Особенности преподавания психологии как прикладной науки

Методические особенностях преподавания возрастной и педагогической психологии зависят от того, изучаются ли они как один учебный предмет или как два разных. Если преподавание возрастной и педагогической психологии ведется как единой учебной дисциплины, то методика строится на показе взаимосвязи процесса обучения и воспитания с процессом развития психики. Если преподавание ведется раздельно, то возрастная психология должна целиком и полностью излагаться как наука о возрастном развитии психики, охватывающем период жизни человека от рождения до смерти. А методика преподавания педагогической психологии должна опираться на полученные студентами знания по возрастной психологии и использовать их для помощи в усвоении психологического смысла процессов обучения и воспитания, подчеркивания психологического аспекта этих процессов.

Следует отметить, что возрастная и педагогическая психология как прикладные отрасли психологической науки служат для объяснения конкретных психологических фактов развития, обучения, воспитания и их преобразования – для организации реального процесса обучения и воспитания в соответствии с законами развития. Поэтому студентам в ходе изучения данных дисциплин нужно овладеть методами научного исследования фактов с целью их объяснения, умениями применить психологические знания для преобразования обнаруженного факта (знать методы формирующего эксперимента). В связи с этим преподавателю необходимо уделить основное внимание методам и приемам практического обучения студентов посредством проведения семинаров-практикумов, семинаров-дискуссий, деловых игр, применения метода «мозговой атаки», круглых столов и других активных методов, стимулирующих собственные самостоятельные мыслительные и практические действия студентов.

В методике преподавания социальной психологии необходимо учитывать тот факт, что это развивающаяся наука, предмет которой пока четко не определен. Поэтому в методическом отношении преподавание социальной психологии полезно осуществлять как перечисление имеющихся в научной литературе разных точек зрения на ее предмет, проблемы, методы с последующими комментариями, что послужит для студентов ключом для самостоятельного анализа социальных отношений, социально-психологических явлений, фактов и закономерностей. В качестве методов обучения преподавателю целесообразно использовать интерактивные и проблемные методы.

Предметом медицинской психологии как прикладной отрасли психологической науки можно считать психологические воздействия, оказывающие травмирующее или исцеляющее влияние на человека, т.е. психотравмирующие и психотерапевтические факторы. Следовательно, теоретическое содержание медицинской психологии составляют отрасли психологической науки, которые изучают аномальные состояния психики (патопсихология, нейропсихология, специальная психология), а также некоторые отрасли медицины (психиатрия, неврология и нейрохирургия), изучающие психосоматические проявления различных болезней, психологические последствия травм и болезненных поражений структуры мозга, исцеляющий эффект психологических воздействий на больного. В свою очередь, прикладной аспект медицинской психологии заключается в использовании научных психологических и медицинских знаний для диагностики, лечения и предупреждения (профилактики) заболеваний нервно-психического характера. Поэтому учебные задачи, используемые преподавателем на семинарских занятиях, должны строиться по принципу задач психологического типа. В целом методика преподавания медицинской психологии должна предусматривать большое количество практических занятий, позволяющих усваивать и закреплять полученные знания в ситуации наблюдения реальных фактов при описании психического состояния и поведения людей, постановке диагноза и т.д., т.е. в ситуации, максимально приближенной к профессиональной деятельности клинического психолога-практика.

При преподавании юридической психологии следует учитывать ее целевую аудиторию: главным для студента-юриста является получение знаний о психологии людей как его потенциальных клиентов, а для студента-психолога – познание психологического содержания деятельности юриста (ему надо быть компетентным в юриспруденции, по крайней мере, в юридической психологии). С учетом этого и составляются основные ориентирующие проблемные вопросы и учебные задачи: для студента-юриста – это задачи, способствующие усвоению теории психологии с целью формирования их психологической грамотности, а для студентов-психологов – задачи на психологический анализ различных ситуаций, реально складывающихся в процессе правоприменительной деятельности .

Таким образом, методика преподавания прикладной психологии основывается на деятельностном подходе к обучению.

Наши рекомендации