Типичные искажения восприятия и понимания людей

Используя логический способ понимания особенностей дру­гого человека (рефлексию), мы довольно часто искаженно и ошибочно воспринимаем личность, поведение, действия дру­гих людей. Есть некоторые факторы, которые мешают правиль­но воспринимать и оценивать людей. Основные из них таковы: I. Наличие заранее заданных установок, оценок, убеждений, которые имеются у наблюдателя задолго до того, как ре­ально начался процесс восприятия и оценивания другого человека.

2. Наличие уже сформированных стереотипов, в соответствии с которыми наблюдаемые люди заранее относятся к опре­деленной категории и формируется установка, направляю­щая внимание на поиск связанных с ней черт.

3. Стремлением сделать преждевременные заключения у лич­ности оцениваемого человека до того, как о нем получена исчерпывающая и достоверная информация. Некоторые люди, например, имеют «готовое» суждение о человеке сразу же после того, как в первый раз повстречали или увидели его.

4. Безотчетное структурирование личности другого человека проявляется в том, что логически объединяются в целост­ный образ только строго определенные личностные черты и тогда всякое понятие, которое не вписывается в этот об­раз, отбрасывается;

5. Эффект «ореола» проявляется в том, что первоначальное отношение к какой-то одной частной стороне личности обоб­щается на весь образ человека, а затем общее впечатление о человеке переносится на оценку его отдельных качеств. Если общее впечатление о человеке благоприятно, то его положительные черты переоцениваются, а недостатки либо не замечаются, либо оправдываются. И наоборот, если об­щее впечатление о человеке отрицательно, то даже благо­родные его поступки не замечаются или истолковываются превратно как своекорыстные.

6. Эффект «проецирования» проявляется в том, что другому человеку приписываются по аналогии с собой свои собствен­ные качества и-эмоциональные состояния. Человек, вос­принимая и оценивая людей, склонен логически предполо­жить: «все люди подобны мне» или «другие противополож­ны мне». Упрямый подозрительный человек склонен ви­деть эти же качества характера у партнера по общению, даже если они объективно отсутствуют. Добрый, отзывчивый, честный человек, наоборот, может воспринять незнакомо­го через «розовые очки» и ошибиться. Поэтому, если кто-то жалуется, какие, мол, все вокруг жестокие, жадные, не­честные, не исключено, что он судит по себе.

7. «Эффект первичности» проявляется в том, что первая ус­лышанная или увиденная информация о человеке или со­бытии является очень существенной и малозабываемой, способной влиять на все последующее отношение к этому человеку. И если даже потом вы получите информацию, которая будет опровергать первичную информацию, все равно помнить и учитывать вы больше будете первичную информацию. На восприятие другого влияет и настроение самого человека: если оно мрачное (например из-за плохо­го самочувствия), в первом впечатлении о человеке могут преобладать негативные чувства. Чтобы первое впечатле­ние о незнакомом человеке было полнее и точнее, важно положительно «настроиться на него».

8. Отсутствие желания и привычки прислушиваться к мне­нию других людей, стремление полагаться на собственное впечатление о человеке, отстаивать его.

9. Отсутствие изменений в восприятии и оценках людей, про­исходящих со временем по естественным причинам. Име­ется в виду тот случай, когда однажды высказанные суж­дения и мнение о человеке не меняются, несмотря на то, что накапливается новая информация о нем.

Важное значение для более глубокого понимания того, как люди воспринимают и оценивают друг друга, имеет явление ка­зуальной атрибуции. Оно представляет собой объяснение субъек­том межличностного восприятия причин и методов поведения других людей. Объяснение причин поведения человека может быть через внутренние причины (внутренние диспозиции чело­века, устойчивые черты, мотивы, склонности человека) либо через внешние причины (влияние внешних ситуаций).

Можно выделить следующие критерии анализа поведения:

• постоянное поведение — в сходных ситуациях поведение однотипно;

• отличающееся поведение — в других случаях поведение проявляется иначе;

• обычное поведение — в сходных обстоятельствах такое поведение свойственно большинству людей.

Когнитивный психолог Келли в исследованиях показал, что постоянное, малоотличающееся поведение, да к тому же необычное — объясняется через внутренние причины, через спе­цифику личности и характера человека («Таким он уродился»),

Если в похожих ситуациях у человека постоянное поведе­ние, а в других случаях — другое, отличающееся поведение, и к тому же это обычное поведение (то есть как и у других людей в таких же ситуациях) — то такое поведение люди склонны объяснять через внешние причины («в этой ситуации так вы­нуждены вести»).

Фриц Хайдер, известный как автор теории атрибуции, про­анализировал «психологию здравого смысла», посредством ко­торой человек объясняет повседневные события. Хайдер счи­тает, что чаще всего люди дают разумные интерпретации. Но человек склонен приходить к заключению, будто намерения и диспозиции других людей соответствуют их действиям.

Процессы казуальной атрибуции подчиняются следующим закономерностям, которые оказывают влияние на понимание людьми друг друга.

1. Те события, которые часто повторяются и сопровождают наблюдаемое явление, предшествуя ему, обычно рассмат­риваются как его возможные причины.

2. Если тот поступок, который мы хотим объяснить, необы­чен и ему предшествовало какое-нибудь уникальное собы­тие, то мы склонны именно его считать основной причи­ной совершенного поступка.

3. Неверное объяснение поступков людей имеет место тогда, когда есть много различных, равновероятностных возмож­ностей для их интерпретации, и человек, предлагающий свое объяснение, волен выбирать устраивающий его вариант.

4. Фундаментальная ошибка атрибуции проявляется в тенден­ции наблюдателей недооценивать ситуационные и переоце­нивать диспозиционные влияния на поведение других, в тенденции считать, что поведение соответствует диспози­циям. Поведение других людей мы склонны объяснять их диспозициями, их индивидуальными особенностями лич­ности и характера («это человек со сложным характером»), а свое поведение склонны объяснять как зависящее от си­туации («в этой ситуации невозможно было вести иначе, а вообще я — совсем не такой»). Таким образом, люди объяс­няют свое собственное поведение ситуацией («я не вино­ват, уж такая сложилась ситуация»), но считают, что дру­гие сами несут ответственность за свое поведение.

Мы совершаем эту ошибку атрибуции отчасти потому, что, когда наблюдаем за чьим-либо действием, именно эта личность находится в центре нашего внимания, а ситуация относитель­но незаметна. Когда мы сами действуем, наше внимание обыч­но направлено на то, на что мы реагируем — и ситуация прояв­ляется более явно. Культура также влияет на ошибку атрибуции. Западное мировоззрение склонно считать, что люди, а не ситуации являются причиной событий. Но индусы с меньшей вероятностью, чем американцы, истолкуют поведение с точки зрения диспозиции, скорее они придадут большее значение ситуации.

На восприятие людей влияют стереотипы -— привычные упрощенные представления о других группах людей, о кото­рых мы располагаем скудной информацией. Стереотипы ред­ко бывают плодом личного опыта, чаще мы их приобретаем от той группы, к которой принадлежим, от родителей, учителей в детстве, средств массовой информации. Стереотипы стирают­ся, если люди разных групп начинают тесно взаимодейство­вать, узнавать больше друг о друге, добиваться общих целей. На восприятие людей влияют и предубеждения — эмоцио­нальная оценка каких-либо людей как хороших или плохих, даже не зная ни их самих, ни мотивов их поступков.

На восприятие и понимание людей влияют установки — неосознанная готовность человека определенным привычным образом воспринимать и оценивать каких-либо людей и реа­гировать определенным, заранее сформированным образом без полного анализа конкретной ситуации. Установки имеют три измерения:

• когнитивное измерение — мнения, убеждения, которых придерживается человек относительно какого-либо субъекта или предмета;

• аффективное измерение — положительные или отрица­тельные эмоции, отношение к конкретному человеку или информации;

• поведенческое измерение — готовность к определенным реакциям поведения, соответствующим убеждениям и переживаниям человека.

Установки формируются: 1) под влиянием других людей (родителей, СМИ) и «кристаллизируются» к возрасту между 20 и 30 годами, а затем меняются с трудом; 2) на основе личного опыта в многократно повторяющихся ситуациях.

Предвзятое мнение человека руководит тем, как он воспри­нимает и интерпретирует информацию. Изображение лица че­ловека на фотографии может совершенно по разному воспри­ниматься (это жестокий или добрый человек?), в зависимости от того, что известно о данном человеке: гестаповец или герой. Эксперименты показали, что очень трудно опровергнуть ложную идею, неправду, если человек логически обосновал ее. Этот феномен, названный «стойкостью убеждений», показывает, что убеждения могут жить своей собственной жизнью и выживать после дискредитации доказательства, которое их породило. Неверное мнение о других людях или даже о себе может про­должать существовать, несмотря на дискредитацию. Для того чтобы изменить убеждение, часто требуются более убедитель­ные доказательства, чем для того, чтобы создать его.

ВОПРОС 124

Наши рекомендации