Состояния и Динамики Восстановления Речи

______________________

Оцениваемые стороны речи При настоящем поступлении При выписке
Экспрессивная речь    
Диалог    
Называние предметов    
Называние действий    
Составление фраз    
Составление рассказа    
Импрессивная речь    
Понимание речи в диалоге    
Понимание слов, обозначающих предметы    
Понимание слов, обозначающих действия    
Понимание фраз    
Понимание инструкций    
Сумма    
Степень выраженности нарушений речи    

0-90 – очень грубая; 90-130 – грубая; 130-175 – средне-грубая; 175-220 - средняя; 220-260 -средне-легкая; 260 –легкая.

Динамика _______________________баллов

0-14 – незначительные улучшения;

15-30 – улучшения;

30-45 - значительные улучшения;

- больше 50 выраженные улучшения.

Степень выраженности динамики восстановления речи

Специалист _Подпись

Количественная Оценка

Неречевой Нейропсихологической Симптоматики

________________________________

3 балла – без нарушений, 2 балла – менее 25% ошибок, самостоятельная коррекция; 1 балл – более 50% ошибок, коррекция по подсказке специалиста; 0 баллов – более 75% ошибок, коррекция недоступна.

Оцениваемые психические функции Количественная оценка нарушений в баллах
При настоящем поступлении (дата) При выписке (дата)
Праксис  
· Динамический мануальный праксис    
· Кинестетический мануальный праксис    
· Сомато-пространственный праксис    
· Конструктивный праксис    
Гнозис    
· Зрительный предметный гнозис    
· Слуховой неречевой гнозис    
· Тактильный гнозис    
· Оптико-пространственный гнозис    
Память слухо-речевая    
· Объем слухо-речевой памяти    
· Избирательность мнестической деятельности (привнесения)    
· Эффективность процесса заучивания    
· Устойчивость следа памяти к интерференции    
Память зрительная    
· Объем зрительной памяти    
· Избирательность мнестической деятельности (привнесения)    
· Эффективность процесса заучивания    
· Устойчивость следа памяти к интерференции    
Произвольный контроль за деятельностью    
Нейродинамика (уровень психической активности, устойчивость произвольного внимания и работоспособности, утомляемость, истощаемость, инертность, замедление темпа деятельности)    


Специалист __________________________ Подпись

6.4. Алгоритм работы при восстановлении речи и других ВПФ

· Знакомство с анамнезом.

· Изучение данных объективных исследований (обнаружение топики и уровня поражения).

· Проведение нейропсихологического анализа:

· качественный анализ разных видов и уровней речи;

· выявление специфики симптомов;

· определение первичных и вторичных симптомов;

· выявление нарушенного фактора;

· определение сохранных звеньев.

· Количественная оценка симптоматики.

· Определение стратегии восстановительного обучения (цели, задачи).

· Подбор упражнений и определение форм и интенсивности работы.

· Реализация восстановительного обучения.

· Анализ и коррекция программы в зависимости от полученных результатов.

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ

Автоматизированные речевые ряды— речевые действия, реализуемые без непосредственного участия сознания.

Агнозия— нарушение различных видов восприятия, возникающее при определенных поражениях мозга. Различают зрительные, тактильные, слуховые агнозии.

Аграмматизм— нарушение понимания (импрессивный) и употребления (экспрессивный) грамматических средств языка.

Адаптация— приспособление организма к условиям существования.

Акалькулия— нарушение счета и счетных операций как следствие поражения различных областей коры головного мозга.

Алалия— отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Различают моторные, а также сенсорные алалии. Существуют и другие систематизации.

Амнезия— нарушение памяти, возникающее при различных локальных поражениях мозга.

Анамнез— совокупность сведений о болезни и развитии ребенка.

Апраксия— нарушение произвольных целенаправленных движений и действий, не являющееся следствием параличей и парезов, а относящееся к расстройствам высшего уровня организации двигательных актов.

Артикуляция— деятельность речевых органов, связанная с произнесением звуков речи и различных их комплексов, составляющих слоги, слова.

Астения— слабость.

Атаксия— расстройство координации движений, наблюдается при различных заболеваниях головного мозга.

Атрофия— патологические структурные изменения в тканях, связанные с угнетением обмена веществ в них.

Афазия— полная или частичная утрата речи, обусловленная локальными поражениями головного мозга. Основные формы: акустико- гностическая (сенсорная) — нарушение фонематического восприятия; акустико-мнестическая — нарушение слухоречевой памяти; семантическая — нарушение понимания логико-грамматических конструкций; афферентная моторная — кинестетическая оральная и артикуляторная апраксия; эфферентная моторная — нарушение кинетической основы серий речевых движений; динамическая — нарушение последовательной организации высказывания, планирования высказывания.

Брока центр зона— центр моторной речи, расположенный в задней части нижней лобной извилины левого полушария. Основная его функция - преобразование нейронных кодов слов в последовательность артикуляций. Моторный центр речи обеспечивает также правильный порядок слов и их допустимые сочетания - то есть синтаксис (или грамматику) высказываний. Поле Брока занимает центральное место в формировании сложной мышечной активности, требующейся для артикуляции слов. Оно располагается непосредственно по соседству с областью первичной моторной коры, которая отвечает за мускулатуру лица и гортани (рис. 1).

Вернике центр (зона;поле Бродмана 22)— центр восприятия речи, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария. Занимает заднюю треть верхней височной извилины и часть нижней теменной дольки. Основная его функция - преобразование слуховых сигналов в нейронные коды слов, которые активируют соответствующие образы или понятия. Повреждения этой области влияют на способность человека воспринимать звуки речи как лингвистически значимые.

Внутренняя речь— произносимая беззвучно, скрытая, имеет место в процессе мышления.

Высшие психические функции— сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

Гемиплегия (гемипаралич, гемипарез) — поражение на одной половине тела функции произвольной подвижности, т. е. паралич (парез) мышц одной половины тела.

Гиперкинез— чрезмерные непроизвольные движения, возникающие при нарушениях нервной системы.

Группа риска— группа лиц, имеющих одинаковый фактор риска развития той или иной патологии.

Депривация— недостаточное удовлетворение основных потребностей.

Дизартрия— нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Изометрическое сокращение мышцы - сокращение без укорочений, то есть без движения в суставах.

Инсульт — в переводе с латыни означает «удар», результат сосудистого заболевания головного мозга.

Инсульт ишемический– нарушение мозгового кровообращения в результате закупорки кровеносных сосудов.

Инсульт геморрагический- нарушение мозгового кровообращения в результате кровоизлияния в мозг (разрыв сосудов).

Кинестетические ощущения— ощущения положения и движения органов.

Компенсация— сложный, многоаспектный процесс перестройки психическихфункций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Коммуникативная функция речи— функция общения.

Контаминация— ошибочное воспроизведение слов, заключающееся в объединении в одно слово слогов, относящихся к различным словам.

Коррекция нарушений речи— исправление недостатков речи. Используются также термины «устранение», «преодоление речевых нарушений».

Логопедия— специальная педагогическая наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления, устранения средствами специального обучения и воспитания.

Локализация функций— связь физиологических и психических функций с работой определенных участков коры головного мозга.

Логоррея— бессвязный речевой поток как проявление речевой активности; наблюдается при сенсорных нарушениях.

Модуляция голоса— изменение высоты голоса, связанное с интонацией.

Нарушения речи(синонимы — расстройства речи, речевые нарушения, дефекты речи, недостатки речи, речевые отклонения, речевая патология) — отклонения в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) и обусловленные расстройством нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории, Н. р. — есть нарушения вербальной коммуникации.

Негативизм— немотивированное сопротивление ребенка воздействию на него взрослого. Речевой н. — упорный отказ от общения.

Нейролингвистика— отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики.

Нейрон -нервная клетка с отростками (дендритами и аксоном). Нейроны подразделяются на афферентные, несущие импульсы к центру, эфферентные, несущие информацию от центра к периферии, и вставочные, в которых происходит предварительная переработка импульсов.

Отраженная речь— повторенная за кем-либо.

Параграфия (литеральная)– неправильное употребление букв на письме (смешение гласных и согласных фонем, пропуски букв).

Парализация - от слова «паралич» — исчезновение движения.

Паралич (парез) – полная (частичная) утрата двигательной функции в результате локализованного нарушения мозгового кровообращения.

Парафазия— нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении звуков (литеральная) или слон (вербальная) в устной и письменной речи.

Патогенез— раздел патологии, изучающий механизмы возникновения и развития болезней.

Персеверация— патологическое повторение или настойчивое воспроизведение какого-либо действия или слога, слова. В основеП. лежат процессы, связанные с запаздыванием сигнала о прекращении действия.

Праксис (греч. praxis действие) - способность к выполнению целенаправленных двигательных актов.

Распад речи— утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативных умений вследствие локальных поражений мозга.

Сенсорный— чувствующий (противоположный — моторный, двигательный).

Симультанный— анализ и синтез, имеющий определенный целостный (одновременный) характер.

Сукцессивный— анализ и синтез, реализуемый по частям (последовательный), а не целостно.

Соматический— телесный.

Сопряженная речь— одновременное совместное произнесение дву­мя или более лицами слов и фраз.

Сложный (комбинированный) дефект— дефект, при котором прослеживаются определенные связи, например речевая и зрительная недостаточность и другие сочетания.

Фонематический анализ и синтез— умственные действия по анализу или синтезу звуковой структуры слова.

Фонематическое восприятие— специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова.

Фонематический слух — тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова (Ф. с. близок по значению Ф. в.).

Черепно-мозговая травма — результат механического воздействия на череп, приводящего к тому или иному повреждению вещества мозга.

Этиология— учение о причинах.

Эхолалия— автоматическое повторение слов вслед за их воспроизведением.

Церебральный— мозговой.

Наши рекомендации