Интерпретация результатов по отдельным оценочным категориям
Большое количество (высокий процент) ответов по категории «активность свидетельствует о достаточном уровне психической активности. Отмечаете зависимость между ответами по категории «активность» и «директивность».
Повышенное количество ответов, относящихся к категории «пассивность свойственно детям с невысоким общим уровнем психической активности. Дета дающие большое количество пассивных ответов, как правило, показывают достаточно выраженное увеличение латентного времени реакции.
Сочетание большого количества ответов категории «тревожность» с «aгрессивными» ответами и обязательное наличие ответов по категории «пассивность» говорит не столько об уровне истинной агрессивности, сколько о со стоянии повышенной тревожности и ожидании агрессии извне. Как правиле об истинной агрессивности можно говорить в том случае, если большое количество «агрессивных» ответов сочетается с большим количеством ответов п категории «директивность».
«Директивные» ответы всегда являются активными и, в принципе, характерны для детей, имеющих не только достаточный уровень собственно психи ческой активности, но и высокую самооценку, высокий уровень притязания на успех. Нередко такие ответы встречаются вместе с ответами демонстратного характера (категория «демонстративность»). Сочетание ответов по категориям «директивность», «тревожность» и «зависимость», в первую очередь говорит о преобладании тревожности в зависимости от директивного поведения (воздействия) извне. Характер такого «внешнего» директивного воздействия, лицо или объект, чье поведение ребенок оценивает как директивно! уточняется дополнительными вопросами в ходе тестирования. Для этого также информативно использовать авторский вариант подачи инструкции.
Очень важно, чтобы ответы категории «директивностъ» четко дифференцировались от ответов категории «коммуникативность». Как уже подчеркивалось, коммуникация, имеющая место в «директивных» ответах, является вторичной по отношению к желанию оказать активное воздействие на окружающих. Четкое представление об этом различии может дать сравнение психологического различия между «нотацией», «социальной правильностью», которое является примером директивности, и попыткой «договориться», которая относится к коммуникации.
Ответы по категории «коммуникация» могут сочетаться как с «активными», так и с «пассивными» ответами. Увеличение количества «активных» ответов (Акт. +Ком.) свидетельствует о наличии опыта коммуникации. Напротив, возрастание числа ответов Тр. +Пас. +Ком. говорит скорее о наличии потребности в общении при недостаточно простроенных коммуникативных взаимодействиях (чаще всего со сверстниками).
В принципе, ответы по категории «зависимость» являются нормативными для детей, в особенности, для детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Но вместе с тем сочетание категорий «пассивность», «тревожность» и «зависимость» (Пас. +Тр. +3ав.) отражает, в первую очередь, неблагополучноетъ личностной позиции, трудности адаптации в данном социальном окружении.
Как правило, ответы по категории «дефицитарность» достаточно редки, они встречаются в ответах детей, чьи родители либо сконцентрированы на состоянии здоровья самих детей, их братьев и сестер, либо фиксированы на собственных соматических проблемах. В данном случае, пожалуй, можно говорить об индуцированных ответах. Такие ответы могут давать также ипохондрически настроенные дети (развивающиеся в рамках дисгармоничного развития интропунитивного типа), а также дети, чье состояние «нездоровья» «условно выгодно» (им самим или одному из родителей). Дети с наличием соматических заболеваний дают ответы категории «дефицитарность» не намного чаще, чем их здоровые сверстники.
Однако дети, перенесшие в недавнем времени какие-либо травмы (в особенности, травмы конечностей), могут демонстрировать большой процент ответов категории Деф.
Таким образом, значительное количество ответов по категории «дефицитарность», в зависимости от объективного состояния здоровья ребенка, может говорить либо о реальном переживании ребенком своей (пусть даже неявной) физической несостоятельности, либо о фиксации (или индуцированности) ребенка на теме здоровья.
Следует отметить, что ответы категории Деф. встречаются также у детей с выраженно сниженным уровнем психической активности и, особенно, значимо сниженной работоспособностью. В этом случае будет звучать тема «усталости» или «поломки руки» вследствие утомления.
Сформированность системы уровневой аффективной регуляции
Отнесение ответов ребенка к той или иной категории само по себе предполагает и определенное понимание направленности ответа, отражающей экстрапунитивную или интропунитивную тенденцию личностного развития. Однако следует подчеркнуть, что необходимым условием подобной оценки является значительное превалирование ответов по соответствующим категориям.
Так, к ответам интропунитивного типа должны быть отнесены ответы по категориям: «тревожность», «пассивность», «зависимость», «дефицитарностъ» — они хорошо согласуются с личностными качествами, характерными для повышенной чувствительности третьего, а порой и второго уровней аффективной регуляции.
Значительное превалирование ответов по категориям «демонстративность», «агрессивность», «директивностъ» и достаточно большое количество ответов по категории «коммуникативность» характеризует экстрапунитивную тенденцию личностного развития ребенка, что соответствует повышенной выносливости, как минимум, третьего, порой второго и, что встречается реже, четвертого уровней аффективной регуляции.
Безусловно, оценку сформированности уровневой организации аффективной регуляции по результатам только одной методики нельзя считать правомерной. Те или иные личностные особенности и, соответственно, паттерн сформированности уровневой системы аффективной регуляции должны «обнаружить» себя и при анализе результатов выполнения других методик, в том числе во время исследования познавательной деятельности.
Основные интерпретационные коэффициенты
В связи с невозможностью определить какие-либо нормативные оценки для детского возраста в рамках популяционных исследований в различных регионах страны нам кажется более адекватным рассматривать не абсолютные количественные оценки или параметры выполнения теста, а различные относительные характеристики-коэффициенты. Авторы, однако, хотят подчеркнуть именно относительность количественного выражения данных показателей. К последним, в первую очередь, следует отнести коэффициент ожидаемой агрессии (тревожности).
1. Коэффициент ожидаемой агрессии (тревожности) (К^)
_ Акт + Агр + Дир + Дем^ Тр + Пас + Зав + Дир ''
При Кц больше 1 можно говорить о превалировании истинно агрессивного поведения ребенка. При К^ меньше 1 — преобладает тенденция ожидаемой агрессии извне, тревожность ребенка по поводу агрессивного поведения окружающих.
2. Коэффициент общей психической активности ребенка (А,кт)
_ Акт + Агр + Дир""" Пас + Зав + Деф '(2)
Значения KiKt меньше 1 говорят о снижении общего уровня психической активности, значения Кш, превышающие 1, говорят о достаточном уровне общей психической активности ребенка;
При значении Ктз меньше 1 следует говорить о тенденции к неблагополучию личностной адаптации или даже формирующейся (или уже сформированной) социально-психологической дезадаптации ребенка. Значения KRa больше 1 показывают достаточную личностную адаптированность ребенка в социуме.
КОНТУРНЫЙ САТ-Н
Первым идею Детского апперцептивного теста (CAT) выдвинул Э. Крис во время дискуссии по теоретическим проблемам проекции. Э. Крис отметил, что дети легче идентифицируют себя с животными, чем с людьми, что прежде уже было высказано 3. Фрейдом. Авторы CAT Л. Беллак, С. Беллак (1949) внимательно рассмотрели эту проблему и выбрали некоторые фундаментальные для детей ситуации, способные обнаружить динамический аспект их проблем, на основе которых создали специальную серию изображений ситуаций с животными в роли действующих лиц.
Однако, с нашей точки зрения, изображения, представленные в классическом варианте детского апперцептивного теста, при своей безусловной проективности, с одной стороны, слишком конкретно отображают некоторые ситуации, ограничивая тем самым «зоны» проекции личностных особенностей ребенка, а с другой — в значительной степени перегружены перцептивно, что ограничивает сферу ее применения в работе с детьми, имеющими трудности зрительного восприятия, с детьми с суженным объемом зрительного поля, трудностями симультанного восприятия, слабовидящими детьми.
Теоретически верно было предположить, что для детей от 3 до 10 лет лучшими для идентификации могли бы стать схематичные, контурные изображения фигур в тех или иных ситуациях. Такие изображения облегчены с точки зрения перцептивной организации, легко опознаются детьми и в то же время в силу малой структурированности сюжета способны актуализировать (проецировать) имеющиеся у ребенка проблемы (то есть отвечают основным требованиям, предъявляемым к проективным методикам). Мы представили в стимульном материале ситуации, наиболее существенные для этого возрастного диапазона. При этом каждое изображение многопланово, может восприниматься каждым ребенком по-своему, что особенно важно, когда мы имеем дело с проективной методикой и анализом результатов.
Работа над методикой проводилась авторами руководства, начиная с 1987 года. В целом, на настоящий момент обследовано около 700 детей обоего пола, начиная с 3,5 до 10-11-летнего возраста, как нормативно развивающихся, так и детей с различными типами отклоняющегося развития (преимущественно дисгармоническим развитием экстра- и интропунитивного типа).
В начале работы над методикой ребенку предлагались для описания 15 карточек, но по мере уточнения и совершенствования методики в качестве стимульно-го материала к настоящему времени отобраны и используются 8 изображений. По нашему мнению, они «перекрывают» (благодаря малой структурированности сюжетов) большую часть конфликтных или проблемных для ребенка «зон». Сами рисунки также претерпели некоторые изменения.
Данный тест является в некоторой степени преемником подросткового Рисованного апперцептивного теста, предложенного Л. Н. Собчик. Вместе с предлагаемой Л. Н. Собчик методикой Рисованный апперцептивный тест (PAT) наша методика охватывает весь возрастной диапазон от 3 до 18 лет.
Рисунки предназначены для получения ответной реакции по проблемам эмоциональных отношений между ребенком и окружающими его людьми, выявления переживаний ребенка в адрес родителей и то, как он их воспринимает, возможно, для изучения отношений между ребенком и другими детьми, в том числе и его сверстниками. Сюда же относятся попытки выявить фантазии ребенка, связанные с агрессией, принятием «взрослого» мира, страхами, а порой и навязчивыми состояниями. Мы пытаемся выявить эмоциональную структуру ребенка, динамику его реакций на трудности развития, способы, которыми он их разрешает.
Этот тест, как и другие подобные проективные методы исследования, опирается на содержание интерпретации. Анализ апперцептивного поведения состоит в изучении того, что субъект видит и думает, в то время как оценка экспрессивного поведения строится на исследовании того, как субъект видит и думает. «Контурный САТ-Н», как и классический вариант Детского апперцептивного теста (CAT), предпочтителен для определения динамики межличностных и эмоциональных отношений, совокупности тенденций и способов защиты, которые им могут противопоставляться.
Мы также считаем, что данная методика может быть полезна для определения динамических факторов, обусловливающих реакции ребенка в группе, в школе или детском саду, дома. Модификации методики с использованием других тем, поз контурных фигур могут использоваться в качестве игровой психотерапевтической техники.
Помимо этого, данная проективная техника может способствовать проведению продолжительных (лонгитюдных) «следящих» исследований, касающихся развития ребенка. При определенной периодичности можно получить важные сведения о развитии и способе решения ребенком отдельных психологических проблем.
Апробация методики показала, что она может быть использована независимо от культурных различий и уровня социального развития ребенка. Светло-зеленый
фон, на котором изображены контуры фигур, выбран в связи с тем, что такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо особенностями зрительного восприятия (рис. 11.2).
Предъявление стимульного материала методики жестко не детерминировано, поэтому наиболее информативные, по мнению психолога, изображения могут предъявляться ребенку не только в строгой последовательности, но и отдельно друг от друга. Например, изображение № 5 может быть предложено ребенку, имеющему физический недостаток (временный или постоянный) или страдающему каким-либо хроническим заболеванием. Ответы на него могут дать информацию о психологических последствиях соматических проблем ребенка, о его страхах или фантазиях, появляющихся в связи с собственной болезнью или даже болезнью близких. Таким образом, данная проективная техника может быть использована в определенных ситуациях и для раскрытия достаточно специфических тем.
Цель:помощь в понимании существующих отношений между ребенком и окружающими его людьми в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях.
Стимульный материалсостоит из 8 контурных изображений на однотонном бледно-зеленом фоне, предъявляемых в определенном порядке. Изображения последовательно пронумерованы.
Возрастной диапазон использования.Методика ориентирована на обследование детей от 3—3,5 до 11—12-летнего возраста. Для детей, начиная с 11-12 лет, рекомендуется использование методики Рисованный апперцептивный тест (PAT), поскольку предлагаемые Л. Н. Собчик сюжеты изображений ориентированы исключительно на предподростковый и подростковый возраст.