Компьютеризированные и компьютерные тесты
На современном этапе развития психодиагностики компьютер стал неотъемле- мым элементом диагностической деятельности психолога. Внедрение компьюте- ров в психодиагностику имеет свою историю. На начальном этапе развития ин- формационных технологий (начало 1960-х гг.) функции компьютера были весь- ма ограничены и сводились в основном к предъявлению достаточно простых стимулов, фиксации элементарных реакций и статистической обработке данных. Компьютер выступает в роли вспомогательного инструмента исследователя, на него возлагаются наиболее трудоемкие, рутинные операции. Однако уже в это время начинает развиваться машинная интерпретация тестов.
Собственно появление так называемой компьютерной психодиагностики за рубежом происходит в период второго этапа развития информационных техноло- гий (1960-е гг.). В первую очередь были автоматизированы все трудоемкие про- цедуры обработки диагностической информации (подсчет «сырых» баллов, на- копление базы данных, расчет норм теста, перевод первичных данных в стандарт- ные показатели и т. д.). Определенное развитие в этот период получили и системы многомерного анализа данных.
2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 115
Успехи в развитии электроники привели к быстрому снижению стоимости машинных ресурсов, тогда как расходы на математическое обеспечение возросли. Концепция этого этапа развития информационной технологии может быть сфор- мулирована следующим образом: «Все, что может быть запрограммировано, дол- жны делать машины; люди должны делать только то, на что они пока не в состоя- нии написать программы» (Громов, 1985). Именно к этому периоду относятся основные достижения западной компьютерной психодиагностики. Ко времени возникновения новой машинной технологии обработки информации психодиаг- ностика обладала значительным арсеналом стандартизированных методик. Неко- торые выборки обследованных насчитывали миллионы. Благодаря потребности в оперативном анализе массивов данных, быстро развиваются компьютерные средства сбора психодиагностической информации, разрабатываются средства специального программного обеспечения. Компьютер все чаще выступает в роли
«экспериментатора».
Третий этап развития информационной технологии (начиная с 1970-х гг.) со- здал условия для возникновения нового поколения компьютерных психодиагно- стических систем на базе ПЭВМ, ускорил процесс внедрения в практику автома- тизированных тестовых методик, создал основу для последующей формализации и автоматизации процесса сбора и обработки психодиагностической информации. Меняется процедура обследования, общение испытуемого с ЭВМ приобретает форму «диалога». Введение обратной связи позволяет изменять стратегию иссле- дования в зависимости от предшествующих результатов. Именно в этот период появляются первые собственно компьютерные тесты, тесты специально создан- ные для компьютерной среды. Развитие этих тестов создает предпосылки адаптив- ного тестирования, связанного в первую очередь с приспособлением заданий к особенностям ответов испытуемого. Отсюда целесообразно разделение тестов на компьютеризированные,или приспособленные к условиям компьютера, и ком- пьютерные.
В последнее десятилетие XX в. компьютеры становятся доступными не толь- ко институтам и лабораториям, но и каждому исследователю. В настоящее время сложные психодиагностические исследования реализуются на базе мощных пер- сональных компьютеров, обладающих большим быстродействием и разнообраз- ным набором периферийных устройств.
Отечественная компьютерная психодиагностика как направление исследова- ний оформляется к середине 1980-х гг., и ее развитие не столь непосредственно связано с совершенствованием информационной технологии, как это происходи- ло за рубежом. Психологическая наука вообще занимает далеко не первое место в ряду активных потребителей современной информационной технологии. Любо- пытно, что только в конце 1960-х гг. советским психологам предлагают овладеть простейшими способами факторного анализа при осуществлении расчетов вруч- ную (!), тогда как за рубежом данный математико-статистический метод, реали- зуемый с помощью ЭВМ, достаточно широко использовался уже в 1930-е гг.1.
|
ной деятельности человека. — М.: Просвещение, 1967.
116 Глава 2. Психодиагностика как наука
Появление компьютерных версий тестов в бывшем СССР, а более-менее до- ступными они становятся ближе к концу 1980-х гг., приветствуется далеко не все- ми. Проведенное в начале 1990-х гг. московскими психологами исследование (О. К. Тихомиров и др.) отношения различных социальных групп к компьютери- зованному тестированию показало, что с наибольшим энтузиазмом к нему отно- сятся руководители высшего уровня, психодиагносты-разработчики и те лица, которые имеют навыки общения с компьютером и мотивированы на самопозна- ние. Негативное отношение наблюдалось у руководителей среднего звена, непо- средственно работающих с подчиненными и знающих их в течение длительного времени. Такое отношение также свойственно психодиагностам-пользователям (правда, у них иногда встречается и некритическое сверхдоверие, возникающее как результат слабой теоретической и практической подготовки в области психо- диагностики) и лицам, усматривающим зависимость благополучия в профессио- нальной деятельности, карьере и т. п. от результатов тестирования.
К достоинствам современных компьютеризированных методик психодиагно- стики, сравнительно с традиционными, следует отнести:
• неизменность реализуемой программы обеспечивает постоянство условий тестирования, что труднодостижимо при немашинном предъявлении зада- ний;
• обеспечивается точность и однозначность регистрации множества возмож- ных реакций испытуемого;
• имеется возможность восстановить и проследить последовательность дей- ствий испытуемого;
• сравнительно легко образуются единые банки психодиагностических дан- ных, а тем самым устанавливаются эмпирически обоснованные тестовые нормы для разных групп обследуемых;
• создаются возможности для автоматизированного конструирования тестов;
• психолог освобождается от рутинной, трудоемкой работы, как при прове- дении обследования, так и при конструировании (адаптации) тестов;
• обеспечивается возможность расширения практики группового тестирова- ния и тиражирования методик;
• расширяются возможности применения мощного математико-статистиче- ского аппарата анализа данных, упрощается разработка новых процедур ана- лиза;
• облегчается сохранение конфиденциальности результатов тестирования;
• упрощается хранение диагностических данных (на магнитных носителях), снижается себестоимость обследования;
• создаются благоприятные условия для применения экспресс-методик, т. е. тех, проведение которых позволяет быстро получить результаты, что в не- которых случаях (например, в профессиональной психодиагностике) может иметь решающее значение;
• компьютерная процедура предъявления тестовых заданий минимизирует негативные воздействия, нередко возникающие в ситуации межличностного
2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 117
взаимодействия между экспериментатором и испытуемым (снижение дей- ствия защитных механизмов у испытуемого, облегчение диагностики инди- видуально присущих субъекту особенностей деятельности и мотивации);
• появляется возможность актуализации «игровой» мотивации у испытуе- мых (оформление теста в виде игры), что делает процесс тестирования бо- лее привлекательным и повышает достоверность результатов;
• намечаются пути решения давней проблемы, возникающей как результат несовместимости концептуальных схем интерпретации различных методик (например, создание словаря-тезауруса терминов-названий психических свойств, используемых в научной, литературной и бытовой лексике);
• становится возможным проведение анализа поведения испытуемого непо- средственно в ходе обследования, учета многих параметров складывающих- ся ситуаций, организации диалога в реальном режиме времени (адаптивное тестирование);
• испытуемый при необходимости обеспечивается быстрой интерпретиру- ющей обратной связью по результатам тестирования;
• средства компьютерной графики позволяют предъявлять испытуемому ди- намические объекты (динамическая стимульная среда), становится воз- можным использование полимодальных стимулов;
• появляются условия как для индивидуализации психодиагностического исследования, так и проведения быстрых массовых обследований;
• обеспечивается тесная связь с решением практических задач.
Оценить степень вовлеченности компьютера в психодиагностическое исследо- вание можно руководствуясь шкалой, предложенной Хартманом (1986) (рис. 2.3) Наряду с преимуществами, которые дает использование компьютера, принци- пиальное значение приобретают вопросы, связанные с появлением новообразова- ний, вносимых компьютером в традиционно сложившуюся в психодиагностике систему взаимодействия «экспериментатор—тест—испытуемый». Отсутствие не- посредственного наблюдения и живого контакта с испытуемым вносит примерно те же трудности и ограничения, с которыми приходилось и ранее сталкиваться в групповом тестировании. Кроме того, примерно у 30 % обследованных обнаружи- вался «феномен компьютерной тревожности» (О. В. Доронина, 1993), причем
в 5 % случаев регистрировалось состояние, схожее с фобией1.
Некоторые тесты в принципе не могут быть переведены в компьютерный ре- жим, для других это ведет к существенному изменению их диагностических ка- честв, прежде всего валидности и надежности. Автоматизированная версия уже известной психодиагностической методики нуждается в специальной проверке —
Вероятно, это явление боязни компьютера связано с тем, что в это время большинство населения страны имело смутное представление о персональных компьютерах и их возможностях. К тому же тестовая тревожность, как феномен универсальный, но наиболее выраженный у лиц с определен- ными личностными особенностями, не обязательно связана с компьютером. Возможно, что она мо- жет усиливаться при его использовании (появление дополнительных элементов новизны и неизве- стности).
118Глава 2. Психодиагностика как наука
Высокая
|