ТЕМА 2. Технология семейного консультирования
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной, воспитательной и социальной работе БГПУ
____________________С.И. Коптева
« »______________2012г.
(дата утверждения)
Регистрационный № УД 34-01/184/р.
СЕМЕЙНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ
Учебная программа для специальности:
Психология
Со специализацией 1-23 01 04 06 Психология семейных отношений
Факультет психологии
Кафедра прикладной психологии
Курс V
Семестр IX
Лекции 6 Экзамен X
Практические (семинарские) занятия 4 Зачет -
Лабораторные занятия 4
Всего аудиторных часов по дисциплине 14
Всего часов по дисциплине 124 Форма получения высшего
образования заочная
Составила Т.А. Куземкина, старший преподаватель
2012 г.
Учебная программа составлена на основе учебной программы «Семейное консультирование» (утверждена 20.06.2012г., № УД-34-01133/баз.)
Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры прикладной психологии
17.05.2012г., протокол № 13
Заведующий кафедрой
___________________С.С.Гончарова
Одобрена и рекомендована к утверждению Советом факультета психологии
29.05.2012 г., протокол № 9
Председатель
________________Л.А. Пергаменщик
Оформление программы и сопровождающих её материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует
Методист УМУ БГПУ
__________С.А. Стародуб
Пояснительная записка
Дисциплина «Семейное консультирование» включена в систему учебных предметов, обеспечивающих теоретическую и практическую подготовку студентов по специализации «Психология семейных отношений». Семейное консультирование – интегративный курс, требующий от студентов актуализации и синтеза ранее приобретенных знаний, умений и навыков по дисциплинам «Психология семьи» и «Психологическое консультирование».
Актуальность дисциплины «Семейное консультирование» для студентов, обучающихся по специализации «Психология семейных отношений», определяется спецификой деятельности психолога, задачей которого является оказание психологической помощи семье с целью оптимизации семейных отношений.
Цель учебной дисциплины:освоение студентами теоретических знаний о специфических особенностях семейного консультирования, овладение практическими умениями оказания консультативной помощи семье.
Задачи дисциплины:
- Изучение психологической проблематики, типичной для различных этапов жизненного цикла современной семьи.
- Формирование умений психологического анализа кризисных явлений в семье.
- Ознакомление с особенностями психодиагностической работы с семьей в контексте семейного консультирования.
- Формирование умений и навыков оказания психологической помощи семье с учетом специфики этапа жизненного цикла семьи.
В результате освоения дисциплины студент должен знать:
- теоретические основы семейного консультирования;
- особенности и структуру процесса семейного консультирования;
- особенности семейного консультирования семьи на разных этапах жизненного цикла.
В результате освоения дисциплины студент должен уметь:
- применять знания в ситуации моделирования процесса семейного консультирования;
- анализировать кризисные явления в семье;
- применять общие и специфические техники семейного консультирования;
- работать с сопротивлением в процессе семейного консультирования.
Дисциплина предусматривает применение проблемных и интерактивных методовобучения (проблемное изложение, поисковый и исследовательский методы, ролевая игра, моделирование ситуаций).
В качестве рекомендуемых видов управляемой самостоятельной работы студентов (УСРС) по дисциплине могут быть использованы: подготовка реферата, анализ и разбор проблемный ситуаций.
Дисциплина «Семейное консультирование» рассчитана на 14 аудиторных часов для студентов заочной формы получения образования, из них: 6 лекционных, 4 семинарских и 4 лабораторных.
Формой контроля является экзамен.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
ТЕМА 1. Семейное консультирование: история возникновения, основные задачи и принципы
Психологическая помощь семье: психологическое консультирование, психологическая коррекция, психотерапия. История возникновения и развитие семейного психологического консультирования. Задачи семейного консультирования.
Специфика семейного консультирования. Виды психологического консультирования: индивидуальное консультирование, консультирование супружеской пары, консультирование семьи, групповое консультирование супружеских пар, групповое консультирование семей, консультирование семейных общностей. Принципы семейного консультирования.
Требования к подготовке семейных консультантов. Профессиональная этика семейных консультантов. Этические проблемы в семейном консультировании.
Организация службы психологической помощи семье в Беларуси.
ТЕМА 2. Технология семейного консультирования
Понятия «технология», «техника» и «прием» в психологическом консультировании. Вербальные и невербальные техники. Техники, направленные на работу с сознанием и бессознательным клиента.
Общие техники консультирования, используемые в работе с семьей: техники слушания и организации беседы (расспрашивание, перефразирование, отражение чувств, прояснение, резюмирование), техники воздействия (интерпретация, директива, конфронтация).
Классификация техник семейного консультирования: задания на изменения поведения, задания на изменения образов, социометрические техники, парадоксальные техники.