Характеристики сознания
1.Сознание всегда активно.
2.Сознание интенционально (Быть направленным следует понимать в модусе желательности, селективности, аспектуальности, заинтересованности в рассмотрении именно этого объекта).Активность сознания проявляется в том, что психическое отражение объективного мира человеком носит не пассивный характер, в результате которого все отражаемые психикой предметы имеют одинаковую значимость, а, наоборот, происходит дифференциация по степени значимости для субъекта психических образов. Вследствие этого сознание человека всегда направлено на какой-то объект, предмет или образ, т.е. оно обладает свойством интенции (направленности).
3. Рефлексия - способность к самонаблюдению.Способность к рефлексии определяет возможность человека наблюдать за самим собой, за своим ощущением, за своим состоянием. Человек в состоянии критически оценить себя и свое состояние, поместив полученную информацию в определенную систему координат. Такой системой координат для человека являются его ценности и идеалы.
4.Мотивационно-ценностный характер сознания.
Данные свойства сознания определяют возможность формирования в процессе онтогенеза человека индивидуальной «Я-концепции», которая является совокупностью представлений человека о самом себе и об окружающей действительности. Всю информацию об окружающем мире человек оценивает на основе системы представлений о себе и формирует поведение исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Поэтому не случайно «Я-концепцию» очень часто называют самосознанием.
· Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально.
· Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки, по-разному оценивают одни и те же объекты реального мира. Причем оценки одних людей достаточно объективны, т.е. соответствуют реальности, а оценки других, наоборот, крайне субъективны.
· Существует множество причин, обусловливающих адекватность воспринимаемого человеком образа реального мира и его самооценок. Основная - степень критичности человека - определяет возможность построения адекватной «Я-концепции». Критичность - способность осознавать различие между «хорошо» и «плохо». Способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную информацию со своими установками и идеалами, формировать свое поведение, определять цели и программу действий, предпринимать шаги к достижению поставленной цели, отличает человека от животного. Критичность выступает в качестве основного механизма контроля за своим поведением.
Возникновение и развитие сознания у человека.
В отечественной психологии гипотеза о происхождении сознания человека сформулирована А.Н. Леонтьевым.
1. Одно из главных отличий человека от животного заключается в его отношениях с природой. Животное является элементом живой природы и строит свои отношения с ней с позиции приспособления к условиям окружающего мира, человек воздействует на природную среду, создавая для этого орудия труда. Способность создавать орудия для преобразования окружающей природы свидетельствует о способности сознательно трудиться. Труд - это специфический, присущий только человеку вид деятельности, заключающейся в осуществлении воздействий на природу с целью обеспечения условий своего существования.
Основная особенность труда заключается в том, что трудовая деятельность, как правило, осуществляется только совместно с другими людьми. Труд способствовал образованию определенных человеческих сообществ, которые принципиально отличались от сообществ животных.
· Во-первых, объединение первобытных людей было вызвано стремлением не просто выжить, что характерно в определенной мере и для стадных животных, а выжить путем преобразования природных условий существования, т.е. с помощью коллективных действий.
· Во-вторых, важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации - речь - обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми. Особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. Речь предопределила возможность существования сознания (мысль человека всегда имеет вербальную форму).
· В-третьих, для нормального существования и развития человеческих сообществ законы животного мира, основанные на принципах естественного отбора, непригодны. Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества - принципы нравственности и морали.
Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека. Но, следует подчеркнуть, что подобная логическая последовательность является лишь гипотезой, изложенной с рационалистических позиций. Существуют и другие точки зрения на проблему возникновения сознания человека, в том числе излагаемые с иррациональных позиций.
Факты.
Прежде всего, следует обратить внимание на то, что возникновение сознания у человека, появление речи и возможности трудиться были подготовлены эволюцией человека как биологического вида.
1. Прямохождение освободило передние конечности от функций ходьбы и способствовало развитию их специализации, связанной с хватанием предметов, их удержанием и манипулированием ими, что способствовало возникновению орудийной деятельности у предков человека.
2.Одновременно с этим происходило развитие органов чувств – совершенствование зрения (цветное, бинокулярное, стереоскопическое), оно стало доминирующим источником получения информации об окружающем мире.
3. Развитие нервной системы в целом, и особенно головного мозга. У человекообразной обезьяны средний объем мозга равен 400-550 см3, у человека он составляет 1400 см3. Значительно увеличивается площадь поверхности больших полушарий за счет количество извилин коры головного мозга и их глубины.
4.Происходят существенные структурные и функциональные перестройки мозга. У человека по сравнению с человекообразной обезьяной уменьшилась в процентном соотношении площадь проекционных полей, связанных с элементарными чувствительными и двигательными функциями, и увеличилось процентное содержание интегративных полей, связанных с высшими психическими функциями.
5.Происходит дальнейшая кортикализация управления поведением, большее подчинение элементарных процессов коре по сравнению с тем, что наблюдается у животных. Можно предположить, что эволюция коры головного мозга в процессе филогенеза человека, наряду с его социально-историческим развитием, обусловила возможность появления высшей формы развития психики - сознания.
6. Сознательная деятельность и осознанное поведение человека в значительной степени определяется переднелобными и теменными долями коры головного мозга. При поражении переднелобных полей человек теряет способность сознательно и разумно управлять своей деятельностью в целом, подчинять свои действия более отдаленным мотивам и целям. Поражение теменных полей приводит к утрате представлений о временных и пространственных отношениях, а также логических связей.
7. Лобные и теменные поля у человека по сравнению с человекообразными обезьянами развиты в наибольшей степени. Лобные поля у обезьян занимают около 15% площади коры головного мозга, то у человека они занимают 30%. Переднелобные и нижнетеменные участки у человека имеют некоторые нервные центры, отсутствующие у животных.
8.Структурные изменения головного мозга человека отразились на результатах эволюции двигательных органов. Каждая группа мышц тесно связана с определенными двигательными полями коры головного мозга. У человека двигательные поля, связанные с той или иной группой мышц, имеют разную площадь, размер которой напрямую зависит от степени развития той или иной группы мышц.
9.При анализе соотношений размеров площади двигательных полей установлено, насколько велика по отношению к другим полям площадь двигательного поля, связанного с кистями рук. Кисти рук человека имеют наибольшее развитие среди органов движения и наиболее связаны с деятельностью коры головного мозга. Подобный феномен встречается только у человека.
Можно сделать двоякий вывод о взаимосвязи труда и психического развития человека: Во-первых, сложнейшее строение, которое имеет человеческий мозг, скорее всего, связано с развитием трудовой деятельности человека.
Во-вторых, объем мозга современного человека со времен первобытных людей (Homo sapiens) существенно не изменился, можно говорить о том, что эволюция человека как биологического вида способствовала появлению у людей возможности трудиться, что в свою очередь явилось предпосылкой для появления сознания у человека. Можно утверждать, что появление сознания у человека обусловлено как биологическими, так и социальными факторами.
С появлением сознания человек сразу выделился из животного мира, но первые люди по уровню своего психического развития отличались от современных людей. Прошли тысячи лет, прежде чем человек достиг уровня современного развития. Основным фактором поступательного развития сознания явился труд. С приобретением практического опыта, с эволюцией общественных отношений шло усложнение трудовой деятельности. Человек постепенно переходил от простейших трудовых операций к более сложным видам деятельности, что влекло за собой и поступательное развитие мозга и сознания. Поступательное развитие свидетельствует о социальной природе сознания, что отчетливо проявляется в процессе развития психики ребенка.