X1Y.2.4. Методы диагностики функциональных состояний
Арсенал методических средств диагностики функциональных состояний чрезвычайно разнообразен. Для практического удобства их обычно объединяют в две группы: психофизиологические и психологические (А. Б. Леонова, 1984).
Психофизиологические методы тестирования функциональных состояний. Использование для диагностики функциональных состояний психофизиологических показателей довольно традиционно. В их роли обычно выступают разнооразные показатели работы
29$
центральной и вегетативной нервной системы. Это прежде всего электрофизиологические показатели: электроэнцефалограмма^ (ЭЭГ), электромиограмма (ЭМГ), кожногальваническая реакция (КГР), электрокардиограмма (ЭКГ) и другие (рис. 13).
Рис. 13. Многоканальная регистрация наиболее часто изучаемых психофизиологических параметров состояний (по Ж- Пайяру, 1970)
Электра энцефалограмма (ЭЭГ) характеризует сум-; марную биологическую активность нейронов головного мозга. В спектре ЭЭГ содержатся различные составляющие: дельта-ритм с частотой колебаний 4,0—5,0 Гц, тета-ритм (8,0—12,0 Гц), бета-ритм (15,0—35,0 Гц) и гамма-ритм (35,0--100,0 Гц). Доминирование в ЭЭГ низкочастотных колебаний (дельта- и тета-ритмов) свидетельствует о снижении активности, утомлении, монотонии и других тормозных процессах в коре больших полушарий головного мозга.
Хорошая выраженность альфа-ритмов наблюдается у человека в состоянии оперативной готовности кдеятельности.
Доминирование высокочастотных ритмов (бета-, гамма-ритмов) свидетельствует об эмоциональных состояниях с возбуждением инапряженностью.
Электромиограмма (ЭМГ) представляет собой суммарную биоэлектрическую активность мышц. Она служит эффективным способом оценки степени включения в динамическую или статическую работу отдельных мышц. ЭМГ используется для диагностики утомления и эмоционального напряжения. При утомлении суммарная биоэлектрическая активность мышц и амплитуда колебания биопотенциалов уменьшается; в случае эмоционального напряжения происходит перераспределение биоэлектрической активности мышц, например возрастают амплитуда и длительность потенциалов мышц лба, шеи и затылка.
Электрокардиограмма (ЭКГ) представляет собой регистрацию электрических процессов, происходящих в сердечной
мышце. В спорте ЭКГ используется для оценки степени напряженности состояния спортсменов. При значительной напряженности увеличивается отношение времени сокращения желудочков ко всему времени сердечного цикла.
Кожногальваническая реакция (КГР) характеризует изменения электрического сопротивления или .разность потенциалов кожи КГР является одним из наиболее эффективных способов диагностики эмоциональных состояний. Она регистрирует падение электрического сопротивления кожи или увеличение разности потенциалов между двумя участками кожного покрова
человека.
К числу наиболее информативных относятся также различные внешние характеристики состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем: ч а сто та сердечных сокращении (4^4, величина артериального давления крови (АД), частота дыхания (ЧД) и др. Состояния утомления и психического напряжения неизбежно приводят к возрастанию энергетических затрат, что сопровождается увеличением ЧСС и ЧД, подъемом АД, усилением газообмена и т. д.
В настоящее время интенсивно развиваются различные методики, использующие биохимические сдвиги для различения психических состояний. В качестве информативных признаков для диагностики психического напряжения и стресса обычно ука-'зывают на повышение содержания в крови, и моче' 17-окси-кортикостероидов, «гормонов стресса» — адреналина и норад-
реналина.
Однако использование психофизиологических показателей для диагностики функциональных состояний затруднено из-за неоднозначности связей между физиологическими и психическими функциями организма. Различные психические состояния могут характеризоваться одинаковыми физиологическими сдвигами и, наоборот, одинаковые психические состояния у разных людей могут вызвать различные изменения физиологических характеристик: ЭКГ, ЭЭГ, КГР и т. д.
Поэтому диагностика функциональных состоянии без использования специальных психологических методов не может быть
эффективной.
Психологические методы диагностики функциональных состояний. Вспортивной практике для диагностики функциональных состояний используются два относительно самостоятельных подхода: деятельностный и субъективный.
При деятельностном подходе диагностика осуществляется по характеристикам выполнения какой-либо работы. С этой целью могут быть использованы практически любые тесты: оценки внимания, памяти, мышления, психических функций (см. стр. 282—289) и др. Они достаточно эффективны и составляют основной арсенал объективных психологических методов диагностики функциональных состояний.
При субъективном подходе для оценки функциональных состояний применяется группа методов, ориентированная на
анализ субъективных переживаний. Многие конкретные методик: используют с этой целью самоотчет. Популярность методик самЫ оценки объясняется по меньшей мере двумя причинами:
а) они являются самым дешевым и доступным способом по
лучения информации: не требуют специальной аппаратуры, до-j
пускают коллективные формы сбора информации, позволяют за
короткий период обследовать много испытуемых;
б) без обращения к самоотчетам, без учета субъективных дан
ных затруднена полноценная качественная интерпретация других|
физиологических и психологических материалов.
Чаще всего в качестве объекта для субъективных методов диагностики функциональных состояний выступает какое-либо одно состояние (утомление,, монотония, тревожность, переживание стресса и т. п.), но имеются и многофакторные тесты. В спортивной практике наиболее часто используется тест дифференцированной самооценки функциональных состояний. Он основывается на гипотезе об их трехфакторной структуре, которую представляет самочувствие, активность и настроение (САН). Диагностика состояния прозводится не только по усредненным балльным оценкам] для каждого из этих факторов, но и по показателям их соотно-1 шения, У человека в оптимальном функциональном состоянии! оценки по всем трем факторам приблизительно одинаковы. Введение относительных оценок целесообразно для более тонкой дифференцировки состояний.
Фрустрационный тест «Ваше состояние», разработанный Ю. Я. Рыжонкиным (1982), позволяет вскрыть характер реакций спортсменов на соревновательный стресс, обрисовать особенности возникающих психических состояний и дифференцировать их по пяти составляющим (факторам).
1. Эмоциональное возбуждение характеризует степень чувст
вительности и реактивности спортсмена к стресс-факторам сорев
нований. Оно протекает в форме различных переживаний: от
смутной тревожности и неуверенности до озабоченности.
2. Соматовегетативная реактивость отражает степень физическо
го самочувствия. Высокие оценки по этому фактору свидетельству
ют о перетренированности, повышенном беспокойстве о состоянии,]
здоровья, возможно, о наличии серьезного заболевания или
травмы.
3. Активность отражает уровень бодрости, стеничности спорт-1!;
смена. Этот фактор тесно связан с общей работоспособностью и
функциональным состоянием. Снижение энергетического потен
циала может быть следствием низкой общей и специальной вы
носливости, переутомления или пресыщения занятиями.
4. Мотивированность отражает степень интенсивности внутрен
них побудительных сил, направленных на достижение постав
ленных целей. Этот фактор имеет наиболее существенное значение
для целенаправленности поведения при возникновении препятст
вий и помех, для саморегуляции деятельности в экстремальных
условиях.
5. Психическая защита отражает степень ухода спортсмена от
решения стоящих перед ним задач и самооправдания в случае неуспеха.
Знание индивидуальных оценок по факторам теста «Ваше состояние» необходимо для организации психологических занятий со спортсменами и для выработки индивидуально-своеобразной техники подведения к стартам.