Сущность, функции и виды внимания 24 страница
Как защитные, так и совладеющие стили реагирования связаны с индивидуально-психологическими особенностями (типом мышления и особенностями локуса контроля, установками и переживаниями, отношением к себе и другим, структурой жизненного опыта), но зависят также и от конкретных событий, трудных ситуаций.
С точки зрения возрастного подхода разработано множество различных классификаций жизненного пути человека (Б.Г. Ананьев, Г. Крайг). Приведем две из них в тех частях, которые касаются зрелого и позднего возрастов.
Например, согласно периодизации Д. Бромлей, жизнь человека состоит из пяти циклов. Четвертый из них — взрослость — подразделяется на четыре стадии: ранняя взрослость — 21—25 лет, средняя взрослость — 25—40 лет, поздняя взрослость — 40—55 лет, предпенсионный возраст — 55—65 лет.
Пятый цикл — старение — состоит из трех стадий: «удаление от дел» — 65—70 лет, старость — от 70 лет и более, дряхлость, болезненная старость и смерть.
Согласно схеме возрастной периодизации, разработанной на специальном международном симпозиуме, посвященном данной проблеме, во взрослой жизни выделяют следующие возрасты и периоды (Г. Грим):
средний (зрелый) возраст, включающий два периода: первый — 22—35 лет для мужчин н 21—35 лет для женщин, второй — 36— 60 лет для мужчин и 36—55 лет для женщин;
пожилой возраст — 61—74 лет для мужчин и 56—74 лет для
женщин;
старческий возраст — 75—90 лет для мужчин и женщин;
долгожители — старше 90 лет.
Поскольку трудно (если вообще возможно) точно указать границы стадий развития взрослых людей, основываясь исключительно на возрасте, то обычно весь период взрослости условно подразделяют на три стадии:
• ранняя взрослость (от 20 до 40 лет);
• средняя взрослость (от 40 до 60 лет);
• поздняя взрослость (от 60 лет и старше).
Сторонники возрастного подхода, утверждая стадиальность развития человека, его не линейный, а скачкообразный характер, неизбежно приходят к выводу о существовании кризисных периодов, которые необходимо возникают на жизненном пути большинства людей (П. Ниемеля) и которые важны для нормального поступательного развития личности. Кризисы взрослости отличаются от кризисов детства тем, что они не столь привязаны к возрасту; бо-
лее тесно зависят от социальной ситуации развития; проходят достаточно осознанно; а также более скрыто, недемонстративно.
В настоящее время в мировой психологической литературе наиболее подробно описаны кризисы взрослости, связанные со следующими периодами жизни: 17—22 года, около 30 лет (28—32 года), 40—45 лет, 55—60 лет. Коротко охарактеризуем каждый из них, памятуя, что временные границы даны достаточно условно и у разных авторов они не одинаковы.
Кризис юности (17—22 года).Важными вопросами этой фазы развития являются следующие: кто я? чего я хочу? что я могу?, на которые еще нет ответа, человек только учится принимать самого себя и нести ответственность за свой выбор и решения (Б. Ливе-худ). Г. Шихи называет этот кризис «отрывом от родительских корней», полагая, что постепенный отход от семьи и поиск себя — суть кризиса юности. Это время, когда человек одинаково активно хочет проявить себя в идеологии, мировоззрении, сексе и будущей профессиональной деятельности. В результате появляется чувство, что реальная жизнь находится за пределами семьи и школы, возникает желание оставить «родительское гнездо», и начинается процесс разрыва эмоциональных связей с домом. Бегство от кризиса в этом возрасте, стремление восстановить безопасность и комфорт, пассивно приняв семейную традицию или присоединившись к сильному человеку (например, вступив в брак), только задерживает развитие человека. Молодые люди, которые достойно принимают этот кризис, т.е. не уходят от вопросов: кто я? как мне воплотить мои мечты? какой путь выбрать для начала? кто может мне помочь? как добиться цели?, обычно становятся сильнее и оказываются способными управлять своей судьбой (Г. Шихи).
Кризис молодости (28—32 года).Несмотря на то что человек относительно доволен своей жизнью, он начинает испытывать неудовлетворенность собой, задается вопросом о том, каков он и каким хотел бы быть, понимает, что что-то переоценил в своей жизни, а что-то недооценил; появляется ощущение, что жизнь, которую он налаживал с 20 лет, разваливается. Подводятся первые итоги и происходит переоценка своих прежних ценностей и выборов (супруга, карьеры, жизненных целей). Одинокий человек начинает искать партнера; женщина, которая раньше была довольна тем, что сидит дома с детьми, стремится заняться своей карьерой; бездетные родители думают завести детей; в работе происходят большие перемены, в основном связанные с тенденцией что-то изменить, желанием профессионального роста, большего успеха. Появляется стремление начать все сначала в 30 лет, причем все эти изменения
сопровождаются сомнениями, чувством растерянности и недовольства (Г. Шихи). Лейтмотив этого кризиса — побег. Человек уходит с работы, бежит из семьи, меняет профессию, уезжает. Он бежит от кризиса, следовательно, от самого себя, но лучше не становится. Необходима коррекция жизненного плана, духовная работа по осознанию своего места в жизни.
Кризис взрослости часто описывается как «кризис середины жизни», «взрыв в середине жизни» НО—45 лет) или «десятилетие роковой черты» (35—45 лет). Это время приспособления к пониманию, что ты больше не молод и твое будущее не несет безграничных возможностей; человек впервые осознает, чем все это для него закончится, начинает понимать, что не будет жить вечно. Если в 20 и 30 лет человек может быть «подающим надежды», то после 40 лет наступает время исполнения обещаний. Происходит освобождение от иллюзий, осознание, что время уходит, чтобы сократить разрыв между мечтами и действительностью; человек встает перед необходимостью пересмотра своих планов, замыслов и соотнесения их с оставшимся временем жизни. Это время, когда перед человеком встают проблемы, связанные со смыслом жизни; период, обозначенный Б. Ливехудом как кризис ценностей или переход к новой доминанте ценностей.
Истоки кризиса середины жизни Е.И. Головаха видит в ограниченности жизненной перспективы, когда юноши и девушки, собираясь в среднем прожить до 70—80 лет, устанавливают границу самореализации между 30 и 40 годами.
Р.А. Ахмеров называет три наиболее общих кризиса взрослого периода жизни: нереалиэованности (то, что человек наметил в молодости, он не смог осуществить либо недооценивает свои успехи и достижения); опустошенности (все, что наметил, достигнуто; у него нет заметно привлекающих его в будущем конкретных целей, доминирующим выступает переживание, что он — «уже выкуренная сигарета»); бесперспективности (отсутствие будущего в картине жизни; рисуется картина «безнадежного застоя», «гарантированной скуки»).
Успешное решение кризиса среднего возраста включает обычно выработку нового образа-Я, переосмысление жизненных целей, их переформулировку в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения, внесение коррекции во все области привычного существования. В этот момент идет процесс «духовного созревания» (Б. Ли-вехуд) решающим является вопрос, можно ли высвободиться из преувеличенного плена «Я», как называет это К. Юнг.
Кризис зрелости (55—60 лет). Этот критический период характеризуется как время подведения итогов, которые не всегда удовлетворяют человека, поскольку не все его желания и цели реализованы. Установка на будущее изменяется радикально: люди данного возраста начинают понимать, что не имеют времени на все, что хотели бы сделать. Это стадия старения, решающим фактором здесь является приближающийся конец или, по крайней мере, реальность ухода на пенсию. Именно поэтому данный период описывается как время внутреннего конфликта: необходимо изменить привычный жизненный стереотип, создать новый образ жизни. Для человека зрелых лет оказывается очень трудным, порой мучительным переход от состояния максимальной активности, присущей'периоду «акме», к ее постепенному свертыванию, ограничению в связи с тем, что ухудшается здоровье, меньше становится сил, возникает объективная необходимость уступить место новым поколениям при субъективном нежелании, внутреннем сопротивлении это сделать.
<XJ Контрольные вопроси
1. Что изучает наука акмеология?
2. В чем различие возрастного и биографического подходов?
3. Какие нормативные события на этапе взрослости вы знаете?
4. В чем заключается специфика «кризиса середины жизни»?
5. Что такое «нормативные» кризисы взрослости?
6. Каковы отличительные особенности кризисов взрослости от кризисов детства?
Ф Тестовые задания
1. Нормативные кризисы взрослости по сравнению с кризисами детства имеют следующие характерные черты...
A. Проходят более интериоризованно, недемонстративно.
Б. Проходят более открыто, сопровождясь яркими эмоциональными реакциями.
B. Проходят в точно определенный возрастной период. Г. Не зависят от социальной ситуации развития.
2. Процесс совладания с трудными ситуациями означает...
A. Психологическую защиту от неприятных переживаний в виде вытеснения или отрицания.
Б. Конструктивную активность личности, направленную на разрешение проблемы.
B. Компенсацию отрицательных эмоций едой, употреблением алкоголя и пр.
Г. Депрессию и тревожные состояния, связанные со стрессом.
3. Кризис, обозначаемый как «десятилетие роковой черты», приходится на возраст...
A. 13—23 года. Б. 23—33 года.
B. 30—40 лет. Г. 35—45 лет.
4. Кризис молодости связан с...
A. «Отрывом от родительских корней».
Б. Переоценкой «плана на всю жизнь*: первоначальных выборов и ценностей.
B. Решением вопросов, связанных со смыслом жизни. Г. Отсутствием будущего в картине жизни.
Глава 35
РАННЯЯ ВЗРОСЛОСТЬ
35.1. Задачи развития ранней взрослости
Период ранней взрослости характеризуется завершением перехода от юности к статусу взрослости. Начало взрослого бытия внутренне воспринимается как положительное чувство, исчезают сомнения и временность юности, человек занят строительством своего будущего. В эту возрастную фазу человек применяет всю информацию, которую он приобрел о социальных ролях взрослых, к себе. Он заканчивает учебу, приобщается к трудовой деятельности, вступает в брак, заводит детей, определяет общий стиль жизни и конкретные задачи на будущее, устанавливает круг друзей различной степени близости, коррегнрует ценностные ориентации в соответствии с новым «взрослым* статусом и новыми жизненными планами. Опыта взрослой жизни еще мало, поэтому молодой человек поступает иногда импульсивно, необдуманно, совершая ошибки, принимая неправильные решения и делая неправильные выборы. Главная цель молодости, по мнению А.В. Толстых, заключается в реализации возможностей саморазвития.
Согласно модели развития взрослых Р. Хейвигхерста, задачами ранней взрослости являются: выбор супруга (и), подготовка к супружеской жизни, создание семьи, воспитание детей, ведение домашнего хозяйства, начало профессиональной деятельности, принятие гражданской ответственности, нахождение соответствующей социальной группы.
Ранняя взрослость насыщена значимыми событиями, влияющими так или иначе на ход жизни. По мнению Э. Эриксона, главная проблема, требующая своего разрешения, — это противоречие между близостью и изоляцией. Близость требует установления принося-
щих взаимное удовлетворение тесных отношений с другим человеком, которые возможны лишь при достижении идентичности, когда не возникает риск потерять себя при единении с другим. Если человек на данной стадии не способен установить глубокие личные связи, не способен достичь взаимности, то, чувствуя барьер между собой и другими, будет переживать изоляцию.
Согласно исследованию Д. Левинсона, чтобы полностью стать взрослым, молодой мужчина должен справиться с четырьмя задачами, возникающими в процессе развития:
v' увязать мечты с реальностью,
S найти наставника;
•S обеспечить себе карьеру;
•S наладить интимные отношения.
На первом этапе периода ранней взрослости мечты слабо связаны с реальностью, но самый важный их аспект — способность вдохновлять мужчину в его нынешней деятельности. В идеальном случае молодой человек начинает строить свою взрослую жизнь, учитывая реальность, относясь ко всему с разумным оптимизмом. Беспочвенные фантазии и совершенно недостижимые цели не способствуют росту. В осуществлении мечты огромную помощь может оказать наставник, способный вселить уверенность в молодого человека, одобряя мечту и передавая мастерство и жизненный опыт. Основная функция наставника состоит в том, чтобы обеспечить переход от отношений родитель — ребенок, к отношениям «на равных»: взрослый — взрослый. Решение задачи построения карьеры выходит далеко за рамки простого выбора профессии и связано с достижением самоопределения в период взрослости. Установление близких отношений также очень важно для молодого человека: он пополняет свой опыт о себе и об отношениях с женщинами, выясняет свои сильные и слабые стороны. Крайне важна, согласно Д. Ле-винсону, первая связь с «особенной» женщиной, той, которая помогает ему при вступлении во взрослый мир, поощряя его надежды, способствуя осуществлению мечты, заставляя партнера почувствовать себя героем.
Предварительные результаты исследования Д. Левинсоном группы женщин показывают, что их вхождение во взрослость состоит из выполнения тех же четырех задач, что решают и мужчины, однако опыт женщин существенно отличается от мужского. Если мужские мечты о будущем в целом носят однородный характер и связаны с работой, то женским мечтам присуща расщепленность: они стремятся сочетать карьеру и замужество. Даже тогда, когда коллеги и члены семьи считают, что женщины добились успеха, они сами
чувствуют, что жертвуют либо карьерой, либо семьей. Хотя наличие наставника важно и для карьеры, и для устройства жизни, женщинам редко удается найти того, кто помог бы им реализовать мечту. Женщины также позже по сравнению с мужчинами устраивают свою карьеру, долго находясь в периоде «профессионального ученичества».
35.2. Когнитивное развитие и профессиональная деятельность
Развитие интеллекта в молодости тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы н создание чего-то нового, умение преодолеть обыденные представления и выйти за рамки строгого логического следования и выводов, обращаясь к необычным связям и аналогиям. Отмечается тенденция к росту оценок по IQ-тестам на протяжении взрослости (в период от 20 до 40 лет). Основными факторами данного роста являются образование и жизненный опыт (Г. Крайг).
К. Ригель полагает, что за заключительной стадией когнитивного развития — стадией формальных операций, описанной Ж. Пиаже, следует еще одна — диалектическая стадия, главное достижение которой — понимание противоречий, умение синтезировать или интегрировать противоположные идеи и точки зрения. Особо важный аспект диалектического мышления взрослых — интеграция реального и идеального. Суть когнитивного развития в период взрослости, по К. Шайи, заключается не в расширении круга способностей и не в изменении их структуры, а в гибком использовании интеллекта. В ранней взрослости человек начинает применять свои интеллектуальные способности, чтобы сделать карьеру, избрать и выстроить свой стиль жизни. Это период достижения, в котором человек воплощает в реальной жизни свои способности думать, решать проблемы и принимать решения. '
Одной из важнейших составляющих жизни взрослых является трудовая деятельность. Согласно теории Я-концепции Д. Сьюпера, люди стремятся выбрать профессию, которая отвечает сложившимся у них представлениям о себе. Утверждая себя в профессии, соответствующей их Я-концепции, они добиваются самоактуализации. Они делают то, что, как им кажется, может принести наибольшее удовлетворение и максимально способствовать личностному росту.
Д. Сьюпер разделил профессиональный путь человека на пять этапов:
^этап роста (от рождения до 14 лет);
^ этап исследования (от 15 до 24 лет);
"'этап упрочения карьеры (от 25 до 44 лет);
•/ этап сохранения достигнутого (от 45 до 64 лет);
•/ этап спада (после 65 лет).
Существуют и другие периодизации профессионального пути, устанавливающие плавное поступательное развитие профессиональной карьеры. Однако в современном мире такое предположение не всегда справедливо: молодые люди меняют работу по многу раз, прежде чем делают окончательный профессиональный выбор, а иногда и на пике своей карьеры взрослые уходят с работы, что бывает связано либо с внешними факторами (увольнение), либо с внутренними (отсутствие удовлетворенности выбранной профессией, поиск более оплачиваемой работы и др.).
Период ранней взрослости — это этап завершения профессиональной подготовки, поступления на работу и профессиональной адаптации. Для успешного вхождения в профессию необходимо, чтобы человек смог превратить свои идеалистические мечты в реалистические цели. В юности и в период профессиональной подготовки люди полны радужных ожиданий в отношении будущей работы и профессиональных достижений. Однако на ранних этапах трудовой жизни они могут испытывать разочарование, поскольку их мечты не совпадают с реальностью, ожидания не всегда оправдываются. Действительно, по сравнению со средней и поздней взрослостью молодые взрослые менее довольны своей работой {М. Ар-гайл). Работа, профессиональная карьера имеют огромное значение для взрослых: она дает не только экономическую независимость, но и социальное общение, определенный статус, способствует укреплению чувства личностной идентичности взрослого человека (Дж. Бат-терворт, М. Харрис). Начало трудовой деятельности ускоряет взросление, способствует преодолению юношеского эгоцентризма, формированию социальной ответственности (И.С. Кон).
В целом успешное совмещение работы и семейных обязанностей— одна из главных проблем ранней взрослости. Большинство женщин острее чувствуют конфликт между карьерой и семьей, чем мужчины. При совмещении семейных и внесемейных ролей возникает целый ряд конфликтов и тревог: женщины беспокоятся по поводу того, что наносят детям эмоциональный ущерб, что вынуждены доверить их воспитание другим людям, что собственная профессиональная жизнь урезается временем и энергией, которую они
отдают детям, что их брак страдает от всего этого, что их эмоциональные и физические ресурсы напряжены до предела, что они находятся в постоянном цейтноте (О.А. Гаврилица).
35.3. Социальный контекст развития: друзья и семья
В ранней молодости, как впрочем и в юности, стремление к общению, по всей видимости, достигает своего максимума. Молодость открыта общению: легко заводятся знакомства, образуются дружеские связи, приходит любовь, создаются семьи. Социальные контакты, дружеские отношения очень важны для человека. Как показывают исследования, люди, у которых много друзей, чувствуют себя более счастливыми (М. Ларсон). Дружба является отдельным источником счастья; она менее значима, чем брак или семейная жизнь, но более важна, чем работа или отдых (М. Аргайл). Однако из всех происходящих в жизни событий именно влюбленность получает самую высокую положительную оценку. В дополнение к физической близости большое значение имеют также самораскрытие, взаимное внимание и забота. Те, кто не способен сформировать близкие отношения в течение этого периода, могут испытывать немалые трудности в социальной адаптации и страдать от чувства одиночества и подозрительности, испытывать депрессию, беспокойство, скуку, потерю чувства самоуважения.
Успешность жизненного пути взрослого человека во многом зависит от семейных отношений. Наиболее выраженной ценностью в интервале взрослости выступает семья, играющая роль смыс-ложизненной ориентации, уступая свой приоритет социальной теме у 16—20-летних, а также личной и духовной— после 50 лет (Г.А. Вайзер). В целом люди, состоящие в браке, счастливее тех, кто не женат (не замужем), разведен или одинок в результате смерти одного из супругов. Люди, живущие вместе, но не являющиеся супругами, счастливее, чем одинокие люди, вместе с тем менее счастливы, чем состоящие в браке. Хотя необходимо отметить, 4jo преимущества брака естественно зависят и от качества супружеских отношений.
Семейный цикл описывается с помощью различных моделей. Обычно называются следующие основные события семейного цикла: оставление родительской семьи, вступление в брак, рождение первого ребенка, поступление в школу первого ребенка, рождение последнего ребенка, уход последнего ребенка из семьи, смерть одного из супругов. Оставление родительской семьи — как первое со-
бытие этого цикла — происходит, не только с момента вступления в брак, но и тогда, когда человек решил жить один.
Дж. Хоффман выделил четыре типа независимости, приобретаемой молодым взрослым в процессе отделения от родительской семьи:
<S эмоциональная независимость, с обретением которой молодые люди становятся менее психологически зависимыми от своих родителей в том, что касается эмоциональной поддержки и любви;
S аттитюдная независимость, связанная с формированием установок, ценностей и убеждений, отличающихся от тех, которые свойственны их родителям;
S функциональная независимость, заключающаяся в способности молодого взрослого содержать себя материально и самому решать свои повседневные проблемы;
s конфликтная независимость, предполагающая отделение от родителей, при котором молодые люди не испытывают чувства вины и не считают, что они совершают предательство.
Второе важное событие — это, как правило, вступление в брак. До момента появления первого ребенка молодая семья решает ряд задач. Важнейшая из них — адаптация супругов к условиям семейной жизни в целом и к психологическим особенностям друг друга. Процесс формирования внутрисемейных и внесемейных отношений, взаимной сексуальной адаптации супругов, решение проблемы жилища и приобретения совместного имущества, сближение точек зрения, ценностных ориентации, представлений, привычек супругов и других членов семьи на данном этапе протекает весьма интенсивно и напряженно (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис). Косвенное отражение сложности данного процесса — количество возникающих в этот период разводов: почти половина браков распадается именно в первые семь лет совместной жизни. Стабильный брак обусловливается совпадением интересов и духовных ценностей супругов и контрастностью их личностных качеств (Э.Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис). Существуют наблюдения, что для удачного брака нужно, чтобы у партнеров были общие или взаимодополняющие интересы, чтобы они не сильно различались по таким показателям, как физическое здоровье, внешняя привлекательность, образование, семейные традиции. Такие аспекты приобретают особую важность с возрастом, по мере убывания эмоциональности первых лет совместной жизни.
Рождение первого ребенка, т.е. переход к родительству, является одним из основных периодов в семейном цикле. Родительство требует существенных перемен и ограничений в личной жизни, освое-
ния новых ролей и обязанностей со стороны матери и отца, возлагает на них ответственность и наделяет новым социальным статусом. С рождением ребенка резко возрастают физические и эмоциональные нагрузки супругов, связанные с нарушением сна и привычного уклада жизни, финансовыми расходами, повышенной напряженностью и конфликтами по поводу распределения обязанностей и соблюдения определенного порядка (Г. Крайг). Отцы и матери при этом могут демонстрировать различные реакции на появление первого ребенка. У многих супругов после рождения ребенка возникают проблемы коммуникативного и сексуального характера, они чаще конфликтуют, хотя некоторые (от 20 до 35% опрошенных пар) начинают получать даже больше удовольствия от супружеской жизни (Г. Крайг). Существуют данные, что супруги, имеющие детей, проявляют более высокую степень беспокойства по сравнению с бездетными, у них возникает больше семейных проблем, значительно снижается супружеское счастье (М. Аргайл). Успешность адаптации к роли родителя зависит от множества факторов, среди которых наиболее значимыми называются супружеские отношения, социальная поддержка, самооценка родителей, возраст супругов, собственный опыт общения с родителями, особенности ребенка и др.
Каждая новая ступень в развитии ребенка, с одной стороны, становится своеобразной проверкой того, насколько эффективным было функционирование семьи на предшествующих этапах; с другой — ставит новые задачи, требуя от родителей иных качеств, способностей и умений, внесения значительных корректив в свой образ жизни. Требования и обязанности, достижения и неудачи родительства способствуют формированию взрослого человека. По сравнению со средней и поздней взрослостью молодые менее довольны выполнением своей родительской роли, хотя и более удовлетворены браком.
35.4. Личностное развитие
Переход от юности к взрослости в большинстве случаев сопровождается упрочением, кристаллизацией чувства своей личной идентичности, молодые люди (от 18 до 29 лет) чаще задают себе вопрос: «Кто же я такой в действительности?», чем люди среднего и пожилого возраста (И.С. Кон). Взрослые должны структурировать и переструктурировать свою личную, профессиональную и семейную идентичности по мере того, как меняется их внутренний и внешний мир», считает Г. Крайг. Молодой человек усваивает систему «взрослых» ролей разновременно, в разной последовательности, поэтому
он может себй видеть в одних отношениях уже взрослым (например, в трудовой деятельности), а в других (например, в отношениях с людьми) еще нет (И.С. Кон). Понятие взрослости подразумевает, с одной стороны, адаптацию, освобождение от юношеского максимализма и приспособление к жизни, а с другой — творческую активность, самореализацию. Б. Заззо обнаружила два типа описания людьми своего перехода от юности к взрослости. Для одних взрослость означала расширение своего «Я», обогащение сферы деятельности, повышение уровня самоконтроля и ответственности, т.е. самореализацию. Другие, наоборот, подчеркивали вынужденное приспособление к обстоятельствам, утрату былой раскованности, свободы в выражении чувств и т.п., т.е. взрослость для них не приобретение, а потеря.
Таким образом, самовосприятие своей взрослости у разных людей разное, что, по-видимому, зависит от личностных особенностей. Но тем не менее молодость по своей природе оптимистична: человек уже начал действовать в плане осуществления своих идеалов и жизненных целей, и, хотя он сталкивается с трудностями на этом пути, они все же не кажутся ему непреодолимыми. Минуты отчаяния, сомнения, неуверенности, как правило, кратковременны и проходят в бурном потоке жизни, в процессе освоения все новых и новых возможностей (М.В. Гамезо и др.).
Ранняя взрослость (20—30 лет) рассматривается обществом как «лучшее время», как наиболее счастливый возраст, что ведет к повышенному ожиданию этого времени со стороны подростков и к высокой ретроспективной оценке у старших возрастных групп. Именно в интервале от 21 до 34 лет зафиксирован наименьший процент лиц, неудовлетворенных жизнью и считающих себя несчастными. Однако повышенные требования к молодым взрослым, их достижениям и успехам способствуют возникновению у них переживаний стрессового характера, а высокая частота значительных и значимых событий в период ранней взрослости способна усиливать стресс. Действительно, согласно эмпирическим наблюдениям, у лиц данного возраста отнюдь не обязательно обнаруживается пик удовлетворенности жизнью. Полагают, что удовлетворенность жизнью меняется на протяжении самого этапа зрелости. К. Муз-дыбаев, например, устанавливает наиболее низкую удовлетворенность жизнью у молодых людей до 25 лет, которая далее — от 25 до 30 лет — резко повышается, но во второй зрелости — до 50 лет — вновь снижается. Автор заключает, что ощущения счастья и удовлетворенности жизнью (ее смыслом) не совпадают: молодые люди
чаще говорят, что они счастливы, но для них менее типична удовлетворенность жизнью.
В 20 лет человек пытается доказать свою уникальность, он склонен считать себя единственным в своем роде: здесь Я — там мир, который надо завоевать, опекать, изменить, побороть или бояться. Получить права в этой фазе жизни важнее, чем быть правым (Б. Ли-вехуд, Г. Шихи).
Согласно эмпирическим данным (Л.В. Бороздина, О.Н. Молчанова), в ранней взрослости превалирует относительно высокая локализация профиля самооценки, хотя и фиксируются острая критичность к собственным качествам, выделение значительного числа недостатков, неудовлетворенность достигнутым. Основной радикал самооценки молодых взрослых — сознание или ощущение возможностей, переживание открытой перспективы, существование в диаде: «Я есть» — «Я буду». В периоде ранней зрелости человек живет в сегодняшнем дне, но не ради него самого, а ради предвидимого и творимого в нем завтра, т.е. основным временным параметром самовосприятия является «будущее в настоящем» (И.С. Кон).
(?) Контрольные вопросы
1. В чем заключаются основные задачи развития в ранней взрослости?
2. Каковы отличительные признаки когнитивного развития в период ранней взрослости?
3. Согласны ли вы с классификацией профессионального пути Д. Сью-пера?
4. Чем, согласно Д. Левинсону, отличается развитие мужчин и женщин в период ранней взрослости?