Контрольная работа по курсу «психология и педагогика»
ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ И ОФОРМЛЕНИЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Прежде чем приступить к выполнению контрольной работы, прочитайте внимательно требования к её выполнению.
Необходимо выбрать вариант своей контрольной работы в соответствии с последней цифрой номера своей зачетной книжки. Контрольная работа, выполненная не по своему варианту, преподавателем не рецензируется и не квалифицируется как сданная.
Каждый вариант содержит 6 заданий.
Первое задание предполагает общее знакомство с курсом «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА». При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть предлагаемые вопросы темы.
Второе задание требует актуализации такого психологического образования, как логическое понятийное мышление. Выполнение этого задания необходимо осуществлять поэтапно:
1) дать определение понятиям, выделив в каждом существенный признак, ключевое значение. В своей работе выделите их полужирным шрифтом, или подчеркните. Используйте для этого глоссарий;
2) установить логические отношения между данными понятиями, поставьте соответствующую цифру.
Образец выполнения второго задания:
Характер - совокупность устойчивых индивидуальных психических особенностей человека, обусловленная типичным для неё способом поведения, эмоционально реагирования и проявляющаяся в стиле деятельности и общения.
Темперамент - индивидуальные особенности психики, которые обуславливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степень эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде.
1. Мнемоника (А) – мнемотехника (В). – (1)
2. Сангвиник (А) – холерик (В). – (2)
3. Темперамент (А) – характер (В). – (3)
4. Психика (А) - Акцентуация (В) – характер (С) – (4)
5. Интерес (А) – Апатия (В). – (5)
1. 2. 3. 4. 5.
Третье заданиепредполагает анализ утверждений с точки зрения их истинности и ложности. Доказательство истинности или ложности необходимо вести не голословно, а опираясь на соответствующие психологические знания. Используйте для этого материалы лекций.
Образец выполнения третьего задания:
Суждение: «Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, онможет только переживать их». Это суждение является неверным, так как в нем неспособность человека к осознанию и осмыслению своих эмоций объясняется только их переживанием. В действительности же мы можем не только переживать эмоции, находясь при этом как бы внутри их, но и осознавать их, т.е. посмотреть на них со стороны и выразить то, что мы увидим, словами.
Четвертое задание предполагает умение свободно ориентироваться в лекционном материале, в тематике лекций, а также способность, используя соответствующую информацию, свободно конструировать, достраивать суждения до целостного, законченного вида. Заполните пробелы в суждениях не любыми, а ключевыми словами.
Пятое задание имеет целью проверить, насколько системно усвоен курс психологии. Чтобы его выполнить, надо изучить соответствующие темы. Данное задание направлено на формирование такого навыка мышления, как способность к классификации, и входящих в его состав анализа и синтеза.
Шестое заданиерассчитано на распознавание психических свойств, состояний и процессов. В качестве материала для анализа взяты жизненные ситуации, в контексте которых происходит актуализация соответствующих психологических образований (памяти, мышления, воображения, акцентуаций характера, типов темперамента и т.п.). Задания этого типа потребует от вас умения быть психологически зрячим, т.е. видеть психологическое содержание различных жизненных ситуаций, с которыми практически сталкивается каждый из нас.
Образец выполнения шестого задания:
«В ситуациях, когда возникают неожиданные преграды на пути к достижению поставленной цели, юноша становится оченьраздражительным.» В данной ситуации имеет место проявление такого эмоционального состояния, как фрустрация. Это доказывается тем, что фрустрация возникает в ситуациях, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности или желания, сопровождается эмоцией гнева и его проявлением – раздражительностью. Поскольку в эмоциональных состояниях находят свое проявление и психические свойства личности, то необходимо их выделить. В описанной жизненной ситуации может обнаружить себя холерический темперамент юноши, главным свойством которого выступает преобладание возбуждения над торможением. Также в этой ситуации могут заявить о себе такие эмоциональные черты личности, как эмоциональная возбудимость и эмоциональная неустойчивость. Попытайтесь доказать это, изучив предварительно материал соответствующей главы настоящего пособия.
Работа должна быть аккуратно оформлена, выполнена на листах формата А - 4, написана от руки разборчивым почерком или напечатана на компьютере. Титульный лист выполняется в соответствии с предлагаемым образцом. В конце работы указывается использованная литература, ставится подпись студента и дата выполнения контрольной работы.
Образец
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Тюменский государственный архитектурно-строительный университет
Кафедра гуманитарных и социальных наук
Контрольная работа
по курсу «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Вариант № 5
Выполнил:
Иванов И.И.
06/АД. О364
Проверила:
Дерябина В.А.
Тюмень 2006
ВАРИАНТ 1
Задание 1. При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Психология как наука»
а) определение предмета психологического исследования; б) понятие психологического факта, его особенности и отличие от объективного факта; в) основные отрасли психологии; в) методы исследования в психологии (наблюдение, опрос, эксперимент, метод тестов).
Задание 2. Раскройте содержание предлагаемых понятий и определите, в каком из следующих отношений находятся пары. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем ( кругов Эйлера):
1. 2. 3. 4. 5.
1. Апперцепция (А) – восприятие (В).
2. Общение (А) – эффект первичности (В).
3. Самооценка (А) – самоуверенность (В).
4. Характер (А) – темперамент (В).
5. Акцентуация (А) – психопатия (В) – характер (С).
Задание 3.Проанализируйте следующие утверждения. С какими из них можно или нельзя согласиться и почему? Дайте обоснование своему выбору.
1. Эмоции способны предвосхищать логику событий, интуитивно улавливая тенденции их развития. (Для доказательства истинности или опровержения данного тезиса возьмите любой познавательный процесс, допустим, мышление, и сравните его с переживанием какой-либо эмоции, например, гнева или страха).
2. С помощью мышления на основе обобщения наблюдаемых фактов мы можем делать такие выводы и заключения, которые позволяют понять то, что нельзя увидеть из непосредственного наблюдения.
3. Переживание жизненного смысла событий, личностной значимости их для человека осуществляется с помощью эмоций. Этим объясняется причина включения эмоций в смысловое поле сознания, без которых понимание других людей и самого себя не будет полным и целостным.
4. Человек не способен осознавать и осмысливать свои эмоции, он может только переживать их.
Задание 4. Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях. В своей работе выделите их полужирным шрифтом, или подчеркните.
1. Средистратегий преодоления стрессогенной ситуации выделяется:
а) … , когда люди рассматривают стрессоры как вызов и уверены в своей способности справиться с ними; б) … , которая включает не только отношения с близкими людьми, но и принадлежность к большой социальной группе; г) … от стрессора и избегание его (поменять место работы или жительства и т.п.); д) позитивная … стрессора, придание ему … .
2. Выделяют следующие уровни интенсивности эмоций: а) … состояние – отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует на других дифференцированно, в зависимости от их значимости; б) … уровень эмоций – эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий, появляется экспрессия; в) … состояние – эмоция направляет действия человека, человек ведет себя эмоционально, проявляет гнев, радость, нежность, тревогу.
3.Закономерные связи между отдельными чертами характера выражают его … . Это позволяет, … ту или иную черту у данного человека, предполагать … .
4. Не следует смешивать свойства темперамента и свойства… . При одних и тех же … особенностях психики (т.е. свойствах темперамента) возможны различные типы ….
5. Теоретическое образноемышление обнаруживает свою специфику в том, что материалом, который здесь использует человек для решения задачи, являются не понятия, суждения или умозаключения, а … . Они или извлекаются из … памяти, или творчески воссоздаются … .
Задание 5. Выберите из указанных понятий и суждений те, которые описывают:
1. Основные виды памяти (8 правильных ответа)
№____________________________
2. Виды мышления (3 правильных ответа)
№____________________________
3. Свойства внимания (5 правильных ответов)
№ ____________________________
4. Локус контроля (2 правильных ответа)
№ ____________________________
5. Основные классы бессознательных явлений (5 правильных ответов)
№ ____________________________
Номера правильных ответов напишите после знака «№»
1.Интернальный
2. Кратковременная
3. Оперативная
4.Долговременная
5. Объем.
6. Образная.
7. Устойчивость.
8. Словесно-логическая.
9. Субсенсорное восприятие.
10. Наглядно-действенное.
11. Установки и стереотипы.
12. Переключаемость.
13. Мысленные, образные и чувственные интуиции.
14. Теоретически образное.
15. Двигательная.
16. Произвольная – непроизвольная.
17. Переживание беспричинных эмоций.
18. Понятийное.
19. Эмоциональная.
20. Концентрация.
21. Экстернальный.
22. Распределяемость.
23. Механизмы психологической защиты личности.
Задание 6. Определите, какие психические процессы, свойства и состояния актуализируются в следующих ситуациях. Дайте аргументированное обоснование своим ответам.
1. Увидев девушку в облегающем черном платье, юноша решил, что она очень сильно похудела.
2. Увидев кресло необычной формы, мальчик понял, что это такое, только после осмотра его со всех сторон.
3. Архитектор проектирует чертеж будущего здания.
4. Руководитель обещает премию тому, кто досрочно выполнит задание.
5. Юноша мог имитировать голос, особенности речи и поведения знакомых ему людей.
ВАРИАНТ 2.
Задание 1. При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Психологические концепции. Краткий экскурс в историю психологии»
а) философский этап в развитии психологии (развитие психологических знаний с Античности до 19 века); б) выделение психологии в самостоятельную науку; в) особенности становления отечественной психологии; г) создание первых специальных научно-исследовательских учреждений. В.Вундт, В.М.Бехтерев; д) основоположник русской научной психологии И.М.Сеченов и его основные идеи; е) психологические концепции: структурализм, бихевиоризм, гештальтпсихология, глубинная психология, гуманистическая психология.
Задание 2. Раскройте содержание предлагаемых понятий и определите, в каком из следующих отношений находятся пары. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
1. 2. 3. 4. 5.
1. Агрессия (А) – амбивалентность (В).
2. Воображение (А) – мечта (В) – творчество (С).
3. Суждение (А) – понятие (В).
4. Восприятие (А) – мышление (В).
5. Воспитание (А) – характер (В).
Задание 3.Проанализируйте следующие утверждения. С какими из них можно или нельзя согласиться и почему? Дайте обоснование своему выбору.
1. Психологическое пространство «Я» и психологическое пространство Другого человека не являются тождественными, это достаточно автономные образования, хотя и имеют множество точек пересечения.
2. Хотя отношению человека к самому себе, самосознание является наиболее поздним психологическим образованием, но именно ему принадлежит роль главного фактора формирования человеческой психики. Почему?
3. Одно и то же поведение может обеспечиваться и направляться различными психическими механизмами (мотивами) и наоборот, один мотив может регулировать несколько видов деятельности.
4. Поскольку люди по-разному воспринимают одни и те же события, то, меняя способы восприятия, можно добиться изменения своего поведения.
Задание 4. Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях. В своей работе выделите их полужирным шрифтом или подчеркните.
1. Психологическое пространство – это не … пространство, однако оно стремиться … в нем … и … .
2. Модальное общение имеет место тогда, когда …. лежат в пределах самого … и люди получают удовольствие от самого процесса или занимаются «выяснением отношений».
3. В основе стадии дифференциации развития межличностных отношений -стремление противопоставить слишком большой … свои особые …, не совпадающие с … партнера.
4. Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно осуществляется между участниками, которые находятся в … , поэтому имеют возможность … , …, …, легко осуществлять обратную … .
5. Ригидность – «вязкость» эмоций, их стабильность, … переключения с одной эмоции на другую, … долгого внимания на психотравмирующих обстоятельствах, на неудачах и обидах.
Задание 5. Выберите из указанных понятий и суждений те, которые описывают:
1. Способы создания новых образов (6 правильных ответов)
№____________________________
2. Основные свойства темперамента (7 правильных ответов)
№____________________________
3. Ведущие факторы развития способностей (3 правильных ответа)
№____________________________
4. Ведущие факторы формирования характера (3 правильных ответа)
№____________________________
5. Типы акцентуированных характеров. (7 правильных ответов).
№____________________________
Номера правильных ответов напишите после знака №
1. Демонстративный.
2. Интроверсия.
3. Экспрессивность.
4. Пластичность.
5. Психастенический.
6. Типизация.
7. Наличие задатков.
8. Использование упражнений.
9. Ригидность.
10. Сензитивные возрастные периоды.
11. Создание соответствующих жизненных ситуаций.
12. Экстраверсия.
13. Благоприятная социальная среда.
14. Дистимический.
15. Аналогия.
16. Возбудимый.
17. Агглюцинация.
18. Эмотивный.
19. Перемещение.
20. Гипертимный.
21. Придача.
22. Лабильный.
23. Гиперболизация.
24. Реактивность.
25. Положительная мотивация успеха.
26. Сензитивность.
Задание 6. Определите, какие психические процессы, свойства и состояния актуализируются в следующих ситуациях. Дайте аргументированное обоснование своим ответам.
1. Получив замечание от начальника, мужчина пришел домой и сорвал зло на ребенке.
2. Сын тщательно наводит порядок в комнате в надежде, что мать похвалит его.
3. Женщина вечером смотрела новости, где передавали прогноз погоды, но её мысли в это время были направлены на предстоящий летний отпуск. На следующий день утром она не могла вспомнить, ожидается ли днем дождь.
4. Студент непрестижного вуза успокаивает себя размышлениями о преимуществах избранной им специальности.
5. Девушка боится утонуть. Она отказывается садиться в ванну, джакузи или любую другую емкость с водой, начинает волноваться, даже когда оказывается поблизости фонтана.
ВАРИАНТ 3.
Задание 1. При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Структура и функции психики человека»
а) понятие психики и её структура; б) главные свойства психики человека; в) основные функции психики человека; г) развитие психики в процессе филогенеза и онтогенеза.
Задание 2. Раскройте содержание предлагаемых понятий и определите, в каком из следующих отношений находятся пары. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
1. 2. 3. 4. 5.
1. Эмоции (А) – сознание (В).
2. Кинесика (А) – жесты (В)
3. Рефлексия (А) – эмпатия (В).
4. Самосознание (А) – самооценка (В).
5. Умозаключение (А) - понятие (В).
Задание 3.Проанализируйте следующие утверждения. С какими из них можно или нельзя согласиться и почему? Дайте обоснование своему выбору.
1. Неразрывность того, что со мной происходит, и моего отношения к происходящему т.е. (непроизвольное восприятие мира и запоминание его) – главный признак всей сферы бессознательного.
2.Механизмы психологической защиты личности выполняют роль фильтра, не допускающего или каким-либо образом устраняющего информацию, несовместимую с уровнем самоуважения, чувством собственного достоинства, самооценкой индивида.
3. Мысленное перенесение человеком травмирующего фактора или своей проблемы в иную систему ценностей, в контексте которой снижается их личностная значимость, есть не что иное, как механизм проекции.
4. Слабые раздражители, вызывающие один вид ощущений, повышают чувствительность других, и, наоборот, сильные раздражители понижают чувствительность других ощущений.
Задание 4. Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях. В своей работе выделите их полужирным шрифтом, или подчеркните.
1. Нижний абсолютный порог чувствительности – это минимальная величина …, вызывающая едва заметное ощущение, чем … величина этого порога, тем … чувствительность и наоборот.
2. При одновременном действии двух … раздражителей их воздействие на человека … . Если же раздражители действуют последовательно, и если … из них обладает значительной силой, то … будет восприниматься как менее … , нежели бы он воспринимался …
3. Целостность – это свойство восприятия, согласно которому всякий объект воспринимается как устойчивое … , даже если … этого целого в данный момент времени не являются … .
4. Психологически не безразлично, где находится человек, с которым мы общаемся: справа или …, выше или … . Всему … или всему … придается … значение и … эмоциональное подкрепление, чем левому и низкому.
5. Холерику рекомендуется … виды деятельности, требующие не только … внимания, но и … его …; но не рекомендуется … работа.
Задание 5. Выберите из указанных понятий и суждений те, которые описывают:
1. Глубинная психология, согласно которой … (5 правильных ответов)
№____________________________
2. Бихевиоризм, согласно которому (5 правильных ответа)
№____________________________
3. Гуманистическая психология, согласно которой … (3 правильных ответов )
№____________________________
Номера правильных ответов напишите после знака «№».
1. В психике существует наиболее глубокий слой – коллективное бессознательное, состоящее из первичных психических образов – архетипов.
2. Комплекс неполноценности – это преувеличение чувства собственной слабости и несостоятельности, берет свое начало в детстве.
3. Сознание не поддается изучению, поэтому предметом психологии является поведение.
4. Ранние детские стадии развития человека определяют его взрослую жизнь.
5. Жесткая связь стимула и поведения позволяет формировать (модифицировать) поведение человека в игровой, учебной, профессиональной и т.п. деятельности.
6. Каждый человек уникален и обладает свободой выбора, что предполагает личную ответственность каждого индивидуума за наполнение определенным смыслом своей жизни.
7. Предметом изучения психологии выступает личность как уникальная целостная система, представляющая собой не нечто заранее данное, а открытую возможность для самоактуализации.
8. Человеку по наследству передается иерархия врожденных потребностей, согласно которой потребность в самоактуализации может быть реализована лишь после удовлетворения всех предшествующих потребностей.
9. Поведение человека есть не что иное, как действия, поступки, порожденные исключительно внешними причинами.
10. Психология превратилась в психологию без психики.
11. Новые формы поведения можно приобрести путем научения через наблюдение, т.е. подражания поведению других.
12. Бессознательное является источником влечений и желаний человека, побуждая его к действиям.
13. Для сохранения нормального психического состояния человек постоянно применяет механизмы психологической защиты.
Задание 6. Определите, какие психические процессы, свойства и состояния актуализируются в следующих ситуациях. Дайте аргументированное обоснование своим ответам.
1. Студент был так поглощен решением математической задачи, что не заметил, как в аудиторию вошел преподаватель.
2. Девушка, придя из драматического театра, с восторгом рассказывает матери об увиденном спектакле.
3. Начальник, проявляя строгость к подчиненным, грубо обращается с ними, раздражается по любому поводу.
4. Пятнадцатилетняя девочка пулей выскочила из дома, хлопнув дверью, после того, как родители попросили её вымыть посуду.
5. Женщина, читая книгу, живо представила себе переживания главной героини.
ВАРИАНТ 4.
Задание 1. При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Сознание как высшая ступень развития психики»
а) понятие о сознании; б) возникновение и развитие человеческого сознания; в) самосознание, его уровни и центральные характеристики; г) взаимодействие сознания и подсознания; д) сознание и бессознательное; е) сон как состояние сознания.
Задание 2. Раскройте содержание предлагаемых понятий и определите в каком из следующих отношений находятся пары. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем ( кругов Эйлера):
1. 2. 3. 4. 5.
1. Аффект (А) – эмоция (В).
2. Личность (А) – чувства (В).
3.Я-концепция (А) – мышление (В).
4. Лидер (А) – стенические эмоции (В).
5. Проксемика (А) – общение (В).
Задание 3.Проанализируйте следующие утверждения. С какими из них можно или нельзя согласиться и почему? Дайте обоснование своему выбору.
1. Мышление осуществляется как при непосредственном восприятии объектов и явлений, так и опосредованно, с помощью логических рассуждений.
2. Чувства человека – это переживания, связанные с удовлетворением органических потребностей.
3. Отличительной чертой фрустрации выступает устойчивое эмоциональное отношение человека к явлениям окружающего мира и самому себе.
4. Динамичность как свойство эмоций обнаруживает себя в тех ситуациях, когда сильные эмоции подавляют противоположные себе эмоции, не допуская их в сознание.
Задание 4. Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях. В своей работе выделите их полужирным шрифтом, или подчеркните.
1. Представителей … темперамента трудно вывести из равновесия, они постоянны в своих симпатиях и антипатиях, интересах и занятиях.
2. Сохранение – активный мнемический процесс придания … опыту, в том числе и личностным структурам, … форм.
3. Высшее проявление зрительной памяти – эйдетическая память – … воспроизведение …образов, когда человек буквально … отсутствующий предмет как …
4. Функции образной памяти – …, …,… образа. Функции образного мышления – создание … на основе образов, предъявляемых …памятью.
5. Особенность застревающего характера заключается в следующем: … .
Задание 5. Выберите из указанных понятий и суждений те, которые описывают:
1. Виды практического мышления (2 правильных ответа)
№____________________________
2. Факторы непроизвольного внимания; характеристики раздражителя (4 правильных ответа)
№ ____________________________
3. Виды памяти по времени сохранения материала (4 правильных ответа)
№____________________________
4. Виды произвольного воображения (2 правильных ответа)
№____________________________
Номера правильных ответов напишите после знака «№».
1. Новизна.
2. Наглядно-действенное.
3. Кратковременная.
4. Творческое.
5. Наглядно-образное.
6. Оперативная.
7. Долговременная.
8. Контрастность.
9. Мгновенная.
10. Отношение к потребностям, интересам, стереотипам, установкам личности.
11. Воссоздающее.
12. Интенсивность раздражителя, движение и прерывистость.
Задание 6. Определите, какие психические процессы, свойства и состояния актуализируются в следующих ситуациях. Дайте аргументированное обоснование своим ответам.
1. Написание журналистом репортажа об увиденном событии.
2. Приготовление кондитером тортов по новому рецепту.
3. С тех пор как девочке исполнилось 13 лет, она отказывается носить многое из своих прежних вещей: она ходит только в джинсах с определенной наклейкой и в рубашках с надписями.
4. Студент очень любит находиться в компании, шутить и рассказывать анекдоты.
5. Не достигнув желаемого результата, юноша оправдывал себя тем, что власть ситуации и обстоятельств выше его.
ВАРИАНТ 5.
Задание 1. При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Значение ощущений в жизни человека».
а) что такое ощущения?; б) какова сущность рефлекторной природы ощущений; в) интероцептивные, проприцептивные, экстероцептивные ощущения; г) общие свойства ощущений (качество, интенсивность, длительность, пространственная локализация); д) в чём специфика абсолютного и относительного порогов ощущений?; е) какова особенность адаптации и сенсибилизации органов чувств?
Задание 2. Раскройте содержание предлагаемых понятий и определите, в каком из следующих отношений находятся пары. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
1. 2. 3. 4. 5.
1. Значимый другой (А) – самооценка (В).
2. Мышление (А) – интеллект (В).
3. Темперамент (А) – воображение (В).
4. Мотивы (А) – интересы (В) – личность (С).
5. Защита психологическая (А) – проекция (В).
Задание 3.Проанализируйте следующие утверждения. С какими из них можно или нельзя согласиться и почему? Дайте обоснование своему выбору.
1. Поведение человека можно понимать только на основе анализа субъективного восприятия им той ситуации, в которой он находится.
2. Когнитивная психология уделяет большое внимание врожденным факторам в психическом развитии человека;
3. Архетипы, по определению Юнга, - это психические прообразы (архетип «персона», «тень», «анима», «анимус» и т.п.), передающиеся по наследству вместе со структурой мозга и определяющие предрасположенность к поведению определенного типа;
4. Все небезразличные для человека связи с миром включаются в переживания человеком самого себя в этом мире. (Проиллюстрируйте данное положение).
Задание 4. Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях. В своей работе выделите их полужирным шрифтом, или подчеркните.
1. Психические факты не только происходят в индивиде, но и прямо открыты … …, точнее, перед его … зрением и настолько же …, что и … человека … .
2. Самая … потеря информации происходит в … после предъявления, если сразу же следует … информация. Быстро поступившая … стирает … информацию. б) когда скорость поступления информации превышает возможности её …и …, предыдущая информация …..
3. … запоминаются лучше, чем слова; (объясняется это тем, что в … больше единиц … и для их сохранения требуется больший … памяти.
4. Если же осуществляется … … за психическими фактами, то, согласно науке, их принято называть … … и относить последние к психике.
Задание 5. Выберите из указанных понятий и суждений те, которые описывают:
1. Основные компоненты невербальной экспрессии ( 5 правильных ответа)
№ ____________________________
2. Механизмы межличностного познания (6 правильных ответов).
№____________________________
3. Виды каузальной атрибуции ( 2 правильных ответа)
№____________________________
4. Стадии развития межличностных отношений (5 правильных ответов).
№____________________________
Номера правильных ответов напишите после знака «№».
1. Эмпатия.
2. Диспозиционная.
3. Рефлексия.
4. Стадия дифференциации.
5. Стереотипизация.
6. Кинесика.
7. Каузальная атрибуция.
8. Самоидентификация.
9. Экстралингвистика.
10. Стадия сближения.
11. Ситуационная.
12. Стадия отдаления.
13. Стадия распада.
14. Паралингвистика.
15. Проксемика.
16. Проекция.
17. Выражение глаз.
18. Стадия близости.
Задание 6. Определите, какие психические процессы, свойства и состояния актуализируются в следующих ситуациях. Дайте аргументированное обоснование своим ответам.
1. Отстающий в физическом развитии подросток носит большую по размеру одежду или демонстративно курит.
2. Свидетеля просят составить словесный портрет преступника.
3. Студент, увлекающийся историей, просматривает научно-популярный фильм о жизни древних людей.
4. Выпускник школы слушает рассказ курсанта военного училища и представляет себя на его месте.
5. Этому ученику легче всего делать что-либо руками, чем решать теоретические задачи.
ВАРИАНТ 6.
Задание 1. При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Восприятие, его виды и свойства».
а) понятие восприятия, отличие восприятия от ощущений; б) специфика основных свойств восприятия (предметность, целостность, константность, структурность, апперцепция); в) восприятие времени, пространства, движения; г) механизмы иллюзий восприятия.
Задание 2. Раскройте содержание предлагаемых понятий и определите, в каком из следующих отношений находятся пары. Изобразите отношения между понятиями с помощью круговых схем (кругов Эйлера):
1. 2. 3. 4. 5.
1. Воспитание (А) – образование (В).
2. Обучение (А) – педагогика (В).
3. Дезинформирование (А) – адаптация (В).
4. Задатки (А) – способности (В) – талант (С).
5. Рефлексия (А) – самосознание (В).
6. Творчество (А) – воображение (В).
Задание 3.Проанализируйте следующие утверждения. С какими из них можно или нельзя согласиться и почему? Дайте обоснование своему выбору.
1. Если весь день просидеть с унылым видом, вздыхая и отвечая на вопросы мрачным голосом, то охватит состояние грусти и меланхолии.
2. В напряженных, экстремальных ситуациях вместо страха люди шутят и смеются.
3. Когда человека обижают, провоцируют, задевают, он часто смеётся в лицо обидчику.
4. Чтобы подавить вспышку гнева, неплохо сосчитать до десяти.
5. Спортсмены, побив мировой рекорд, вместо того, чтобы испытать гордость и счастье, часто плачут и раздражаются.
6. Когда люди встречают близкого человека после долгой разлуки, они часто плачут вместо того, чтобы радоваться.
Задание 4. Вставьте пропущенные слова в следующих утверждениях. В своей работе выделите их полужирным шрифтом, или подчеркните.
1. Это мышление характерно для теоретической деятельности. Оно называется …, так как функционирует и развивается на основе речи и в соответствии с правилами …. Его итогом является не образ, а … .
2. Способность человека одновременно выполнять несколько действий, контролировать несколько независимых объектов называется …
3. Бессознательный перенос на другое лицо собственных желаний, влечений, личностных черт, переживаний, чувств есть механизм … .
4.… заряжается энергией от людей и действий, поэтому направлен к внешнему миру, общению, а … черпает энергию внутри себя, сконцентрирован на своем внутреннем мире, малообщителен.
5. Особенность застревающего характера заключается в следующем: … .
Задание5. Выберите из указанных понятий и суждений те, которые описывают:
1. Основные свойства эмоций (3 правильных ответа)
№ __________________________
2. Основные виды дискретных эмоций (5 правильных ответов)
№ __________________________
3. Эмоциональные состояния (4 правильных ответа)
№ __________________________
4. Эмоциональные свойства (черты) личности (4 правильных ответа)
№ __________________________
Номера правильных ответов напишите после знака « № ».
1. Эмоциональная возбудимость.
2. Интерес-возбуждение.
3. Аффект.
4. Контагиозность.
5. Гнев.
6. Фрустрация.
7. Эмоциональная глубина.
8. Отвращение.
9. Доминантность.
10. Страх.
11. Эмоциональная устойчивость.
12. Страдание.
13. Стресс.
14. Эмоциональная ригидность.
15. Настроение.
16. Амбивалентность.
Задание 6. Определите, какие психические процессы, свойства и состояния актуализируются в следующих ситуациях. Дайте аргументированное обоснование своим ответам.
1. Девушка не любит перемен в жизни, в окружающей обстановке.
2. Юноша склонен к частым, порою немотивированным сменам настроения по нескольку раз в день.
3. Водитель на сложном участке трассы полностью поглощен процессом вождения.
4. В споре двух оппонентов каждый ищет аргументы в свою пользу.
5. Врач ставит диагноз больному на основании описанных симптомов.
ВАРИАНТ 7.
Задание 1. При выполнении задания необходимо, используя материалы лекций и дополнительную учебную литературу, раскрыть следующие вопросы темы: «Внимание и его психические свойства»: