Негативное воздействие конфликта на группу (организацию)
□ Формируется установка на приемлемость насильственных действий: успех применения насилия в отстаивании интересов группы формирует ее убежденность в необходимости его использования.
□ Происходит «деиндивидуализация» взаимного восприятия сторон конфликта, что является результатом эмоциональной напряженности. Противостояние оппонентов, их групп поддержки в коллективе ослабляет самосознание каждого в отдельности и ориентирует на цели группы. Поскольку позиция и цели такой группы «единственно правильные» и значимые, противоположная сторона всегда не права, каких бы взглядов ни придерживались отдельные ее члены. Восприятие друг друга осуществляется по принципу «Мы — Они».
□ Разрушаются традиции общения, коммуникативных взаимосвязей в коллективе, организации. Конфликтное взаимодействие в любых своих проявлениях предполагает общение оппонентов. Оно выступает как средство воздействия, оказания давления, приобретая в условиях эскалации ярко выраженный негативный характер.
□ Возрастает возможность отрицательного влияния на взаимоотношения в коллективе. Анализ конфликтной ситуации показывает, что достаточно часто на стороне обеих конфликтующих сторон выступают другие члены коллектива. Подобное разделение способно не только внести разлад в функциональные взаимосвязи, но и породить новые конфликты между сторонниками противоположных позиций. В конечном итоге снижается удовлетворенность бывших коллег принадлежностью к своему коллективу, вернуть которую зачастую оказывается невозможно.
□ Ослабевает ценностно-ориентационное единство группы, снижается групповая сплоченность. При всем разнообразии мнений, установок в коллективе фиксируется совпадение позиций по ключевым целям. Связующим звеном выступает деятельность, объединяющая индивидуальности. Конфликтная ситуация приводит к разделению коллектива, разрушая сложившееся положение.
□ Ухудшается качество совместной деятельности коллектива, которое происходит, когда конфликт медленно затухает; когда своих целей добился оппонент, который был неправ; когда конфликт оказался длительным и др.
□ Возрастает возможность подкрепления деструктивного лидерства в коллективе того, кто способен играть такую роль только в конфликтной ситуации.
□ Ухудшается социально-психологический климат в группе.
130 Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Конструктивные функции конфликтов по отношению к оппонентам
Глава 12. Функции конфликтов
К конструктивным функциям конфликта по отношению к основным участникам
можно отнести следующие.
□ Происходит полное или частичное устранение противоречия, возникающего в силу несовершенства организации деятельности, ошибок управления, отдельных работников и т. п. Конфликт высвечивает нерешенные вопросы, которые привели к возникновению непримиримых противоречий. Данная функция стоит одной из первых в ряду факторов, обеспечивающих жизнестойкость конфликтного поведения.
□ Позволяет более глубоко оценить индивидуально-психологические особенности людей, их порядочность и деловитость, тестирует ценностные ориентации человека, относительную силу его мотивов, направленных на деятельность, на себя и т. д. Наконец, важным итогом конфликтной ситуации становится выявление степени психологической устойчивости к стрессовым факторам, которую члены коллектива будут обязательно учитывать в ходе совместной деятельности, влекущей новые трудные ситуации.
□ Позволяет ослабить психическую напряженность — реакцию участников на конфликт, одной из характеристик которого всегда являются негативные эмоции. Конфликтное взаимодействие способно снять у человека эмоциональную напряженность, вызванную осознанием трудноразрешимых противоречий. Впоследствии разрешение конфликта через компромисс или сотрудничество может и вовсе свести их на нет.
□ Служит источником развития личности, опыта в межличностных отношениях. Процессы социализации и адаптации, сопровождающие человека, проходят и через плоскость конфликтных отношений, в значительной мере обогащая информацией о возможностях и вариантах преодоления противоречий. Это, безусловно, расширяет сферу и способы взаимодействия человека с окружающими, дает новый социальный опыт решения трудных ситуаций.
□ Может улучшить качество индивидуальной деятельности. Парадоксальная, на первый взгляд, функция конфликта нашла подтверждение в исследовательской практике. В первую очередь это характерно для начальных этапов конфликта, когда демонстрация персональных результатов может способствовать занятию более выгодной позиции, влиянию на общественное мнение. Наиболее выражено это в деятельности молодежи.
□ При отстаивании справедливых целей в конфликте оппонент повышает свой авторитет у окружающих. Несмотря на то что в целом справедливость целей может быть достаточно относительным понятием, для группы сторонников оппонента, да и за пределами этого круга, в коллективе представления о ней однозначны. Решение идти на конфликт ради нее становится в восприятии людей вполне конструктивным шагом.
□ Является одним из средств самоутверждения личности. Попытка решения противоречий, пусть и конфликтным путем, может стать возможностью проявления своей позиции по отношению к проблемам коллектива, возможностью выделиться как личности, имеющей собственный взгляд на них. В конечном итоге это становится путем формирования активной позиции во взаимодействии с окружающими.
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Конструктивные функции конфликтов по отношению к группе
3-0 | |
с | |
ш | с |
Dj о. | >> 0. |
тп. | н |
^м, | (> |
ш ш | г> |
К-0 | X |
зи | |
mx LU | fi |
н | |
0. ш | ш |
xm |
-Q | _>s | |
СОБСТВОВАТ ИЮ НОВЫХ, ГОПРИЯТНЫХ ОВИЙ | оЗ | |
СТВУЕТ П 1ВНЫХ РЕ РОБЛЕМ | ||
По- | ||
может с ПОЯВЛ БОЛЕЕ Б У | СПОСОБ ПРОДУКТ Г |
S 1* | о; -OS | |
hi | ||
СЛУЖИТ СРЕДСТВ АКТИВИЗАЦИИ социальной жиг ГРУППЫ, ОБЩЕСТ | к ш 1т | |
5° | ||
Осц-о | ||
МОЖЕТ ВЬ ФУНКЦИЮ С ГРУП |
\
^ |
<
с*
^
',
Глава 12. Функции конфликтов
Конструктивные функции конфликта по отношению к социумузаключаются в следующем.
□ Высвечивает нерешенные проблемы в деятельности группы, особенно там, где члены группы привыкли скрывать или гасить их. В одном случае конфликт дает возможность выработки мер «по канализации социального недовольства и негативных эмоций» (Л. Козер), а в другом — выступает инструментом превентивного пресечения недобросовестного поведения, с помощью которого руководитель или группа могут регулировать поведение отдельных лиц.
□ Зондирует общественное мнение, коллективные настроения, социальные установки, актуализирует гуманистические ценности, позволяет оценить их общность и антагонизм. Как указывает Л. Козер: «Борьба может соединять вместе индивидуумов и группы, не связанных какими-либо отношениями. Коалиции и временные союзы в большей степени, чем постоянные и сплоченные группы, будут являться результатом конфликтов, в которых затрагиваются, в первую очередь, прагматические интересы участников».
□ Выступает средством активизации социальной жизни группы или общества, поддерживает социальную активность людей, способствует предотвращению застоя, служит источником развития. Нужно учесть и тот факт, что отсут ствие конфликтов может быть свидетельством слабости групповой структуры, которая накапливает негативизм и враждебность вместо того, чтобы открыто разрешать противоречия, осознав конфликт как допустимое при определенных условиях средство.
□ Способствует созданию новых, более благоприятных условий, к которым легче адаптируются члены коллектива. Обстановка, в которой существует группа, деятельность, которой она занимается, подвержены изменениям. Гибкое отношение к конфликту дает возможность учесть это и сформировать новые нормы, традиции, позволяющие успешно жить и работать с учетом изменений.
□ Выполняет функцию сплочения группы перед лицом внешних трудностей (К. Кэмпбелл), группа приобретает качественно новое состояние. В первую очередь это касается ситуаций конфликтов с другой группой, имеющей иные интересы и ценности. В таких конфликтах мобилизуются усилия всех членов и стираются внутренние различия.
□ Способствует поиску продуктивных решений проблем. Данная функция проявляется особенно ярко там, где при наличии четких критериев оценки деятельности значим вклад каждого члена коллектива и имеется опыт конструктивного преодоления противоречий. В первую очередь это касается групп, ориентированных на предметно-познавательную деятельность.
□ Оптимизирует межличностные отношения, может благоприятно влиять на взаимоотношения в коллективе. Конфликт позволяет устранить проблемы в отношениях. Факт снижения напряженности между оппонентами играет стабилизирующую роль, в результате чего устанавливается более доброжелательная обстановка, что происходит почти в каждом втором конфликте. В то же время ярче всего это проявляется в ситуациях, когда ключевые интересы и ценности не затронуты.
Глава 13. Динамика конфликта Основные периоды и этапы динамики конфликта
i S щ 0F1 £Sh UIUI с: ш 8 % |
set 5° X ■>■ ош о« - л ^н 00 О. Б* gs и |
i | к ^* | астичная олная нормализа- нормализация ЦИЯ отношений отношений | ь | |
РАЦИЯ | г | |||
ИНТЕГ | нцидент скалация баланси- авершение рованное конфликта противодействие | L | ||
/ 1 | Г | |||
г | ||||
1КТА НЦИАЦИЯ | сознание опытки объективной решить проблемной проблему ситуации неконфликт- ными способами | L | ||
СТИ К0НФЛ1 ДИФФЕРЕ | ||||
СТЕПЕНЬ НАПРЯЖЕННО | г | г |
Глава 13. Динамика конфликта
Динамика конфликтапредставляет собой ход развития, его изменение под воздействием внутренних механизмов конфликта, а также внешних факторов и условий. В ней можно выделить ряд периодов и этапов.
1. Предконфликт(латентный период). Он включает следующие этапы:
♦ возникновение объективной проблемной ситуации. Сущность данного этапа состоит в появлении противоречия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией;
♦ осознание объективной проблемной ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия. Ряд объективных и субъективных причин способствуют искажению воспринимаемой ситуации;
♦ попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами . Они заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны — убеждении, разъяснении, просьбе и пр. В любом случае, на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции;
♦ возникновение предконфликтной ситуации воспринимается как наличие непосредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или общественно важным интересам.
2. Собственно конфликт(открытый период), который включает в себя этапы:
♦ инцидент — первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться;
♦ эскалация — резкая интенсификация борьбы оппонентов; та часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта;
♦ сбалансированное противодействие. Здесь обнаруживается, что использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согласия еще не предпринимаются;
♦ завершение конфликта — переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.
3. Послеконфликтная ситуация(латентный период). Она включает в себя сле
дующие этапы:
♦ частичная нормализация отношений: негативные эмоции не исчезли, происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру;
♦ полная нормализация отношений. Данный этап наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. Здесь конфликт развивается по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции.
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Регрессия сознательной сферы психики в процессе эскалации конфликта (с позиции соответствия эмоционально-познавательных функций определенному возрастному уровню)
^
4-6 лет | ||
6-8 лет | ||
8-10 лет | ||
10-14 лет | ||
Уровень конфронтации в конфликте | Реальный уровень развития психики |
Глава 13. Динамика конфликта
Под эскалацией конфликтапонимается прогрессирующее во времени обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга по интенсивности выше, чем предыдущие. Для эскалации конфликта характерны:
□ сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности, переход к более примитивным формам отражения;
□ вытеснение адекватного восприятия «другого» «образом врага», который постепенно становится доминирующим. «Образ врага» как целостное представление об оппоненте начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер;
□ рост эмоционального напряжения как реакция на рост угрозы возможного ущерба;
□ переход от аргументов к претензиям и личным выпадам;
□ рост иерархического ранга нарушаемых и защищаемых интересов и их поляризации;
□ применение насилия в целом провоцируется не только уже осуществленной угрозой, но и угрозой потенциальной;
□ потеря первоначального предмета разногласий — противоборство перерастает в столкновение, где первоначальный предмет конфликта уже не играет основной роли;
□ расширение границ конфликта, то есть переход к более глубоким противоречиям, возникновению множества разных точек столкновения;
□ увеличение числа участников, приводящее к изменению характера конфликта, расширению набора применяемых в нем средств.
Обострение конфликта сопровождается регрессией психики, которая основывается на бессознательном и подсознательном уровнях психической деятельности, развивается поэтапно, воспроизводя онтогенез психики, но в противоположную сторону.
Два первых этапа отражают развитие предконфликтной ситуации, рост психической напряженности. Принимаемые меры понимаются противоположной стороной как сигнал к эскалации.
Третий этап — собственно начало эскалации. Стороны надеются путем нажима изменить позиции оппонента, при обоюдной неготовности уступить. Зрелый взгляд на реальность уступает упрощенному подходу, который легче поддерживать эмоционально.
На четвертом этапе психика регрессирует приблизительно до уровня, соответствующего 6-8 годам. У человека еще присутствует образ «другого», но он больше не готов считаться с его мыслями, чувствами.
На пятом этапе эскалации признаки поступательной регрессии проявляются в форме абсолютизации негативной оценки оппонента и позитивной — себя. На карту ставятся «священные ценности», убеждения и высшие моральные обязательства. Сила и насилие принимают обезличенные формы, восприятие противоположной стороны застывает в жестком «образе врага».
138 Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Модель эскалации конфликтного противодействия (по Ф. Глазлу)
8-й этап |
Й этап
2-й этап 1-я фаза: Vстратегия [«выиграть — выиграть» 3-й этап |
4-й этап |
5-й этап |
2-я фаза: стратегия «выиграть — проиграть» |
6-й этап |
3-я фаза: стратегия "^^^ 9-й этап «проиграть — проиграть» |
Й эт а п
Глава 13. Динамика конфликта
Процессы, протекающие в ходе развития конфликта, требуют пристального внимания в силу своей противоречивости и радикальных отличий от повседневного социального взаимодействия.
В частности, динамика конфликта была изучена Ф. Глазлом, который представил ее в виде эскалации противодействия, включающей 9 этапов. По его мнению, это процесс движения вниз от конструктивного взаимодействия к острому противодействию и «упрощению интерпретации причин и событий».
П е р в а я ф а з а включает начальные три этапа. На первом действия сторон позволяют сохранить совместную деятельность и сотрудничество. Напряжение проявляется только в случаях необходимости улучшить свою позицию. Но уже на втором этапе происходит поляризация оппонентов. На первый план выходят собственные точки зрения. Стороны еще не стремятся к победе, а стараются привлечь оппонента на свою сторону путем постановки его в безвыходное положение. Третий этап ведет к переходу от обсуждения противоречия к первым провокационным действиям. Приоритет своих целей требует блокирования целей противоположной стороны. В целом же первая фаза при осознании сторонами напряжения и изменении отношения друг к другу позволяет искать конструктивное решение в условиях взаимодействия.
В т о р а я ф а з а, включающая этапы с четвертого по шестой, проходит под знаменем стратегии «победитель — проигравший». В первой ее части эскалация конфликта приводит к осознанию оппонентами того, что завершить конфликт совместными и мирными усилиями не удастся. Противодействие усиливается, сопровождаясь все более четким разделением образа «Я» и «образа врага». Собственная репутация и поддержка окружающих становятся главной задачей. Пятый этап ставит точку в вопросе о доверии оппонентов друг другу — его больше нет. Компромиссы неприемлемы. Последний в этой фазе этап демонстрирует преобладание стратегий угроз и радикальных мер. Противодействие скатывается к насилию. Таким образом, основным содержанием данной фазы является стремление оппонентов достичь исключительно собственных целей в том виде, в каком каждый представляет их. Вина за сложившуюся ситуацию целиком возлагается на «врага».
Заключительная т р е т ь я ф а з а требует от сторон нового поворота во взглядах. Речь идет не столько о собственной победе, сколько об уничтожении противника. Седьмой этап характеризуется действиями, снижающими способность оппонента на ответ. Впоследствии, на восьмом этапе, целью становится произвести максимальное впечатление на противника, повлиять на его «нервную систему». В заключении эскалация достигает той степени, когда цель уничтожения оппонента может достигаться даже путем самоуничтожения.
Ф. Глазл отмечает, что в процессе эскалации важную роль играют «пороговые или поворотные моменты» каждого этапа, когда оппоненты находят в себе силы сделать очередной шаг, осознавая, что поворот назад становится все менее возможным. Конфликт расширяет «социальный объем», даже порождает другие конфликты, а сам все более персонифицируется.
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Формирование «образа врага» в конфликте
ВОЗНИКАЕТ НА ОСНОВЕ:
> инстинкта самосохранения;
> недоверия к субъекту общения;
■ ощущения возможной опасности со стороны оппонента;
• чувства групповой принадлежности;
• напряженных межличностных отношений;
• этноцентризма
ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБСТВУЮТ:
усиление отрицательных эмоций;
негативный прогноз развития
ситуации;
деструктивные действия другой
стороны;
межгрупповое деление на «МЫ»
и «ОНИ»;
стереотипы;
ухудшение взаимоотношений
сторон;
эскалация конфликта;
важность объекта конфликта
для личности (или группы);
затяжной характер конфликта
ПРОЯВЛЯЕТСЯ В:
>возложении вины на «врага»;
>отождествлении оппонента со злом;
>деиндивидуализации;
>делегитимизации оппонента;
>мобилизации группы на борьбу с «врагом»;
>отказе оппоненту в сочувствии;
> стремлении причинить оппоненту
максимальный ущерб
Глава 13. Динамика конфликта
Формирование «образа врага»является одним из этапов формирования информационной модели ситуации у оппонентов в ходе эскалации конфликта. Первые его признаки заключаются в создании представления об оппоненте, интегрирующем искаженные и иллюзорные черты. Они появляются в ходе скрытого периода развития конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока отсутствует противодействие, пока угрозы не реализованы, «образ врага» носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное.
В ходе эскалации «образ врага» проявляется все более выраженно и, что самое главное, постепенно вытесняет объективный образ. Этому способствуют как личностные психологические особенности реакции человека на конфликтную ситуацию, так и специфика межличностных отношений.
Человек обычно придает значительную личностную окраску плодам собственного интеллекта. Критика результатов его интеллектуальной деятельности противоположной стороной может быть воспринята как негативная оценка его как личности. Критика воспринимается как угроза самооценке личности, а попытки защитить себя ведут к смещению предмета конфликта в личностный план. Это усиливает негативное восприятие оппонента, добавляя характеристике дополнительные черты, способствующие восприятию его как врага, который обесценивается до состояния «вещи» и лишается человеческих черт. Однако те же люди способны нормально функционировать внутри своей группы. Из-за этого неопытному наблюдателю трудно заметить их глубоко регрессировавшее восприятие других и принять меры по регулированию конфликта.
Результатом становится оправдание любых действий (вплоть до физического насилия), направленных против оппонента, отказ от попыток поиска любых форм конструктивного взаимодействия.
О том, что «образ врага» становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют следующие признаки:
□ недоверие (все, что исходит от «врага», — либо плохо, либо, если это разумно, преследует нечестные цели);
□ возложение вины на «врага» («враг» ответствен за все возникшие проблемы и виноват во всем);
□ негативное ожидание (все, что делает «враг», он делает с единственной целью — нанести нам вред);
□ отождествление со злом («враг» воплощает противоположное тому, что я есть и к чему стремлюсь, он хочет уничтожить то, чем я дорожу, и поэтому должен быть сам уничтожен);
□ представление «нулевой суммы» (все, что выгодно «врагу», вредит нам, и наоборот);
□ деиндивидуализация (всякий, кто принадлежит к данной группе, автоматически является нашим «врагом»);
□ отказ в сочувствии (мы не имеем ничего общего с нашим «врагом», никакая информация не сможет побудить нас проявлять к нему гуманные чувства; руководствоваться этическими критериями по отношению к «врагу» опасно и неблагоразумно).
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Модели развития конфликтного взаимодействия (по Н. В. Гришиной)
Прежний опыт
Взаимодействия
Участников
Конфликта
ПОЗИТИВНЫЙ
НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ
НЕГАТИВНЫЙ
Отношение к ситуации
Уверенность
в возможности
договориться,
стремление
к поиску
взаимопонимания
Отсутствие
уверенности
в возможности
договориться,
стремление и поиск
формального выхода
из ситуации
Нежелание договариваться,
актуализация негативных чувств
ПАРАМЕТРЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Цель
Неформальные компоненты в общении
Восприятие
п роти востоя щей
стороны
Средства воздействия
Договориться Решить проблему
«Формализация общения» |
Позитивные
неформальные
компоненты
ОППОНЕНТ |
ПАРТНЕР
Использование формальных компонентов, апелляция к формальному порядку |
Использование
неформальных
компонентов:
убеждение,
аргументация,
попытки договориться
Победить
Негативные
неформальные
компоненты
ПРОТИВНИК
Использование
средств борьбы:
силовое давление,
эмоциональные
воздействие
и т. п,
Типы взаимодействия
СОТРУДНИЧЕСТВО
КООПЕРАЦИЯ
КОНКУРЕНЦИЯ
Глава 13. Динамика конфликта
Конфликтное взаимодействиеоппонентов (по Н. В. Гришиной) развивается на фоне ситуационного контекста, включающего общий кооперативный или конкурентный характер взаимодействия сторон, условия протекания конфликта, наличие «третьих сил», а также прежний опыт взаимодействия сторон и др.
Прежний опыт отношений определяет формирование определенного отношения к ситуации, типа взаимодействия с партнером:
□ позитивный опыт отношений (разногласия успешно преодолевались или отсутствовали) — позитивная установка на достижение договоренностей;
□ оппонентам не всегда удавалось достичь соглашения и полностью преодолевать возникавшие противоречия (неопределенный опыт преодоления разногласий) — неопределенная установка, связанная с отсутствием уверенности в возможности договоренности;
□ опыт негативного эмоционального взаимодействия (в прежних конфликтных ситуациях непонимание оппонентами друг друга сопровождалось яркими негативными эмоциями) — нежелание договариваться, актуализация негативных эмоций.
Сформировавшиеся установки начинают определять параметры взаимодействия сторон. Характеризуя их, важно учитывать целевые компоненты в решении возникших противоречий, которые они ставят перед собой в сложившейся ситуации. Это сказывается на различиях в восприятии каждым другого участника конфликта. В одном случае целью оппонентов по конфликтной ситуации будет стремление прийти к обоюдному взаимопониманию. В другом случае речь пойдет о простом решении проблемы, устранении ее причины, когда вовсе не обязательно понимать друг друга или искать согласие. Наконец, третий вариант развития событий может предусматривать еще одно направление — путь, связанный с соперничеством.
Несмотря на то что предмет разногласий может казаться достаточно устойчивой составляющей конфликтной ситуации, объем рассогласований способен изменяться исходя из характера взаимоотношений с партнером.
В зависимости от восприятия противостоящей стороны развивается само взаимодействие и происходит выбор средств воздействия, которые используют участники конфликта по отношению друг к другу. Они реализуются в конкретных типах взаимодействия:
□ сотрудничество— тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором его участники стремятся к разрешению возникшего между ними противоречия, ориентируясь на сохранение позитивных отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия;
□ кооперация— тип взаимодействия, участники которого стремятся к разрешению возникшего противоречия независимо от фактора взаимоотношений между ними, опираясь на формальные возможности решения противоречий;
□ конкуренция— тип взаимодействия в конфликтной ситуации, при котором участники в первую очередь стремятся не к разрешению существующих между ними противоречий, а к «победе» над противоборствующей стороной сред ствами, используемыми при борьбе с противником.
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Динамика частоты конфликтов в зависимости от их длительности
Частота конфликтов, %
» 35,2
В экстремальной обстановке |
В повседневных условиях |
10 8 6 4
. 10,2
10 15 20 25 30
0,4 Длительность
~~* о 1 конфликта, дни
—i---------------------------------- ►
Соотношение длительности конфликтов и их итогов
Относительное число конфликтов, %
Победу одержал подчиненный |
Победу одержал руководитель |
40
Длительность конфликта
7 30
Дни
3 4
Месяцы
Глава 13. Динамика конфликта
Исследования, проведенные в социологии и психологии, показывают, что существуют различия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют.
В этих работах выявлено следующее:
□большинство конфликтов «по вертикали» (более 78 %) длится не более трех
месяцев;
□половина из них (55,8 %) продолжается до одного месяца.
Тогда как:
□ 71 % конфликтов между руководителями первичного и среднего звена завершается в течение трех месяцев;
□ до одного месяца продолжается 49 % подобных конфликтов;
□ в то же время только 65 % конфликтов между госслужащими разрешаются в течение полугода.
В экстремальных условиях, которые выступают мощным катализатором процессов конфликтного взаимодействия, конфликты развиваются в «ускоренном» темпе:
□ в течение одной недели завершаются около 70 % конфликтов, происходящих в экстремальных условиях;
□ более 55 % разрешаются в течение первых трех дней.
Существует зависимость длительности конфликтов и их итогов, в частности в отношении конфликтов «по вертикали».
□ Руководитель обычно добивается своих целей в скоротечных конфликтах.
□ Противоположным является соотношение длительности конфликта и его успешности для подчиненного.
Чем справедливее требования руководителя к подчиненному, тем больше у него шансов на разрешение конфликта в свою пользу и тем скоротечнее конфликт. И наоборот, чем менее начальник прав, тем настойчивее подчиненный и тем длительнее конфликт, так как руководитель не настроен на уступку.
В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоционально-личностная его основа.При таком противоборстве объект, по поводу которого начался конфликт, отходит на второй план, борьба идет по поводу претензий, оскорблений, грубости, которые были допущены в ходе этого процесса, происходит замена деловой сферы конфликта личностной.
Важной особенностью динамики криминальных конфликтов является быстрая эскалация конфликтного взаимодействия, завершающаяся применением насилия.В таких конфликтах количество циклов взаимодействия, состоящих из одноразового «обмена» реакциями, ограничено, и чем выше «стартовый уровень», тем меньше подобных циклов предшествует применению насилия.
Помимо указанных характеристик, на исход конфликта всегда оказывают влияние временные параметры. Поэтому для изучения специфики конфликтного взаимодействия исследователям может быть интересна оценка зависимости динамики частоты конфликтов от циклических изменений характера совместной деятельности в течение года.Особенности того или иного временного периода накладывают свой отпечаток на эту сторону межличностного взаимодействия.
Раздел 3. Теоретические основы конфликтологии
Динамика среднемесячной частоты конфликтов в течение года
%
6 4 2
8,7 _£
8,8
LL5
9,4
5 6,3
7,8
9,2
5,3
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 МЕСЯЦ
Конфликты между офицерами
20 15 10
17,8
12,3 |
12,3
8,2 |
8,2 |
9,6
4,1 |
5,5 4 1 5'5
ПпПм
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 МЕСЯЦ
Конфликты между госслужащими
20 15 10 5
13,3 |
15,4
10,6 113
4 5,3 6,6 4
2,1 I I |
^ппПп
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 МЕСЯЦ
Конфликты между курсантами
а |
20 15 10 5
18,5 |
20,2
12,2
8,1 |
9£
6,2
3,8
& °
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 МЕСЯЦ
Конфликты между суворовцами
Глава 13. Динамика конфликта
В различных исследованиях уделяется большое внимание динамическим характеристикам, оказывающим влияние на конфликтное взаимодействие. Связано это с тем, что помимо индивидуальных характеристик, присущих каждому конфликту, на конструктивный или деструктивный его исход, на последствия для оппонентов и коллективов, в которых конфликт протекает, оказывают влияние временные параметры.