Конструктивный праксис
№ им. | Задание | Оценка в баллах |
] | Сложить разрезные картинки (разной конфигурации разреза): из двух фрагментов; из трех фрагментов; из четырех фрагментов |
Оценка результатов:
5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятельно;
4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки исправляются самостоятельно;
3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;
2 балла - задания выполняются после демонстрации образца;
1 балл - задания не выполняются,
№ тт. | Задание | Оценка в баллах |
Нарисовать без образца: Домик ромашку елочку |
Оценка результатов:
5 баллов - правильное изображение предметов;
4 балла - отсутствие какой-либо незначительной детали рисунка;
3 балла - отсутствие какой-либо существенной детали рисунка;
2 балла - неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;
1 балл - отсутствие четкого изображения предмета.
№ ни. | Задание | Оценка в баллах |
Нарисовать человека. Инструкция: «Здесь (показывают ребенку) нарисуй человека. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недостаткам рисунка не допускается |
Оценка результатов:
5 баллов - нарисованная фигура имеет голову и все части лица, туловище, конечности, детали одежды. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой). Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ноги отогнуты;
4 балла - отсутствие незначительных деталей рисунка;
3 балла - фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней;
2 балла - примитивный рисунок с головой и туловищем. Каждая конечность (достаточно одной пары) нарисована только одной линией;
1 балл - отсутствует четкое изображение туловища или обеих пар конечностей («головоног»). Каракули.
Исследование движений и действий
Анализ элементарных компонентов движений: их силы, точности, быстроты и координированности. Выполнение простых инструкций: «Сожми мою руку», «Пройдись по комнате», «Попрыгай на одной ноге» Определение ведущей руки: правая, левая (нужное подчеркнуть).
№ пп | Задание | Оценка в баллах |
Выявление синкинезий (пробы Заззо). Кисти ребенка помешаются на чистый лист бумаги и обводятся карандашом. Затем, поочередно прикасаясь к каждому пальцу ребенка, кроме четвертого (движение которого и уздоровых детей в опыте сопровождается синкинезиями), говорим: «Подними только этот палец!» На контурном изображении помечаются непроизвольные движения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двухсторонние (на обеих руках) |
Оценка результатов:
5 баллов - задания выполняются без синкинезий;
4 балла - односторонние синкинезин в части заданий;
3 балла - односторонние синкинезий при выполнении каждого задания;
2 балла - перекрестные синкинезий; 1 балл-двухсторонние синкинезий.
№ ни. | Задание | Оценка в баллах |
Оптико-кинестетическая организация движений: пробы на «праксис позы». Сложение по подражанию первого и второго пальцев в кольцо. Вытягивание второго и третьего пальцев («Сделай зайчика»). Вытягивание второго и пятого пальцев («Сделай козу рогатую») |
Оценка результатов:
5 баллов - все задания выполняются правильно без помощи взрослого;
4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
3 балла - задания выполняются правильно, наблюдаются синкинезий;
2 балла - выполнить задание удается только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возникновении синкинезий);
1 балл-задания не выполняются.
№ пп. | Задание | Оценка в баллах |
Зрительно-пространственная организация движений (проба Хэда). Предварительно выявляется, усвоены ли ребенком понятия «левая» и «правая» рука. Затем садимся напротив ребенка и предлагаем воспроизвести положение своей руки. Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». При отсутствии понятий «левой» и «правой» руки инструкция другая: «Когда я подниму ту руку, которой пишу, ты тоже поднимешь свою руку, которой ты пишешь (рисуешь), а когда я подниму другую руку, ты тоже поднимешь свою другую руку». При эхопраксиях для исключения влияния зрительных образов то же задание предлагается выполнять по словесной инструкции: «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо» и т.д. |
Оценка результатов:
5 баллов - все задания выполняются правильно (в предложенном темпе);
4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедленном темпе;
3 балла - правильно выполняются 5-7 заданий, после чего возникают эхопраксии (явления истощения), ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;
2 балла - эхопраксии возникают при выполнении первого задания и удерживаются при выполнении последующих, ошибки замечаются самостоятельно;
1 балл - стойкие эхопраксии, ошибки самостоятельно не замечаются.
Исследование памяти
№ пп. | Задание | Оценка в баллах | ||||
Заучивание 10 слов при 4-кратном предъявлении | ||||||
Предъявления | через 30 МИН | |||||
Дом | ||||||
Кот | ||||||
Лес | ||||||
Зерно | ||||||
Игла | * | |||||
Мост | ||||||
Хлеб | ||||||
Окно | ||||||
Брат | ||||||
Мед |
Оценка результатов:
5 баллов - непосредственное воспроизведение 10 слов, отсроченное воспроизведение - не менее 8 слов;
4 балла - в результате заучивания ребенок воспроизводит не менее 8 слов, при этом по мере повторения число воспроизводимых слов постепенно увеличивается; отсроченное воспроизведение - не менее 6 слов;
3 балла - в процессе заучивания воспроизводится не более 6-7 слов, отмечается неравномерность в процессе воспроизведения;
единичные включения близких по смыслу слов; отсроченное воспроизведение - не более 5 слов;
2 балла - непосредственное воспроизведение менее 5 слов, отсроченное воспроизведение - 2-3 слова;
1 балл - непосредственное воспроизведение менее 5 слов, отсроченное воспроизведение - единичные слова.
Исследование речи
№ пп. | Задание | Оценка в баллах | |
Называние предметов и действия. (Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы и действия в условиях предъявления картинок по одной). | |||
Список слов | |||
Существительные: | |||
мама | лук черепаха | ||
дом | корова бутылка | ||
мяч | автобус милиционер | ||
пальто | волк халат | ||
кубики | кастрюля игла | ||
Глаголы: | |||
идет | читает ест | ||
лежит | строит пьет | ||
бежит | пишет подметает | ||
смеется | вырезает завязывает | ||
плывет | раскрашивает копает |
Оценка результатов:
5 баллов - адекватно передается значение слова, при этом постоянные звуковые замены или искажения произношения не учитываются;
4 балла - при близких вербальных заменах (например, вместо «кубики» - строитель, «лежит» - отдыхает, «раскрашивает» - рисует);
3 балла - при ответах словосочетаниями, содержащими искомое слово (после повторного предъявления инструкции): «мальчик читает» вместо «читает», в том числе при употреблении сочетания глагола «делает» с искомым глаголом: «мальчик делает читает»;
2 балла - при ответе после контекстной подсказки (например: «Девочка нарисовала дом, а теперь... раскрашивает его»);
1 балл - при отказе, а также при грубых вербальных заменах, в том числе при заменах названий предметов их функцией [вместо «кровать» - «пать» (спать) и, наоборот, вместо «копает» - «пата» (лопата)].
№ пп. | Задание | Оценка в баллах |
Составление фраз. (Исследование возможности комбинирования слов во фразы и качества грамматического структурирования.) Ребенка просят описать предложенную картинку («Что здесь нарисовано?») Список фраз: 1. Девочка моет посуду. 2. Мальчик чистит зубы. 3. Кошка ловит мышку. 4. Кошка поймала мышку. 5. Заяц сидит за деревом. 6. Кошка сидит на стуле. 7. Дети играют в мяч. 8. Мальчик лезет через забор. 9. Мальчик входит в дом. 10. Мальчик выходит из дома. 11 Девочка пришивает зайцу ухо. 12. Мальчик чистит ковер пылесосом. 13. Оля даст Кате красные шары. 14. Мама и дочка вешают белье на веревку. 15. Мама моет посуду, а дочка вытирает тарелки. |
Оценка результатов:
5 баллов - при составлении ребенком грамматически правильных предложений, отражающих содержание смысла предлагаемой картинки;
4 балла - при ответе словосочетанием с пропуском субъекта и объекта действия. (Например: «чистит зубы» вместо «мальчик чистит зубы», «майцик езет» вместо «мальчик лезет через забор»), если не может исправить ошибку после повторного предъявления инструкции;
3 балла - при пропуске предлогов и нарушении предложных отношении (например: «зайка дейво» вместо «заяц за деревом»);
2 балла - при допустимом, но нетрадиционном порядке слов в предложении (например: «идить кися туе» вместо «кошка сидит на стуле»), а также при употреблении двух простых предложений вместо одного сложного (например: «мама моет, деитька таека» вместо «мама моет посуду, а девочка вытирает тарелки»);
I балл - когда дети не могут составить предложение (молчат), а также при перечислении объектов и субъектов действия.
№ пп | Задание | Оценка в баллах |
Составление рассказа по сюжетной картинке. (Исследование уровня развития и качества связной речи.) Ребенку предлагается рассказать, что изображено на сюжетной картинке |
Оценка результатов:
5 баллов - высказывание носит развернутый характер, словарный запас соответствует возрасту ребенка;
4 балла - развернутое высказывание характеризуется ограниченностью словарного запася, наблюдаются единичные случаи аграмматизма;
3 балла - кроме бедности словарного запаса и аграмматизма встречаются нестойкие звуковые замены, амнезия слов;
2 балла - признаки, характерные для балла 3, сочетаются со стойкими звуковыми заменами, амнезией слов с вербальными (смысловыми) заменами;
1 балл - пересказ самостоятельно не удается, необходима помощь в виде наводящих вопросов, кроме всех признаков, характеризующих балл 2, наблюдаются эхолалии и переверации.
№ пп. | Задание | Дефектные звуки | |
Исследование произношения всех групп звуков изолированно, в словах (сэц, шхчщ, кгх, пбм, тдн, вф -параллельно исследуется произношение парных мягких звуков) | |||
5. A | Исследование фонематического слуха. Пробы па повторение парных фонем, а также серий из трех звуков и простых слогов: а-о-у, б-р-к, п-б-п, д-т-д, би-ба-бо, ба-би-бо и т. д. | ||
Оценка результатов:
5 баллов - все задания выполняются правильно;
4 балла - отмечаются лишь единичные ошибки;
3 балла - большинство заданий выполняются с ошибками;
2 балла - доступно лишь различение изолированных фонем;
1 балл - испытывает затруднения при различении даже изолированных фонем.
№ пп. | Задание | Оценка в баллах |
5. Б | Опознание звука в слове. Распределить предъявленные картинки (6 картинок) па группы в соответствии с заданными звуками (разложить одну сторону картинки на «Ш», в другую - на «С» и т.д. | |
5. В | Опознание позиции звука в слове. Услышать и сказать, где находится звук (6 слов): в начале; в середине; в конце |
Оценка результатов:
5 баллов все задания выполняются правильно;
4 балла - ошибок нет, но в ответах замечается замедленность, неуверенность;
3 балла-ошибки в 1-2 словах;
2 балла - ошибки в 3-4 словах;
1 балл - ошибки в 5-6 словах.