Теория когнитивного стиля и личность
Одним из направлений исследования личности в когнитивной психологии является когнитивный стиль личности. Основателем этого направления в психологии считается американский психолог Герман Виткин. Виткин Герман (1916–1979) – американский психолог; вместе с Р.В. Гарднером и Дж. Каганом считается основателем направления в психологии, ориентированного на исследование когнитивного стиля. Понятие стиля издавна сближалось с понятием личности. Ж. Бюффон еще в 1753 году сказал, что стиль есть сам человек; если знания и открытия легко переходят, легко передаются от одних к другим потому, что они вне человека, то стиль нельзя ни отнять, ни перенять, ни подменить. Сегодня понятие стиля широко используется в психологии управления (стиль управления), в социальной психологии (стиль общения), в психологии труда (стиль деятельности) и в других отраслях психологии и за ее пределами, где так или иначе действует личность. Когда человек создает произведения искусства, общается, воспринимает другого человека или просто идет по улице, манера, способы, приемы его поведения несут на себе отпечатки его индивидуальности. Научившись их расшифровывать, можно получить ключ к пониманию личности.
Понятие когнитивного стиля родилось, когда представители направления, получившего название “Новый взгляд” на теорию восприятия и познания, заметили, что различия в восприятии одних и тех же объектов связаны с личностными особенностями людей (мотивацией, установками, жизненным опытом и т.д.). В дальнейшем стало ясно, что имеют место устойчивые индиви-дуальные различия в способах организации и переработки информации, способах организации и приобретаемого опыта, критерии предпочтения, используемые при построении личностью своего образа мира, которые и были названы когнитивным стилем. При раскрытии понятия когнитив-ного стиля обращают внимание на критерии предпочтения, используемые при построении личнос-тью своего образа мира. Иногда подчеркивают при этом относительно устойчивый способ органи-зации внимания, обусловленный темпераментом.
Многие психологи убеждены, что в индивидуальных особенностях восприятия находят выражение свойства личности. В результате активного поиска такого рода личностных инвариант поведения разные авторы обнаружили и описали около десятка устойчивых индивидуальных приемов оперирования информацией, получивших название когнитивных стилей.
Интерес к когнитивному стилю связан с его всепроникающим влиянием на разные аспекты поведения человека в сфере общения, обучения, работы. Зная когнитивный стиль человека, можно делать прогноз относительно многих особенностей его поведения (общения, деятельности, потребления). Когнитивный стиль находится на стыке познавательных и мотивационных структур личности и занимает ключевую позицию относительно возможностей раскрыть механизмы целостности личности.
В настоящее время насчитываются тысячи работ, посвященных влиянию когнитивно-стилевых особенностей личности на самые разнообразные стороны ее поведения. Многие авторы видят в исследовании когнитивных стилей одно из перспективных направлений изучения индивидуальных особенностей личности.
Полагают, что интеграция отдельных стилевых характеристик в целостную структуру позво-лит отразить важные стороны человеческой индивидуальности. Сегодня описано около десятка параметров когнитивного стиля. Наиболее часто используются три параметра: полезависимость-поленезависимость, когнитивная сложность, понятийная дифференцированность. Большая часть параметров когнитивного стиля группируется вокруг такого измерения, как аналитичность-синтетичность, или артикулированность-глобальность, отражающего степень дробности восприя-тия окружающего мира.
Полезависимость-поленезависимость – параметр когнитивного стиля, состоящий в степени использования внутренних ориентиров при работе с противоречивой информацией и сопротив-ления давлению внешней ситуации. Данный параметр был выявлен Г. Виткиным при исследо-вании влияния воспринимаемых свойств частей зрительного поля на восприятие его в целом.
Поленезависимость определяется доминирующей тенденцией ориентироваться при решении задач на самого себя. Поленезависимые индивиды склонны к имперсональной ориентации, а полезависимые – к межперсональной. Поэтому у поленезависимых межличностное взаимодей-ствие малоэффективно, но зато они достигают больших успехов в ситуациях, требующих пере-структурирования. Для полезависимых характерна противоположная тенденция. Итоговая эффек-тивность деятельности представителей данных когнитивных стилей равна, если ее рассматривать относительно разных сфер жизни.
Поленезависимость является индикатором степени дифференциации психики в целом, и потому связана с величиной латерализации функций: поленезависимые могут быть как крайне правополушарными, так и крайне левополушарными. Однако большинство авторов связывает с поленезависимостью только левостороннюю латерализацию. Обнаружено, что при восприятии человеческого лица внимание поленезависимых приковано к правой его половине, что говорит об их левосторонней латерализации.
У поленезависимых формируется стратегия принятия решения, основанная на анализе деталей, что связано с преобладанием левого полушария, а полезависимые используют образные стратегии, вовлекающие правое полушарие.
Для измерения полезависимости-поленезависимости Г. Виткиным и его сотрудниками были разработаны три теста: “Рамка-стержень”, “Вращающаяся комната” и “Замаскированные фигуры”. Наиболее популярен тест “Замаскированные фигуры”, разработанный Г. Виткиным на основе методики К. Готтшальда. Испытуемому показывают простую геометрическую фигуру, затем ее убирают и предлагают найти в сложном изображении. Простая фигура и сложное изображение никогда не предъявляются одновременно. В окончательном варианте тест состоит из 12 заданий. Показателем поленезависимости служит среднее время выполнения заданий. Чем оно меньше, тем больше поленезависимость. О поленезависимости можно судить и по числу правильных решений.
Формированию полезависимости способствуют чрезмерные опека и контроль за поведением ребенка со стороны взрослых, ограничение его контактов со сверстниками и требование полного послушания. Высокой полезависимости способствует как очень большая семья, состоящая из нескольких поколений, так и неполная, где ребенка воспитывает одна мать. По мнению
Г. Виткина, женское окружение само по себе отрицательно сказывается на уровне психологи-ческой дифференциации ребенка, порождая у него социальную конформность и полезависимость.
Когнитивная сложность-простота. Этот параметр когнитивного стиля обязан своим происхождением теории личностных конструктов Дж. Келли (об этом подробнее в следующем параграфе). Он характеризует большую или меньшую склонность индивида строить многомерные модели событий: одни люди видят мир многомерным, другие – упрощенным, “черно-белым”.
В исследованиях этого когнитивного стиля отчетливо представлена основная идея стилевого подхода: каждый человек по-своему воспринимает, понимает, интерпретирует и прогнозирует действительность на основе “конструкций” индивидуального познавательного опыта.
При оценке когнитивной сложности личности учитывают число измерений, используемых при оценивании происходящего, а также степень организованности и взаимосвязанности этих измерений. Многочисленные исследования показывают, что когнитивно сложные личности более точны в своих предсказаниях относительно поведения других людей, чем когнитивно простые. Когнитивно простые субъекты эгоцентричны: они считают, что все то, что они думают о своем поведении, распространяется и на мнение о них других людей. Но психологические портреты когнитивно простых и когнитивно сложных личностей противоречивы и неоднозначны, поскольку на параметр простоты-сложности накладывается ряд других характеристик, например, когнитивная дифференцированность.
Понятийная (психологическая) дифференцированность – это степень расчлененности (дробности, детализации) в процессе категоризации. Показателем этого параметра в психологических исследованиях служит число образуемых групп при свободной классификации объектов. Этот показатель не зависит от содержания материала (слова, картинки, высказывания, предметы и т.д.). Значит, существуют стабильные индивидуальные различия в степени дифференцированности (артикулированности) восприятия окружающего мира и самого себя. Большое число групп при сортировке объектов свидетельствует о высокой понятийной дифференцированности, малое – о низкой. Более артикулированное восприятие означает детализацию и лучшую организацию поля восприятия. В основе дифференцированности лежит способность действовать, самоутверждаться, организовывать, использовать значимые факторы поля и контролировать разрушительные силы в себе самом.
Различия в степени артикулированности Г. Виткин связывает с особенностями взаимоотно-шений в семье и воспитанием в раннем детстве. Способы обращения матери с ребенком во многом определяют уровень психологической дифференциации.
Артикулированность является характеристикой личности, пронизывающей различные уровни ее организации, хотя специальная тренировка и жизненный опыт в процессе созревания могут по-разному влиять на дифференцированность отдельных сфер личности, а дифференциация на более поздних этапах жизни или психическое нарушение могут снижать уровень дифференцированности неравномерно в этих сферах.
Г. Виткин описал четыре компонента психологической дифференцированности.
1. Артикулированность представления о своем теле, состоящая в четком выделении его границ, которая закладывается в раннем детстве и является основой для развития дифференцированности на более высоких уровнях личностного отражения.
2. Артикулированность когнитивной сферы, проявляющаяся в двойной способности выделять в процессе восприятия часть из целого поля и организовывать неструктурированное поле.
3. Чувство сепаратной идентичности, которое означает степень развития осознания индивидом своих потребностей, чувств и свойств и идентификацию их как отличающихся от потребностей, чувств и свойств других людей. Установлено три категории поведенческих проявлений чувства сепаратной идентичности: способность действовать самостоятельно, без поддержки других людей, за счет хорошо структурированного “Я”; предпочтение пользоваться своими мнениями, установками и суждениями в конфликтной ситуации; стабильность самооценки и представления о себе в разных социальных контекстах.
4. Структурированный контроль и специализированная защита являются выражением дифференцированности и уровня регуляции поведения в целом. Люди с глобальным восприятием поля склонны использовать примитивное отрицание и подавление, а люди с аналитическим восприятием предпочитают интеллектуализацию в качестве механизмов защиты.
Когнитивный стиль личности характеризуют также при помощи ряда других параметров. Ряд психологов (Дж. Клейн, Р. Гарднер, П. Хольцман) рассматривают когнитивный стиль как взаимоупорядоченную систему когнитивных аттитюдов, которые определяют правила, по которым развертываются познавательные процессы. Они предложили, в частности, такие параметры когнитивного стиля, как толерантность к нереальному опыту и рефлексивность-импульсивность.
Толерантность к нереальному опыту – это принятие событий, которые не соответствуют опыту. В экспериментах испытуемому сначала предлагалось прочитать название цветов, напечатанные цветным шрифтом так, что цвет шрифта и название цвета не совпадали (например, слово “синий” напечатано красным шрифтом). Это замедляло прочтение слов. Разница между скоростью прочтения обычного текста и цветного показывала величину толерантности к нереальному опыту.
Рефлексивность-импульсивность – это личностная тенденция принимать решения быстро или медленно. Люди с импульсивным стилем быстро выдвигают гипотезы в ситуациях неопределенности, допуская при этом много ошибочных решений. Рефлексивная стратегия представляет собой длительные размышления, дающие более правильный ответ. Показателями рефлексивности-импульсивности служат время обдумывания задачи до принятия решения и количество ошибок.
Для понимания когнитивного подхода к личности представляет интерес то, как проявляются в жизни и экспериментальной практике различные параметры когнитивного стиля.
Эксперименты показывают, что поленезависимость и высокая понятийная дифференцированность положительно влияют на академическую успеваемость студентов.
Студенты с высокой успеваемостью демонстрируют больше признаков поленезависимости: используют при конспектировании меньшее количество слов, употребляют больше простых предложений, чаще сокращают слова, используют синонимы, перефразируют мысль, т.е. подвергают текст большей переработке.
Кроме того, поленезависимые студенты структурируют текст графически, применяя подчеркивания, смену шрифта или цвета.
Параметр понятийной дифференцированности проявляется в учебной работе студентов слабее. Установлено только, что студенты с высокой понятийной дифференцированностью, как и поленезависимые, при работе с текстом дробили его на абзацы, выделяли и подчеркивали наиболее важные места.
Следовательно, высокая поленезависимость, т.е. способность к быстрой переработке информации, умение переводить ее на свой язык, является фактором успешности обучения. Связь понятийной дифференциированности с успешностью обучения менее однозначна.
По данным В. Колги, индивиды не имеют преимуществ в успешности обучения в зависимости от того, на каком полюсе понятийной дифференцированности они находятся. Высокая понятийная дифференцированность способствует выявлению специфичности предлагаемой задачи, низкая – большей широте переноса навыков из одной ситуации в другую.
Многих исследователей интересовало, как когнитивный стиль связан с личностными свойствами. При этом в центре внимания опять оказался параметр полезависимости-поленезависимости, который сопоставлялся с такими свойствами, как конформность, интроверсия, эмпатичность, тревожность и др. Оказалось, что полезависимые индивиды дают больше конформных реакций и быстрее принимают чужую точку зрения. Эти различия объясняют тем, что у полезависимых менее четкая структура собственного “Я”, в то время как у поленезависимых она более структурированная, и они вносят упорядоченность в неопределенные ситуации.
Между способностью к эмпатии и поленезависимостью не было обнаружено значимых связей. Значит, полезависимые и поленезависимые в равной степени способны к хорошему пониманию другого человека.
Эмпирические данные о связи поленезависимости с тревожностью достаточно противоречивы. Полезависимые индивиды имеют более слабый поведенческий контроль, менее отработанные защитные механизмы, и вследствие этого они более тревожны, чем поленезависимые. Обнаружена положительная связь между уверенностью в себе и поленезависимостью. В условиях сенсорной изоляции полезависимые проявляют тревожность, а поленезависимые – гнев с тревогой. Полезависимые имеют общую предрасположенность к тревожности в ситуации оценки социальных качеств.
По мнению Р. Кеттелла, полезависимость-поленезависимость является одним из проявлений фактора “приверженность к группе – самодостаточность”, который входит во вторичный фактор “интроверсия-экстраверсия”.
И.П. Шкуратова (Ростов-на-Дону), изучая связь параметров когнитивного стиля со свойствами личности, обратила внимание на то, что разные показатели поленезависимости группируют вокруг себя разные личностные факторы: показатель времени решения дает значимые связи с факторами “интеллект”, “эмоциональная стабильность” и “усвоение моральных норм”, показатель количества правильных решений – с факторами “общительность”, “мнительность”, “самодостаточность” и вторичным фактором “тревожность”, а показатель продуктивности вообще не дал ни одной значимой связи с личностными характеристиками. Это является доказательством того, что показатели поленезависимости, которые считаются равнозначными, на самом деле отражают разные личностные особенности.
Значительно большую связь между показателями когнитивного стиля и свойствами личности выявляют, если используются поведенческие проявления свойств. Когнитивный стиль представляет собой способ переработки информации, поэтому проявляется больше там, где есть реальное действие, а не рефлексия. Все параметры когнитивного стиля обязаны своим происхождением практике психологического эксперимента, в рамках которого продолжает анализироваться их взаимосвязь с другими личностными характеристиками.
Параметры когнитивного стиля могут находиться в разных соотношениях с уровнем интеллекта и отдельными свойствами личности, что объясняется особенностями их природы. Поэтому каждый параметр когнитивного стиля рассматривается как самостоятельное измерение личности, не сводимое к другим. Когнитивно-стилевые особенности понимаются как личностное образование, которое обладает значительной генерализованностью и проявляется в разнообразных поведенческих характеристиках в разных сферах деятельности.
Когнитивный стиль расценивается как компенсаторный механизм, связанный с определенным типом психологической защиты. Дж. Клейн определяет когнитивный стиль “как стабильную стратегию контроля, которая направляет потребности в адаптивные действия, организуя когнитивные и аффективные процессы таким образом, чтобы минимизировать конфликт и в то же время как можно шире проявить индивидуальные особенности”. Г. Виткин утверждает, что лица с аналитическим типом восприятия, т.е. поленезависимые, имеют более развитую систему психологической защиты, и ведущими в ней являются такие специализированные ее формы, как интеллектуализация и рационализация, в то время как индивиды с синтетическим типом восприятия чаще проявляют примитивное отрицание или подавление.
Таким образом, когнитивные стили по своим глубинным психологическим основаниям представляют собой формы интеллектуальной зрелости субъекта. Исследования когнитивного стиля позволяют существенно пересмотреть существующие теории личности.