Методы исследования в психологии и их методологическое обоснование
Психология как наука. Современная психология и ее место в системе наук.
Основные психологические явления мы можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других. Термин появился в 16 веке (психологические явления, обнаружение в результате самонаблюдения) → сфера в 18-19 веке расширилась → самостоятельная и экспериментальная область научных знаний.
Психология – научное исследование поведения и внутренних процессов и практическое применение получаемых знаний (Столяренко).
Предмет – психика человека и животных, включающая в себя многие сознательные явления (познавательные процессы, психические свойства и состояния личности, общение и поведение) и психические явления.
Психика –свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности (Маклаков).
Психические явления –факты внутреннего, субъективного опыта (Гиппенрейтер).
Психические явления | ||
Психические процессы | Психические состояния | Психические свойства |
Познавательные Ощущения, восприятия, представления, память, воображение, мышление, речь | Подъем Угнетенность Страх Бодрость Уныние и др. | Направленность Темперамент Способности Характер Мастерство |
Эмоциональные Возбуждение, радость, негодование, злость и др. | ||
Волевые Принятие решений, преодоление трудностей, борьба мотивов, управление своим поведением и др. |
Было время, когда психологию определяли то, как естественную науку, то, как общественную, то, как смешанную, объяснительную и описательную, т. к. человек рассматривался и как личность и как индивид.
Гиппенрейтер – психология возникла на стыке естественных наук и философии, существует житейская и научная психология.
Столяренко – этапы становления психологии:
1. П. как наука о душе;
2. как наука о сознании (основной метод – самонаблюдение и описание фактов);
3. как наука о поведении (XX в. задача ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть – поведение, поступки человека);
4. как наука изучающая общественные закономерности, проявления и механизмы психики. (1879г. Вундт, 1885г. Бехтерев).
Задачи психологии:
a. научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;
b. научиться управлять ими;
c. использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;
d. быть теоретической основой практики психологической службы.
Психику и поведение человека невозможно понять без знания его природной и социальной сущности. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание строения и функционирования ЦНС. Конкретно связь между психическими явлениями и деятельностью ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности.
Психология и история – развитие материальной и духовной культуры, история общества. В формировании высших психических функций решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации – орудия труда и знаковые системы.
Человек – биосоциальное существо, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому специфика конкретного общества, в котором живет человек, взаимоопределяет особенности его психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. Отсюда – связь с социологией.
Психология и педагогика – многие психические явления формируются в онтогенезе, в процессе его воспитания и образования.
Психология родственна с философией, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в ее недрах. Психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия, о природе человеческого сознания и деятельности.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий значительную разветвлённость психологии на отдельные отрасли которые нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга. Хотя и сохраняет общий предмет исследования – факты, механизмы психики. Психология интегрирует все данные науки и в свою очередь влияет на них, становясь общественной моделью человекознания. Психологию следует рассматривать как научное исследование поведения и умственной деятельности человека, а так же практическое применение приобретённых знаний.
Методы исследования в психологии и их методологическое обоснование
Основными методами получения фактов в психологии являются наблюдение, беседа и эксперимент. Каждый из этих общих методов имеет ряд модификаций, которые уточняют, но не изменяют их сущность.
Наблюдение— метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики.
Различают следующие виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).
Общая процедура наблюдения складывается из следующих процессов:
1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?);
2) выбор объекта, предмета и ситуации (чтонаблюдать?);
3) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?);
4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?);
5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Наблюдение входит составной частью и в два других метода — беседу и эксперимент.
Беседакак психологический метод предусматривает прямое или косвенное, устное или письменное получение от изучаемого сведений о его деятельности, в которых объективируются свойственные ему психологические явления. Виды бесед: сбор анамнеза, интервью, вопросники и психологические анкеты. Анамнез (лат.по памяти) - сведения о прошлом изучаемого, получаемые от него самого или - при объективном анамнезе — от хорошо знающих его лиц. Интервью - вид беседы, при которой ставится задача получить ответы опрашиваемого на определенные (обычно заранее приготовленные) вопросы. В этом случае, когда вопросы и ответы представляются в письменной форме, имеет место анкетирование.
Существует ряд требований к беседе как методу. Первое — непринужденность. Нельзя превращать беседу вопрос. Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.
Одна из разновидностей наблюдения — самонаблюдение, непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках, мемуарах человек анализирует, что он думал, чувствовал, переживал).
Однако главным методом психологического исследования является эксперимент — активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт. Бывает лабораторный эксперимент, он протекает в специальных условиях, используется специальная аппаратура, действия испытуемого определяются инструкцией, испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие математико-статистически достоверные закономерности развития психических явлений. Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого. Формирующий (обучающий) эксперимент – метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.
Метод тестов- метод испытаний, установления определенных психических качеств человека. Тест — кратковременное, одинаковое для всех испытуемых задание, по результатам которого определяются наличие и уровень развития определенных психических качеств человека. Тесты могут быть прогностическими и диагностирующими. Тесты должны быть научно обоснованы, надежны, валидны и выявлять устойчивые психологические характеристики.