Методика «Изучение сплоченности школьного класса»
(Ивашкин В.С. Психологическое исследование школьников, 1990)
Исследование проводится в два этапа. На первом – дифференциально-параметрическом этапе измеряются параметры: а) опосредованность групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности, б) ценностно-ориентационное единство, в) психологический климат класса.
На втором этапе определяется обобщенный показатель, характеризующий групповую сплоченность и уровень развития коллектива класса.
А. Определение опосредованности групповой сплоченности целями и задачами совместной деятельности
Испытуемым предлагается список из 21 качества личности, включающий поровну деловые, моральные и эмоциональные качества, расположенные в случайном порядке.
Разряд качества | |
Трудолюбие | д |
Принципиальность | м |
Веселость | э |
Аккуратность | д |
Честность | м |
Исполнительность | д |
Порядочность | м |
Организованность | д |
Отзывчивость | э |
Приветливость | э |
Деловитость | д |
Скромность | м |
Дружелюбие | м |
Сдержанность | э |
Справедливость | м |
Общительность | э |
Активность | д |
Искренность | э |
Настойчивость | д |
Обаятельность | э |
Правдивость | м |
Инструкция. Выберите из предложенного списка пять качеств, которые Вы считаете наиболее важными для человека как члена коллектива.
Обработка результатов:
а) подсчитывается общее количество выбранных качеств умножением числа испытуемых на 5;
б) подсчитывается количество выборов, приходящихся на каждую группу качеств;
в) вычисляется процент выборов, приходящихся на эмоциональные, деловые и моральные качества (д, м, э).
Км =
Кд =
Кэ = ,
где М, Д, Э – число выборов по каждой группе качеств, N – число школьников в группе.
Критерии оценки: если Кд 55% или Кд + Км 60% - групповая сплоченность высокая, оценка 3 балла; если Км > 55% - сплоченность средняя, оценка 2 балла; в остальных случаях сплоченность низкая, оценка 1 балл.
Б. Определение ценностно-ориентационного единства класса (ЦОЕ)
Инструкция. Выберите из предложенного списка пять качеств, наиболее ценных для успешной совместной работы.
Обработка результатов:
а) вычислите общее количество выборов N, сделанных испытуемыми;
б) подсчитайте число выборов, приходящихся на каждое качество;
в) подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых популярных качеств (n);
г) подсчитайте количество выборов, приходящихся на 5 самых непопулярных качеств (n1);
д) вычислите коэффициент ценностно-ориентационного единства (С) по формуле:
С =
Критерии оценки: если С 50% - ЦОЕ высокое, оценка 3 балла;
если 30% < С < 50 % - ЦОЕ среднее, оценка 2 балла; в остальных случаях ЦОЕ низкое, оценка 1 балл.