Мотивация учебно-физкультурной и спортивной деятельности

Мотивация учебно-физкультурной деятельности вытекает из различных потребностей, которые А. Ц. Пуни (1984) разделил на три группы: по­требность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося и потреб­ность в спортивной деятельности.

Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека и животных. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зави-" сит как от генетических, так и социальных факторов. Так, суточная активность сту­дентов (объем локомоций) может отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности. Большая потребность в двигательной активности имеется у лиц с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. Такие лица бо­лее активны на занятиях по физкультуре и во время тренировок. Поэтому у них на­блюдается лучшая успеваемость по овладению двигательными навыками и разви­тию двигательных качеств, а педагоги отмечают большую их работоспособность. Однако большая активность одного ученика по сравнению с другими еще не означа­ет, что он сознательнее подходит к своим обязанностям, что он более ответствен, просто ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности. Для учащихся с низкой двигательной активностью тре­буется дополнительная внешняя стимуляция: постоянное внимание со стороны учи­теля и товарищей, подбадривание, включение в совместную работу с высокоактив­ными учениками.

С возрастом потребность в двигательной активности изменяется. (Р. А. Ахун­дов, 1970; Д. М. Шептицкий, 1972). Если у детей 5-7 лет среднесуточный объем основных локомоций составляет, по данным ряда авторов, 7-8 км у мальчиков и 6,5-7,5 км у девочек, то у младших школьников, соответственно, 12 и 8,5 км в 7 лет, 18,5 и 14,5 км — в 9 лет. Затем суточная активность начинает снижаться ив 13-15 лет составляет 12-16 км, а в 10-м классе — 10-12 км в сутки. У студен­тов объем локомоций за сутки становится еще меньше, но это можно объяснить не только, а может быть, и не столько уменьшением потребности в двигательной ак­тивности, сколько режимом учебы. С возрастом объем суточных локомоций даже возрастает, несмотря на то, что обследованные (30-60 лет) по-прежнему занима­лись умственным трудом.

Конечно, эти данные весьма приблизительны, так как двигательная активность человека определяется многими климатическими и социальными факторами. Одна­ко, несмотря на это, можно констатировать, что самая большая потребность в дви­гательной активности — у младших школьников и что у мужчин эта потребность выражена больше, чем у женщин.

Абсолютное большинство школьников заявляют, что их интересует физическая культура. Даже в старших классах число таких учащихся достигает 80-90%. Боль­шинство старшеклассников систематически смотрят телепередачи на спортивные темы, многие регулярно посещают спортивные соревнования. Однако интерес этот пассивный, так как большинство этих школьников сами физкультурой не занима­ются. Таким образом, «знаемый» мотив, сформировавшийся под влиянием родите­лей и средств массовой инфорации, не стал убеждением, не превратился в действен­ный мотив.

Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследований, являются: укрепление здоровья, получение удо­вольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родите­лей.

ПоданнымИ. Г. Келишева (1978), в начальных классах интерес к занятиям физ­культурой у школьников, как правило, недифференцированный: им нравится все; чем старше они, тем чаще начинает проявляться интерес к какому-то одному разде­лу учебной программы (в средних классах — к спортивным играм, в старших клас­сах — к легкой атлетике, лыжному спорту, спортивным играм). Постепенно инте­ресы школьников начинают вступать в противоречие с учебной программой, соглас­но которой они должны заниматься и тем, что им не всегда нравится. Это является одной из причин охлаждения многих школьников средних и особенно старших клас­сов к занятиям физкультурой в школе. По данным Е. Г. Еделевой (1989), только 50% юношей и 40% девушек старших классов положительно относятся к урокам физкультуры. Причинами отрицательного отношения к этим урокам являются: не­интересное их содержание и проведение, недостаточная физическая подготовка, потеря уверенности в себе. У большинства учащихся старших классов цели посе­щения уроков физкультуры не имеют ничего общего с задачами физического воспи­тания. Часть из них приходит, чтобы пообщаться с товарищами, часть — чтобы не иметь неприятностей из-за пропусков уроков или низких отметок по этому предме­ту, часть — просто подвигаться. И только около 40% школьников занимаются на Уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое разви­тие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девоч­ки — как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки и т. п. (Е. Г. Еде-•лева). Недостаточный интерес девочек к физкультуре обусловлен, в частности, тем, что направленность и требования этих занятий в большей степени соответствуют Ценностным ориентациям мальчиков. Этот вывод подтверждают в какой-то степени и данные Е.Г.Сайкиной (1998), изучавшей мотивы посещения уроков физкультуры Девушками старших классов. Доминирующим (у 87% школьниц) является форми­рование красивой фигуры и походки. Мотив «красиво двигаться и танцевать» име­ется у 76% школьниц, повысить уровень двигательных способностей — у 61%, на-Учиться играть в волейбол, баскетбол и прочие игры, а также укрепить здоровье — У 31 % школьниц.

У части учащихся мотив долженствования в отношении посещения уроков физ­культуры отсутствует, они стараются пропускать их, а многие идут в спортивные секции, сами выбирая вид занятий.

Психологическими (субъективными) причинами пропусков занятий по физкуль­туре являются:

■ отсутствие интереса к урокам физкультуры в связи с тем, что на них не удовлет­воряются потребности и склонности учащихся;

■ натянутые или откровенно неприязненные отношения с учителем физкультуры;

■ стеснительность учащихся, обусловленная слабым физическим развитием и не-посильностью даваемых заданий (что может вызывать насмешки товарищей). Мотивация спортивной деятельностиопределяется как внутренними, так и

внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карь­еры. Как сказал один известный в нашей стране футболист, в юности никто не при­ходит в футбол ради благ, напротив, приходят с благими намерениями. Это можно отнести и к другим видам спорта.

На начальном этапе (у новичков, начинающих спортсменов) причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. вида спорта) могут быть:

1. Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение тело­сложения, развитие физических и волевых качеств).

2. Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже дру­гих, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; желание защищать честь коллектива, города, страны, быть привле­кательным для противоположного пола).

3. Социальные установки tMOfla на спорт, стремление сохранить семейные спортив­ные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии).

4. Удовлетворение духовных и материальных потребностей (стремление чувство­вать себя членом референтной спортивной команды или спортивной школы, об­щаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и стра­нам, желание получить материальные блага).

Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Однако не­которые мотиваторы являются ведущими для большинства спортсменов-новичков: удовольствие, получаемое от занятий спортом, стремление к здоровью и физическо­му развитию, к общению, к самоактуализации и развитию волевых качеств.

И. Г. Келишев(1977) выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с большим стажем и высо­ким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важнейшее место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоян­но находиться в среде своих товарищей и сверстников, т. е. чтобы быть вместе и постоянно вступать в контакты друг с другом. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении.

Дети пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах («сто­имости») достижения мечты. Их образы будущего ориентированы на результат (стать знаменитым спортсменом, чемпионом), а не на процесс его достижения. Эта

мечтательность детей создает известные трудности при работе с ними, но в то же время может служить мощным стимулом проявления ими высокой активности при занятиях спортом. Задача тренера и состоит в том, чтобы превратить созерцатель­ную мечту ребенка в активную, действенную.

Американский психолог Б. Дж. Кретти (1978) среди мотивов, побуждающих за­ниматься спортом, выделяет:

■ стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы пре­одолевать препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоя­тельства и добиваться успеха — это один из мощных мотивов спортивной дея­тельности;

■ стремление к совершенству;

■ повышение социального статуса;

■ потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;

■ получение материальных поощрений.

Ю. Ю. Палайма (1966) выделил две группы спортсменов, различающихся по до­минирующему мотиву. В первой группе, условно названной «коллективистами», доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе — «индивидуалистов» — ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыра­жения личности. Первые лучше выступают в командных, а вторые, наоборот, — в личных соревнованиях.

Общественный мотив характеризуется осознанностью общественной значимо­сти спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом. Мо­тив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов.

При психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов (или, по крайней мере, большая его самоотдача) возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам.

Доминирование мотивов, о чем речь шла выше, подтверждают данные Е. Г. Зна­менской (1980): спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личност-но-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстре-' мальных условиях соревнований.

Многие авторы связывают спортивные достижения и отношени-е к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, Л. П. Дмитриенкова (1980) показала, что гимнастки, имеющие высокий уровень мотива достижения успеха, имеют хоро­шо осознанные цели и не только стремятся достичь высоких результатов и утвер­диться в роли лидера, но и обладают хорошо развитым чувством долга, ответствен­ности перед тренером и товарищами по команде. Для гимнасток с низкой потребно­стью достижения успеха, наоборот, характерно отсутствие четко поставленных Целей; в связи с этим у них преобладают более опосредованные мотивы занятий

спортом: любовь к гимнастике, эстетическое наслаждение, получаемое в процессе занятий и т. д. Л. П. Дмитриенкова делает вывод, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов сред­ней квалификации.

На начальной стадии занятий спортом, в основном у детей, мотивация характе­ризуется диффузностью интересов к разным его видам. При этом часто выбор вида спорта бывает обусловлен внешними случайными обстоятельствами: подражанием старшему брату, сестре или товарищу, природными условиями, близостью той или иной спортивной базы, показом по телевидению крупных соревнований и т. п. Вследствие этого дети начинают заниматься одним видом спорта, потом, через ко­роткое время, — другим, т. е. «ищут себя», определяют свою склонность и способ­ности методом «проб и ошибок». При этом они стремятся получить хороший резуль­тат как можно быстрее, не понимая, что путь к нему долгий и порой тернистый.

Существенно то, что многие приходящие в ту или иную спортивную секцию не могут актуализировать в своем сознании конкретный мотив выбора данного вида спорта (Н. Л. Ильина, 1998; Е. Е. Хвацкая, 1998). Но еще хуже, что эти мотивы не знают тренеры. По данным Н. Л. Ильиной, в большинстве случаев считается, что ребенок стал заниматься спортом потому, что его пригласил тренер. Глубинные при­чины, почему дети хотят заниматься именно этим видом спорта и почему многие из них вскоре покидают спортивные секции, остаются тренерам неведомыми. Следова­тельно, они не знают, чем вызвать отклик или, образно говоря, «колебание струны в душе» своих учеников.

Ряд авторов изучали факторы, влияющие на отсев учащихся из детско-юноше­ских спортивных школ. Важность изучения этого вопроса видна хотя бы из того, что только в течение первого года занятий отсев достигает 80%. В результате не скла­дывается коллектив, у ребят возникает разочарование в спорте.

На первом году занятий основными причинами отсева являются отсутствие устойчивого интереса к избранному виду спорта и недостатки в методике обуче­ния и воспитания (к примеру, участие в соревнованиях неподготовленных спорт­сменов). На втором году способствуют отсеву несоответствие возраста и разряда при классификационных соревнованиях, форсированная подготовка наиболее спо­собных учеников («натаскивание»), частое участие в соревнованиях, которые ста­новятся самоцелью, а не средством совершенствования мастерства; на третьем году — неумение совместить занятия спортом с учебой в школе, на четвертом — отсутствие желаемых результатов, когда спортсмен убеждается, что для занятий данным видом спорта у него недостаточно способностей.

Ю. Ф. Курамшин (1975) выявил роль для отсева различных мотивов прихода де­тей в спорт. Реже всего покидали спортивную секцию при мотивах: хочу быть похо­жим на знаменитого спортсмена (в избранном виде спорта), нравится данный вид спорта. Остальные мотивы прихода в секцию (пригласил тренер, хочу стать масте­ром спорта, чемпионом мира, хочу быть здоровым, сильным, ловким и т. д.) не обес­печивали устойчивость мотива занятий данным видом спорта.

На стадии специализацииу спортсмена возникает устойчивый интерес к дан­ному виду спорта, чему способствуют как физическое развитие и формирование на­выков, так и осознание того, что выбранный вид спорта отвечает его наклонностям. Целью занятий спортом становится не только удовольствие от самого процесса, но

и получение высоких результатов как следствие тяжелого и кропотливого труда. Физические нагрузки становятся привычными, появляется потребность в них, а их отсутствие (по болезни, например) вызывает ощущение физического диском­форта.

У спортсмена возникает познавательный интерес к данному виду спорта, к его технике и тактике,-т. е. он начинает познавать данный вид «изнутри», не доволь­ствуясь, как на первой стадии, внешним впечатлением.

Важное место в поддержании мотивации занятий спортом начинают играть отно­шения с тренером. При складывающихся положительных отношениях у спортсме­нов второго-третьего разрядов мотив, связанный с ответственностью перед трене­ром, является одним из ведущих (Ю. Ю. Палайма). В то же время деление тренером учеников на «любимчиков» и «нелюбимчиков» приводит к негативным изменениям в мотивационной сфере юных спортсменов — «нелюбимчики» теряют веру в свои воз­можности и часто бросают занятия спортом, а у «любимчиков» возникает к спорту потребительское отношение.

На стадии спортивного мастерстваосновными мотивационными факторами являются стремление поддержать и развить, насколько это возможно, свои дости­жения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать своими успе­хами прославлению города, страны, способствовать развитию данного вида спорта (обогащая его технику и тактику, внедряя свой оригинальный стиль и т. п.), а также обеспечить свое материальное благополучие.

На этой стадии спортсмен может уже сам выбирать себе тренера, поэтому его мотивация в большой мере обусловлена отношением к тренеру как к специалисту.

Стадия завершения активного выступления на соревнованияххаракте­ризуется нарастающим снижением спортивных результатов, пресыщением спортив­ной деятельностью, «эмоциональным сгоранием» спортсменов. Возникает не столько физическая, сколько психическая усталость от бесконечных тренировок и напряжения соревнований, от переездов с места на место и проживания вдали от дома и семьи. При этом возникает противоречие между желанием закончить актив­ные выступления и нежеланием потерять материальные блага, получаемые за счет спорта. К этому добавляется и боязнь потерять свой престиж в глазах «болельщи­ков» и коллег по спорту в связи со снижением спортивных результатов. Все это мо­жет привести к появлению боязни ответственных соревнований (от которых в то же время трудно отказаться из-за материального вознаграждения). Поэтому принятие спортсменом решения о прекращении активных занятий спортом может быть для него долгим и мучительным процессом.

Ведь уход из спорта — это еще и «уход из славы», которая его окружает, это и изменение привычного образа жизни. Если у спортсмена есть как"ие-то другие зна­чительные жизненные интересы, они могут постепенно заменить мотив спортивной Деятельности, иногда частично (когда он не порывает со сферой спорта, а становит­ся спортивным руководителем, тренером, преподавателем физкультуры, поступает в аспирантуру для научного изучения спортивной деятельности), а иногда — пол­ностью (когда он начинает работать по специальности, не связанной с физической культурой). Но часто бывает так, что за время занятий спортом спортсмен не закан­чивает какого-либо профессионального учебного заведения и не приобретает дру­гой профессии. В этом случае он оказывается беспомощным перед новым этапом

    III стадия    
    стабилизации  
  II Результативность IV
  стадия максимальная стадия
  дифференциации   инволюции
    Мотивация:    
  Результативность   Результативность  
  выше среднего специфическая высокая, но  
  уровня (узкая) постепенно сни-  
  опосредованная, жающаяся  
стадия Мотивация: отрицательная    
генерализации     Мотивация:  
  дифференцирован-   специфическая.  
Результативность ная, непосред-   но приближаю-  
начальная ственная,   щаяся к непо-  
  положительная   средственной.  
Мотивация:     положительная  
общая.        
положительная       -•-

Спортивный стаж

Рис. 14.2.Примерная схема стадий развития мотивационной структуры по отношению к

результативности

своей жизни, что подчас приводит к выбору, имеющему антисоциальную направ­ленность (начинает заниматься рэкетом, спекуляцией и пр.)

Понимая это, многие стремятся всеми силами остаться действующими спортсме­нами, оттянуть на более долгий срок уход из спорта. Но поскольку их результаты уже не так высоки и стабильны, они начинают отлынивать от соревнований, где их престижу может быть нанесен урон.

Правда, бывают и другие случаи. Решив, что высоких результатов ему больше не добиться, спортсмен внутренне раскрепощается, сбрасывает груз ответственности за свой престиж и, начав заниматься спортом ради удовольствия, поддерживая хо­рошую физическую форму, иногда добивается больших успехов, чем раньше. Из­вестны случаи, когда после многолетнего застоя и относительно невысоких спортив­ных результатов спортсмены устанавливали мировые рекорды в уже довольно «пре­клонном» для спорта возрасте — в 32-34 года.

Основными мотивами ухода из спорта взрослых спортсменов, по данным Н. Л. Ильиной (1998), являются: у мужчин — финансовые затруднения и невоз­можность их преодоления при активных занятиях спортом (у 67%), у женщин вступление в брак, рождение ребенка (у 60%).

Многие, не добившись существенных результатов, стремятся по окончании спортивной карьеры добиться высокого статуса в мире спорта через судейство. Не­случайно среди спортивных судей высокого ранга большинство имели разряд не выше «кандидата в мастера спорта». Конечно, повышение престижа является не единственной причиной занятий спортивным судейством, играют роль и интерес

мотивация учебно-физкультурной и спортивной деятельности - student2.ru

Рис. 14.3. Динамика духовных и материальных потребностей борцов разного возраста

(по Р. А. Пилояну)

Незаштрихованные столбики — выраженность духовных потребностей, заштрихованные столбики —

материальные потребности

к поездкам в другие города и страны («спортивный туризм»), и потребность в мате­риальном благополучии.

Чешские спортивные психологи В. Гошек, М. Ванек и Б. Свобода (1973), пред­ставив графически динамику мотивации спортивной деятельности (рис. 14.2), обо­значили ее как стадии генерализации, дифференциации, стабилизации и инволю­ции. В этой схеме под непосредственной мотивацией они понимают занятия спортом ради движения, здоровья, физического развития, а не ради славы, материальных благ.

Для I стадии характерны: меньшая разборчивость при выборе спортивной дея­тельности, распыленность спортивных интересов, непосредственность и эмоцио­нальная окраска, значительная текучесть состава спортивных секций и сильное вли­яние внешних факторов.

Вторая стадия характеризуется наличием уже определенных мотивов спортив­ной деятельности, среди которых мотивы самоутверждения, соперничества одержи­вают верх над желанием просто удовлетворить потребность в двигательной активно­сти. Желание заниматься спортом на этой стадии находится в прямой зависимости от роста спортивных результатов. Эмоциональный подход (получение удовольствия от процесса) дополняется рациональным — изучением содержания и теоретических принципов данного вида спорта.

На III стадии доминируют мотивы самоутверждения и соревнования, связанные со стремлением удержать высокую результативность спортивной деятельности. Мотивационная структура на данной стадии уже дифференцирована, специфициро­вана, упрочена.

На IV стадии проявляется инволюция мотивационной структуры, которая связа­на со снижением результативности. На этой стадии мотивационная структура по­стоянно перегруппировывается: мотивы соревнования и достижения результатов отступают на задний план, а на передний выходит мотив занятий спортом ради са­мой деятельности.

В. Гошек с соавторами отмечают, что развитие мотивационной структуры заня­тий спортом в отдельных случаях очень индивидуально, ее периоды у разных лиц могут быть различными по своей выраженности и продолжительности дифференци­ации.

Б какой-то степени все вышесказанное подтверждается и данными Р. А. Пилоя-на (1984), показавшего, что соотношение между духовными потребностями (само­выражение, самоутверждение, исполнение общественного долга) и материальными с возрастом и, соответственно, со спортивным стажем существенно изменяется (см. рис. 14.3). У подростков и юношей наблюдается значительное превалирование ду­ховных потребностей над материальными, а в конце спортивной карьеры начинают превалировать материальные потребности. Характерно, что наибольшая выражен­ность тех и других потребностей наблюдается в юниорском возрасте, что связано с переходом спортсменов к самостоятельной жизни, т. е. с новым этапом взросления.

А. В. Шаболтас (1998) изучала мотивы спортивной деятельности у юных спорт­сменов в возрасте 10-17 лет и показала, что возрастная динамика формирования мотивов проходит две стадии. Первая — «принятие» социально-постулируемых, одобряемых социальным окружением.целей занятия спортом. Вторая —: формиро­вание отношения к спорту на основе личностного смысла: что побуждает данного спортсмена заниматься спортом. Далее автор отмечает, что структурирование мо­тивов (причин занятий спортом) начинается после двух-трех лет занятий, независи­мо от возраста: у пловцов и гимнасток этот процесс наблюдается уже в 10-летнем возрасте, а у представителей других специализаций (у которых начало занятий при­ходится на более старший возраст) — в 13-14 лет.

А. В. Шаболтас установила также определенную этапность в развитии мотивов: сначала мечта о высоких достижениях, затем эмоциональное отношение к спортив­ной деятельности, удовольствие от нее, наконец, определенная прагматичность и рациональность отношения к выполняемой деятельности. На предпочтительность и структурирование мотивов оказывает влияние фактор пола спортсменов. Для деву­шек более значимы мотивы социально-эмоциональный (стремление к тренировкам и соревнованиям ввиду их высокой эмоциональности, неформальности общения, социальной и эмоциональной раскованности) и эмоционального удовольствия (мо­тив, отражающий радость Движения и физических усилий), для юношей — соци­ально-моральный (стремление к успеху своей команды, ради'которого надо трени­роваться, иметь хороший контакт с партнерами, тренером) и социального самоут­верждения (стремление проявить себя, выражающееся в том, что достигаемые успехи рассматриваются и переживаются с позиции личного престижа, как возмож­ность заслужить уважение знакомых и зрителей). Незначимыми для юношей и де­вушек оказались мотивы физического развития и подготовки к профессиональной деятельности.

Целеполагание в спортивной деятельности на разных этапах спортивной карье­ры изучено Ю. В. Всеволодовой (1997). Под целями автор имеет в виду программы.

в которых проработаны и согласованы цели разной временной перспективы: какой объем работы должен быть выполнен и какие спортивные результаты должны быть достигнуты к тому или иному сроку.

Ретроспективный опрос спортсменов показал, что на начальном этапе спортив­ной карьеры цели тренировочной и соревновательной деятельности целиком плани­рует тренер. При этом цели ставятся на небольшой временной отрезок и лишь в общих чертах. Больше половины спортсменов плохо представляют цели своей дея­тельности, целиком доверяя тренеру.

На этапе высших достижений к планированию целей подключается и спорт­смен; он планирует промежуточные, уже знакомые ему цели, однако новые цели по-прежнему ставит тренер. На этом этапе большинство спортсменов имеют достаточ­но ясные цели; при этом только чуть больше половины их полностью доверяют тре­неру как человеку, который лучше знает, что и как нужно делать.

На этапе финиша спортивной карьеры тренер практически отказывается от участия в постановке целей.

Семьдесят процентов спортсменов отметили, что цели, которые перед ними ста­вили тренеры, скорее принимались, чем не принимались, в то же время 15% полно­стью не принимали их. Таким образом, в процессе целеобразования имеются суще­ственные недостатки, мешающие мотивации спортсменов на достижение высоких результатов.

Г. Д. Горбунов (1989) произвел классификацию спортивных мотивов и их состав­ляющих (мотиваторов, по моей терминологии):

1. По срокам поставленных целей:

а) далеко отстоящие самого высокого порядка;

б) перспективные (в олимпийском цикле, в году);

в) промежуточные(в сезоне, на конкретных соревнованиях);

г) ближайшие (в течение месяца, недели);

д) рабочие (на занятии, при конкретном задании).

2. По методам формирования и поддержания установки на достижение ус­пеха:

а) развитие здорового спортивного честолюбия;

б) развитие максималистских установок;

в) афиширование успехов в печати, по радио, телевидению.

3. По видам возможных поощрений:

а) сборы,' соревнования, поездки;

б) грамоты, значки, звания;

в) призы, спортивная форма, питание;

г) улучшение жилищных условий;

д) материальная помощь.

4. По видам совместных мероприятий для развития традиций команды:

а) контакты,встречи вне тренировок;

б) разучивание и использование песен, речитативов, ритуальных действий;

в) принятие коллективных решений.

5. По способам придания эмоциональности тренировочным занятиям:

а) спарринг-партнерство;

б) игры;

в) музыка;

г) методическое разнообразие.

6, По особенностям, присущим личности тренера:

а) оптимизм;

б) энтузиазм (фанатизм);

в) умение общаться в быту, в трудных условиях, во время тренировочных сорев­нований;

г) умение подавать положительный пример;

д) вера в учеников;

е) требовательно-уважительное отношение к спортсменам.

В практической работе психолога со спортсменами можно предложить послед­ним оценить по 10-балльной шкале представленные факторы мотивации с учетом' эффективности, значимости, наибольшей личной привлекательности.

Наши рекомендации