Самоактуализация как процесс и механизм развития личности
А. Маслоу хорошо понимал статичность изложенных выше определений самоактуализации как высшего уровня личностного развития и высшего мотива. Так как объектами исследования А. Маслоу были в большинстве своем люди немолодого возраста, неудивительно, что самоактуализация представала в итоге как некое конечное состояние, отдаленная цель, а сформулированным А. Маслоу критериям могли соответствовать только люди, имеющие за плечами немалый жизненный путь. Критиками отмечался этот недостаток, поэтому уже в своей статье о мотивации развития, впервые опубликованной в 1955 г, Маслоу отказывается от своих убеждений о фиксированной последовательности удовлетворения потребностей в соответствии с их положением в иерархии. Он говорит о развитии, как о разнообразном процессе, в итоге ведующем личность к самоактуализации, и обосновывает новую точку зрения, а именно, что данные процессы имеют место на протяжении всей жизни человека и обусловлены специфической «мотивацией развития», возможности проявления которой уже не стоят в прямой зависимости от степени удовлетворения базовых нужд. Связывая самоактуализацию, рассматриваемую как процесс, с мотивацией развития, А. Маслоу утверждает: «Самоактуализация является в какой-то степени свершившимся фактом лишь у немногих людей. Тем не менее у большинства она присутствует в виде надежды, стремления, влечения, чего-то смутно желаемого, но еще не достигнутого... Ценности самоактуализации существуют в виде реальных даже еще не будучи актуализированными. Человек является одновременно тем, что он есть, и тем, чем он стремится быть» .
Большую роль в изменении позиции А. Маслоу сыграли данные изучения личности и ее изменений в процессе психотерапии. Исходя из этих данных, А. Маслоу признает наличие у большинства людей (возможно, у всех) стремления к самоактуализации и, более того, наличие у большинства людей способности самоактуализироваться, по меньшей мере в принципе, причем самоактуализация каждого отдельного человека уникальна и неповторима. Но осуществлению самоактуализации во многих случаях препятствуют присутствующие также у каждого человека регрессивные тенденции, в основе которых лежат страх, враждебность или праздность. В частности, А. Маслоу описывает «комплекс Ионы» — синдром страха перед собственными возможностями, перед собственной самоактуализацией, который ограничивает возможности нашего собственного развития. «Мы боимся как худшего в нас, так и лучшего, хотя и по-разному.. Часто мы бежим от ответственности, которую диктует (или, скорее, предлагает нам) наша природа, судьба, порой даже случай, подобно тому, как Иона пытался — тщетно! — бежать от собственной судьбы» Возобладание подобных регрессивных тенденций является признаком личностной патологии и частой причиной невроза.
Понимание самоактуализации как коротких эпизодов в жизни человека мы находим в работах А. Маслоу, посвященных проблеме предельных переживаний. Понятие предельного переживания А. Маслоу в инструкции своим респондентам операционализировал в виде просьбы описать «самое чудесное переживание или переживания Вашей жизни; самые счастливые мгновения, мгновения восторга, экстаза, может быть, в любви, или при слушании музыки, или при внезапном потрясении от книги или картины, или в великие мгновения творческого вдохновения».
В статье «Познание бытия в предельных переживаниях» дается подробное описание предельных переживаний в 19 пунктах. Сначала А. Маслоу рассматривал их как одну из общих характеристик самоактуализирующихся личностей. Позже, однако, он убедился в том, что предельные переживания встречаются практически у всех людей. Единственное различие заключается в том, что одни люди принимают и ценят такие переживания, другие же стараются их вытеснить или рационализировать. Предельные переживания оказались удобной моделью для изучения самоактуализации. «Каждый человек,— пишет А. Маслоу,— в каждом предельном переживании временно приобретает многие из тех характеристик, которые я обнаружил у самоактуализирующихся личностей, другими словами, он на какое-то время становится самоактуализирующимся». Исходя из этого А. Маслоу определяет самоактуализацию как эпизод, в котором индивид более эффективно актуализирует свои потенции, становится человеком в более полном смысле слова. «Нам уже больше не нужно искать тех редких людей, — пишет А. Маслоу, — которых можно назвать самореализующимися большую часть времени. В любой жизни мы можем, по меньшей мере теоретически, отыскать эпизоды самоактуализации».
А. Маслоу придает большое значение предельным переживаниям в жизни несамоактуализирующихся людей. По его мнению, предельные переживания могут придавать жизни смысл и ценность, могут ликвидировать состояние «экзистенциальной бессмысленности» и выступать фактором, предотвращающим самоубийства. Вместе с тем он решительно выступает против попыток сверхъестественного, мистического объяснения предельных переживаний, отстаивая их естественное происхождение и природу. В своей концепции возникновения религии он утверждает, что символический язык теологии возник как система метафор для описания (с целью трансляции другим) экстатических предельных переживаний, имеющих вполне земную природу. Впоследствии же эта система символов приобрела в глазах людей самостоятельное значение и создалось убеждение, что за ней стоит некая сверхъестественная действительность. Концепция А. Маслоу, хотя и является односторонне-психологизаторской, дает оригинальное научное объяснение психологических причин обращения людей к религии.