IX.6.3. Структура деятельности учителя физической культуры

В педагогической психологии определены основные компонен-1 ты педагогической деятельности. К ним, по Н. В. Кузьминой, относятся: конструктивный, коммуникативный, организаторский и гностический, познавательный, компоненты.

Однако в зависимости от специфики преподаваемого предмета психологическое содержание этих компонентов во многом различается.

Конструктивный (проектировочно-конструктивный) ко м-понент — это умение учителя физической культуры проектировать, прогнозировать, конкретно планировать физическое развитие своих учеников, а также формирование их личности, и прежде всего нравственных и волевых качеств. Без такого перспективного планирования, без тщательного отбора учебного материала «повисают в воздухе» стратегические задачи обучения и воспитания школьников. Если педагог, проводя уроки в IV классе, не представляет четко, какой результат должен получиться в IX классе и какие навыки можно будет сформировать или усовершенство-; вать на основе усвоенного материала, значит, его работа во многом проводится впустую.

Важнейшим психологическим условием эффективности проек-тировочно-конструктивной деятельности учителя физической культуры является развитое творческое воображение и аналитическое мышление, которое помогает предвидеть возможную реакцию ученика на тот или иной способ воздействия.

Проектирование физического и духовного развития каждого ученика возможно при условии, если учитель физической культуры будет работать в тесном контакте с классным руководителем и с другими преподавателями. Занимаясь в секции с ребятами, выявившими свои склонности к спортивным занятиям, необходимо бережно' их поддерживать и прогнозировать путь по ступеням спортивного мастерства, предупреждая (в случае необходимости) появление зазнайства, самомнения, лени, общественной пассивности. В данном случае конструктивный компонент деятельности проявляется во всей своей сложности и многогранности.

Коммуникативный компонент — это умение легко вступать в контакт с учениками, педагогами, родителями и поддерживать с ними правильные взаимоотношения. Другими словами, ком-




муникативный компонент предполагает налаживание общения в условиях педагогической деятельности. Искренность, доброжелательность, терпеливость, тактичность, непринужденность учителя физической культуры в отношениях с учениками положительно влияют прежде всего на дисциплину, на отношение к урокам и к занятиям во внеурочное время, на прочность усвоенных навыков.

Педагогическое общение рассматривается как разновидность творческой деятельности. Творчество в процессе общения проявляется в нескольких планах: в умении предвидеть возможные действия и поступки учащихся, в организации непосредственного воздействия на них и, наконец, в управлении собственным поведением в условиях той или иной педагогической ситуации.

Учитель физической культуры должен постоянно осуществлять контроль за нравственной стороной своего поведения, приучить себя внимательно относиться к поступкам учеников, спокойно и терпеливо разъяснять ошибки. Поддерживая добрые отношения с воспитанниками, надо помнить, что спокойная сдержанность, вежливая строгость, неназойливая пунктуальность наиболее благоприятны в общении с подростками и юношами. В налаживании правильных деловых отношений с ними во время урока и внеклассных мероприятий важное значение имеет отзывчивость учителя, проявляющаяся в способности внимательно прислушиваться к вопросам, мнениям, замечаниям учеников, в повышенном внимании к физически слабым ребятам.

Не менее важным проявлением коммуникативной стороны деятельности учителя физкультуры является уважение к каждому ученику, отношение без предубеждения, без неприязни. Предвзятое отношение, субъективная оценка поведения ученика ведет к неправильному выбору методов и приемов воздействия на него. Это осложняет общение не только с данным учеником, но и с классом в целом, что может вызвать стойкое отрицательное отношение учащихся всего класса к урокам физической культуры.

В немеиьшей степени, чем предвзятость, в общении с учениками разных классов недопустимы грубость, повышение голоса, употребление бранных слов. Это унижает учителя, подрывает его авторитет, может привести к длительным конфликтам.

Организаторский компонент предполагает умение целеустремленно, по плану организовать учебно-воспитательный процесс, рационально распределить свое время и силы, четко подготовить и провести любое мероприятие, зарядить своей энергией-других. Ои проявляется также в деловитости, распорядительности,, хозяйственности. Уметь организовать—значит в каждой ситуации оценить обстановку, принять правильное решение и добиться его^ выполнения. Физическая культура и спорт предъявляют повышенные требования к этому компоненту деятельности учителя.

Он должен прежде всего правильно организовать учебную деятельность учеников на уроке: так разделить общее задание на части, а занимающихся на группы, чтобы каждый имел в течение-всего урока конкретную работу, чтобы поддерживалась высокая-, плотность урока.





IX.6.3. Структура деятельности учителя физической культуры - student2.ru Он должен уметь организовать физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня: гимнастику до начала уроков (привлечь общественников из старшеклассников), физкультминуты на уроках (организовать учителей-предметников, вооружить их комплексами упражнений), физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах (рационально распределить учащихся, обеспечить 'безопасность), ежедневные занятия в группе продленного дня.

Важное значение для физического развития школьников имеет правильная организация внеклассной работы: групп общей физической подготовки, спортивных секций, секций по военно-прикладным видам спорта. От того, насколько продуманно будет организована эта работа, зависит степень участия в ней ребят разного возраста.

Наконец, от организаторских умений и навыков учителя зависит эффективность проведения общешкольных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий: ежемесячных дней здоровья, внутришкольных соревнований по видам спорта, турпоходов, физкультурных праздников.

Организаторский компонент деятельности предъявляет высокие требования к психике педагога, его личностным качествам. Чтобы эта деятельность была эффективной, он должен обладать гибкостью и критичностью ума, быть энергичным, инициативным, требовательным, настойчивым, решительным, работоспособным и организованным.

Гностический компонент — это познание и понимание основных условий, явлений, связанных с педагогической деятельностью. В этот компонент входят: 1) анализ, познание собственной педагогической деятельности, собственной личности, своих достоинств и недостатков; 2) анализ, познание особенностей физической подготовленности, личности учеников, их интересов, склонностей, жизненных идеалов, убеждений, отношения к физической культуре, семейного положения, успеваемости по общеобразовательным предметам, отношения к товарищам; 3) анализ опыта учебной, воспитательной работы по другим дисциплинам и своих коллег — учителей физической культуры. Все эти составляющие гностического компонента находятся в тесной взаимосвязи и дополняют друг друга.

Наши рекомендации