Практическое занятие № 1. Алгоритм проведения психолого-педагогического и логопедического обследования детей дошкольного возраста с разной речевой патологией

Раздел 1. Формирование навыков правильного звукопроизношения

Обследование речи детей

Практическое занятие № 1. Алгоритм проведения психолого-педагогического и логопедического обследования детей дошкольного возраста с разной речевой патологией

Цель: применение полученных знаний в составлении алгоритма психолого-педагогического и логопедическогообследования дошкольников.

Задачи: учить применять знания об особенностях развития речи в онтогенезе при составлении логопедического обследования детей от 2 лет до 6 лет, при подборе наглядного материала; совершенствовать навыки анализа, обобщения, совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки общения.

Тип урока: урок практического применения знаний и умений.

Оборудование: планы проведения психолого-педагогического и логопедического обследования детей дошкольного возраста

Ход урока.

1. Организационный этап. Сообщение плана урока.

2. Актуализация знаний. Анализ и обсуждение составленных схем обследования речи дошкольников.

3. Этап применения полученных знаний на практике.

Сообщение темы, определение совместно с учащимися цели урока.

Практическое занятие № 1. Алгоритм проведения психолого-педагогического и логопедического обследования детей дошкольного возраста с разной речевой патологией

3.1. ВВЕДЕНИЕ

Психолого-педагогическое обследование детей с недостатками речевого развития представляет собой единый комплекс, включающий три достаточно самостоятельных направления, каждое из которых имеет свои специальные задачи: клиническое, психологическое, педагогическое. Конечной целью обследования является определение педагогических условий и индивидуальных приемов и методов помощи, необходимой ребенку с тем или иным речевым расстройством.

Первым, как правило, осуществляется клиническое обследование, направленное на то, чтобы построить предварительную гипотезу о виде дизонтогенеза по данным клинически подтвержденного анамнеза. Детальный анамнез является важной прогостической частью клинического обследования, при сборе которого диагност получает множество значимых сведений о семье и врожденных аномалиях развития, о протекании беременности, болезнях и травмах первых лет жизни, об адаптации в детском саду(школе) и многое другое.

Обычное клиническое обследование включает:

o обследование терапевта с целью получить сведения о соматическом здоровье ребенка и на основании этих данных определить возможности организации охранительного режима и лечебно-профилактических мероприятий;

o обследование невропатолога, которое позволяет определить наличие нарушений центральной нервной системы и их характер. В случае выявления органических нарушений мозга помимо коррекционного педагогического воздействия проводится медикаментозная терапия, тогда как при функциональных расстройствах применяется только педагогическое вмешательство;

o обследование невропатолога в случае органических нарушений дополняют объективные даные (ЭЭГ, доплерография, РЭГ), полученные при нейрофизиологическом обследовании;

o при афазии необходимо проведение нейропсихологического обследования, которое позволяет получить сведения о состоянии высших психических функций.

Педагогическое обследование проводит педагог с целью определить уровень овладения ребенком учебными навыками и степень освоения учебного материала в соответствии с программой образовательного учреждения, в котором находится ребенок.

Диагностика педагогического (коррекционного) процесса необходима:

o для оценки динамики развития ребенка и прежде всего тех психических характеристик, на которые направлена коррекция, с тем чтобы достичь наилучшего результата;

o для организации оптимальных межличностных взаимодействий в диаде «ребенок — педагог» на основе определения индивидуально-типологических особенностей учащегося и учителя и характера складывающихся между ними взаимоотношений на протяжении курса логокоррекции;

o для анализа результатов педагогического воздействия, оказываемого всеми педагогами, в той или иной степени участвующими в коррекционном процессе; для консультативной работы с родителями ребенка и для планирования дальнейшей работы на основании этих данных.

Педагогическое обследование включает задания, построенные как на учебном, так и на неучебном материале.

Педагог оценивает общие впечатления о ребенке, его общую осведомленность и социально-бытовую ориентировку, знание сведений о себе и своей семье, знания и представления об окружающем, сформированность и общая оценка учебных навыков (соответствие знаний, умений и навыков требованиям программы, характер ошибок), эмоционально-поведенческие особенности.

Психологическое обследование— ведущий вид обследования, в задачи которого входит получение сведений о личности, уровне умственного развития и поведении ребенка. Результативность психологического обследования и степень обоснованности выводов в значительной мере зависят от адекватности выбранных психодиагностических методик решаемым психолого-педагогическим задачам.

Диагностическая деятельность психолога осуществляется в рамках психологической модели, целью которой является оценка неречевой симптоматики в структуре речевого дефекта и определение коррекционной работы, направленной на обучение субъекта адаптивным формам поведения в условиях дефекта. Диагностическая деятельность логопеда направлена прежде всего на выявление и анализ проявлений нарушения речевого развития, определение путей преодоления этих расстройств.

Психологическое обследование заключается в изучении особенностей психического развития:

1. Особенности внимания ребенка. Устойчивость, концентрация, распределение, переключаемость. Отвлечение и колебания внимания. Рассеянность и ее причины. Внимание и работоспособность.

2. Особенности восприятия и наблюдений. Запоминание (темп, объем), сохранение (прочность, длительность), узнавание (известного в новом). Воспроизведение: воспроизводящее, опознающее, облегчающее (полнота, точность, последовательность). Забывание (частичное, глубокое, ситуативное).

3. Вид памяти (зрительная, слуховая, моторная, смешанная). Уровни памяти (механическая, смысловая, логическая). Нарушение памяти.

4. Особенности мышления. Протекание мыслительного процесса. Состояние темпа, активности, последовательности, доказательности и критичности суждения. Установление причинно-следственных зависимостей и функциональных связей. Затруднения в протекании мыслительных операций (анализа, синтеза, аналогии, сравнения, абстракции, обобщения, классификации). Затруднения в построении выводов, обобщений, умозаключений. Особенности усвоения понятий (дифференцированность, подмена понятий, выделение существенных признаков, формирование определений). Состояние видов мыслительной деятельности: наглядно-действенное, наглядно-образное, понятийное мышление. Творческое и репродуктивное мышление. Нарушение мышления.

5. Обследование личностных особенностей. Особенности чувств, эмоций, воли. Протекание эмоционального процесса. Нарушения эмоций, склонность к эффектным вспышкам, депрессии, эмоциональной неадекватности. Нарушения высших чувств. Протекание волевого процесса. Соотношения эмоций и воли. Нарушения в развитии воли, упрямство, легкая внушаемость, податливость, капризы, негативизм, импульсивность, развязность. Личность и поведение. Интересы, потребности, идеалы, убеждения личности. Позиция личности. Характер в системе взаимоотношений личности. Нарушения в общении личности. Характер и темперамент. Нарушения в поведении и характере личности: замкнутость, аутизм, самолюбие, чрезмерная обидчивость, эгоизм. Завышенный уровень притязаний. Грубые нарушения в общении и поведении. Деятельность личности. Развитие потенциальных возможностей в деятельности. Сензитивность взрослых периодов и ведущий вид деятельности. Мотивы различных видов деятельности: игровой, учебной, трудовой. Развитие потенциальных возможностей личности в деятельности. Нарушение работоспособности, отношений к деятельности, утомляемость.

В процессе психолого-педагогического обследования детей с недостатками речевого развития используется все многообразие диагностических методов: наблюдение за деятельностью детей и анализ продуктов деятельности; анкетирование, интервьюирование родителей и детей, опросники, тесты, проективные методики, социометрический метод и метод экспертной оценки.

3.2. Работа с планами обследования дошкольников, проведения сравнительного анализа между проведением обследования в разные периоды дошкольного детства (Приложение 1).

Рефлексия

Наши рекомендации