Денис Иванович Фонвизин
Комедия «Недоросль» (1782)
Смысл названия
В XVIII в. недорослями назывались дворянские дети, не достигшие 15 лет, т. е. возраста, назначенного Петром I для поступления на службу. У Фонвизина это слово получило насмешливый, иронический смысл | ||
Митрофан | ||
Недоросль в умственном отношении: не знает ни арифметики, ни географии, не может отличить прилагательное от существительного | Недоросль в моральном отношении: не умеет уважать достоинство других людей | Недоросль в гражданском смысле: не дорос до понимания своего долга перед государством: «Ну что для отечества может выйти из Митрофанушки?..» (Стародум) |
Система персонажей комедии
Четко выделены три группы: в каждой три мужских и один женский образ | ||
Положительные герои | Отрицательные герои | Воспитатели |
Софья; Стародум; Правдин; Милон | Простакова; Простаков; Скотинин; Митрофан | Еремеевна; Цыфиркин; Кутейкин; Вральман |
Отрицательные герои
Простакова
Значение имени | От «простой, простак». В XVIII в. Слово «простой» имело значение «пустой, ничем не занятый» |
Черты характера | - Деспотична, беспринципна. При столкновении с более сильным начинает угодничать и заискивать. - Обирает и наказывает крестьян, считая их низшими существами. - Груба, сварлива, корыстна, заботится только о своей выгоде. - Смысл своей жизни видит в сыне, слепо любит его |
Воспитание и образование Простаковой | - Отсутствие моральных принципов Простакова унаследовала от родителей. - Выросла в семье, где было восемнадцать детей, из которых выжили только двое, остальные умерли по недосмотру родителей. - Отец Простаковой, прослужив пятнадцать лет воеводой, остался неграмотным, однако сумел разбогатеть, а скончался от голода, лежа на сундуке с деньгами. - Необразованна, не умеет даже читать, убеждена в бесполезности и ненужности знаний |
Неоднозначность образа | - В финале комедии Простакова, когда от нее отказывается любимый сын, вызывает жалость у героев и зрителей. - Характер и жизненные установки Простаковой — не ее вина, а результат дурного воспитания |
Функции в развитии сюжета | - До начала действия комедии: пользуясь сиротством Софьи, завладевает ее имением. - В доме Простаковой происходит действие комедии. - Простакова решает выдать Софью без ее согласия сначала за своего брата Скотинина, затем — за сына Митрофана. - Пытается организовать похищение Софьи, обвенчать ее с Митрофаном |
Простакова | - «Я люблю, чтоб и чужие меня слушали». - «С утра до вечера как за язык повешена, рук не покладаю: то бранюсь, то дерусь; тем и дом держится». - «Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». - «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем». - «Дворянин, когда захочет, и слуги высечь не волен! Да на что же дан нам указ-то о вольности дворянства?» - «Одна моя забота, одна моя отрада — Митрофанушка. Мой век проходит. Его готовлю в люди». - Простакова о своем отце: «Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет» |
Правдин о Простаковой | - «Нашел помещика дурака бессчетного, а жену презлую фурию, которой адский нрав делает несчастье целого их дома». - «Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья» (Митрофану) |
Софья о Простаковой | «Услыша, что дядюшка мой делает меня наследницею, вдруг из грубой и бранчивой сделалась ласковою до самой низкости» |
Скотинин
Значение имени | Образовано от «скотина», «скот». С одной стороны, отражает любовь героя к хозяйственным животным (свиньям), с другой стороны, характеризует его как грубого, подлого человека |
Черты характера | - Грубый, невежественный, деспотичный («Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?» «Всякий убыток, чем за ним ходить, сдеру с своих же крестьян, так и концы в воду»). - Самовлюбленный («Скажу, не похвалясь, каков я, право, таких мало»). - Умственно не развитый. - Главная страсть — любовь к свиньям («Люблю свиней, сестрица») |
Воспитание | - Воспитывался в той же среде, что и Простакова. - Кичится своей необразованностью |
Функции в развитии сюжета | - Сначала хочет жениться на Софье, чтобы получить ее именье, славящееся свиньями, и «своих поросят завести»; затем — чтоб на наследство Софьи «всех свиней со бела света» выкупить. - В финале комедии ему поручается оповестить «всех Скотининых» (т. е. всех помещиков, типичным представителем которых является Скотинин) о том, что их ждет наказание за грубое отношение к дворовым |
Митрофан
Значение имени | В переводе с греческого «являющий собой мать», «матерью данный». В имени героя акцентируется то, что самое губительное влияние оказала на него мать. Митрофан стал таким, какой он есть, в результате неправильного воспитания |
Черты характера | - Избалованный, капризный, эгоистичный. - Не способен любить: заискивает перед матерью, пока чувствует ее силу, когда же Простакова лишается власти в доме, отталкивает ее. - Корыстный, хитрый — угрожает самоубийством, притворяется больным. - Ленивый, любит поесть, испытывает отвращение к любому труду — все время проводит на голубятне. - В обращении с людьми груб, нахален, так как чувствует покровительство матери. - Труслив (прячется за спиной Еремеевны, когда на него нападает Скотинин) |
Воспитание и образование | - Полный невежда, несмотря на то что с ним занимаются учителя. «Цыфиркин. Дал мне Бог ученичка, боярского сынка. Бьюсь с ним третий год: трех перечесть не умеет. - Кутейкин. Так у нас одна кручина. Четвертый год мучу свой живот. Посесть час, кроме задов, новой строки не разберет; да и зады мямлит, прости господи, без складу по складам, без толку по толкам». - Фраза Митрофана «Не хочу учиться, хочу жениться» стала крылатой |
Функции в развитии сюжета | - Заботой о Митрофане вызвано желание Простаковой выдать за него Софью. - Не принимает непосредственного участия в развитии действия комедии, однако является причиной многих конфликтов |
Простаков
- Наименее разработанный персонаж комедии. - Его функции сводятся к раскрытию деспотизма Простаковой и противопоставлению положительным персонажам. - Общие отрицательные черты (ограниченность, грубость, рабская психология, стремление к наживе) слабо индивидуализированы |
Положительные герои
Стародум
Значение имени | Означает «думающий по-старому», указывает на то, что его идеалы принадлежат предшествующей, Петровской, эпохе |
Черты характера | - Честный, благородный. Правдин говорит о Стародуме: «От роду язык его не говорил “да”, когда душа его чувствовала “нет”». - Косность, бесчеловечность вызывают в нем негодование и презрение («Ничто так не терзало мое сердце, как невинность в сетях коварства. Никогда не бывал я так собой доволен, как если случалось вырвать добычу из рук порока»). - Всего добивается честным трудом («Я удалился на несколько лет в ту землю, где достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества»). - Людей оценивает по пользе, которую они приносят отечеству, а не по чинам и положению в обществе |
Критика двора и монарха | - «По большой прямой дороге никто почти не ездит, а все объезжают крюком, надеясь доехать поскорее». - «Один другого сваливает, и тот, кто на ногах, не поднимает уже никогда того, кто на земле». - «Я отошел от двора без деревень, без ленты, без чинов, да мое принес домой неповрежденно, мою душу, мою честь, мои правила». - «Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо... Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных». - Сама приверженность Стародума к петровской «старине» была своеобразной формой неприятия екатерининской «новизны» |
Наставления Стародума Софье | - «Всякий найдет в себе довольно сил, чтоб быть добродетельным. Надобно захотеть решительно, а там всего будет легче не делать того, за что б совесть угрызала». - «Степени знатности рассчитаю я по числу дел, которые большой господин сделал для отечества, а не по числу дел, которые нахватал на себя из высокомерия; не по числу людей, которые шатаются в его передней, а по числу людей, довольных его поведением и делами». - «По моему расчету, не тот богат, который отсчитывает деньги, чтоб прятать их в сундук, а тот, который отсчитывает у себя лишнее, чтоб помочь тому, у кого нет нужного». - «С пребеглыми умами видим мы худых мужей, худых отцов, худых граждан. Прямую цену ему дает благонравие. Без него умный человек — чудовище». - «Достоинство сердца неразделимо. Честный человек должен быть совершенно честный человек» |
Воспитание и образование | - «Воспитание дано мне было отцом моим по тому веку наилучшее. В то время к научению мало было способов, да и не умели еще чужим умом набивать пустую голову». - «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время» |
Функции в развитии сюжета | - С приездом Стародума начинаются главные события комедии: сватовство Скотинина и Митрофана, отказ выдать Софью замуж, организация Простаковой похищения Софьи. - Наследство, оставленное им Софье, делает ее самостоятельной, вызывает заискивания со стороны отрицательных героев - Желание выдать Софью за некоего молодого человека при взаимной любви Софьи и Милона и одновременно готовности во всем повиноваться дядюшке образует интригу, пока не становится ясно, что молодой человек, которого Стародум прочит в мужья племяннице, и Милон — одно лицо. - Устами Стародума высказываются мысли и взгляды самого Фонвизина; это герой, выражающий идейное содержание комедии |
Правдин
Значение имени | Образовано от «правда», именно правде, т. е. справедливости, этот герой служит. Внимание на фамилии героя акцентируется, что придает ей особую значимость: «Скотинин. А как по фамилии? Я не дослышал. Правдин. Я называюсь Правдин, чтобы вы дослышали» |
Деятельность Правдина | - Служит чиновником в наместничестве — учреждении, созданном в 1775 г. Екатериной II в каждой губернии для наблюдения над выполнением на местах правительственных указов. - Главной своей задачей не только в силу должности, но и «из собственного подвига сердца» Правдин считает пресечение своеволия помещиков, которые, «имея над людьми своими полную власть, употребляют ее во зло бесчеловечно» |
Функции в развитии сюжета | В финале комедии Правдин от имени правительства берет в опеку имение Простаковой, лишая ее права самовольно распоряжаться крестьянами |
Милон
Характеристика | - Образцовый офицер, храбрый и самоотверженный. - Искренне любит Софью, не ищет выгоды от женитьбы на ней. - «И какая разница между бесстрашием солдата, который на приступе отваживает жизнь свою наряду с прочими, и между неустрашимостию человека государственного, который говорит правду государю, отваживаясь его прогневать. Судья, который, не убояся ни мщения, ни угроз сильного, отдал справедливость беспомощному, в моих глазах герой» |
Функции в развитии сюжета | - Претендует на руку Софьи, являясь антиподом недостойных претендентов — Скотинина и Митрофана. - Становится женихом Софьи, вызывая тем самым негодование Простаковой. - Спасает Софью от похищения |
Софья
Значение имени | В переводе с греческого означает «мудрость» (высшая ценность эпохи Просвещения) |
Характеристика | - Скромная, благоразумная, добродетельная. - Является воплощением «добродетели в руках порока». - Жаждет знаний, ищет нравственные ориентиры («Ваши наставления, дядюшка, составят все мое благополучие. Дайте мне правила, которым я последовать должна. Руководствуйте сердцем моим. Оно готово вам повиноваться»). - Уважает старших |
Функции в развитии сюжета | - Отношение Простаковой к Софье раскрывает жажду наживы и тиранию помещицы. - Сватовство к Софье Скотинина, Митрофана и Милона образует основную сюжетную линию комедии. - В финале комедии попытка похитить Софью приводит к краху власти Простаковой, имение которой Правдин берет под опеку |
Воспитатели