Ритуальное поведение в межличностном взаимодействии

Это комплименты, благодарность, приветствие, прощание, вопро-

сы о здоровье. В выборе этих форм поведения мы вовсе не свободны.

Нас настойчиво обучают им в детстве, мы всю жизнь им следуем. Их

характеристики:

― упорядоченность действий, стандартный набор, стереотип-

ность;

― устойчивость во времени;

― символический характер (ценность для определения группы);

― санкции в случае несоблюдения;

― отсутствие материального роста, непосредственной целесооб-

разности.

Значение ритуального поведения для общества: прогнозируе-

мость событий — социальная безопасность; функция регулирования

психологической стабильности, создание уверенности в трудных кри-

зисных ситуациях (снимает тревогу и чувство неблагополучия). Пси-

хотерапевтическая функция — осуществляет общение, объединение

людей, преодолевает тревожность и отчуждение, дает чувство при-

надлежности к группе (социальной, половозрастной, профессиональ-

ной, этнической, религиозной). Итак, ритуал превращает сложные пе-

реживания индивида в образ простого упорядоченного мира.

Формы ритуалов — светское общение: не касается реальных жиз-

ненных проблем (семейных осложнений, болезней, финансовой сто-

роны). Несоответствие внешнего поведения и его внутреннего мира.

Времяпрепровождение — функция социального отбора — основа

для знакомства, человек выбирает себе того, с кем он хочет познако-

миться поближе.

Ритуалы могут выступать в форме защитного поведения как спо-

соба управления конфликтными взаимодействиями.

Избегание — устранение от контактов с людьми, общение с кото-

рыми несет скрытую или явную опасность. В число ситуаций избега-

ния входят попытки отделаться шуткой или сделать вид, что выпад в

ваш адрес не замечен.

Уточнение — корректирующая мера по пересмотру сложившего-

ся ритуала.

П р и е м ы : подчеркнутая вежливость с обидчиком, сохранение

внешней доброжелательности. Эти корректирующие меры служат

сигналом того, что поведение участника понятно, но ему дают шанс

исправиться.

Агрессия. Это происходит в тех случаях, когда обидчик чувствует

свою безнаказанность и продолжает уколы, оскорбления, пренебре-

жение.

Таким образом, являясь формой социальной поддержки, ритуал

выступает способом определения границ взаимодействия, в которых

люди легок ориентируются. Ритуал взаимоотношений делает социаль-

ный мир относительно безопасным, так как все играют по правилам.

Деловое взаимодействие — такое взаимодействие людей, которое

подчинено решению конкретной задачи, стоящей перед организацией,

что накладывает определенные рамки на поведение людей.

Ключевые характеристики:

1) жесткая регламентация целей и мотивов общения. Обмен ин-

формацией носит лестничный характер — общение формализованное;

2) иерархичность отношений (подчинение—зависимость) накла__________-

дывает отпечаток на характер межличностного взаимодействия. За-

мечено, что эффективность распространения деловой информации по

горизонтали между сотрудниками очень высока, люди, работающие

на одном уровне, понимают друг друга «с полуслова». Эффектив-

ность вертикальной коммуникации — сверху вниз — значительно

ниже: от начальника доходит до непосредственного исполнителя и

правильно ими понимаются 20–25% информации.

Причины:

• посредники — «испорченный телефон»;

• убеждение руководителей, что надо выполнять, а не задавать

лишние вопросы, следовательно, подчиненные не видят контекста

конкретной операции — домысливают, искажают информацию.

Для корректировки и повышения эффективности необходима об-

ратная связь.

3.Мотивация труда. Если личные потребности человека не удов-

летворяются или ценности и стиль его поведения не совпадают с

групповыми нормами, возникает внутренний конфликт и снижается

эффективность деятельности.

Для формата делового общения подходит деловая беседа — спе-

циально организованный предметный разговор, служащий для реше-

ния управленческих задач.

Важно помнить:

• к информации от неприятных нам людей мы относимся с пре-

дубеждением, следовательно, надо трезво оценить, что именно вас

раздражает — информация или сам человек (внешность, характер,

нравственность);

• новые идеи вызывают протест — не отвергайте их с ходу, не

противоречьте, так как можете не услышать аргументов в их пользу: а

вдруг они весомые?;

• практически не поддаются убеждению люди, испытывающие

чувство бесполезности, одиночества, отчуждения, агрессии, плохо

переносящие трудные ситуации.

Психологическое влияние — процесс и результат изменения од-

ним человеком психики и поведения другого. Личное влияние — спо-

собность человека воздействовать на другого, изменяя не только его

поведение, но и взгляды, мотивы, сознание. Главный результат лич-

ного влияния — изменения, происходящие в сознании и душе другого

человека, а не просто изменения в действиях, которые выгодны для

того, кто влияет. Основные средства воздействия: юмор, обаяние,

призыв, убеждение, воодушевление.

Основные стратегии воздействия на человека

Под психологическим воздействием понимаются изменение пси-

хологических характеристик личности за счет использования психо-

логических и социально-психологических закономерностей.

Очевидно, что результат воздействия будет зависеть от выбран-

ных способов и стратегий. Типология стратегий воздействия имеет

критерии отношения к партнеру как к объекту или субъекту.

По мнению Г. А. Ковалева, в реальной жизни есть несколько ос-

новных стратегий:

• императивная — объектная парадигма, экстремальные ситуа-

ции;

• манипулятивная — субъектная парадигма, реализуется за счет

приемов подсознательного стимулирования;

• развивающая — субъект-субъектная парадигма, диалог, обо-

юдная открытость.

От типологии Ковалева отталкивается и Е. Л. Доценко, выстраи-

вая свою шкалу установок на взаимодействие от объектного полюса к

субъектному:

― объектный полюс — как к средству достижения цели;

― субъектный полюс — как к ценности.

Он предлагает пять уровней установок:

1) доминирование — стремление обладать и распоряжаться дру-

гим. Средства: открытое, без маскировки воздействие — насилие,

приказ, подавление;

2) манипуляция — отношение к партнеру как к «вещи особого

рода», игнорирование его интересов. Воздействие скрытое, с опорой

на автоматизмы и стереотипы — обман, интрига, провокация;

3) соперничество — стремление переиграть, получить преиму-

щество. Интересы партнера учитываются в той мере, в какой это дик-

туется задачами борьбы с ним. Средства: тактичная борьба, соглаше-

ние, тонкая манипуляция;

4) партнерство — отношение к другому как к равному, с которым

надо считаться. Стремление не допускать ущерба себе, раскрывая це-

ли своих действий. Осторожность. Средства: договор (он и средство

объединения, и средство давления);

5) содружество — другой человек — это самоценность. Инстру-

мент взаимодействия — согласие.

Манипуляция

Вид психологического воздействия, используемый для достиже-

ния одностороннего выигрыша. После общения с манипулятором

возникает чувство «выжатого лимона», «сам не свой».

Механизм — проникновение в психическую сферу человека про-

исходит через психический автоматизм — структурно динамическое

образование, актуализация которого с высокой вероятностью приво-

дит к стандартному результату. Этими «струнами души» может ока-

заться переживание из-за роста, гордость за свое происхождение, не-

терпимость к какому-либо типу людей и т. д. Играя на интересах и

потребностях жертвы и одновременно на ее опасениях, манипулятор

может долго удерживать человека и влиять на него.

Эксплуатация личностных качеств адресата. Затем следует ими-

тация процесса принятия решения им самим. Для этого актуализиру-

ется состояние конкуренции мотивов. Конечная точка — переклады-

вание ответственности за содеянное под влиянием манипулятора на

жертву. Расщепление личности, ее невротизация, податливость внеш-

нему влиянию являются последствиями манипуляции.

Манипулятор:

• всегда хочет овладеть волей. Стремится поставить вас в зави-

симое положение. Эту зависимость он будет черпать в ваших способ-

ностях, страхах, в желаниях, от которых вы не свободны (власть, при-

знание и т. д.);

• использует обман, лицемерие — заискивает, стремится уго-

дить, слащав и прилипчив либо «что-то темнит»;

• призывает не к объединению, а к отъединению. Он убежден в

необходимости борьбы «за место», «с людьми надо не дружить, а

ссорить их, тогда быстрее победишь». Интрига — любимое средство

манипулятора.

Искусного манипулятора очень трудно распознать, но надо пола-

гаться на собственную позицию, прислушиваться к себе, к своим

ощущениям. Если у вас возникло чувство, что вы поступаете вопреки

своей воле и вразрез с вашими правилами, что партнер что-то недого-

варивает, приступайте к защите от манипулятора.

При общении с ним:

• должна преобладать логика активно-выжидательной позиции

(чтобы выиграть время и получить подтверждение своим предполо-

жениям, задавайте вопрос «Что конкретно вы имеете в виду?»);

• сохранять самообладание (невовлечение эмоционально в си-

туацию);

• прервать привычный навязываемый сценарий, предложить

свой, нестереотипный, не соответствовать ожиданиям манипулятора;

• настроиться на совместное решение проблемы.

Аварийный выход — прервать коммуникацию, дождаться, когда

вы будете сильны и готовы для противостояния.

Негативные чувства должны быть проявлены, иначе они могут

разрушить вас, а свою энергию потом направьте в нужное русло. Это

простейшие рекомендации. При сопротивлении внешнему воздейст-

вию, по мнению психологов, важны устойчивость к внешнему влия-

нию, ясность внутренних приоритетов в принципиальных моментах,

устойчивость в целях, свобода от стереотипов.

Наши рекомендации