальность поиск разных подходов и преодоление границ между ними приобретают для психологии личности. В исследовании проблемы личности в психологии сводятся, сталкиваются и соединяются между собой в своеобразный коллаж несколько философских и психологических концепций, ведущими из которых являются экзистенциальная философия и гуманистическая психология, глубинная психология и культурно-историческая парадигма в разных ее вариантах (А.А. Потебня, ГГ. Шпет, Л.С. Выготский). При этом основными точками соприкосновения становятся понятия бытия, значения и смысла.
Важнейшей инновацией настоящего времени стал Интернет – интереснейшая модель для психологических исследований. Это объясняется тем, что в реальном мире оценку человеком своего поведения и его самооценку определяет, как правило, социальная ситуация, которую он часто при всем желании не может изменить, но в Интернете легко скрыться за маской, за несколькими масками, принимать разные имена и придумывать себе разные ситуации и разные биографии. Это дает возможность опробовать себя в разных ролях, которые в дальнейшем, при успехе в данном виде коммуникации, могут реализоваться. Так, неопределенность общения в Сети, накладываясь на неопределенность в личностной сфере, способна стать источником положительной динамики и помочь осознать если не себя, то хотя бы свое поведение и его причины.
В современном сложном, многомерном и постоянно изменяющемся мире причинно-следственные отношения не всегда становятся основой для понимания текущих событий, тем более они не могут помочь предсказать поведение человека в будущем, его реакцию даже на знакомые раздражители. Все это делает и стабильную ситуацию не совсем ясной, тем более неопределенной представляется новая или постоянно меняющаяся, когда и сам человек, и его мысли, состояние, поведение тоже становятся в значительной степени неопределенными. Если люди уверены в своей возможности перестроить, переломить ситуацию и на основе этого выстроить собственное будущее, то неопределенность этого будущего снимается вместе с тревогами и опасениями, которые оно несет. Таким образом, конструкционистская парадигма, в рамках которой можно говорить о трансформации окружающего мира в направлении желаемых изменений, увеличивает степень предсказуемости будущего и снимает эмоциональную напряженность.
Необходимо подчеркнуть тот факт, что в ситуации неопределенности объективация мотивов поведения человека не может полностью соотноситься с поступком как проявлением личности. Однако нельзя совершенно отказаться от принципа детерминации, поскольку мы, хотя и не можем досконально изучить причины поступков людей, не можем и исключить наличие причинно-следственных отношений в каждом конкретном случае, как и возможность их будущего анализа. Игнорирование детерминизма фактически снимает водораздел между научной и житейской психологией, психологией и мистикой, т.е., полностью отрицая это принцип, мы потеряем границы научности.
В настоящее время приходится искать опосредованные способы анализа внутреннего мира человека. По другим людям мы можем судить о том, что происходит с человеком, идентифицируясь с ним, можем судить о его мотивации. Но это не совсем достоверное знание, оно опосредовано и культурой (человек ведет себя соответственно определенным эталонам), и опытом, и переживаниями наблюдателя, его атрибутивными схемами. Поэтому такое значение для современной психологии приобретают нарративы, результаты самонаблюдения. Философия постмодерна и полипарадигмальность методологии также созвучны современной ситуации, непредсказуемость и вариативность которой волей-неволей приводят к необходимости создать коллаж, отражающий разные аспекты ситуации и нашего присутствия в ней.
Полипарадигмальный характер современной психологии не только позволяет выйти за пределы поля одной концепции и объяснительных принципов одной науки, но и наполняет понятия избыточными смыслами, открывая возможность их сравнительного толкования и тем самым органично связывая ее методологию с постмодернизмом.
Согласно постмодернистскому взгляду, мир многомерен и многогранен, образ мира – это своего рода мозаика, которая складывается из отдельных образов, представлений, теорий. Подобно мозаике в калейдоскопе, то, каким он нам предстает, зависит, прежде всего, от нашего сознания, от нашей интенции, которая определяет и поворот калейдоскопа, и изменение картины мира. С этой точки зрения, эволюция научного знания рассматривается как последовательная смена теорий, каждая из которых более точна и более применима, чем предыдущие, но ни одна не дает полного и окончательного описания явлений, ни одна не несет абсолютной истины. Именно поэтому наука в поисках ответов на кардинальные вопросы должна выйти за пределы условных границ между дисциплинами, используя любые «языки», подходящие для описания различных аспектов многоуровневой, взаимосвязанной реальности. Все это определяет рамки и основания будущих исследований, которые, безусловно, принесут новые материалы, расширяющие представления о психологии и ее месте в современном мире.