Итоговое тестирование по психологии развития
Тест 1:
1.Согласно Л.С. Выготскому, состояние умственного развития может быть оценено с учетом, как минимум, двух моментов, указанных в одном из пунктов:
а) уровня актуального развития и зоны ближайшего развития;
б) индивидуальных показателей ребенка и популяционных показателей для детей того же пола и возраста;
в) показателей умственного развития и состояния памяти.
2.В чем проявляется эгоцентризм детей (указать 2 условия):
а) неумение встать на чужую точку зрения;
б) нерасчлененность детского мышления;
в) искусственность, созданность мира;
г) одушевленность.
3.К основной закономерности психологического развития относятся:
а) интеллект;
б) возраст;
в) умение и навыки;
г)морфофизиологические особенности.
4.Движущими силами психического развития являются:
а) интересы;
б) задатки и способности;
в) морфологические особенности
г) противоречие мотивационно-потребностной сферы и уровня притязаний личности.
5.Автором культурно-исторической теории является:
а) Дж. Брунер;
б) Л.С. Выготский;
в) С.Л. Рубинштейн
г) А.Валлон.
6.Динамика психического развития определяется
а) возрастными изменениями;
б) кризисными, стабильными и сензитивными периодами;
в) ходом созревания органических особенностей;
г)стадиями в развитии интеллекта.
7.Психический возраст определяется:
а) физиологическими изменениями организма;
б) уровнем развития психологической структуры личности;
в) умениями и навыками;
г) психодинамическими свойствами.
8.Основным механизмом смены возрастных периодов является по Д.Б. Эльконину
а) обучение;
б) деятельность;
в) способности;
г) интроспекция.
9.Предметом возрастной психологии является изучение:
а) основных категорий психологии;
б) ведущие модальности человека;
в) законов, закономерностей, тенденций развития психики, поведения, личности;
г) принципов формирования личности в деятельности.
10.Главным признаком ведущей деятельности является:
а) стадийность;
б) развитие новообразований возраста;
в) доминантность во времени;
г) развитие познавательных процессов.
11.Основоположником бихевиоризма является:
а) А. Маслоу;
б) К. Лоуренс;
в) Ж.Пиаже;
г) Дж. Уотсон;
12.Характерологическая особенность человека, которая проявляется в повышенной чувствительности к происходящим событиям называется:
а)саморегуляцией;
б) сензитивностью;
в) комфортностью;
г) эмпатией;
13.Ведущей деятельностью для ребенка раннего возраста является:
а)эмоционально-непосредственное общение;
б) орудийно-предметноая деятельность;
в) сюжетно-ролевая игра;
г) учебная деятельность;
14. Согласно концепции рекапитуляции ребенок в своем развитии повторяет развитие:
а)человеческого рода;
б) млекопитающих;
в) приматов;
г) животных;
15. Каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития – это закон:
а)метаморфозы;
б) оптимального развития;
в) развитие высших психических функций;
г) неравномерности возрастного развития;
16. Геронтология – это наука о:
а)старении, старости и долголетии человека;
б) самосовершенствовании человека;
в) взрослении человека;
г) развитии человека;
17. Биогенетический закон, сформулированный Э. Геккелем (1834-1919), гласит, что онтогенез живого существа, есть краткое и быстрое повторение:
а)эпигенеза;
б) филогенеза;
в) эмбриогенеза;
г)гетерогенеза;
18. Сравнительно-медленные, но основательные количественные и качественные изменения называют:
а)революционными;
б) эволюционными;
в) консервативными;
г) кризисными;
19. Наука о зрелости, вершинах человеческой деятельности, называется:
а)психологией развития;
б) акмеологией;
в) геронтологией;
г) возрастной психологией;
20. Гиперопека – это ………..забота о детях, выражающаяся в стремлении родителей окружать ребенка …………. вниманием.
21. Комплекс оживления – это этап эмоционального развития ребенка в ……………… возрасте.
22. Госпитализм – явление, возникающее в закрытых детских учреждениях из-за ……….. общения со взрослыми, вследствие этого дети начинают резко …………. в своем ………….. развитии.
23. Процесс порождения внешних действий, высказываний на основе преобразования ряда внутренних структур называется:
а)экстериоризацией;
б) экстраполяцией;
в) интериоризацией;
г) эгоцентризмом;
24. Речевое общение, чтение, письмо, счет, рисование – все это примеры деятельности:
а)семантической;
б) символической;
в) образной;
г) культурной;
25. По Эльконину, ведущая деятельность развивает, помимо познавательной, сферу:
а)мотивационно-потребностную;
б) эмоциональную;
в) мотивационную;
г) потребностную;
26. Потребности, которые являются решающими для дальнейшего развития человека, называются:
а)базовыми;
б) предметными;
в) эмоциональными;
г) функциональными;
Задания:
Задание 1.
Установите соответствие между стадией развития интеллекта по Ж. Пиаже (1 колонка) и ее содержанием (2 колонка).
Стадия | Содержание интеллектуальной деятельности. |
1. Сенсомоторная | 1. Ребенок начинает познавать мир, используя символы и речь. |
2. Предоператорная | 2. Ребенок познает мир при помощи своих чувств. |
3. Фомально-оперативная | 3. Ребенок начинает понимать как в определенной ситуации один аспект может изменяться, а другой оставаться неизменным. |
4. Конкретных операций. | 4. Может думать и рассуждать абстрактно относительно тех вещей, с которыми он не испытывает непосредственного контакта. |
Задание 2.
Допишите пропущенные понятия: симптомы кризиса ребенка 3х лет: негативизм, строптивость, протест-бунт, обесценивание взрослых.
Задание 3.
Укажите ошибки в следующих предложениях, сформулируйте их правильно:
1. Самообразование является центральным новообразованием детей младшего школьного возраста.
2. Половая идентификация характерна для ребенка раннего возраста.
3. Психологическая готовность к школе включает только интеллектуальную готовность.
4. Ведущая деятельность дошкольника – предметно-манипулятивная.
Задание 4.
Допишите недостающие понятия:
1. Ведущая деятельность дошкольника. | |
2. ведущая деятельность младенца | |
3. Ведущая деятельность подростка. | |
4. Ведущая деятельность младшего школьника. | |
5. Ведущая деятельность ребенка раннего возраста. | |
6. Ведущая деятельность в ранней юности. |
Задание 5.
Мать Пети (4 г. 7 мес.) обратилась к воспитателю за советом: как быть с сыном, который становиться все упрямее? Она сказала, что отец и дед мальчика тоже упрямые. «Может быть, это наследственное?» - спросила мама.
Вопрос: оправдано ли волнение мамы? Дайте психологическое обоснование.
Какие факторы психического развития повлияли на формирование такой черты характера мальчика? Что бы вы посоветовали маме?
Задание 6.
В какой последовательности развивается речь малыша? По каким причинам может произойти задержка речевого развития ребенка?