Конструктивный праксис

№ им. Задание Оценка в баллах
] Сложить разрезные картинки (разной конфигурации разреза): из двух фрагментов; из трех фрагментов; из четырех фрагментов  

Оценка результатов:

5 баллов - все задания выполняются правильно, самостоятель­но;

4 балла - задания выполняются с ошибками, но ошибки ис­правляются самостоятельно;

3 балла - задания выполняются с минимальной помощью взрослого;

2 балла - задания выполняются после демонстрации образца;

1 балл - задания не выполняются,

№ тт. Задание Оценка в баллах
Нарисовать без образца: Домик ромашку елочку  

Оценка результатов:

5 баллов - правильное изображение предметов;

4 балла - отсутствие какой-либо незначительной детали рисун­ка;

3 балла - отсутствие какой-либо существенной детали рисунка;

2 балла - неправильное расположение деталей в пространстве рисунка;

1 балл - отсутствие четкого изображения предмета.

№ ни. Задание Оценка в баллах
Нарисовать человека. Инструкция: «Здесь (показывают ребенку) нарисуй че­ловека. Так, как сможешь». Больше никаких пояснений, помощи или привлечения внимания к ошибкам и недос­таткам рисунка не допускается  

Оценка результатов:

5 баллов - нарисованная фигура имеет голову и все части лица, туловище, конечности, детали одежды. На голове есть волосы (возможно, они закрыты кепкой или шляпой). Руки заканчивают­ся пятипалой кистью. Ноги отогнуты;

4 балла - отсутствие незначительных деталей рисунка;

3 балла - фигура имеет голову, туловище, конечности. Руки и ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсут­ствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней;

2 балла - примитивный рисунок с головой и туловищем. Каж­дая конечность (достаточно одной пары) нарисована только од­ной линией;

1 балл - отсутствует четкое изображение туловища или обеих пар конечностей («головоног»). Каракули.

Исследование движений и действий

Анализ элементарных компонентов движений: их силы, точно­сти, быстроты и координированности. Выполнение простых ин­струкций: «Сожми мою руку», «Пройдись по комнате», «Попрыгай на одной ноге» Определение ведущей руки: правая, левая (нужное подчеркнуть).



№ пп Задание Оценка в баллах
Выявление синкинезий (пробы Заззо). Кисти ребенка помешаются на чистый лист бумаги и обводятся каран­дашом. Затем, поочередно прикасаясь к каждому паль­цу ребенка, кроме четвертого (движение которого и уздоровых детей в опыте сопровождается синкинезиями), говорим: «Подними только этот палец!» На кон­турном изображении помечаются непроизвольные дви­жения других пальцев: односторонние, перекрестные (на второй руке) и двухсторонние (на обеих руках)  

Оценка результатов:

5 баллов - задания выполняются без синкинезий;

4 балла - односторонние синкинезин в части заданий;

3 балла - односторонние синкинезий при выполнении каждого задания;

2 балла - перекрестные синкинезий; 1 балл-двухсторонние синкинезий.

№ ни. Задание Оценка в баллах
Оптико-кинестетическая организация движений: пробы на «праксис позы». Сложение по подражанию первого и второго пальцев в кольцо. Вытягивание вто­рого и третьего пальцев («Сделай зайчика»). Вытягива­ние второго и пятого пальцев («Сделай козу рогатую»)  

Оценка результатов:

5 баллов - все задания выполняются правильно без помощи взрослого;

4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедлен­ном темпе;

3 балла - задания выполняются правильно, наблюдаются син­кинезий;

2 балла - выполнить задание удается только с помощью другой руки (разгибает пальцы другой рукой, удерживает их при возник­новении синкинезий);

1 балл-задания не выполняются.

№ пп. Задание Оценка в баллах
Зрительно-пространственная организация движений (проба Хэда). Предварительно выявляется, усвоены ли ребенком поня­тия «левая» и «правая» рука. Затем садимся напротив ре­бенка и предлагаем воспроизвести положение своей руки. Инструкция: «Когда я подниму правую руку, ты тоже поднимешь правую руку, а когда я подниму левую руку, ты тоже поднимешь левую руку». При отсутствии понятий «левой» и «правой» руки инст­рукция другая: «Когда я подниму ту руку, которой пи­шу, ты тоже поднимешь свою руку, которой ты пишешь (рисуешь), а когда я подниму другую руку, ты тоже поднимешь свою другую руку». При эхопраксиях для исключения влияния зрительных образов то же задание предлагается выполнять по сло­весной инструкции: «Подними правую руку!» «Возьми правой рукой левое ухо» и т.д.  

Оценка результатов:

5 баллов - все задания выполняются правильно (в предложен­ном темпе);

4 балла - все задания выполняются правильно, но в замедлен­ном темпе;

3 балла - правильно выполняются 5-7 заданий, после чего возникают эхопраксии (явления истощения), ошибки замечаются и исправляются самостоятельно;

2 балла - эхопраксии возникают при выполнении первого за­дания и удерживаются при выполнении последующих, ошибки замечаются самостоятельно;

1 балл - стойкие эхопраксии, ошибки самостоятельно не заме­чаются.

Исследование памяти

№ пп. Задание Оценка в баллах
Заучивание 10 слов при 4-кратном предъявлении
  Предъ­явления через 30 МИН
Дом            
Кот            
Лес            
Зерно            
Игла           *
Мост            
Хлеб            
Окно            
Брат            
Мед            

Оценка результатов:

5 баллов - непосредственное воспроизведение 10 слов, отсро­ченное воспроизведение - не менее 8 слов;

4 балла - в результате заучивания ребенок воспроизводит не менее 8 слов, при этом по мере повторения число воспроизводи­мых слов постепенно увеличивается; отсроченное воспроизведе­ние - не менее 6 слов;

3 балла - в процессе заучивания воспроизводится не более 6-7 слов, отмечается неравномерность в процессе воспроизведения;

единичные включения близких по смыслу слов; отсроченное вос­произведение - не более 5 слов;

2 балла - непосредственное воспроизведение менее 5 слов, от­сроченное воспроизведение - 2-3 слова;

1 балл - непосредственное воспроизведение менее 5 слов, от­сроченное воспроизведение - единичные слова.

Исследование речи

№ пп. Задание Оценка в баллах
Называние предметов и действия. (Ребенку предлагается назвать изображенные на картинках предметы и действия в условиях предъявления картинок по одной).  
  Список слов    
  Существительные:    
  мама лук черепаха  
  дом корова бутылка  
  мяч автобус милиционер  
  пальто волк халат  
  кубики кастрюля игла  
  Глаголы:    
  идет читает ест  
  лежит строит пьет  
  бежит пишет подметает  
  смеется вырезает завязывает  
  плывет раскрашивает копает  

Оценка результатов:

5 баллов - адекватно передается значение слова, при этом по­стоянные звуковые замены или искажения произношения не учи­тываются;

4 балла - при близких вербальных заменах (например, вместо «ку­бики» - строитель, «лежит» - отдыхает, «раскрашивает» - рисует);

3 балла - при ответах словосочетаниями, содержащими иско­мое слово (после повторного предъявления инструкции): «маль­чик читает» вместо «читает», в том числе при употреблении соче­тания глагола «делает» с искомым глаголом: «мальчик делает чи­тает»;

2 балла - при ответе после контекстной подсказки (например: «Девочка нарисовала дом, а теперь... раскрашивает его»);

1 балл - при отказе, а также при грубых вербальных заменах, в том числе при заменах названий предметов их функцией [вместо «кровать» - «пать» (спать) и, наоборот, вместо «копает» - «пата» (лопата)].

№ пп. Задание Оценка в баллах  
  Составление фраз. (Исследование возможности комби­нирования слов во фразы и качества грамматического структурирования.) Ребенка просят описать предложенную картинку («Что здесь нарисовано?») Список фраз: 1. Девочка моет посуду. 2. Мальчик чистит зубы. 3. Кошка ловит мышку. 4. Кошка поймала мышку. 5. Заяц сидит за деревом. 6. Кошка сидит на стуле. 7. Дети играют в мяч. 8. Мальчик лезет через забор. 9. Мальчик входит в дом. 10. Мальчик выходит из дома. 11 Девочка пришивает зайцу ухо. 12. Мальчик чистит ковер пылесосом. 13. Оля даст Кате красные шары. 14. Мама и дочка вешают белье на веревку. 15. Мама моет посуду, а дочка вытирает тарелки.    

Оценка результатов:

5 баллов - при составлении ребенком грамматически правиль­ных предложений, отражающих содержание смысла предлагаемой картинки;

4 балла - при ответе словосочетанием с пропуском субъекта и объекта действия. (Например: «чистит зубы» вместо «мальчик чистит зубы», «майцик езет» вместо «мальчик лезет через забор»), если не может исправить ошибку после повторного предъявления инструкции;

3 балла - при пропуске предлогов и нарушении предложных отношении (например: «зайка дейво» вместо «заяц за деревом»);

2 балла - при допустимом, но нетрадиционном порядке слов в предложении (например: «идить кися туе» вместо «кошка си­дит на стуле»), а также при употреблении двух простых пред­ложений вместо одного сложного (например: «мама моет, деитька таека» вместо «мама моет посуду, а девочка вытирает тарелки»);

I балл - когда дети не могут составить предложение (молчат), а также при перечислении объектов и субъектов действия.

№ пп Задание Оценка в баллах
Составление рассказа по сюжетной картинке. (Исследование уровня развития и качества связной ре­чи.) Ребенку предлагается рассказать, что изображено на сюжетной картинке  

Оценка результатов:

5 баллов - высказывание носит развернутый характер, словар­ный запас соответствует возрасту ребенка;

4 балла - развернутое высказывание характеризуется ограни­ченностью словарного запася, наблюдаются единичные случаи аграмматизма;

3 балла - кроме бедности словарного запаса и аграмматизма встречаются нестойкие звуковые замены, амнезия слов;

2 балла - признаки, характерные для балла 3, сочетаются со стойкими звуковыми заменами, амнезией слов с вербальными (смысловыми) заменами;

1 балл - пересказ самостоятельно не удается, необходима по­мощь в виде наводящих вопросов, кроме всех признаков, характе­ризующих балл 2, наблюдаются эхолалии и переверации.

№ пп. Задание Дефектные звуки
Исследование произношения всех групп звуков изолиро­ванно, в словах (сэц, шхчщ, кгх, пбм, тдн, вф -параллельно исследуется произношение парных мягких звуков)  
5. A Исследование фонематического слуха. Пробы па повторе­ние парных фонем, а также серий из трех звуков и простых слогов: а-о-у, б-р-к, п-б-п, д-т-д, би-ба-бо, ба-би-бо и т. д.  
       

Оценка результатов:

5 баллов - все задания выполняются правильно;

4 балла - отмечаются лишь единичные ошибки;

3 балла - большинство заданий выполняются с ошибками;

2 балла - доступно лишь различение изолированных фонем;

1 балл - испытывает затруднения при различении даже изоли­рованных фонем.

№ пп. Задание Оценка в баллах
5. Б Опознание звука в слове. Распределить предъявленные картинки (6 картинок) па группы в соответствии с заданными звуками (разложить одну сторону картинки на «Ш», в другую - на «С» и т.д.  
5. В Опознание позиции звука в слове. Услышать и сказать, где находится звук (6 слов): в начале; в середине; в конце  

Оценка результатов:

5 баллов все задания выполняются правильно;

4 балла - ошибок нет, но в ответах замечается замедленность, неуверенность;

3 балла-ошибки в 1-2 словах;

2 балла - ошибки в 3-4 словах;

1 балл - ошибки в 5-6 словах.

Наши рекомендации