Виды неформальных групп в организации
Существует миф о недисциплинированности людей. Это не так. Люди дисциплинированны (особенно если мы вспомним о типах личности – большинство составляют рациональные типы, которые дисциплинированы просто по своей психологической природе), просто очень мало руководителей управляют ими , учитывая психологические аспекты управления. Руководитель, раздавая поручения, беседует часто не с лидером неформальной группы, а ее рядовым членом. В результате распоряжение искажается советами, рекомендациями или даже запретами лидера. Ведь власть лидера абсолютна, а власть руководителя определяется служебными инструкциями.
По мнению М.В. Литвака [6], обычно в любой организации удается выделить три неформальные группы. Первая группа – учебно-карьеристская, вторая – культурно-развлекательная, третья – алкогольно-сексуальная.
Применительно к процессу обучения можно охарактеризовать эти группы следующим образом.
В учебно-карьеристскую входят люди, которые стремятся к профессиональному росту и продвижению по службе. Это люди определенного возраста: молодежь, которая из кожи вон лезет, чтобы оставить о себе помять (”какой специалист”), работники в возрасте Христа – они уже достигли определенного уровня, и стремятся идти дальше. Эта группа активно посещает все занятия, задают много вопросов, начитанны, но часто у них нет школы, знания не систематизированы, временами их заносит на поворотах. Такая группа держит преподавателя в тонусе – очень неловко, если студент оказывается более осведомленным, чем преподаватель.
На производстве члены учебно-карьеристской группы стремятся занять место руководителя. Если руководитель растет, то проблем нет – организации также растут и успешному работнику найдется место. Представитель такой группы – энтузиаст. Он заинтересован в сохранении группы, и в ряде случаев может даже работать бесплатно ( но не бескорыстно), он работает на свой авторитет и на авторитет группы, надеясь, что это будет сопровождаться его служебным ростом.
В культурно-развлекательную группу входят люди, не рассматривающие свою профессия как сферу роста и реализации. Их интересы в основном на стороне - это либо домашнее хозяйство, либо коммерция, либо живопись, или еще какое-нибудь хобби. Это неплохие студенты, но свои учебные обязанности они выполняют только от и до. Учиться бы вряд ли пошли, если бы не было необходимости получения документа об образовании. Более того, если речь идет об учебе на курсах повышения квалификации, то часто для таких людей – это возможность отдохнуть. Хлопот с членами этой группы никаких, если только они не включаются активно в общественную работу – тогда все обучение отодвигается на второй план. Напроизводстве: такую группу составляют неплохие профессионалы, которые больше всего любят окончание рабочего дня и выходные дни. Призывать к энтузиазму таких людей нет никакого смысла - если вам нужна их сверхурочная работа, следует пообещать двойную компенсацию, определить форму гонорара и так далее.
Алкогольно-сексуальная группа представляет собой наиболее неудобную часть сотрудников в любом коллективе, особенно в его алкогольной части. Здесь возможны самые разные формы воздействия, но опыт многих руководителей показывает, что для организации в целом наиболее выгодна следующая позиция: жесткий договор, исключающий возможность дальнейшего пребывания в коллективе, если нарушение связано с употреблением спиртных напитков. Проблема секса не столь однозначна, так как наши руководители и сами очень часто нарушают базовые принципы взаимодействия в коллективе - не иметь половых отношений там , где работаешь.
В данную группу очень легко попадают и те лица, которые поступили в организацию, чтобы «перекантоваться годик-другой», получить освобождение от армии и так далее.
Другая классификация неформальных групп основана на понятии референтнойгруппы,т.е.такой группы, которая для личностиявляется эталоном [8]. Так, для мелкопоместного дворянина референтной группой был высший свет, в который он мечтал попасть. Если человек ту группу, в которой он находится, референтной не считает, он будет стремиться уйти из нее. Более того, он ничего не будет делать для укрепления этой группы, будет стремиться урвать себе «кусок», с которым можно попасть в референтную группу. Именно поэтому так важно заботиться о культуре организации – именно этот аспект управленческой деятельности позволяет сделать производственный коллектив референтной группой.
Большинство людей в организациях имеет несколько образов для построения поведения. С одной стороны, все сотрудники выполняют работу и играют определенную роль. Все руководители отвечают за определенное задание и несут ответственность, присущую их роли. С другой стороны – большинство работников относится к определенным группам «по интересу» (т.е. референтным), которые формировались по причинам, не связанным с этими организациями.
Группы «по интересу» формирует свой образ из ценностей и целей ее членов. По существу, значительное число людей, мыслящих одинаково, объединяются, чтобы обменяться информацией и достигнуть консенсуса по вопросам, которые их волнуют. В зависимости от главных вопросов и преобладающих личностей группа «по интересу» может быть более мощной движущей силой, чем формальная структура или организация.
Следовательно, пытаться влиять на людей, которые относятся к группам «по интересам», так же необходимо, как и пытаться влиять на отдельных работников в организации. Принцип состоит в том, чтобы работать в комфортных зонах, но он должен быть расширен с тем, чтобы включать в себя и воздействие на коллектив, и отдельные личности. Главное при воздействии на подобные группы – понять их основные ценности, определить людей, которые поддерживают эти ценности, и влиять на них, работая в их комфортных зонах.
Различают четыре типа групп «по интересам»:
а) профессиональные группы,
б) группы, имеющие привилегированную власть,
в) идеологические группы,
г) группы, ориентированные на личность.
Рассмотрим и проанализируем эти типы групп.
Профессиональные группы по интересам.Люди с одинаковым образованием и профессиональными интересами собираются, чтобы обсудить вопросы, представляющие общий интерес. Будь то в образовании, медицине или менеджменте, такие группы считают себя истинными детерминантами будущей профессиональной деятельности. При этом работа рассматривается как средство, дающее основную зарплату за выполнение профессиональных, но обычных задач. В отличие от этого, группа дает истинный интеллектуальный и профессиональный стимул для новых идей и новаций. Группа может попытаться повлиять на нанимателей и большие организации, с тем, чтобы они пересмотрели свою обычную практику и изменили направление в будущем. Группа может даже диктовать нанимающей организации, как обращаться с ее профессиональными членами. По существу, основные ценности этой системы состоят в том, что она контролирует профессиональный рост своих членов, устанавливая стандарты, которых должны придерживаться организация и ее члены.
Группы, имеющие привилегированную власть. Привилегированные группы руководителей привлекают людей, которые имеют одну общую цель – личную власть. Ч. Хэнди [11] обозначил такие группы как «Культурный клуб» – место встречи людей, которые обладают или желают обладать существенным влиянием. Привилегированная группа основана на личных контактах и личном знакомстве. Для того, чтобы стать членом элитной группы, нужно, чтобы Вас рекомендовали. Такие структуры зависят от дружеских связей, приятельских контактов и являются полной противоположностью назначению по заслугам и при равных возможностях. Несмотря на централизованность и привилегированность, среди членов этой группы многое зависит от сопереживания, возникают теплые и дружеские отношения среди ее членов. Независимо от того, конкурируют ли ее члены вне группы, в самой структуре отношения поддерживаются таким образом, чтобы сохранить группу и ее привилегии.
Идеологические группы. Такие группы существуют потому, что разные люди хотят следовать определенным идеалам. Группы поддержки чего-нибудь тоже относятся к этой категории, если они борются за охрану окружающей среды, преследуют национальные или социальные цели. В такой структуре, целью которой является стремление к изменению в обществе, будет слабее членство, потому что единственный объединяющий ее членов момент- социальные цели. Обычными среди членов таких групп являются разногласия о путях достижения целей.
Группы, ориентированные на личность. Такие группы, пожалуй, являются самыми редкими. Эта структура существует только ради ее членов, и, если группа распадается, то структура перестает существовать. Некоторые религиозные организации. Работают по этому принципу. Люди в таких организациях встречаются, разговаривают и вместе проводят время. Кто бы ни был главной фигурой в этой группе, он оказывает основное влияние на взгляды членов группы.
Таким образом, неформальная система поведения охватывает сферу прямых межличностных отношений добровольного характера. Их основа – негласные нормы, которые в первую очередь проявляются в ситуации свободного выбора (малые группы).
Несмотря на то, что неформальная система может действовать вопреки формальной, тем не менее, у нее есть минимум три положительные для формальной структуры функции. Неформальная организация может:
- служить для распространения фактов, мнений, суждений, которые, распространяясь через формальные каналы коммуникации, породили бы определенные проблемы;
- поддерживать устойчивость в формальной организации (на этом базируется форма протеста в организации “работа по всем правилам”);
- служить для удовлетворения высших социальных потребностей индивидов, что не всегда возможно в рамках формальной организации.
Пример: «козел отпущения» – правильное понимание происходящего со стороны группы, выражение ею понимания и поддержки позволяют работнику сохранить самоуважение.
Как войти в группу
Под групповыми процессами понимают формирование малых групп и налаживание отношений между членами групп и группами. На малых границах в большой группе всегда неспокойно – ибо интересы групп не совпадают.
Пример: члены учебно-карьеристской группы стремятся к информации и обучению, в то время, как члены других неформальных групп с удовольствием прервут работу под любым благовидным предлогом (а иногда и без предлога).
Конфликты, происходящие между малыми группами, но не доходящие до руководства (т.е. не переходящие большую внутреннюю границу), называются интригами. Руководство о них узнает, если любит собирать сплетни. Многие руководители имеют осведомителей, сведения которых имеют решающее значение на формирование их мнения о том или ином человеке. Но руководителю надо всегда помнить, что осведомитель – это «шакал Табаки» (не очень умный человек, с амбициями, но не сумевший занять желаемого места; субъективно он, может быть, очень добросовестен, но объективно не способен к глубокой аналитической работе). Если руководитель доверяет информации, полученной от Табаки, он становится подставным лицом, через которое «серый кардинал» – неформальный лидер – управляет коллективом.
Если атака направлена на руководство – т.е. на большую внутреннюю границу (см. рис.1), то такой процесс называется агитацией. Агитация – всегда направлена против кого бы то ни было. Агитация поднимает тревожность в группе, возникает угроза эффективности руководства. А наши неграмотные руководители в свое время ввели должность агитатора (но необходим пропагандист). Руководитель всегда должен очень внимательно следить за агитатором, и по возможности, использовать группу для отторжения агитатора. Единственное, что нельзя – самому руководителю бороться с агитатором. Почему? Потому что агитатор – подчиненный. Руководитель и в случае победы, и в случае поражения терпит проигрыш – если победил, в этом нет его достоинств, а лишь сила положения, если проиграл, то он – слабая личность.
Поэтому по отношению к агитатору может быть только одна тактика – уступать. Агитация – одна из форм антилидерства, наиболее разрушающая и грубая. Основным признаком антилидерства является попытка изменить цель группы. Довольно часто при этом антилидер использует «цепную собаку» – т.е. человека, который очень хочет быть лидером, иногда даже уверен в том, что является лидером, но на самом деле выполняет ту работу, которую в принципе нельзя выполнить успешно или проверяет вновь прибывших в группу.
Жизнь так устроена, что нам приходится переходить из одно группы в другую, причем чаще всего у группу, в которой уже складываются определенные отношения.
Дать о себе знать и стать известным человеком, способным что-либо сделать, можно двумя путями.
Первый путь – присоединение к одной или нескольким группам. Чтобы войти в группу и быстро завоевать доверие, необходимо понять следующие моменты:
1. Определение ключевых фигур. Ключевые фигуры – это люди, обладающие влиянием в группе, те, кому доверяют члены группы, причем их постоянное присутствие в группе необязательно. Обычно они встречаются с теми, кто хочет вступить в группу или что-то сделать для нее. Они оценивают, стоит ли вводить в структуру нового члена. Если же эта ключевая фигура действует как спонсор для нового члена, то последний сэкономит время и силы.
2. Необходимо придерживаться стандартов данной группы. Если Вы принадлежите к группе, то важно помнить о необходимости придерживаться определенных норм и ценностей, принятых в этой системе. Эти нормы и ценности могут быть очень значимыми или даже священными для группы. Независимо от ваших целей, Вы должны действовать в соответствии с этими ценностями – иначе либо Вы встревожите других членов группы, внесете дисгармонию до полного развала системы, либо группа Вас отвергнет. А ведь, если Вы делаете что-то новое, очень важно вписаться в систему, чтобы уменьшить сопротивление на период «разморозки» сложившихся стереотипов поведения.
Второй путь принципиально отличается от первого пути.
Первые дни лучше сосредоточить все внимание на работе, чтобы группе стало ясно, какой вы специалист, а в остальных случаях молчать. Вас будут прощупывать представители всех неформальных групп, всех групп по интересам – с целью вовлечь в свою группировку, а, возможно, в интриги или агитацию.
Необходимо внимательно выслушивать информацию от Табаки и Цепных собак, но никому, ни под каким видом не передавать эти разговоры. Далее – необходимо понять, какую цель преследует группа и каждый ее член. После этого на контакт выйдут лидеры неформальных групп. Однако не рекомендуется примыкать к какой-либо группировке. Естественно, руководителю ничего говорить тоже нельзя, иначе вы получите роль осведомителя, но при этом важно, чтобы руководитель сформировал о вас следующее представление – ваши действия будут направлены на улучшение состояния дел в группе.
Подобное несколько отстраненное положение на этапе вхождения в группу предупредит наиболее распространенную ошибку нового члена коллектива – попытку сместить реального лидера (ведь власть лидера абсолютна).
Итак, если вы не войдете ни в одну из группировок, но ваша деятельность будет эффективна, то через некоторое время вокруг вас сформируется группа с целями, аналогичными вашим – ведь власть лидера основана на том, что он удовлетворяет эспектации (ожидания) группы; как только его компетенция падает, он сразу перестает быть лидером).