Малая группа как субъект образования. Групповая сплоченность и подходы к ее исследованию. Групповая динамика
Малая группа - это небольшое по размеру объединение людей, связанных непосредственным взаимодействием.
Признаками малой группы, основными из которых являются: контактность — возможность каждого члена группы регулярно общаться друг с другом. Целостность — социальная и психологическая общность индивидов, входящих в группу, позволяющая воспринимать их как единое целое.
Групповая сплоченность — это процесс групповой динамики, который призван характеризовать, насколько каждый из членов группы привержен к этой группе.
Подходы к изучению сплоченности:
а) Подход Донцова через социометрический феномен. Социометрия предложила специальный «индекс групповой сплоченности», который вычислялся как отношение числа взаимных положительных выборов к общему числу возможных выборов:
б) Подход Леона Фестингера – Сплоченность – сумма всех сил, удерживаемых индивидов в группе. По сути это – привлекательность группы для индивида.
в) Подход Теодора Ньюкома – через понятие согласия – теория согласия, концепция согласия. Согласие – сходство ценностных ориентаций членов группы.
г) Подход Петровского (Стратометрическая концепция). Основные моменты:
- Центральный слой групповой активности – ядро структуры, которая включает в себя групповые цели. И цели, связанные с совместной деятельностью.
- Уровень ценностно-ориентационного единства. Это – слой отношений группы, связанный с разделением членами группы ценностей. Положение человека в группе определяется тем, насколько велик его вклад в групповую деятельность.
- Непосредственные эмоциональные отношения – на принципах симпатии-антипатии.
д) Подход А. и Б. Лотт, через уровень межличностной аттракции.
г) Подход Зандера – сплоченность группы основывается на притягательности самой группы для тех, кто в ней находится.
е) Подход Картрайта — Сплоченность как результат мотивации группового членства.
Здесь представление о сплоченности как некоей результирующей сил, или мотивов, побуждающих индивидов к сохранению членства в данной конкретной группе.
ГРУППОВАЯ ДИНАМИКА-Совокупность внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, характеризующих весь цикл жизнедеятельности малой группы и его этапы - образование, функционирование, развитие, стагнацию, регресс, распад.
Большие социальные группы. Формирование гендерной и этнической идентичности в больших социальных группах.
Большая социальная группа — количественно не ограниченная социальная общность, имеющая устойчивые ценности, нормы поведения и социально-регулятивные механизмы (партии, этнические группы, производственно-отраслевые и общественные организации).
Признаки больших социальных групп:
1) имеют структурную и функциональную организацию;
Виды больших социальных групп:
1) по характеру межгрупповых и внутригрупповых социальных связей:объективные макрогруппы –объединены общностью объективных связей; субъективно-психологические макрогруппы –сознательное объединения людей;
2) по времени существования:длительно существующие группы (классы, нации); временно существующие группы (толпа, аудитория);
3) по организованности-неорганизованности:организованные группы (партии, союзы); неорганизованные (толпа);
4) по возникновению:возникшая стихийно (толпа);организованная сознательно (партии, ассоциации);
Гендерная идентичность - осознание своей принадлежности к мужскому или женскому полу , данное понятие обозначает аспект самосознании личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспецифических характеристик и особенностей поведения.
Гендерная идентичность является продуктом социального конструирования. Она начинает формироваться с рождения ребенка, когда на основании строения его наружных половых органов определяется его паспортный (гражданский, акушерский) пол. Потом целенаправленно воспитывают таким образом, чтобы он соответствовал принятым в данном обществе представлениям о «мужском» и «женском».
Этническая идентичность- осознание своей принадлежности к определенной этнической общности».
Идентификация с низко-статусной группой может привести к низкому самоуважению.
4 вида результата межкультурных контактов для индивида:
· человек может «отбросить» свою культуру, выбрав чужую, и стать «перебежчиком»;
· может «отбросить» чужую культуру и преувеличивать значимость собственной, превратившись в «шовиниста»;
· иногда человек колеблется между двумя культурами и становится «маргиналом», за это ему приходится расплачиваться внутренними конфликтами, противоречиями в собственной идентичности, неспособностью удовлетворить требования двух культур;
· последний вариант - это синтез двух культур, это человек-«посредник», способный выступать в качестве связующего звена между различными культурами и народами.