Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии
Это комплименты, благодарность, приветствие, прощание, вопро-
сы о здоровье. В выборе этих форм поведения мы вовсе не свободны.
Нас настойчиво обучают им в детстве, мы всю жизнь им следуем. Их
характеристики:
― упорядоченность действий, стандартный набор, стереотип-
ность;
― устойчивость во времени;
― символический характер (ценность для определения группы);
― санкции в случае несоблюдения;
― отсутствие материального роста, непосредственной целесооб-
разности.
Значение ритуального поведения для общества: прогнозируе-
мость событий — социальная безопасность; функция регулирования
психологической стабильности, создание уверенности в трудных кри-
зисных ситуациях (снимает тревогу и чувство неблагополучия). Пси-
хотерапевтическая функция — осуществляет общение, объединение
людей, преодолевает тревожность и отчуждение, дает чувство при-
надлежности к группе (социальной, половозрастной, профессиональ-
ной, этнической, религиозной). Итак, ритуал превращает сложные пе-
реживания индивида в образ простого упорядоченного мира.
Формы ритуалов — светское общение: не касается реальных жиз-
ненных проблем (семейных осложнений, болезней, финансовой сто-
роны). Несоответствие внешнего поведения и его внутреннего мира.
Времяпрепровождение — функция социального отбора — основа
для знакомства, человек выбирает себе того, с кем он хочет познако-
миться поближе.
Ритуалы могут выступать в форме защитного поведения как спо-
соба управления конфликтными взаимодействиями.
Избегание — устранение от контактов с людьми, общение с кото-
рыми несет скрытую или явную опасность. В число ситуаций избега-
ния входят попытки отделаться шуткой или сделать вид, что выпад в
ваш адрес не замечен.
Уточнение — корректирующая мера по пересмотру сложившего-
ся ритуала.
П р и е м ы : подчеркнутая вежливость с обидчиком, сохранение
внешней доброжелательности. Эти корректирующие меры служат
сигналом того, что поведение участника понятно, но ему дают шанс
исправиться.
Агрессия. Это происходит в тех случаях, когда обидчик чувствует
свою безнаказанность и продолжает уколы, оскорбления, пренебре-
жение.
Таким образом, являясь формой социальной поддержки, ритуал
выступает способом определения границ взаимодействия, в которых
люди легок ориентируются. Ритуал взаимоотношений делает социаль-
ный мир относительно безопасным, так как все играют по правилам.
Деловое взаимодействие — такое взаимодействие людей, которое
подчинено решению конкретной задачи, стоящей перед организацией,
что накладывает определенные рамки на поведение людей.
Ключевые характеристики:
1) жесткая регламентация целей и мотивов общения. Обмен ин-
формацией носит лестничный характер — общение формализованное;
2) иерархичность отношений (подчинение—зависимость) накла__________-
дывает отпечаток на характер межличностного взаимодействия. За-
мечено, что эффективность распространения деловой информации по
горизонтали между сотрудниками очень высока, люди, работающие
на одном уровне, понимают друг друга «с полуслова». Эффектив-
ность вертикальной коммуникации — сверху вниз — значительно
ниже: от начальника доходит до непосредственного исполнителя и
правильно ими понимаются 20–25% информации.
Причины:
• посредники — «испорченный телефон»;
• убеждение руководителей, что надо выполнять, а не задавать
лишние вопросы, следовательно, подчиненные не видят контекста
конкретной операции — домысливают, искажают информацию.
Для корректировки и повышения эффективности необходима об-
ратная связь.
3.Мотивация труда. Если личные потребности человека не удов-
летворяются или ценности и стиль его поведения не совпадают с
групповыми нормами, возникает внутренний конфликт и снижается
эффективность деятельности.
Для формата делового общения подходит деловая беседа — спе-
циально организованный предметный разговор, служащий для реше-
ния управленческих задач.
Важно помнить:
• к информации от неприятных нам людей мы относимся с пре-
дубеждением, следовательно, надо трезво оценить, что именно вас
раздражает — информация или сам человек (внешность, характер,
нравственность);
• новые идеи вызывают протест — не отвергайте их с ходу, не
противоречьте, так как можете не услышать аргументов в их пользу: а
вдруг они весомые?;
• практически не поддаются убеждению люди, испытывающие
чувство бесполезности, одиночества, отчуждения, агрессии, плохо
переносящие трудные ситуации.
Психологическое влияние — процесс и результат изменения од-
ним человеком психики и поведения другого. Личное влияние — спо-
собность человека воздействовать на другого, изменяя не только его
поведение, но и взгляды, мотивы, сознание. Главный результат лич-
ного влияния — изменения, происходящие в сознании и душе другого
человека, а не просто изменения в действиях, которые выгодны для
того, кто влияет. Основные средства воздействия: юмор, обаяние,
призыв, убеждение, воодушевление.
Основные стратегии воздействия на человека
Под психологическим воздействием понимаются изменение пси-
хологических характеристик личности за счет использования психо-
логических и социально-психологических закономерностей.
Очевидно, что результат воздействия будет зависеть от выбран-
ных способов и стратегий. Типология стратегий воздействия имеет
критерии отношения к партнеру как к объекту или субъекту.
По мнению Г. А. Ковалева, в реальной жизни есть несколько ос-
новных стратегий:
• императивная — объектная парадигма, экстремальные ситуа-
ции;
• манипулятивная — субъектная парадигма, реализуется за счет
приемов подсознательного стимулирования;
• развивающая — субъект-субъектная парадигма, диалог, обо-
юдная открытость.
От типологии Ковалева отталкивается и Е. Л. Доценко, выстраи-
вая свою шкалу установок на взаимодействие от объектного полюса к
субъектному:
― объектный полюс — как к средству достижения цели;
― субъектный полюс — как к ценности.
Он предлагает пять уровней установок:
1) доминирование — стремление обладать и распоряжаться дру-
гим. Средства: открытое, без маскировки воздействие — насилие,
приказ, подавление;
2) манипуляция — отношение к партнеру как к «вещи особого
рода», игнорирование его интересов. Воздействие скрытое, с опорой
на автоматизмы и стереотипы — обман, интрига, провокация;
3) соперничество — стремление переиграть, получить преиму-
щество. Интересы партнера учитываются в той мере, в какой это дик-
туется задачами борьбы с ним. Средства: тактичная борьба, соглаше-
ние, тонкая манипуляция;
4) партнерство — отношение к другому как к равному, с которым
надо считаться. Стремление не допускать ущерба себе, раскрывая це-
ли своих действий. Осторожность. Средства: договор (он и средство
объединения, и средство давления);
5) содружество — другой человек — это самоценность. Инстру-
мент взаимодействия — согласие.
Манипуляция
Вид психологического воздействия, используемый для достиже-
ния одностороннего выигрыша. После общения с манипулятором
возникает чувство «выжатого лимона», «сам не свой».
Механизм — проникновение в психическую сферу человека про-
исходит через психический автоматизм — структурно динамическое
образование, актуализация которого с высокой вероятностью приво-
дит к стандартному результату. Этими «струнами души» может ока-
заться переживание из-за роста, гордость за свое происхождение, не-
терпимость к какому-либо типу людей и т. д. Играя на интересах и
потребностях жертвы и одновременно на ее опасениях, манипулятор
может долго удерживать человека и влиять на него.
Эксплуатация личностных качеств адресата. Затем следует ими-
тация процесса принятия решения им самим. Для этого актуализиру-
ется состояние конкуренции мотивов. Конечная точка — переклады-
вание ответственности за содеянное под влиянием манипулятора на
жертву. Расщепление личности, ее невротизация, податливость внеш-
нему влиянию являются последствиями манипуляции.
Манипулятор:
• всегда хочет овладеть волей. Стремится поставить вас в зави-
симое положение. Эту зависимость он будет черпать в ваших способ-
ностях, страхах, в желаниях, от которых вы не свободны (власть, при-
знание и т. д.);
• использует обман, лицемерие — заискивает, стремится уго-
дить, слащав и прилипчив либо «что-то темнит»;
• призывает не к объединению, а к отъединению. Он убежден в
необходимости борьбы «за место», «с людьми надо не дружить, а
ссорить их, тогда быстрее победишь». Интрига — любимое средство
манипулятора.
Искусного манипулятора очень трудно распознать, но надо пола-
гаться на собственную позицию, прислушиваться к себе, к своим
ощущениям. Если у вас возникло чувство, что вы поступаете вопреки
своей воле и вразрез с вашими правилами, что партнер что-то недого-
варивает, приступайте к защите от манипулятора.
При общении с ним:
• должна преобладать логика активно-выжидательной позиции
(чтобы выиграть время и получить подтверждение своим предполо-
жениям, задавайте вопрос «Что конкретно вы имеете в виду?»);
• сохранять самообладание (невовлечение эмоционально в си-
туацию);
• прервать привычный навязываемый сценарий, предложить
свой, нестереотипный, не соответствовать ожиданиям манипулятора;
• настроиться на совместное решение проблемы.
Аварийный выход — прервать коммуникацию, дождаться, когда
вы будете сильны и готовы для противостояния.
Негативные чувства должны быть проявлены, иначе они могут
разрушить вас, а свою энергию потом направьте в нужное русло. Это
простейшие рекомендации. При сопротивлении внешнему воздейст-
вию, по мнению психологов, важны устойчивость к внешнему влия-
нию, ясность внутренних приоритетов в принципиальных моментах,
устойчивость в целях, свобода от стереотипов.