Б) Психологические особенности несовершеннолетних
Значительное влияние на поведение несовершеннолетнего оказывает акцентуация характера подростка.
Анализ педагогической литературы показывает, что проблема акцентуации характера подростка еще не получила достаточно широкого освещения. Возможно, это связано с тем, что психология основное внимание уделяет изучению нормальной, здоровой психике человека. И только незначительное место в педагогике отведено исследованию проблематики обучения и воспитания больных детей. Думается, что психиатрия (общая и специальная), судебная патопсихология имеет большой опыт исследования больных детей. Поэтому, тесная взаимосвязь психологии, педагогики и психиатрии позволит выработать и внедрить в воспитание и обучение эффективные методы воздействия на личность.
Акцентуация характера является синонимом понятия и термина акцентуированная личность. Немецкий психиатр К. Леонгард в 1964 году ввел в обиход это понятие для обозначения различных, но еще не ставших патологией особенностей характера, являющиеся предрасположенностью к неврозам и психопатиям. К. Леонгард предположил весьма сложную классификацию акцентуированных личностей, перекликающуюся с учением о психопатиях П.Б. Ганнушкина,[144] Личко Л.Е.[145]и др. При правильном воспитании акцентуация характера может исчезнуть, а ошибки, упущения в воспитании способствуют переходу к неврозам и психопатии. А.Е. Личко подчеркивала, что акцентуация характера - это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.[146]
Совокупность педагогических, психолого-психиатрических знаний об акцентуации характера подростков позволяет нам дать классификацию (градацию) людей по их физическим особенностям.
Представляется, что предложенная дифференциация подростков по акцентуации характера позволит более целенаправленно и эффективно осуществлять процесс воспитания и обучения. В психиатрии и психологии различают несколько категорий людей, которые определяются как: астеники, гипертимы, эмоционально-неустойчивые, эпилептоиды и истероиды.
Астенический тип (астеник) - физически слабый человек. Наблюдается отставание в физическом развитии, угловатость, мышцы конечностей развиты слабо, они быстро растут и вытягиваются и др.
В процессе воспитания необходимо астеника равномерно загружать физической работой, спортом, нагрузками. Для астеника характерна повышенная утомляемость, раздражительность, он медленно восстанавливает свои силы после физических упражнений. Быстрая смена событий отрицательно влияет на реакцию, сообразительность, критичность в ответах, замешательство, попытка уклонится от ответа или нежелание отвечать. Целеустремленный, порой в ущерб общему интересу. Астеник может поставить какую-то цель и будет действовать по программе, не обращая внимания на важность других дел. Он трудно адаптируется в сложных (экстремальных) ситуациях, старается как можно быстрее найти выход. Долгое пребывание в подобной обстановке чревато эмоциональным взрывом оборонительного характера, желанием срочно избавиться от раздражителя (собеседника). Раздражительность здесь связана с повышенной утомляемостью. Астеник чаще всего пытается выяснить отношения с обидчиком. Он выжидает случайной разрядки конфликта, уходит в себя, замыкается. Одиночество и беззащитность провоцируют суицидные попытки (попытка самоубийства), пытаясь разрешить конфликт.[147]
Педагог должен помнить, что астеники спокойны и не конфликтны, они склонны к уединению, чувствуют себя хорошо, когда представлены самим себе. Их одиночество нельзя резко критиковать, необходимо разобраться в причинах такого поведения. Астеники нерешительны, неуверенные, склонные во всем сомневаться, поэтому они недоверчивы к людям. Глубоко переживают обман. Повышенная чувствительность порождает медлительность. Многолюдные аудитории, шум, конфликты, необходимость идти на конфликты с незнакомыми людьми, выступать перед ними, делать самостоятельный выбор цели и др. могут стать причиной стресса. Тревожная медлительность, страх или опасение за близкого человека или друзей, нередко толкают астеника на преступление или другие необдуманные действия. В эти моменты могут совершать несвойственные им поступки. Юристу и педагогу необходимо помнить, что астеник склонен к рассуждениям, демагогическим высказываниям, внимание его сужено, поэтому информация о случившемся может быть незначительной по объему.
Речь у астеников характеризуется точностью выражений, лаконичностью, скупостью словосочетаний. Если астеники сомневаются, то предпочитают промолчать или постараться избежать ответа.
Гипертимный тип (гипертимы) относятся к физически развитым людям (например, широкие плечи, плотное телосложение, хорошо развитая мускулатура тела и т.д.). Поэтому подростки большее предпочтение отдают урокам физкультуры, игровым видам спорта: волейболу, баскетболу, перетягиванию каната и др. Отличаются организованностью в подобных занятиях.
Настроение у гипертимов часто меняется, причем преобладает повышенное состояние. В этот период отмечается резкое стремление к общению. Действия и поступки зависят от настроения. К вечеру потребность в общении увеличивается, любит продолжительные беседы с близкими и друзьями. Стремится выполнять задания (например, уроки) в присутствии родителей или друзей, при этом подчеркивают свои возможности, эрудицию, широту знаний.
У подростков гипертимного склада ослаблена самокритика и повышенное самомнение. Среди них встречаются ленивые, поверхностные, необязательные и недобросовестные люди. Они не умеют доводить дело до конца, очень разбросанные, неусидчивые люди. В отличие от астеника, у гипертима быстрая реакция, он практически всегда уже имеет ответ на поставленный вопрос. Вероятно, педагогам необходимо обращать внимание на гипертимов, поощрять их инициативу и сдерживать отдельные, порой безудержные, порывы. Педагогу сделать это трудно, т.к. их работа рассчитана на усредненного ученика, поэтому и методика преподавания является общеобязательной.
Гипертимы обладают творческими способностями. Они общительны, отличаются веселым нравом, даже в трудные для себя минуты могут пошутить. Деловиты, в сложных и трудных ситуациях не теряются, не отчаиваются. Берутся за многие дела, но, к сожалению, не всегда доводят их до конца. В незнакомой для себя обстановки адаптируются быстро. Однако, деловитость чаще всего, показная, порой таким образом они скрывают свои отрицательные качества.
Педагоги должны учитывать эту особенность личности и приучать гипертима к усидчивости, упорству в труде, верности своему слову, обязательности и др.
Гипертим, как правило, лидер. Подросток занимает лидирующее место среди своих сверстников, пытается внедрить больше демократии, решает многие вопросы на уровне компромисса. Однако, строго следит за уровнем своего авторитета в коллективе. Юристу следует помнить, что гипертимы могут свои творческие возможности направить на антиобщественные поступки, вдохновить людей на противозаконные акции, преступления. Несмотря на незначительную концентрацию внимания, гипертим запоминает многое. Недостатком такого запоминания является то, что объем знаний не имеет системы, он поверхностный. Речь гипертима характеризуется быстротой и импровизацией. Если его настроение меняется в сторону депрессии, то речь становится противоречивой и нелогичной. Педагогу гипертимы доставляют много хлопот (например, они чаще и быстрее реагируют на вопросы учителя, стремятся ответить первыми и др.). Как отмечают педагоги, чрезмерная активность гипертима мешает им работать с другими учебниками и наблюдать за их поведением. В то же время, попытка остановить такого ученика или игнорировать его поднятую руку, может вызвать конфликт.
Эмоционально-неустойчивый тип подростка отличается невыдержанностью и нетерпеливостью, а также недостаточной управлляемостью. Подростки такого типа акцентуации характера отличаются импульсивностью, крайней формой проявления как положительных, так и отрицательных эмоций. Компромиссов в конфликтах не признают. Особенно негативно относятся к астеникам. Соединение в одном классе астенических типов детей и эмоционально-неустойчивых подростков делает уроки для педагога невыносимыми.
Подростки эмоционально-неустойчивого типа не любят длительной, кропотливой работы, их раздражают вопросы организации деятельности. Предпочитают азартные игры, спиртные напитки, дурманящие вещества. Как правило, такие подростки - выходцы из неблагополучных семей. Речь у подростков дезориентированна, нелогична. В период больших стрессовых потрясений могут потерять самообладание. Стараются меньше вступать в диалог, в обмен мнениями. Педагогу необходимо держать таких подростков под особым контролем, предвидеть возможное их поведение. Необходимо помнить, что эмоционально-неустойчивые подростки могут находить компромисс или какое-либо приемлемое решение. Однако это достигается либо перспективой получения значительной выгоды, либо жестоким постоянным контролем, со стороны педагога над ним.
Главными чертами эпилептоида является напряженность интенсивной сферы, вязкость, малоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающая отпечаток на всю психику - от моторики и эмоциональности до мышления и личных ценностей.[148]
Педагог должен внимательно относится к подросткам эпилептоидного характера. Нельзя их недооценивать или игнорировать, т.к. при правильном подборе методики работы с ними, они показывают незаурядные способности. Эпилептоиды увлекаются спортом, следят за своим физическим развитием, у них очень рано наблюдается половое созревание. Сверхувлеченность эпилептоидов порой приводит к злобно-тоскливому, подавленному настроению с крайней раздражительностью (дисфории). Раздражительность накапливается и может реализоваться в аффективном взрыве, если есть на ком сорвать зло. Взрыв может произойти в любом месте. Он может отличаться не только большой силой, но и продолжительностью. Мощным регулятором поведения эпилептоидного подростка является сверхидея, а точнее невозможность реализации сверхидеи. Ради достижения своей цели подросток становится раздражительным, безжалостным к слабому противнику, неуступчивым и жестоким. Эпилептоидный тип всегда чувствует себя лидером, устанавливая правила поведения, выгодные ему.
Эпилептоид обладает изощренной мстительностью и коварством. Он испытывает наслаждение, наблюдая за мучениями противника и боязненно осторожен со всеми незнакомыми. Подростки эпилептоидного типа отличатся работоспособностью и аккуратностью. Очень плохо переносят контроль и вмешательства в свои дела. Берутся за дело, которое может принести определенный успех и боятся неудач, ошибок, промахов в выполняемой работе. Необходимо помнить, что эпилептоиды бывают веселыми, подвижными, активными в чужой для себя среде и в тоже время, оказавшись в привычной для себя среде они становятся сдержанными и немногословными.
Эпилептоидные подростки отличаются замедленностью, трудно переключаемым сознанием. Например, с целью концентрации внимания на своей информации, он делает длительные паузы, повторы. Педагог должен быть готовым к таким подросткам и продумать тактику и психологию общения с ним (например, подросток большое внимание уделяет тому, о чем говорит, т.к. его словарный запас не богат).
Истериодный тип (истероид) - особое внимание уделяет своей личности, стремится казаться значительнее, чем он есть на самом деле. Всем своим поведением, поступками старается обратить на себя внимание. Однако, он не интересен, привязанности истероидов поверхностны и неглубоки, все рассчитано на эффект. Ради этого они могут пойти на обман, лесть, создание провокационной ситуации. Истероиды могут упорно, настойчиво продвигаться к желаемой цели (например, к экстравагантному завершению какого-то мероприятия). Как только необходимый результат достигается, истероид охладевает к нему. Он избирателен в общении. Тянется в основном к тем, кому он нравится. Его интересуют яркие предметы, необычная информация. Поэтому его привлекает педагог не как профессионал, а своей внешностью, артистическими моментами и поведением в аудитории и т.д. Л.В. Горшенин подчеркивает, что сущность акцентуации истероидного типа заключается в способности к вытеснению, т.е. умение в определенный момент вытеснять из памяти события, которые ему известны, но о которых он не желает знать. В этой связи совершая преступление, истероид как бы внушает себе, что это не он сделал, облекает совершенное преступление в какое-то подобие игры, ее криминальный исход объясняет случайным стечением обстоятельств.[149]
Истероиды часто совершают необдуманные поступки, способы вести двойную игру, сообщая ложную информацию делает невинное выражение лица. Педагог или юрист не обнаружит следов угрызения совести , сострадания или сопереживания, т.к. ложь для истероида в момент общения приобретает значение истины. Наблюдаются признаки бахвальства. Жажда мести порой вытесняется разумным, логическим подходом в анализе сложившейся ситуации. Истероид бросается на обидчика, если почувствует, что с ним поступают несправедливо, обижают. Физическое насилие исключается, но крику, ругани, истерики бывает предостаточно.
Следует подчеркнуть, что истероиду характерно чувство жалости, особенно когда он может показать себя с этой стороны, подчеркнуть важность сострадания. Истероид быстро приспосабливается к сложившейся ситуации, даже к неожиданно изменившейся обстановке относится спокойно. Он всегда чувствует малейшее колебание настроения собеседника и прогнозирует вероятное его поведение. У истироидов хорошая самовнушаемость и суицидальные демонстрации. Суицидальные попытки обставляются, по возможности, безопасными действиями активизируется написание различных прощальных записок, «тайных» признаний и др.
Обращает на себя внимание, что истероиды отличаются глубоким подражанием. При этом, за основу берутся люди, действительно авторитетные, оригинальные и т.д. Педагоги и юристы должны помнить, что истероиды склонны к правонарушению: мошенничеству, подделке документов, кражам, обману лиц, к которым они вошли в доверие.
Речь истероида отличается красотой, богатством образов, яркостью, эмоциональностью и т.д.
Лабильный тип подростка характеризуется неустойчивостью настроения, которое меняется слишком часто и чрезмерно резко под воздействием практически малозначимых или ничтожных поводов. С окружающими подросток общителен, искренне чувствителен, очень привязывается к людям, близким ему по духу, поступкам, поведению. Предпочитает дружить с теми, кто всегда готов ему оказать духовную и материальную помощь, защитить при реальной опасности или несправедливости. При неблагоприятной обстановке в семье стремится уйти из дома, но к тяге группированию сверстников относится умеренно и спокойно. Болезненно относится к утрате доверия со стороны близких, родных, или полной разлуке с ними. Успокоение получает в сближении с соратниками по общему делу, интересам, повышенному вниманию к его проблемам и заботам.
Шизоидный (интровертированный) тип подростка отличается замкнутостью, погруженностью в мир далеких от реальной жизни мыслей, идей, образов, влечений.
Подросток шизоидного типа не устанавливает тесных контактов со своими сверстниками, т.к. не способен угадывать мысли, желания и переживания других, понять чужую беду. А это создает впечатление холодности и черствости. Он бурно реагирует на все попытки вторгнутся в его внутренний мир увлечений, интересов, желаний и устремлений. Замкнутость и отгороженность затрудняют контакт. Алкоголь и наркотические средства иногда используются в качестве «коммуникативного допинга», как средство, облегчающее установление контактов со сверстниками. Шизоидные подростки предпочитают совершать преступление в одиночку, выбирают воровскую «профессию», требующую искусных навыков (кража денег из внутренних карманов или умение влезть в квартиру через форточку).[150]
Конформный тип подростка характеризуется постоянным соглашательством с тем, что диктует непосредственное окружение. Особое влияние на подростком конформного типа оказывает среда. В хорошем окружении это не плохие ребята, но в дурной среде они могут быть втянуты в групповые правонарушения. Ребята подобного типа не стремятся менять свой образ жизни, они «плывут по течению», им не свойственна инициатива, смелость, принципиальность и т.д. Подростки конформного типа не в состоянии противостоять негативному влиянию. Их легко подбить на употребление алкоголя, наркотиков, осуществить нападение на граждан.
Все подростки обладают смешанными типами акцентуаций. Однако, один какой-то тип акцентуации доминирует (преобладает), поэтому с большей вероятностью отмечают эту акцентуацию (например, лабильный, астенический и др.).
Как определить, выявить черты акцентуации характера подростка, чтобы грамотно строить процесс обучения и воспитания. Особое внимание уделяется наблюдениям, беседам, опросам и др. Значительную пользу могут принести тесты, которые в течение длительного периода времени успешно апробировались в самых разных детских коллективах. Выявление признаков, связанных с акцентуацией характера, помогают юристу, педагогу правильно организовать процесс воспитания и образования, более эффективно работать, выявлять особенности черт личности и предвидеть все возможные варианты поведения подростков. Особое значение придается возможному вовлечению подростковых акцентуантов в девиантное (отклоняющееся поведение. А.Е. Личко подчеркивает, что на неустойчивый тип акцентуации характера падает 76% делинквентного поведения, на элиптоидный - 61%, на истероидный - 52%, на шизоидный - 44%, на гипертоидный - 36%, на лабильный - тоже 36%.[151]
Необходимо помнить, что в 90% случаев деликвентность неустойчивых сочетается с ранней алкоголизацией. В тоже время у истероидов алкоголизация встречается лишь в 35% случаев. У шизоидов в 60% случаев отклоняющегося поведения относится к более старшему подростковому возрасту. У гипертимов начало деликвентности в 50% случаев падает на предподростковый возраст 10-12 лет.[152]
В результате семейного неблагополучия и школьных неудач подростки ищут компенсацию эмоциональной неудовлетворенности в товарищеских группах. Группа несовершеннолетних играет существенную роль в криминализации личности подростка. В результате такого общения подростки сближаются, находят сочувствие и понимание друг друга. Подростки привыкают к досуговой группе и не стремятся выйти из нее. Девиантная (криминогенная) группа оказывает постоянное влияние на ее членов. Психология выявила основные направления воздействия на подростка девиантной группой. Во-первых - группа является важнейшей базой формирования взглядов и установок подростка. Во-вторых - группа оказывает на несовершеннолетнего мощное психологическое воздействие и заставлять действовать так, как считает правильным, в т.ч. и совершение преступления. Особое значение имеет комформизм. В третьих - группа притупляет, стирает у подростка малейшее желание воспротивится давлению, немедленно заявить о себе и показать чувство собственного достоинства. В-четвертых - основу взаимоотношений девиантной группы и подростка составляют механизм защиты, которые снимают социальный контроль, его барьерное и тормозящее действие. В-пятых - девиантная группа формирует появление такого психологического механизма как подражание. Подражание во-многом зависит от возраста подростка. В-шестых, девиантная группа снижает у подростков страх перед возможным уголовным наказанием. В-седьмых, девиантная группа формирует и стимулирует мотивацию антисоциального поведения.
Досуговые девиантные группы несовершеннолетних редко превращаются в преступные. Некоторые ее члены ограничиваются антиобщественными явлениями, не нарушающими уголовно-правовых норм. В группе поощряются различные формы эмоционально-импульсивного поведения (оргии, групповые попойки, разнузданность, распутство, акты вандализма и др.).[153]
Источником девиантного поведения подростка служит социальное неравенство, т.е. противоречие между потребностями (ценностями, устремлениями) и возможностями их удовлетворения. Например, неудовлетворенная потребность в самоутверждении может привести к насильственным преступлениям, употреблению алкоголя или наркотических веществ.
Психологическая наука выработала различные методы воспитательного воздействия на подростка с целью изменения его отрицательной установки. Наиболее распространенными приемами воздействия является внушение, самовнушение, аутотреннинги и др. Психотерапевты активно используют указанные методы с целью нейтрализации и блокирования установок ассоциального поведения подростков. Особое внимание уделяется отчужденности в семье.
Психологическую основы отчужденности в семье образует дефицит общения и порожденный им эмоциональный голод, который подростки компенсируют вне семьи.
Семейное неблагополучие подростка должно быть восполнено школьным благополучием ( учителем, воспитателем, мастером, директором школы и др.). Поощряется положительное стимулирование: отсутствие предвзятости к подростку, оказание доверия несовершеннолетнему, умелое использование разнообразных форм поощрения подростка (одобрение, похвала, поощрение), побуждение у подростка потребности в самовоспитании стремление к идеалу, образца для подражания (например, учитель, мастер и др.).
Домашние неурядицы, неуспеваемость и конфликты в школе способствуют тому, что подросток оказывается в уличной компании, которая для него становится родной стихией.
Стихийные уличные компании подлежат нейтрализации, разобщению или переориентации. Разобщение - насильственное разъединение членов подростковой группы с целью предупреждения преступлений.
Переориентирована - это изменение направленности стихийной группы подростков в позитивную сторону. В профилактической деятельности используются следующие способы переориентации стихийных криминогенных подростковых групп: через познания группы, через подключенного к ней шефа (взрослого), через позитивный подростковый коллектив молодых взрослых.[154]
Подросток не просто воспринимает внешнее неблагоприятное воздействие. «Он может их и не воспринимать, отвергнуть, а может с ними бороться. И тогда в борьбе с неблагоприятными условиями формируются положительные качества личности».[155]