Доверие как фактор, регулирующий межличностную дистанцию
Доверие к себе и к другим людям выступают фактором сближения – отдаления субъектов отношений. Сильно выраженное, гиперболизированное доверие к себе, граничащее (а иногда и приводящее) с самоуверенностью, автономностью, независимостью, может привести к увеличению дистанции в межличностных отношениях. Недоверие к себе, сопровождающееся неуверенностью, ожиданием помощи и опеки со стороны других людей, приводит к нарастанию сближающих тенденций и связано с чрезмерным доверием к другим людям, желанием сократить дистанцию, спровоцировав стремление дистанцироваться у своего партнера.
Т.П. Скрипкина (2000) пишет, что доверие - «способность человека априори наделять явления и объекты окружающего мира, а также других людей, их возможные будущие действия и собственные предполагаемые действия свойствами безопасности (надежности) и ситуативной полезности (значимости)» [226, с.85].
Доверие является условием, определяющим характер взаимодействия человека с миром, предшествующее самому взаимодействию. «Доверие, первоначально возникая в субъективном, внутреннем мире личности (как переживание или как особого рода отношение), может проявиться лишь посредством активности человека. В момент взаимодействия оно как бы «выносится» в сам акт взаимодействия, и потому существует и в человеке и между человеком и объектом взаимодействия. Акт взаимодействия служит опытной проверкой первоначально существующего доверия, и в зависимости от получаемого опыта уровень доверия постоянно корректируется человеком» [226, с.86].
При анализе феномена доверия, в нем выделяют две стороны: доверие к себе и доверие к миру; они являются факторами, условиями, регулирующими социально-психологическую дистанцию в межличностных отношениях. Доверие к миру– специфический субъектный феномен, сущность которого состоит в специфическом отношении субъекта к различным объектам или фрагментам мира, заключающемся в переживании актуальной значимости и априорной безопасности этих объектов или фрагментов мира для человека [225].
В каждом акте взаимодействия человека с миром человек одновременно обращен и в мир, и в себя, благодаря чему становится возможным одновременное доверие к себе и к миру. Но его соответствие постоянно меняется вплоть до противоречивых отношений между ними.
Доверие в общении и взаимодействии людей может реализовываться в зависимости от прошлого опыта общения каждого из взаимодействующих субъектов, а также от ситуации или цели взаимодействия. Т.П.Скрипкина (2000) отмечает:
1. Доверие можно репрезентировать путем совершения определенных поведенческих актов.
2. Считается, что человек может верить или не верить в истинность получаемой информации от какого-то лица, и в этом случае существуют определенные связи между содержанием получаемой информации и отношением к ее источнику. Отношение к источнику получаемой информации базируется на доверии (определенной его степени) и этим отношением во многом детерминируются как содержание доверительной информации, так и ее количественные характеристики, а также эффективность совместно выполняемой деятельности или результативность совместно решаемых задач.
3. Доверие может реализовываться путем вовлечения другого лица в собственный внутренний мир, выступая, как передача или обсуждение интимной, значимой, конфиденциальной информации с другим лицом.
В первом случае речь идет не о подлинном доверии, а его демонстрации другому человеку (людям). В двух других – доверие непосредственно связано с отношениями между людьми. Так, в одном случае субъект отношений воспринимается как источник информации, а в другом – как близкое лицо, которое в зависимости от степени выраженности доверия впускается либо нет во внутренний, интимный мир.
Описанные три позиции говорят о зависимости характера отношений, и, соответственно, межличностной дистанции от уровня доверия между субъектами. На этом основании делаем вывод о том, что доверительные отношения предполагают близость между субъектами, тогда как недоверие приводит к увеличению дистанции в отношениях между людьми.
Под доверительными отношениями, понимается «внутреннее состояние готовности к проявлению доверия (преднастройку) хотя бы одного из двух взаимодействующих субъектов, как внутреннюю диспозицию личности на людей вообще (тогда это выглядит как доверчивость) и на определенный круг лиц в частности» [225, с.197].
Количество доверия или его мера - есть динамическая характеристика, определяющая качественную сторону отношений, чем выше уровень доверия, особенно взаимного, в отношениях между людьми, тем сильнее выражена связь между ними, тем ближе они друг к другу, соответственно, тем благоприятнее дистанция между ними.
Межличностное доверие выступает с одной стороны - как феномен, порождаемый, проявляемый и динамично изменяемый в процессе взаимодействия людей, а с другой - как феномен внутриличностный, который, будучи порожден в межиндивидном пространстве, вновь и вновь «выносится» в пространство межличностных отношений, осуществляя функцию связи между людьми.
Типологию возможных стратегий поведения в зависимости от пропорции или уровня доверия к миру и к себе, представляют следующим образом:
● равные пропорции доверия к себе и к миру, которые лежат в основе уже сложившихся известных форм поведения и обеспечивают относительную устойчивость как личности, так и деятельности;
● преобладание доверия к миру, являющееся основой адаптивных форм поведения, позволяющих человеку приспосабливаться к миру;
● преобладание доверия к себе – основа неадаптивных форм активности, связанных как с риском, так и с творческой преобразующей деятельностью [225].
Укажем, что каждая описанная стратегия предполагает свою межличностную дистанцию, свой уровень близости в межличностных отношениях между взаимодействующими людьми.
Преобладание доверия к себе по сравнению с доверием к миру предполагает самостоятельный целетворящий характер деятельности, который может быть как конструктивным, так и негативным. Отсутствие, потеря доверия к миру всегда сопряжены с потерей доверия к себе.
Как показано в таблице 12, возможны шесть позиций, занимаемых людьми по отношению друг к другу и одновременно по отношению к себе.
Таблица 12
Типология феноменов межличностных отношений, в которых доверие является фоновым условием (Т.П.Скрипкина, 2000)
№ | S1 | S2 | Эффект порождения | Феномены межличностных отношений |
1. | Доверие к себе = доверию к другому | Доверие к себе = доверию к другому | Диалог, смыслопорождение | Кооперация, сотрудничество, взаимовлияние |
2. | Доверие к себе > доверия к другому | Доверие к себе > доверия к другому | Игра | Соперничество, конфронтация, |
3. | Доверие к себе < доверия к другому | Доверие к себе < доверия к другому | Потребность в самораскрытии | Риск самоутраты |
4. | Доверие к себе = доверию к другому | Доверие к себе > доверия к другому | Манипули-рование | Принуждение |
5. | Доверие к себе = доверию к другому | Доверие к себе < доверия к другому | Авторитет | Влияние |
6. | Доверие к себе > доверия к другому | Доверие к себе < доверия к другому | Манипули-рование | Зависимость, принуждение |
Примечание: S1 и S2 – субъекты отношений
Первая позиция – наиболее эффективная. Человек относится к себе как к ценности и другому как равному себе. Такая позиция приводит к диалогу и является творчески продуктивной.
Вторая позиция – каждый из взаимодействующих партнеров доверяет себе больше, чем своему партнеру. «Это означает, что каждый относится к себе как к ценности, но занижает ценность и надежность другого» [225, с.206-207]. Результатом является соперничество, конфронтация, отсутствие доверия в отношениях.
Третья позиция – оба партнера полагаются больше на другого, чем на самого себя. В этом случае, возможно перекладывание ответственности на других людей, потеря аутентичности.
Четвертая позиция – предполагает, что один партнер относится к себе и другому как к ценности, а другой – как к ценности относится лишь к себе. Результатом может стать манипулирование, принуждение.
Пятая позиция – один партнер по взаимодействию в равной мере относится к себе и другому как к ценности, а для другого первый – ценность более высокого порядка, чем он сам. Ситуация когда второй партнер доверяет первому больше, чем себе.
Шестая позиция – это сочетание, когда у одного партнера доверие к себе больше, чем доверие к другому, а у другого доверия к партеру больше, чем к себе. Результат – опасность попасть в зависимость от того, кто полагается лишь на себя, а другой позволяет использовать себя в качестве средства.
Отметим, что каждая описанная выше позиция предполагает «свою» межличностную дистанцию. Так, для первой свойственна благоприятная дистанция, удовлетворяющая взаимодействующих субъектов. Вторая говорит о неблагоприятной дистанции, однако в случае решения противоречий имеющихся между субъектами и снижения связанного с ними напряжения, отношения могут стать достаточно близкими. Третья позиция также характерна для неблагоприятной дистанции и соответствующих ей отношений. Каждый из партнеров «ждет» друг от друга инициативы, занимая при этом пассивную позицию. В четвертой особенность межличностной дистанции будет определяться следующим. Один партнер достаточно открыт, хочет и готов устанавливать близкие отношения, тогда как другой, в силу «чрезмерной ценности самого себя, значимости собственного Я», держится на расстоянии. Такая дистанция неблагоприятна для первого субъекта, а также для перспективы развития самих отношений. В пятой картина очень похожа на предыдущую, с той лишь разницей, что один из партнеров стремится не дистанцироваться, а установить симбиотические отношения. В данном случае речь идет о неблагоприятно сближенной для его партнера межличностной дистанции. Аналогичная картина имеет место и в шестой позиции, с той лишь разницей, что неприемлемо близкую дистанцию будут стремиться установить оба партнера.
Таким образом, мера доверия (или недоверия) является одним из факторов, регулирующих социально-психологическую дистанцию в межличностных отношениях; соответственно, чем больше уровень межличностного доверия, тем благоприятнее социально-психологическая дистанция между взаимодействующими людьми, и наоборот.
Регуляция социально-психологической дистанции предполагает соразмерное сочетание уровня доверия к себе и другим. В этом случае она будет благоприятной, и отношения будут также достаточно гармоничными. Однако, недоверие как к себе, так и своему партнеру (равно как и его гиперболизированное проявление) приводит к дисгармонии межличностных отношений, увеличению дистанции между субъектами отношений.
Наряду с доверием важным фактором, регулирующим межличностную дистанцию во взаимодействии людей, выступает их взаимопонимание друг друга. Об этом речь пойдет в следующей части книги.