Об организации классов для детей с проблемами в развитии, по-
ведении, обучении в учреждениях общего образования*
К данному типу следует относить классы для детей с ЗПР (выравнивания) и классы компенсирующего обучения (педагогической поддержки). Создание и деятельность данных классов создает возможность получения общего среднего образования всеми детьми.
Классы для детей с ЗПР (выравнивания) открываются при общеобразовательной школе на основании приказа Министерства Образования от 03.07.1981г. № 103 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР».
Деятельность классов компенсирующего обучения (педагогической поддержки) регламентируется «Примерным положением о классе (классах) компенсирующего обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденным приказом МО РФ от 08.09.1992г. № 333.
Приводим сравнительную таблицу условий отбора, обучения и аттестации учащихся в классах вышеназванных видов *:
Классы для детей с ЗПР (выравнивания) | Классы компенсирующего обучения (педагогической поддержки) |
1. Создаются при общеобразовательных школах на основании приказа МО от 03.07.81 № 103 «О введении в действие нормативных документов, регламентирующих деятельность специальных образовательных школ для детей с ЗПР». 2. Отбор детей в указанные классы осуществляется психолого-медико- педагогической комиссией города либо района, которая руководствуется Инструкцией по приему в спецшколы для детей с ЗПР. Это дети с нарушением познавательной деятельности и расстройством эмоционально-волевой сферы. Зачисление осуществляется на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии и при наличии направления Комитета по образованию, либо направления РУО. 3. Обучение и воспитание учащихся, коррекционная работа с ними проводятся в соответствии с Типовым положением о специальной общеобразовательной шко ле-интернате (школе с продленным днем) для детей с ЗПР, утвержденным МО от 20.03.85 № 47. Типовые программы для начальных классов утверждены в 1986 году. В IV-IX классах обучение проводится по программам общеобразовательной школы. Наполняемость класса и группы продленного дня — 12 человек (Рекомендации МО и МФ РФ от 16.07.91 «По предельной наполняемости классов, воспитательных групп, групп продленного дня в специальных образовательных школах-интернатах/ школах») . Состав учащихся начальных классов подвижен: по мере коррекции дефектов развития дети переводятся в общеобразовательные классы. Перевод осуществляется органами образования по заключению медико-психолого-педагогической комиссии и решению педсовета. На весь срок обучения (9-10 лет) остаются дети с тяжелыми формами ЗПР. 5. Итоговая аттестация. Закончившие школу основного общего образования выпускники классов выравнивания получают свидетельства об окончании школы установленного для общеобразовательных школ образца. Вопрос о выпускных экзаменах решается органами образования на местах. | Основным показателем отбора детей в классы компенсирующего обучения является недостаточная степень готовности к обучению в ОУ, выражающаяся в низком уровне сформированности психических и психофизиологических предпосылок образовательной деятельности, в основе которых определяются прежде всего предпосылки социально-педагогической запущенности, а также слабо-выраженные симптомы органической недостаточности или соматической ослабленности. В компенсирующие классы могут быть направлены или переведены учащиеся по решению педагогического совета и с согласия родителей (лиц, их заменяющих), не имеющие противопоказаний для этого (ЗПР церебрально-органического гене- за; олигофрения, деменция органического, шизофренического и эпилепти-ческого генеза, нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата), при наличии психолого-педагогичес- кой диагностики (решение психолого-педагогического консилиума, в состав которого входят педагог, учитель-логопед, психолог и др. специалисты школы). 3. Обучение проводится по программе основного общего образования (I-IX кл.). Классы компенсирующего обучения рекомендуется создавать в основном на этапе получения начального общего образования. Программы в компенсирующих классах разрабатываются на базе основных общеобразовательных программ с учетом особенностей обучающихся. Составной частью программ в этих классах является программа компенсирующе-развивающей работы, которая реализуется как в процессе учебных, так и внеурочных занятий с учащимися. 4. Наполняемость классов компенсирующего обучения составляет 15 человек (письмо КО от 13.02.97 № 200-уд). Обучающиеся, освоившие программы, по решению психолого-педагогического консилиума переводятся в соответствующий класс ОУ, работающий по основным общеобразовательным программам. При отсутствии положи- тельной динамики обучающийся в установленном порядке направляется на медико-психолого-педагоческую комиссию для решения вопроса о формах его дальнейшего обучения. 5. Итоговая аттестация выпускников IX классов проводится в соответствии с письмом МО от 18.03.97 № 267 /14-12. Экзаменационный материал составляется ОУ и утверждается РОУО. Выпускники классов компенсирующего обучения получают свидетельство о получении основного общего образования. |
Дополнительно Комитет по образованию рекомендует:
– обучение в начальной школе в классах компенсирующего обучения проводить по программе 1–4;
– в связи с переходом большинства районов при формировании сети ОУ и классов на принципе территориальных округов открытие классов компенсирующего обучения соотносить с потребностью всех ОУ данного округа, а не одного отдельного ОУ;
– при наличии свободных мест в классах компенсирующего обучения предоставлять возможность ОУ территориального округа
определять в данные классы своих учащихся для дальнейшего обучения;
– при комплектовании классов компенсирующего обучения и классов для детей с ЗПР руководствоваться инструктивно-методическим письмом от 13.02.97 № 200-уд «Об уточнении штатных расписаний учреждений общего и специального образования Санкт-Петербурга на 1997, 1998 годы» (минимальная наполняемость классов компенсирующего обучения -15 чел.; классов для детей с ЗПР- 12 чел.);
– организацию образовательного процесса в классах компенсирующего обучения и в классах для детей с ЗПР строить по принципу «класс-комплект»; в связи с этим наполняемость ГПД должна соответствовать наполняемости класса;
классы компенсирующего обучения создаются при наличии в ОУ высококвалифицированных кадров и специалистов службы индивидуального сопровождения (письмо КО от 13.02.97 № 200-уд), а также учебно-прог-раммного обеспечения. <…>
Основной цельюобщеобразовательного учреждения с классами КРО является осуществление индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и специальной педагогической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
Основными задачами деятельности учреждения являются:
1. Психолого-диагностическое изучение обучающихся в классах КРО:
– диагностика интеллектуальной готовности (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.);
– диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах развития;
– эмоционально-волевая готовность (умение ответственно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнение заданий по образцу и словесному указанию педагога).
2. Специальное педагогическое изучение (логопедическое и дефектологическое) обучающихся в классах КРО.
3. Изучение педагогом класса обучающихся (выявление и анализтипичных затруднений в усвоении знаний, умений и навыков (ЗУН) на основе контрольных срезов и итоговых работ учащихся в течение учебного года). Разработка форм взаимодействия коллектива специалистов психолого-медико-педагогического консилиума (психолога – воспитателя – учителя; психолога – дефектолога; дефектолога – учителя; логопеда – учителя; психолога – дефектолога – логопеда).
4. Разработка индивидуальных коррекционных программ педагогом, психологом, дефектологом и логопедом, их согласование с учебными программами.
5. Анализ успешности усвоения учебного материала, формирование знаний, умений и навыков при соблюдении предельной нагрузки учащихся.
6. Создание оптимальной системы подготовки домашних заданий с одновременным изучением затрат времени на их выполнение каждой возрастной группой учащихся.
7. Динамическое психолого-педагогическое изучение учащихся. Диагностика ОУУН (общеучебных умений и навыков) учащихся.
8. Отслеживание и анализ полученных результатов работы по интеграции учащихся в традиционные формы обучения.
10. Создание благоприятных условий и психологического микроклимата в классах КРО и вокруг них, выбор главных направлений в воспитательной работе на основе изучения личности каждого ребенка, семей, особенностей класса в целом. Включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач и их особая подготовка силами школьного консилиума.
Коррекционно-развивающий учебно-образовательный процесс в классах КРО регламентируется Типовым базисным учебным планом образовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, утвержденными для них Министерством образования Российской Федерации программами (Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида и классов коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательной школе /1996/; Программы для общеобразовательных учреждений: Коррекционно-развивающее обучение /2000/), программами для общеобразовательных школ, адаптированными к особенностям психофизического развития ребенка и согласованными с методическими службами (на основной ступени обучения).
Учебный план для классов коррекционно-развивающего обучения общеобразовательных учреждений построен с учетом программных, методических и дидактических разработок Института коррекционной педагогики РАО для фронтальной работы учащихся этих классов, а также необходимости допрофессиональной подготовки детей, имеющих трудности в обучении.
Базисный учебный план с классами коррекционно-развивающего обучения предусматривает использование программно-методических материалов, разработанных Институтом коррекционной педагогики РАО (Программно-методические материалы. Коррекционно-развивающее обучение /1998/). Базисный учебный план предусматривает активное обновление содержания образования, повышение его уровня, создание стандарта требований к знаниям учащихся, выделение обязательного базового и вариативного школьного компонента (который полностью отводится на индивидуальные и групповые коррекционные занятия).
Особое место в организации системы КРО занимает начальная школа.
Начальная школапредставляет собой оптимальный по времени отрезок школьного образования ребенка, когда интенсивно формируются общие, способности к учению, когда достаточно легко восполнить недостатки дошкольного развития ребенка, когда возможна коррекция негативных тенденций в его развитии, когда еще не упущена возможность повысить успешность обучения каждого ученика.
Организацию коррекционно-развивающего обучения в начальной школе следует рассматривать с позиций преемственности:
– между начальной школьной и дошкольной ступенями образования;
– между начальной и основной ступенями школьного обучения.
Это предполагает организацию системы раннего выявления (начиная с младшего дошкольного возраста) и отслеживания динамики развития и адаптации ребенка при переходе от одной ступени обучения к другой, что поможет выявить «предвестники школьной и социальной неуспешности» в более ранние сроки и организовать предупреждение школьных трудностей сначала на I, а затем и на II, основной, ступени обучения.
Для описываемой системы дошкольной коррекционно-развивающей работы разработаны программы фронтальных и индивидуально-групповых коррекционных занятий, базисный учебный план для детей 6-летнего возраста на один год, для детей 5-летнего возраста — на два года.
Группы подготовки детей к школе могут функционировать как в ДОУ, так и в общеобразовательной школе.
Приложение 4.
Методическое руководство для проведения анализа занятия в коррекционной группе ДОУ общего типа (в классе компенсирующего обучения при общеобразовательной школе)
Одна из основных форм руководства коррекционно-воспитательной работой в коррекционной группе (классе компенсирующего обучения или классе КРО) - посещение открытых занятий и оказание методической помощи учителю (воспитателю группы) со стороны педагога-методиста и педагога-дефектолога.
При психолого-педагогическом разборе занятия в условиях коррекционного класса (группы) следует руководствоваться следующими критериями:
Цели занятия: образовательная, коррекционно-развивающая, воспитательная.
Дидактические требования к проведению занятия: правильный выбор учебного материала, методов работы применительно к каждому из этапов занятия; правильное сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы; организационная четкость построения занятия.
Условия: замедленный темп обучения соответственно особенностям протекания нервно-психических процессов у детей с нарушениями развития, некоторое упрощение структуры изучаемого материала и формируемых умений и навыков, многократное повторение (закрепление) усваиваемого материала, максимальное привлечение чувственного опыта ребенка, оптимальное вовлечение детей в выполнение предметно-практической деятельности; соблюдение двигательного режима, использование игровых форм усвоения учебного материала; опора на наиболее развитые положительные качества каждого ребенка и преодоление на этой основе недостаточности его эмоционально-волевой и интеллектуальной сферы; использование разнообразных (по форме и своему содержанию) приемов и методов обучения.
Учебный материал занятия.
Соответствие темы занятия требованиям программы коррекционно-развивающего обучения.
Вид работы и его связь (дидактическая и логическая) с предыдущим и последующими занятиями.
Оценка содержания учебного материала с точки зрения коррекционно-развивающих задач: позволяет ли подобранный педагогом материал активно влиять на развитие сенсорных процессов, познавательной деятельности, развитие эмоционально-волевой и двигательной сферы каждого ребенка.
Доступность и посильность материала с точки зрения: структуры, объема учебного материала, интеллектуальных возможностей детей. Наличие у детей интереса к теме и содержанию занятия.
Оборудование занятия.
Наличие и готовность оборудования к началу занятия.
Рациональность выбора оборудования и учебных пособий для данного занятия и их соответствие целям занятия и особенностям психофизического развития детей.
Применение технических средств (ТСО, средства индивидуальной коррекции, специальное оборудование).
Рациональный (методически обоснованный) подход к использованию наглядных пособий и дидактического материала.
Структура занятия.
Соотношение и оправданность каждого из этапов занятия.
Обеспечение логической и методической связи между ними и подчиненность их образовательным, воспитательным и коррекционно-развивающим целям данного занятия. Целесообразность отмеченной продолжительности каждого этапа занятия.
Логическая и дидактическая завершенность каждого этапа занятия.
Эффективность (оценка результатов) каждого из этапов занятия.
Коррекционно-воспитательная работа.
Наличие дифференцированной постановки соответствующих образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих целей занятия, их соответствие задачам формирования познавательной, эмоционально-волевой и двигательной сферы детей с отклонениями в развитии.
Целесообразность педагогических приемов по усилению мотивации учебной деятельности.
Эффективность методов и приемов обучения и воспитания (сочетание словесного объяснения, наглядности и практических действий самих детей, их соответствие возрасту детей, уровню развития познавательных возможностей).
Коррекционно-развивающая направленность методов обучения и воспитания. Оценка применения этих методов.
Необходимость речевой активизации детей. Продуктивность использованных способов активизации речевой деятельности детей.
Гуманистическое воспитание детей. Используемые в учебно-воспи-тательном процессе средства эмоционально-эстетического, нравственного и трудового воспитания детей.
Учет педагогом психофизических особенностей и личностных качеств детей с нарушениями развития.
Результативность осуществления индивидуального и дифференцированного подхода к детям на занятии.
Подготовленность педагога к занятию.
Характер речи педагога: ясность, точность, эмоциональная выразительность, лаконичность и др.
Особенности поведения педагога на занятии и их влияние на эмоционально-волевые проявления и поведение детей.
Общая оценка занятия.
Эффективность и продуктивность реализации образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих целей занятия.
Уровень организации деятельности и поведения детей.
Целостность и законченность занятия.
Приложение 5.