Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки

№ 1 Качества личности (n = 20) № 2 d d2
  уступчивость смелость вспыльчивость настойчивость нервозность терпеливость аккуратность равнодушие обидчивость доброта осторожность капризность вдумчивость нерешительность принципиальность мнительность упрямство грубость застенчивость жизнерадостность .    
        Σd2

Инструкция 1

Прочитайте внимательно слова, характеризующие качества личности. Рассмотрите эти качества с точки зрения полезности, социальной значимости и желательности. Оцените каждое из них в пределах от 1 до 20 баллов. Оценку «20» поставьте в столбик № 1 слева оттого качества, которое, по вашему мнению, является самым полезным, значимым и желательным для людей. Оценку «I» – в том же столбике № 1 от качества, которое наименее полезно, значимо и желательно в людях. Оценки от «2» до «19» расположить в соответствии с вашим отношением ко всем отдельным качествам. Ни одна оценка-балл не должна повториться. Когда это задание выполните, загните левую часть бланка со столбиком № 1 так, чтобы оценки-баллы не были видны.

Инструкция 2

Справа от столбца качеств в столбике № 2 отметьте оценкой «20» то качество, которое, как вы считаете, присуще вам в наибольшей степени, оценкой «19» - то качество, которое присуще вам несколько в меньшей степени, чем первое и т.д. Наконец, оценкой «1» – то качество, которое характерно для вас в наименьшей степени.

Оценки-баллы не должны повторяться 2 раза и в столбце № 2.

Инструкция 3

1. Отогните левую часть бланка.

2. Из оценки, стоящей слева в № 1, вычесть оценку, стоящую справа в № 2, результат записать в столбик d, возвести его в квадрат и записать результат в столбик d2.

3. Сложить все значения d2 и записать полученную сумму квадратов чисел Zd2.

4. Полученную сумму умножить на 6 и разделить на 7980 (до десятых долей).

5. Определите уровень самооценки по формуле Спирмена:

Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки - student2.ru

Запишите горизонтальную ось Спирмена с полученными коэффициентами по определению уровня самооценки личности:

Бланк с качествами личности по выявлению уровня самооценки - student2.ru

Инструкция 4

На основе проведенной работы сделайте выводы об уровне самооценки исследуемых учащихся.

Сильные положительные коэффициенты от + 0,6 до 1 – показатель высокой самооценки.

Сильные отрицательные коэффициенты от - 0,6 до 1 – показатель низкой самооценки.

Коэффициенты близкие к + 0,5 или - 0,5 говорят о нормальной самооценке.

Как по вашему мнению педагог может влиять на формирование самооценки учащихся. Приведите конкретные примеры из вашей педагогической практики, проанализируйте их.

5. Общая направленность личности в значительной мере влияет на профессиональную деятельность человека. Поэтому учителю важно знать тип направленности школьника. Для ее определения предложите учащимся (лучше старшеклассникам) ответить на вопросы анкеты (анкета разработана В. Смекалы и М. Кучеры). На каждый вопрос анкеты возможны три ответа, обозначенные буквами А, В, С. Из ответов на каждый вопрос выберете тот, который больше всего выражает вашу точку зрения (Б.В.) и тот, который наименее ценен для вас (М.В.)

1. Наибольшее удовлетворение в жизни дает:

А - оценка работы;

В - осознание того, что работа выполняется хорошо;

С - осознание того, что находишься среди друзей.

2. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А - тренером, который разрабатывает тактику игры;

В - известным игроком;

С - выбранным капитаном команды.

3. Лучшими преподавателями являются те, которые:

А - имеют индивидуальный подход;

В - увлечены своим предметом и имеют интерес к нему;

С - создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения.

4. Учащиеся оценивают как самых плохих таких преподавателей, которые:

А - не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны;

В - вызывают у всех дух соревнования;

С - производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

5. Я рад, когда мои друзья:

А - помогают другим, когда для этого предоставляется случай;

В - всегда верны и надежны;

С - интеллектуальны и у них широкие интересы.

6. Лучшими друзьями считаю тех:

А - с кем хорошо складываются взаимные отношения;

В - кто может больше, чем я;

С - на кого можно надеяться.

7. Я хотел бы быть известным как человек, который:

А - добился успеха в жизни;

В - может сильно любить;

С - отличается дружелюбием и доброжелательностью.

8. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть:

А - научным работником;

В - начальником отдела;

С - опытным летчиком.

9. Когда я был ребенком, любил:

А - игры с друзьями;

В - успехи в занятиях;

С - когда меня хвалили.

10. Больше всего мне не нравится, когда я:

А - встречаю препятствия при выполнении возложенной на меня задачи;

В - в коллективе ухудшаются отношения;

С - меня критикует начальник.

11. Основная роль школ должна была бы заключаться в:

А - подготовке учеников к работе по специальности;

В - развитии индивидуальных особенностей и самостоятельности;

С - воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми.

12. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А - недемократическая система;

В - человек теряет индивидуальность в общей массе;

С - невозможно проявление собственной инициативы

13. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его для:

А - общения с друзьями;

В - любимых дел и самообразования;

С - беспечного отдыха.

14. Мне кажется, что я способен на максимальное, когда:

А - работаю с симпатичными людьми;

B - у меня работа, которая меня удовлетворяет;

С - мои усилия достаточно вознаграждены.

15. Я люблю, когда:

А - другие меня ценят;

В - чувствую удовлетворение от выполненной работы;

С - приятно провожу время с друзьями.

16. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы:

А - отметили дело, которое я выполнил;

В - похвалили меня за мою работу;

С - сообщили о том, то что меня выбрали в руководящий орган.

17. Лучше всего я учился бы, когда преподаватель:

А - имел бы ко мне индивидуальный подход;

В - стимулировал бы меня на более активный труд;

С - вызывал дискуссию по разбираемым вопросам.

18. Нет ничего хуже, чем:

А - оскорбление личного достоинства;

В - неуспех при выполнении важной задачи;

С - потеря друзей.

19. Больше всего ценю:

А - личный успех;

В - общую работу;

С - практические результаты.

20. Очень мало людей:

А - действительно радуются выполненной работе;

В - с удовольствием работают в коллективе;

С - выполняют работу по-настоящему хорошо.

21. Я не переношу:

А - ссоры и споры;

В - отметание всего нового;

С - людей, ставящих себя выше других.

22. Яхотел бы:

А - чтобы окружающие считали меня своим другом;

В - помогать другим в общем деле;

С - вызывать восхищение других.

23. Я люблю начальство, когда оно:

А - требовательно;

В - пользуется авторитетом;

С - доступно.

24. На работе я хотел бы:

А - чтобы решения принимались коллективно;

В - самостоятельно работать над решением проблем;

С - чтобы начальник признал мои достоинства.

25. Я хотел бы прочитать книгу:

А - об искусстве уживаться с людьми;

В - о жизни известного человека;

С - типа «Сделай сам».

26. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

А - дирижером;

В - солистом;

С - композитором.

27. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

А - смотря детективный фильм;

В - в развлечениях с друзьями;

С - занимаясь своим увлечением (хобби).

28. При условии одинакового финансового успеха я бы с удовлетворением:

A - выдумал бы интересный конкурс;

В - выиграл бы в конкурсе;

C - организовал бы конкурс и руководил бы им.

29. Для меня важнее всего знать:

А - что я хочу сделать;

В - как достичь цели;

C - как привлечь других к достижению моих целей.

30. Человек должен вести себя так, чтобы:

А - другие были им довольны;

B - прежде всего выполнить свою задачу;

C - не нужно было бы его упрекать за работу.

Ответы каждого ученика отразите в бланке ответов.

Бланк ответов

Ф.И.О. ___________________ класс ___________

№ вопроса Больше всего Меньше всего № вопроса Больше всего Меньше всего
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) 16. 17. 18. 19. 20. 21. 22. 23. 24. 25. 26. 27. 28. 29. 30. ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( ) ( )

Обработка данных ведется в соответствии с ключом. Если указанная в ключе буква (А, В, С) занесена в рубрику «больше всего», то ему приписывается 2 балла по данному виду направленности. Если же она расположена под индексом «меньше всего», то ему дается «О» баллов. Затем подсчитывается количество двоек и их записывают внизу бланка рядом с буквами «Н.С.», «В.Д.» или «Н.З».

  Б.В. М.В.
«Н.С.»   (направленность на себя)    
«В.Д.»   (направленность на взаимодействие)    
«Н.З.»   (направленность на задачу)    

Количество двоек пишут под индексом Б.В. Количество 0 под индексом М.В. Из количества двоек вычитывается количество 0, а к результату прибавляют число 30. Эта сумма и характеризует уровень по каждому виду направленности.

Если количество нулей превышает количество двоек, то разность между ними вычитается из числа 30. Общая сумма всех баллов по трем видам направленности должна быть равна 90. В таком случае нужно искать ошибку при подсчете.

Наши рекомендации