Итоговое тестирование по психологии развития

Тест 1:

1.Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов:

а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;

б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста;

в) показателей умственного развития и состояния памяти.

2.В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):

а) неумение встать на чужую точку зрения;

б) нерасчлененность детского мышления;

в) искусственность, созданность мира;

г) одушевленность.

3.К основной закономерности психологического развития относятся:

а) интеллект;

б) возраст;

в) умение и навыки;

г)морфофизиологические особенности.

4.Движущими силами психического развития являются:

а) интересы;

б) задатки и способности;

в) морфологические особенности

г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.

5.Автором культурно-исторической теории является:

а) Дж. Брунер;

б) Л.С. Выготский;

в) С.Л. Рубинштейн

г) А.Валлон.

6.Динамика психического развития определяется

а) возрастными изменениями;

б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами;

в) ходом созревания органических особенностей;

г)стадиями в развитии интеллекта.

7.Психический возраст определяется:

а) физиологическими изменениями организма;

б) уровнем развития психологической структуры личности;

в) умениями и навыками;

г) психодинамическими свойствами.

8.Основным механизмом смены возрастных периодов является по Д.Б. Эльконину

а) обучение;

б) деятельность;

в) способности;

г) интроспекция.

9.Предметом возрастной психологии является изучение:

а) основных категорий психологии;

б) ведущие модальности человека;

в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности;

г) принципов формирования личности в деятельности.

10.Главным признаком ведущей деятельности является:

а) стадийность;

б) развитие новообразований возраста;

в) доминантность во времени;

г) развитие познавательных процессов.

11.Основоположником бихевиоризма является:

а) А. Маслоу;

б) К. Лоуренс;

в) Ж.Пиаже;

г) Дж. Уотсон;

12.Характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящим событиям называется:

а)саморегуляцией;

б) сензитивностью;

в) комфортностью;

г) эмпатией;

13.Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:

а)эмоционально-непосредственное общение;

б) орудийно-предметноая деятельность;

в) сюжетно-ролевая игра;

г) учебная деятельность;

14. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:

а)человеческого рода;

б) млекопитающих;

в) приматов;

г) животных;

15. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон:

а)метаморфозы;

б) оптимального развития;

в) развитие высших психических функций;

г) неравномерности возрастного развития;

16. Геронтология – это наука о:

а)старении, старости и долголетии человека;

б) самосовершенствовании человека;

в) взрослении человека;

г) развитии человека;

17. Биогенетический закон, сформулированный Э. Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:

а)эпигенеза;

б) филогенеза;

в) эмбриогенеза;

г)гетерогенеза;

18. Сравнительно-медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:

а)революционными;

б) эволюционными;

в) консервативными;

г) кризисными;

19. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности, называется:

а)психологией развития;

б) акмеологией;

в) геронтологией;

г) возрастной психологией;

20. Гиперопека – это ………..забота о детях, выражающаяся в стремлении родителей окружать ребенка …………. вниманием.

21. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в ……………… возрасте.

22. Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях из-за ……….. общения со взрослыми, вследствие этого дети начинают резко …………. в своем ………….. развитии.

23. Процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур называется:

а)экстериоризацией;

б) экстраполяцией;

в) интериоризацией;

г) эгоцентризмом;

24. Речевое общение, чтение, письмо, счет, рисование – все это примеры деятельности:

а)семантической;

б) символической;

в) образной;

г) культурной;

25. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:

а)мотивационно-потребностную;

б) эмоциональную;

в) мотивационную;

г) потребностную;

26. Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются:

а)базовыми;

б) предметными;

в) эмоциональными;

г) функциональными;

Задания:

Задание 1.

Установите соответствие между стадией развития интеллекта по Ж. Пиаже (1 колонка) и ее содержанием (2 колонка).

Стадия Содержание интеллектуальной деятельности.
1. Сенсомоторная 1. Ребенок начинает познавать мир, используя символы и речь.
2. Предоператорная 2. Ребенок познает мир при помощи своих чувств.
3. Фомально-оперативная 3. Ребенок начинает понимать как в определенной ситуации один аспект может изменяться, а другой оставаться неизменным.
4. Конкретных операций. 4. Может думать и рассуждать абстрактно относительно тех вещей, с которыми он не испытывает непосредственного контакта.

Задание 2.

Допишите пропущенные понятия: симптомы кризиса ребенка 3х лет: негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание взрослых.

Задание 3.

Укажите ошибки в следующих предложениях, сформулируйте их правильно:

1. Самообразование является центральным новообразованием детей младшего школьного возраста.

2. Половая идентификация характерна для ребенка раннего возраста.

3. Психологическая готовность к школе включает только интеллектуальную готовность.

4. Ведущая деятельность дошкольника – предметно-манипулятивная.

Задание 4.

Допишите недостающие понятия:

1. Ведущая деятельность дошкольника.  
2. ведущая деятельность младенца  
3. Ведущая деятельность подростка.  
4. Ведущая деятельность младшего школьника.  
5. Ведущая деятельность ребенка раннего возраста.  
6. Ведущая деятельность в ранней юности.    

Задание 5.

Мать Пети (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становиться все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может быть, это наследственное?» - спросила мама.

Вопрос: оправдано ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование.

Какие факторы психического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Что бы вы посоветовали маме?

Задание 6.

В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?

Наши рекомендации