Психология отдельных компонентов оперативно-розыскной деятельности
Важнейшими компонентами (элементами) ОРД являются: организаторская, познавательная, коммуникативная, конструктивная, удостоверительная и воспитательная.
Существенную роль в оперативно-розыскной деятельности играет организаторская деятельность.
От сотрудников, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, требуется значительные усилия на организацию применения эффективной техники, криминалистических приемов и средств, психологических методик ведения оперативно-розыскной деятельности.
Важное значение придается использованию служебных помещений имущества предприятий, учреждений и др., транспортных средств, связям частных лиц и т.д.
Особое место занимает подготовка и анализ различных документов, зашифровывающих личность, ведомственную принадлежность предприятий, учреждений, организаций и т.д.
Оперативно-розыскная деятельность по раскрытию и расследованию преступлений (ст.127 УПК), установлению лиц, совершивших преступление (ч.3 ст.105 УПК), а также розыску преступника, скрывшегося от органов дознания, следствия и суда, осуществляется после тщательной подготовки работы.
Организаторская работа в процессе ОРД требует четкого определения круга лиц, которые будут задействованы в тактической операции: оперативный работник, специалист или частные лица, находящиеся в сотрудничестве с органами ОРД, предупредить специалистов и частных лиц об ответственности за разглашение результатов оперативно-розыскных мероприятий. Целесообразно отобрать у них подписку о сохранении этих сведений как государственной тайны.
При формировании состава оперативной группы по осуществлению мероприятий оперативно-розыскного характера, особенно, когда привлекают специалистов, должностных лиц, отдельных граждан для участия в оперативно-розыскной деятельности, необходимо тщательно проверять личность (профессиональные знания; прошлое отношение к правоохранительным органам; имеются ли добровольное согласие на участие в мероприятии; возможности защиты приглашенных помошников и др.).
В процессе подготовки проведения оперативно-розыскного мероприятия, особенно по заданию следователя, прокурора и др., необходимо внимательно проверить не перекладывают ли соответствующие органы свои функции на оперативно-розыскную службу. Необходимо убедится, что оперативно-розыскные мероприятия проводятся по опасным преступлениям, совершенных в условиях неочевидности (например, умышленные убийства, грабежи, разбойные нападения и др.).
Организаторская деятельность оперативно-розыскной службы связана и с активной деятельностью по доказыванию суду необходимости проведения конкретных мероприятий. Особенно в случаях, когда суд отказывает в разрешении производства конкретных мероприятий (прослушивание телефонных переговоров, скрытое наблюдение за личностью и др.). Организаторская деятельность оперативно-розыскной службы должна подкрепляться документами, которые могут убедить судью в необходимости проведения соответствующего оперативно-розыскного мероприятия. Одним словом, постановление должно быть мотивированным. Немаловажное значение имеет определение сроков действия постановления, оговорка о возможном их продлении (например, с учетом сложности проведения оперативно-розыскных мероприятий, участия множества людей и т.д.).
Большая, кропотливая организаторская деятельность осуществляется оперативно-розыскной службой при привлечению к содействию лиц, в прошлом не судимых, занятых общественно-полезным трудом, имеющих постоянное место жительства. Конечно, нельзя отрицать, что к содействию оперативно-розыскной службе могут привлекаться к уголовной или административной ответственности. В связи с этим необходимо отметить, что закон об ОРД (ст.18) устанавливает следующее правило: «Лицо из числа членов преступной группы, совершивших противоправное деяние, не повлекшие тяжких последствий, и привлеченные к сотрудничеству с органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, активно способствовавшие раскрытию преступлений, возместившее нанесенный ущерб или иным образом загладившие причиненный вред, освобождается от уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации».
Организаторская деятельность предполагает значительную работу по материальному вознаграждению и другим выплатам лицам, которые активно содействовали оперативно-розыскному органу (решение пенсионного вопроса, выдача пособий и др.).
Определенной организаторской деятельности требует обеспечение государственной защиты лиц, оказывающих на конкретной основе содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность. В отдельных случаях организуются мероприятия по обеспечению лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и членов их семей.
Особое внимание уделяется организаторской деятельности по подготовке и прослушиванию телефонных и других переговоров. Участники прослушивания звукозаписи и переговоров предупреждаются об ответственности за разглашение сведений, полученных от оперативно-розыскной деятельности. Значительных организаторских усилий работников оперативно-розыскной службы требует подготовка и проведение проникновения в жилище помимо воли проживающих в нем лиц и проведения в помещении выемки и обыска с целью обнаружения орудий преступления, документов, имущества, добытых преступным путем. Оперативные работники содействуют следователю в проведении выемки и обыска.
Значительная организаторская работа связана с взаимодействием с прокурором, в связи с розыском лица без вести пропавшего. Решается вопрос о санкционировании оперативно-розыскных мероприятий независимо от того, возбуждалось ли по этому поводу уголовное дело или розыск ведется без возбуждения уголовного дела. В процессе взаимоотношения с прокурором необходимо путем анализа имеющейся информации убедить прокурора в важности производства отдельных оперативно-розыскных мероприятий.
Познавательная деятельность связана с ознакомлением с почтово-телеграфной и радиокорреспонденцией, прослушиванием телефонных и других переговоров, изучение переписки (корреспонденции) определенного лица. Большая познавательная деятельность осуществляется оперативными работниками в процессе розыска лица без вести пропавшего. Осуществляется опрос родных и близких, а также сослуживцев. Оперативные работники получают информацию о последних днях пребывания лица без вести пропавшего, дома, на работе, учебе, службе и т.д. Анализируют сведения, касающиеся особенностей личности пропавшего, его связях, взаимоотношениях и т.д.
Наиболее познавательная деятельность проявляется у оперативных работников по установлению личности неопознанного трупа. Осуществляется такая деятельность в порядке служебной проверки.
Познавательная деятельность все время проходит в отборе необходимой информации, в постоянном поиске новых сведений о преступном событии.
Практика оперативно-розыскной деятельности выделяет следующие направления получения информации:
- побуждение субъекта к непроизвольным высказываниям сведений, которые представляют определенный интерес для правоохранительных органов;
- побуждение субъекта своими моторно-репродуктивными действиями (физическими, экспрессивными), содержащими соответствующую информацию.
Получить необходимую информацию с помощью приемов: демонстрация конкретных приемов, «оживляющих» в памяти заинтересованного для нас лица соответствующие образы и побуждающие его к непроизвольным высказываниям (например, личные вещи, предметы, интересующего нас лица и т.д.); использование смежной темы разговора (умение наводящими вопросами задать основной вопрос); использование чувство значимости личности (умение затронуть свое собственное «я», стремление защитить свою точку зрения); обращение к чувству собственного достоинства ( повышенное внимание к собеседнику, особенно к людям тщеславным и честолюбивым); проявление равнодушия (собеседник подчеркивает важность его информации, стремится быстрее сообщить все оперативному работнику).
Важно выбрать момент, уровень интереса, отсутствие поспешности в действиях оперативного работника.
Каждая информация должна «созреть»; неточное или ложное заявление (намеренное сообщение неверной информации с надеждой получить уточнения, поправки); постановка неожиданного вопроса (позволяет интересующее лицо испытать перевозбуждение, уличит в обмане); использование эмоционального стресса (стресс возникает в результате какого-либо резкого и сильного воздействия на человека, возбуждающего его психику и нарушающего нормальную ориентировку в окружающей обстановке); сообщение важных сведений (использование сведений, которые могут изменить настроение человека, помогает направить беседу в нормальное русло и получить интересующую информацию.[328]
В процессе познавательной деятельности оперативно-розыскной деятельности используются различные методы оценки личности: наблюдение, беседа, анализ документов, биографический метод, анализ письма, метод тестов, метод обобщения независимых характеристик, метод эксперимента, систематизация и оценка данных личности.
Значительная познавательная деятельность оперативного работника связана с преодолением попыток заинтересованных лиц дать заведомо ложную информацию. Оперативные работники используют различные положения психологического воздействия на личность.
Коммуникативная деятельность оперативно-розыскной службы направленна на устанавление отношения сотрудничества с лицами, изъявившими согласие оказывать им содействие на строго конфиденциальной основе. Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность обязаны в пределах своей компетенции исполнять поручения следователя, прокурора, суда по раскрытию и расследованию преступлений. Оперативно-розыскные органы обязаны информировать другие органы, осуществляющие борьбу с преступностью, о ставших им известными фактах противоправной деятельности.
Психологической особенностью оперативно-розыскной деятельности является раскрытие преступления, преодоление сопротивления преступников. В оперативно-розыскной деятельности важнейшей задачей является установление конкретных лиц, совершивших преступление и тех, кто может оказать существенную помощь в раскрытии преступлений. Поэтому большое значение имеет тактико-психологическое взаимодействие следователя и оперативного работника.
Взаимодействие между следователем и оперативной службой предполагает создание оперативно-следственной группы, совместные выезды на место происшествия, совместное планирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Следователь является организатором, руководителем деятельности группы и ее лидером.[329]
Взаимодействие оперативных работников и следователя необходимо при проникновении в жилище помимо воли лиц, проживающих в нем, с целью производства выемки и обыска. Следователь должен своевременно вступить в контакт с оперативно-розыскной службой с целью прекращения их профессиональной деятельности в конкретном направлении. Взаимоотношения оперативного работника складываются не только со следователем, прокурором, судом, но и лицами, которые выразили желание оказать содействие оперативно-розыскной службе в раскрытии преступления.
Важное значение имеет установление и развитие психологического контакта. Успешное установление взаимоотношений с конкретными лицами во-многом определяется внешним видом человека, его экспрессивной реакцией (мимикой, жестами, позой, походкой), голосом и речью.
Оперативный работник должен обращать внимание на наличие у людей признаков активности, быстрой реакции, пассивности, усталости и безразличия. Каждому проявлению психики человека необходимо найти объяснение, выявить причины депрессии, агрессии и др.
Таким образом, внешний вид человека, его поведение, особенно при первой встрече, играют существенную роль в установлении психологического контакта.
Существенное значение в установлении психологического контакта имеют экспрессивные реакции человека. Мимика, как термин, имеет двоякое значение. Первое - искусство выражать эмоции различными сокращениями мышц лица. Второе - непроизвольная объективизация эмоций, когда осуществляется сокращение мышц, сосудистая реакция и слезы. Умение «читать» мимику - важнейшее качество оперативного работника. Аналогичное значение имеет походка, жесты, передающие определенную информацию о личности и поведении. Важно обращать внимание на голос и речь. Голос человека (тембр, хрипота, меняющийся по силе и интонации, дрожь, разрыв слов, форсирование звука и др.) может дать оперативному работнику интересную информацию о психологическом состоянии личности, настроении, общительности или замкнутости, откровенности или скрытости.
Определенную информацию могут нести те или иные телодвижения, положения рук, ног, головы и другие.
Формирование впечатления о человеке возможно благодаря вниманию, т.е. направленной сосредоточенности оперативного работника на каком-то объекте. В процессе общения появляется определенный интерес друг к другу. Сотрудник оперативно-розыскной службы должен показать интересующему лицу, что он внимательно его слушает, всем своим видом, поведением показать свою заинтересованность в рассказе собеседника, делать соответствующие телодвижения, жестикуляции и т.д. как бы подкрепляя слова и выводы объекта.
Важнейшим условием установления контакта является доверие. Доверие - это ожидание от человека поступков, соответствующих моральным мотивам и принятым нормам деятельности, основывающееся на знании характере человека, опыта общения с ним, и, следовательно знании вероятных его поступков.[330]
Доверительное общение предполагает обмен информацией интимного характера, полной заинтересованностью партнеров в общении и доверии в их отношениях.
Доверительность оперативного работника, следователя и других лиц характеризуется высокими функциями обратной связи, взаимного понимания, уважения, сопереживания, обязанности и «безопасности» общения. Очень важно отметить соблюдение при общении такого психологического качества сотрудника оперативно-розыскной службы как терпение. Умение выслушать, оценить информацию, дать благоразумный совет и ждать возможных изменений в поведении собеседника - высокое профессионально-психологическое качество. В процессе доверительного общения сотрудник оперативно-розыскной службы должен постоянно контролировать ситуацию, своевременно разрешать конфликтную ситуацию. Оперативный работник должен уметь говорить интересующему лицу нечто малоприятное, не оставляя у него осадка, уметь не соглашаться с объектом в чем-то, не раздражая его, критиковать объект, не вызывая у него чувства неприятности и т.д.[331]
В период психологического общения сотрудник оперативно-розыскной службы ставит основную задачу - получить необходимую информацию от объекта, провести совместно со следователем запланированную тактическую операцию.
Коммуникативная деятельность оперативных работников осуществляется в процессе взаимодействия с прокурором (например, при получении санкции на производство оперативно-розыскных мероприятий по лицу без вести пропавшему), медицинскими учреждениями (с целью сохранения неопознанного трупа и определения сроков и условий совместных действий по установлению личности), судами (например, оперативные работники оказывают содействие при решении вопроса о признании гражданина без вести отсутствующим или умершим).
Оперативно-розыскная служба должна быть постоянно в контакте с судом по делам признания гражданина без вести отсутствующим или умершим. Порой ведется активная оперативная работа по личности, в то время, когда вопрос в суде по гражданину давно решился.
Конструктивная деятельность органов, осуществляющих оперативно-розыскные мероприятия, связана с составлением плана практических мероприятий, определения круга участников их осуществления, составления графика выполнения намеченных конкретных действий.
При планировании учитываются индивидуально-психологические особенности объекта, заинтересованность, его психологический и социальный тип, а также мотивация поведения. Особенно, когда готовится совместное следственно-оперативное проникновение в жилище помимо желания лиц, проживающих в нем, с целью производства выемки и обыска.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, вправе создавать информационную систему - картотеки, в т.ч. дактилоскопические, формы массового и общегосударственного учета, использовать компьютеры и другие технические средства, позволяющих хранить необходимую информацию.[332]
Конструктивная деятельность предполагает составление дел оперативного учета. Закон об ОРД установил строго определенный порядок заведения дел оперативного учета и особенности их ведения. Дела оперативного учета касаются в основном лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскным органам. Дела оперативного учета прекращаются в случаях, сформированных в ст.2 Закона (например, когда решены конкретные задачи - осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, розыска без вести пропавших и др.).
В процессе конструктивной деятельности по делам, связанным с розыском без вести пропавшей личности составляется подробный план оперативно-розыскных мероприятий. В плане указывается весь ход розыска. Например, планируется выяснение: взаимоотношений с родными, близкими; острых конфликтов в семье, на работе, в быту; кто из родных последний раз видел его; всех высказываний, замечаний, обид разыскиваемого; телефонных переговоров с конкретными лицами, руководством предприятия, фирмы, учреждения и т.д.
Конструктивная работа проводится по всем случаям объявления лица без вести пропавшим. Органы оперативно-розыскной деятельности заводят розыскное дело, в котором имеется информация о личности разыскиваемого.
Удостоверительная деятельность оперативного сотрудника начинается с вынесения постановления о проведении оперативно-розыскного мероприятия (убедительная мотивировка, подтвержденная документами, оттиском гербовой печати и т.д.). В случаях, если судья необоснованно отказал в проведении оперативно-розыскного мероприятия, руководитель оперативно-розыскной службы вправе подготовить заявление и обратится в вышестоящий орган.
Удостоверительная деятельность может быть связана с большой работой по оформлению согласия конкретных лиц оказать содействие оперативно-розыскной службе в раскрытии или расследовании преступления. Оперативный работник внимательно оформляет волю лица. Практика выработала правило, что такое согласие лицо дает в виде, изготовленном собственноручно. Кроме того, от лица отбирается обязательство хранить в тайне сведения, полученные в ходе подготовки или проведения оперативно-розыскных мероприятий. От будущего агента отбирается обязательство о представлении оперативно-розыскным органам только достоверных сведений. Важнейшим этапом удостоверительной деятельности является заключение контракта с лицом, дающим согласие на сотрудничество с оперативно-розыскным органом. Предание гласности сведений о лицах, оказывающим содействие оперативно-розыскным органам допускается лишь с их согласия. Согласие должно быть добровольным и оформленным в письменном виде. Удостоверительная деятельность связана с составлением протокола и изложением содержания фонограммы, имеющей процессуальное значение по уголовному делу.
Воспитательная деятельность оперативно-розыскной службы во многом определяется педагогическим процессом.
Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений с целью отбора и использования внешних факторов развития участников.[333]
Параллельно с понятием «педагогический процесс» существует и другое - «воспитательный процесс». Воспитательный процесс - это воспитательная деятельность, включающая в себя все виды организации воспитательных отношений, возникающих в практической деятельности. Воспитательный процесс шире педагогического, который организуется педагогом с целью организации взаимоприемлемых отношений с субъектом общения. Педагогический (воспитательный) процесс создается юридическими работниками. Например, оперативный работник организует определенные, чаще всего, взаимоприемлемые отношения с конкретной личностью.
Системно-структурная характеристика воспитательной оперативно-розыскной деятельности состоит из шести элементов: цель, принципы, содержание, методы, средства и формы.
Цель является первоначальным компонентом воспитания, когда оперативный работник и субъект выработали конечный результат своего взаимодействия (например, следователь и оперативный работник представили себе возможные результаты совместных действий при осмотре места происшествия). Желательно, чтобы цели были реальными и даже проверяемыми по конечным результатам. Для оперативного работника цель - это профессиональное предвидение результатов своей деятельности, а для лиц, оказывающих содействие оперативно-розыскной службе прогнозирование возможных результатов своих действий. Зная структуру цели, ее можно самостоятельно разрабатывать, использовать готовые, выработанные практикой, а также отбирать и корректировать.
Принципы предназначены для определения основных направлений достижения цели (например, субъект, внедренный в ядро преступной группировки строго придерживается разработанного с оперативным работником плана ликвидации преступного сообщества). Принципы характеризуют цели с разных сторон. Принципы используются для отбора содержания, методов, средств, форм и связей между элементами воспитательного процесса. Принципы помогают оперативно вырабатывать критерии эффективности протекания воспитательных отношений, обеспечивающих развитие их участников. Принципы неоднородны. В них входят принципы оперативных работников и тех лиц, которые оказывают им содействие.
Принципы оперативного работника состоят из общепринятых, научно обоснованных закономерностей, и тех, которые присущи конкретному индивиду. Например, оперативный работник не любит свою работу, относится к ней равнодушно, без души, поэтому реализует свои контакты, встречи и взаимоотношения формально. В результате внешние проявления оперативного работника выглядят «по инструкции» вполне безукоризненными, а внутренние психологические требования нарушены.
Содержание - это часть опыта оперативно-розыскной деятельности по конкретно выработанному направлению (например, оперативно-тактическая операция по задержанию вооруженного преступника). Определив цели и принципы оперативно-розыскной деятельности в процессе воспитания, оперативный работник занимается познанием содержания (анализирует, сравнивает, обобщает, делает выводы и т.д.), т.е. «вооружается» определенными рекомендациями прошлого опыта, который существует в виде информации. Содержание профессионального воспитания включает в себя следующие моменты: общественно-полезный и эффективный труд оперативного работника, искренняя потребность в оперативно-розыскной деятельности, профессиональном образовании, обучении и т.д.
Методы - это профессиональные действия оперативного работника и лица, оказывающего содействие в реализации содержания, его переработки и последующего воспроизведения (например, осуществления подслушивания телефонного разговора).
Методов воспитания чрезвычайно много. Они классифицируются на психологические и педагогические. Психологические методы воспитания направлены на непосредственное воздействие на личность.
Психологическое воздействие на личность осуществляется путем:
- изучения общих закономерностей психики человека и ее развития;
- познания конкретных особенностей личности;
- тщательного планирования и прогнозирования возможного поведения личности;
- обязательного стимулирования положительного воздействия;
-обязательного соблюдения процессуальных полномочий лица, в отношении которого осуществляется воздействие;
- учет совокупности конкретных фактов, обстоятельств, которые служат базой для определенной направленности мыслительных процессов у лица, на которое оказывается воздействие;
- реализации воздействия с учетом возможного регулирования, изменения, возбуждения определенного состояния лица, на которое оно оказывается;
-обеспечение психологической активности лица, на которое направлено воздействие.[334]
Основными методами психологического воздействия являются убеждение, принуждение, внушение, постановка и варьирование мыслительных задач и др.
Средства как материализованные предметные способы деятельности с конкретным содержанием, используются в единстве с методами. В связи с технологизацией воспитательного процесса активно стали использоваться технические средства обучения, образования, воспитания. В научно-практическом обиходе стали употреблять понятия «материально-техническая база» воспитания, обучения, образования.
Благодаря средствам (оборудованию, дидактической техники, учебно-наглядным пособиям и др.) осуществляется и воспитательное воздействие на личность. В оперативно-розыскной деятельности большое значение имеет обучение оперативных работников в специально созданных кабинетах с привлечением различной техники для активизации обучения и воспитания сотрудников.
Дидактическая техника и ЭВМ предназначены для хранения и переработки разнообразной информации; передачи информации на расстояние; организации и контроля воспитательного процесса и индивидуальной деятельности оперативных работников; диагностики индивидуальных данных; снятия усталости, напряжения, перегрузок; формирование профессиональных навыков и т.д.
Важнейшим элементом воспитательного процесса является форма, которая представляет собой устойчивую завешенную организацию воспитательного процесса в единстве всех его компонентов.
Все формы воспитания подразделяется на простые, составные и комплексные.
Простые формы построены на минимальном количестве методов и средств по конкретному направлению воспитательной деятельности: беседа, лекция, консультация, дополнительные занятия и др.
Составные формы строятся либо на развитии простых, либо на их разновидных сочетаниях (например, конференция, урок, вечер памяти и др.).
Комплексные формы создаются как целенаправленная подборка (комплекс) простых и составных форм (например, дни, посвященные выбранной профессии, знания, науки и производства, лектории, операции и т.д.).[335]
Формы придают оперативно-розыскной деятельности логическую завершенность, законченность. Таким образом, в оперативно-розыскной деятельности воспитание совершается последовательно: определяются цели (задачи), направление воспитательной деятельности, отбираются содержание и методы его осуществления, а затем все это «объединяется» в форме.
Практика деятельности правоохранительных органов показывает, что многие юристы имеют смутное представление о специфике оперативно-розыскных служб, слабо используют их потенциальные возможности (например, применение новых технических средств, модифицированных видов поисковой и аналитической аппаратуры по отражению и закреплению полученных сведений оперативно-розыскного характера). В связи с этим, целесообразно организовывать обучение юристов по программе, составленной совместно следователями, прокурорами, судьями и оперативными работниками. В учебной программе должны преобладать теоретические и практические темы оперативно-розыскной и процессуальной психологической деятельности следователей, прокуроров, оперативных работников и др.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аврах Я.С. Психологические проблемы защиты по уголовным делам. Казань. 1972.
2. Алексеев А.М. Психологические особенности показаний очевидцев. М., 1972.
3. Алексеев С.С. Общая теория права. Т.2. М.,1982.
4. Алексеев С.С. Теория права. Харьков. 1994.
5. Алексеев С.С. Философия права. М., 1998.
6. Анохин П.К. Математическая диалектика и методы естественных наук. М., 1964.
7. Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е. Психология преступника и расследование преступлений. М..1996.
8. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. М., 1969;
9. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1970.
10. Ароцкер Л.Е. Тактика и этика судебного допроса. Минск. 1970.
11. Аувяэрт Л.И., Бельчиков Я.М. Применение ассоциативного эксперимента при профотборе в правоохранительные органы. Роль права в деле повышения благосостояния граждан. Тарту, 1987.
12. Баев М.О. Тактика профессиональной защиты от обвинения в уголовном процессе России. Автореф. Канд. Дисс. Воронеж. 1998.
13. Басков В.И. Оперативно-розыскная деятельность. М., 1997.
14. Безрукова В.С. Педагогика. Екатеринбург. !996.
15. Белканов Е.Д. Проблемы правосознания и некоторые аспекты правовой реформы// Правовая реформа в России: Проблемы теории и практики. Екатеринбург. 1996.
16. Берман У., Решетникова И.В., Прошляков А.Д. Судебная адвокатура. СПб., 1996.
17. Баев М.О. Тактика профессиональной защиты от обвинения в уголовном процессе Росии. Автореф. Канд. Дисс. Воронеж. 1998.
18. Бернам У., Решетникова И.В., Прошляков А.Д. Судебная адвокатура. С-ПБ., 1996.
19. Булденко К.А. , Степанова Е.В. Социально-психологический портрет несовершеннолетнего преступника // Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях. Иркутск, 1995.
20. Быков В. Психологические основы расследования групповых и организованных преступлений. Следователь. 1996. №11.
21. Быков В.М. Преступная группа: криминалистические проблемы. Ташкент, 1991. С.35 Васильев В.Л. Юридическая1993.
22. Васильев В Л. Юридическая психология. С.Б. 1997.
23. Васильев В.Л. Юридическая психология. М.,1991.
24. Васильев В.Л. Психология осмотра места происшествия. Л., 1986.
25. Васильев В.Л., Джандиери А.С., Рохлин В.И. Особенности расследования преступлений несовершеннолетних. Л.,1980.
26. Ведомости ВС СССР. 1990, №45. Ст. 955.
27. Винберг А.И. Криминологическая одорология // Криминалистика на службе смледствия. Вильнюс, 1967.
28. Владимиров Л.Е. Психологические исследование в уголовном суде. М.,1901.
29. Водолазский Б.Ф. Психологические особенности личности осужденного. Омск, 1982.
30. Вопросы психологии и логики в судебно-экспертной деятельности. М., 1977. Вып. 30.
31. Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития. Вопросы психологии. 1972. № 2.
32. Вопросы психологии и логики в судебно-экспертной деятельности. М., 1977. Вып. 30.
33. Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика и систематика. М., 1933.
34. Глазырин Ф.В. Судебная психология. Общая часть. Свердловск, 1977.
35. Глазырин Ф.В., Илларионов В.П., Кругликов А.П. Воспитательное воздействие следователя на несовершеннолетнего правонарушителя. Волгоград. 1983.
36. Глазырин Ф.В., Кругликова А.П. Следственный эксперимент. Волгоград, 1981
37. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1974.
38. Горшенин Л. Г. Подросток, характер, проблемы. М., 1993.
39. Гражданский и арбитражный процесс, нотариат, обязательные отношения. Под ред. В.В. Яркова. М., 1998.
40. Гранат Н Л. , Ратинов А Р. Решение следственных задач. Волгоград, 1978. С.24.
41. Гранат Н.Л. Характеристика следственных задач и психологические механизмы их решения: Автореф. Дис. ... канд. юрид. наук. М.,1973. С.23; Богданов В.М. Психологические особенности профессионального мышления работников уголовного розыска. Омск, 1984. С.31; Яковлев Я.М. Вопросы психологии и логики судебно-экспертной деятельности. М.,1977. Вып. 30.
42. Гранат Н.Л., Ратинов А.Р. Решение следственных задач. Волгоград, 1978.
43. Грицаенко П.П. Судебная медицина. Екатеринбург. 1998.
44. Грошевой Ю.М. Проблемы формирования судебного убеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков. 1975.
45. Губин А.В., Чуфаровский Ю. В. Общение в нашей жизни. М.,1992.
46. Гульдан В.В. Комплексная судебная психолого-искуствоведческая экспертиза - новый вид работы психолога - эксперта. Тезисы докладов VII съезд психологов. М. 1989.
47. Гуськова А.П. Теоретические и практические аспекты установления данных личности в уголовном процессе. Оренбург. 1995.
48. Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. М.,1998.
49. Давитян А.Г. Экспертиза в гражданском процессе. М., 1995.
50. Долгова А.И. Социально-педагогические аспекты преступности несовершеннолетних. М..1981.
51. Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
52. Дубинин Н.П., Капец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика поведения, ответственность. М.,1982.
53. Дулов А.В. Введение в судебную психологию. М.,1970.
54. Дулов А.В. основы психологического анализа на предварительном следствии. М.,1973.
55. Дулов А.В. Судебная психология. Минск., 1978
56. Дулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975.
57. Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. М.,1996.
58. Еникеев М.М. Юридическая психология. М., 1999.
59. Жалинский А.Э. Профессиональная деятьельность юриста. Введение в специальность. М., 1997.
60. Запорожец А. В. Психология. М. 1965.
61. Изард Керрол Е. Эмоции человека. М.,1980.
62. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб. 2000.
63. Ильченко Ю.И. Эмоции и чувства в деятельности следователя. Краснодар, 1978.
64. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий государственными нотариальными конторами РСФСР. Нотариат. М., 1996.
65. Исаев И.А. Из истории юридической психологии в России. Рациональное и иррациональное в психологической теории права Л.И. Петражицкого./ Психологический журнал 1986. Т.7. №4.
66. Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий: Тексты. М., 1982.
67. Кертэс И. Тактика и психологические основы допроса. М.,1965.
68. Комментарий к Уголовному кодексу РФ. М.,1996.
69. Кони А.Ф. Избранные сочинения. Т.1
70. Кони А.Ф. Собр. Соч. М.,1967. Т.4.
71. Кони А.Ф. Собр. Соч. Т.5. М.,1968.
72. Кони А.Ф. Собрание сочинений. Т.4. М.,1980.
73. Кони А.Ф. Советы лекторам. Избранные произведения в 2 Т. М., 1959. Т.1.
74. Коновалов В.Е. Психология в расследовании преступлений. Харьков, 1978.
75. Конституция Российской Федерации (ст. 46 ч.1)
76. Костицкий М.В. Судебно-психологическая экспертиза. Львов, 1985.
77. Котов Д.П. Мотивы преступления и их доказывание. Воронеж. 1975.
78. Коченов М.М. Введение в судебно-психологическую экспертизу. М. 1980.
79. Краткий словарь по социологии /Под общ. Ред. Д.М. Гвишиани, Г.И. Лапина. М., 1989. С.144; Краткий психологический словарь/ Под общ. Ред. А.В Петровского, М.Г. Ярошевского. М.,1985.
80. Краткий этимологический словарь русского языка. М., 1971.
81. Кудрявцев В.Н. Юридический конфликт. Государство и право. 1995. №9
82. Кудрявцев В.Н., Казимерчук В.П. Современная социология права. М., 1995.
83. Кудрявцев И.А. Судебная психолого-психиатрическая экспертиза. М., 1998.
84. Кузнецова Н.В. А судьи кто? (К вопросу о профессиональном отборе на судейскую работу). Государство и право. 1994. №8-9.
85. Кузнецова Н.Ф. Преступления и преступность. М.,1969.
86. Лазурский А.Ф. Классификация личностей. М.,1924.
87. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. Л.,1975; Каган М.М.
88. Леонтьев А.Н. Вступительная статья. Выготский Л.С. Собр. Соч. М.,1982. Т.1.
89. Личко А.Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков. Л., 1983
90. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: 1984.
91. Лузгин И.М. Расследование как процесс познания: Автореф. дис. ...д-ра юрид. Наук. М.,1968.
92. Лурия А Р. Ощущения и восприятия. М.,1975.