Индивидуальные показатели ситуативной и личностной тревожности
Учащихся класса _______школы_______ дата__________
№ | Фамилия, имя | Ситуативная тревожность | Личностная тревожность |
∑ ср |
2. Подсчитайте среднее значение (среднее арифметическое) показателей ситуативной и личностной тревожности по группе и занесите в нижнюю строку таблицы. Соотнесите с показателем уровня тревожности.
3. Подсчитайте количество и процент учащихся с высокой, умеренной и низкой тревожностью. Полученные данные занесите в следующую таблицу:
Уровни тревожности | Ситуативная тревожность | Личностная тревожность | ||
Количество учащихся | % | Количество учащихся | % | |
Высокая | ||||
Умеренная | ||||
Низкая |
4. Составьте общую характеристику уровня ситуативной и личностной тревожности учащихся в группе. Отметьте, какая тревожность преобладает у школьников.
5. Укажите возможные причины высоких показателей тревожности.
6. Соответствуют ли выявленные в эксперименте данные о тревожности вашим наблюдениям. Опишите проявления тревожности в поведении, общении, эмоциональных реакциях, мимике, жестах учеников в учебных и внеучебных ситуациях.
7. На основе полученных данных составьте психолого- педагогические рекомендации для школьников (для отдельных учащихся, а при необходимости – для класса в целом).
Методика 3. Тест школьной тревожности Филлипса
Цель.Изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой у детей среднего школьного возраста.
Опросник состоит из 58 вопросов. Все вопросы сгруппированы в 8 шкал (факторов), отражающих различные тревожные синдромы школьника. В каждый фактор входит разное количество вопросов. Допускаются как групповая, так и индивидуальная формы проведения методики.
Проведение исследования. Испытуемым раздаются листы ответов. Вопросы могут зачитываться школьникам, а могут предъявляться в письменном виде. Инструкция: «Вам предлагается опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Ответы на эти вопросы заносятся в лист ответов. На листе ответов вверху напишите свое имя, фамилию и класс. Старайтесь отвечать искренне и правдиво; здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь. Если Вы согласны с вопросом и ваш ответ «да», в листе ответов рядом с номером вопроса поставьте знак «+»; если Вы с утверждением не согласны и ваш ответ «нет», то поставьте в листе ответов знак «‑».
Текст методики
1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости оттого, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из этих одноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
19.Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ты сделаешь ошибку при ответе?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу также хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих дошкольных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься ним?
54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты зычно, что делаешь это плохо?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
Обработка и анализ результатов.У каждого школьника в его индивидуальном листе ответов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Ответы, не совпадающие с ключом – это проявление тревожности.
Ключ к вопросам:
- | + | - | - | + | - | ||||||
- | - | + | - | - | - | ||||||
- | - | - | - | + | - | ||||||
- | - | + | - | + | - | ||||||
- | - | + | + | - | - | ||||||
- | - | - | + | - | - | ||||||
- | - | - | - | - | - | ||||||
- | - | - | + | - | - | ||||||
- | - | - | + | - | |||||||
- | + | + | - | - |
Примечание:« + » ‑да; « - » ‑ нет
Подсчитывается общее количество несовпадений по всем вопросам, а далее по каждой из восьми шкал теста.