Ментальная практика — путь к свободе
Большинство людей, даже читая много умных книг, оказываются не в состоянии сразу изменить свою жизнь и резко переменить свои отношения с окружающими. Им не хватает решимости, душевных - сил. психической энергии. Поэтому им следует начинать с постепенного изменения своей жизни и речевого поведения, с освоения специальных практик, с последовательного изменения старых привычек и формирования новых. Это будет шаг за шагом увеличивать психоэнергстический потенциал человека, развивать силы его мышления и речи, создавать все новые возможности для изменения своей жизни.
Надо сказать, что работа над собой, практика самосовершенствования также требует определенного психоэнергетического уровня. Само по себе систематическое самосовершенствование — это наиболее сложная форма человеческой деятельности, доступная далеко не многим. Она требует осмысленного и упорядоченного поведения, соответствующего сознательно оставленным целям. Эти высокие цели — цели, придающие смысл всему существованию человека и каждому его движению, должны быть единственным руководством в жизни. Человек должен быть свободным и независимым и подчиняться только своим собственным решениям. Он должен быть неуязвим для внешних влияний и воздействий. Для этого необходимы, с одной стороны, уверенность в себе, с другой — развитое и относительно самостоятельное мышление.
Это сочетание (уверенность и развитое мышление) является достаточно редким явлением. Специфика нашего общества заключается в том, что чем человек глупее, тем увереннее он себя чувствует. Ограниченный психоэнергетический потенциал таких людей проявляется в форме бессмысленной активности, наиболее соответствующей структуре нашей социальной среды. Однако они существуют за счет энергии более развитых людей и не могут долгое время оставаться в одиночестве. Это грозит им серьезными психическими расстройствами. Общество перемалывает духовную энергию наиболее развитых своих членов и полученное сырье использует для своих примитивных нужд. Дураки при этом оказываются в более выгодном психоэнергетическом положении. Вместе с тем, им сложнее стать независимыми от общества, свободными от внешних влияний. Поэтому практика самостоятельного совершенствования (самосовершенствования) оказывается для них недоступной. Для нормальной жизни и для духовного развития им нужна помощь духовных наставников.
Большинство религий спекулирует на несамостоятельности, духовной беспомощности людей. Эти религии сознательно (на уровне группового сознания) задерживают и нарушают развитие общества, культивируя глупость и господство примитивных эмоций, выдаваемые за высший уровень духовности.
Вместе с тем, даже в нашем обществе можно встретить настоящих духовных мастеров. Имена некоторых из них широко известны: Гурджиев, Кришнамурти, Вивекананда. Однако эти имена — скорее исключение. В нашем больном обществе большинство духовных мастеров остаются безымянными и неизвестными. Для людей с ограниченным мышлением и духовным потенциалом главный путь развития — помощь со стороны духовного мастера. За счет безграничного доверия и полной открытости своему Учителю даже умственно отсталый человек может в считанные дни раскрыть свои психоэнергетические возможности, интуитивно познать сокровенные тайны бытия и подняться к вершинам духовности. Однако в обществе, построенном на алчности и лжи, в обществе шарлатанов и жуликов человек с ограниченными способностями оказывается практически не в состоянии найти подлинного духовного наставника. Поэтому в наших условиях самосовершенствование является, пожалуй, единственной доступной формой развития как для людей подготовленных, так и для людей, неспособных к систематической работе над собой.
Возникает вопрос: как же могут заниматься самосовершенствованием люди, неспособные к этому? Как уже было сказано, главным препятствием для самосовершенствования является зависимость от внешних влияний и неспособность следовать своим собственным решениям.
Миллионы людей время от времени принимают решение начать с понедельника новую жизнь. Новая жизнь почему-то не начинается. Но для нас сейчас в этих строках главное — само решение, сама мысль людей о необходимости начать новую жизнь, о необходимости стать в чем-то лучше.
Не все люди готовы к систематической работе над собой, к самосовершенствованию, однако мысль о необходимости самосовершенствования рано или поздно приходит в голову каждого человека. Эта мысль — главное сокровище, которым мы обладаем, главная драгоценность нашей жизни. Обстоятельства и нездоровые влияния могут быстро погасить эту мысль, но в лучах энергоинформационных потоков мироздания наше сознание вновь и вновь начинает светиться этой мыслью.
Неподготовленные люди не могут сделать эту мысль постоянной и доминирующей. Они не могут постоянно в течение сколько-нибудь длительного времени (хотя бы трех-четырех недель) руководствоваться целями и решениями, вытекающими из этой мысли. Поэтому для них специальные практики духовного самосовершенствования помогают сосредоточиваться вокруг момента появления, вспышки этой мысли. С помощью специальных упражнений они должны максимально использовать энергию таких вспышек и за счет этого развить свой психоэнергетический потенциал до уровня, необходимого для перехода к постоянной практике самосовершенствования.
По сути дела, мысль о самосовершенствовании является мыслью, направленной на внутренний мир человека. Если, используя информацию этих строк, человек попробует осознать значение этой мысли, ее влияние на психику, возможности, которые она открывает, то это уже будет представлять вспышку ментального мышления или, для краткости, — ментальную вспышку.
Первое и главное, что дает ментальная вспышка, — это время. В момент ментальной вспышки, когда мы осознаем, что главное в жизни — это духовное развитие, мы поднимаемся над повседневной суетой и на какое-то время становимся свободными и независимыми от обстоятельств. Это драгоценное время нашего духовного роста. Однако повседневная суета атакует нас всеми способами, начиная от физиологических потребностей и заканчивая нашими мирскими планами и замыслами, и в результате этого ментальная вспышка быстро гаснет. Чтобы продлить ее время, неподготовленному человеку нужно переместиться в место, защищенное от внешних психоэнергетических воздействий.
Многие стараются использовать для духовной практики собственное жилище, особенно когда там нет других людей. Для неподготовленных людей это является грубой ошибкой. Именно в своей собственной квартире мы испытываем наиболее сильное воздействие отвлекающих факторов. Гораздо лучше пойти в библиотеку или в тихую церковь. Еще лучше — уединиться вдали от людей на лоне природы, О том, какое значение может иметь правильный выбор места для духовной практики, можно сулить по описанию Карлоса Кастанеды: «Он указал на то, что я очень устал, сидя на полу, и что следует правильно найти «пятно» на полу, где я мог бы сидеть, не уставая... и ясно подчеркнул, что пятно означает место, где человек может чувствовать себя естественно счастливым и сильным. Он похлопал по месту, где сидел, и сказал, что это было его собственным местом, добавив, что он поставил передо мной задачу, которую я должен решить самостоятельно и немедленно... Когда я достиг центра, то. понял, что произошло еще одно изменение в окраске, опять на краю поля моего зрения. Однообразный зеленовато-желтый оттенок, который я видел повсюду, превратился в одном месте, справа от меня, в яркий серо-зеленый. Какой-то момент этот оттенок держался, а потом внезапно изменился в другой постоянный оттенок, отличный от виденного ранее. Я снял ботинок и отметил им эту точку... Рядом с ней был большой камень. Некоторое время я посидел рядом, пытаясь найти отгадку, приглядываясь к каждой детали, но не почувствовал никакой разницы...
Я решил предпринять последнюю попытку. Я поднялся и медленно приблизился к точке, отмеченной пиджаком, и опять я почувствовал то же самое ощущение. На этот раз я сделал большое усилие, чтобы овладеть собой. Я уселся, затем встал на колени, чтобы лечь на живот, но не смог этого сделать, несмотря на свое желание. Я опустил руки на пол перед собой - мое дыхание участилось, Начало подташнивать. Я испытывал ясное ощущение паники и старался не убежать прочь. Думая, что дон Хуан, возможно, наблюдает за мной, я медленно отполз на второе место и прислонился к камню. Я хотел немного отдохнуть и привести в порядок свои мысли, но неожиданно заснул.
Я услышал, как дон Хуан разговаривает и смеется над моей головой, и проснулся. — Ты нашел точку, — сказал он... Я спросил его, имеет ли каждое из этих двух мест свое название. Он сказал, что хорошее место называется «сиденьем», а плохое зовут «врагом». Он сказал, что эти два места являются ключом к самочувствию человека, особенно такого человека, который ищет знания. Простой акт сидения на своем месте создает высшую силу...».
Для тех, кто достиг духовного равновесия, можно привести слова индийского духовного мастера Шивананды: «Настоящая, уютная, хорошо меблированная, вызывающая благоговейное настроение пещера находится в нашем сердце. И теперь современные мудрецы и Риши обитают там, не позволяя уму и чувствам вырываться наружу. Они пьют там нектар бессмертия и остаются вечно блаженными.
Так обитайте же и вы в этой пещере, таинственной, величественной пещере сердца, наедине со своим внутренним Я, целью жизни и единственным убежищем для всех!».
Итак, практика № 1 — это поиск места для размышлений. Выше даны наиболее общие рекомендации, но возможны самые различные варианты. Некоторые приверженцы (адепты) самосовершенствования чувствуют себя совершенно уединенно, даже находясь в общественном транспорте. Это, конечно, исключение, которому нет смысла следовать. Уже на этапе этой первой практики необходима помощь духовного наставника, так как именно он может подсказать наиболее подходящее для ваших индивидуальных особенностей место уединения.
Однако парадокс заключается в том, что в условиях европейской цивилизации подавляющее большинство людей не способны к нормальному общению вообще и, тем более, к нормальному общению с духовным мастером. Они просто не в состоянии иметь наставника. Общение с наставником требует очень высокого уровня подготовки по сравнению с тем. что мы имеем. Поэтому, как гласит древняя мудрость; «Когда ученик готов — учитель появляется».
Что же в таком случае можно порекомендовать людям неподготовленным? Единственный совет, который здесь можно дать: пробуйте, действуйте, прокладывайте свой собственный путь в этой неизвестной стране, лежащей за гранью общепринятого и общеизвестного. Будьте внимательны и осторожны, но не останавливайте своего движения вперед. Любые остановки — бессмысленны. Без поиска нет находок. Пробуйте, двигайтесь, продвигайтесь. Шаг за шагом, ступенька за ступенькой, вперед и вперед. Другого способа достичь цели нет.
Практика № 2 — самонаблюдение. Глубины и сфокусированности внимания большинству людей едва хватает для понимания друг друга и своих действий на уровне обыденного сознания. Но даже такое слабое внимание люди могут сосредоточивать па одном объекте в среднем не более пятнадцати минут. Затем внимание начинает отвлекаться, и человек время от времени забывает, где он находится и о чем должен думать. Когда человек не способен осознавать свои действия и свое состояние, серьезно говорить о какой-либо работе над собой не приходится. Поэтому первое, чем должен заняться человек во время ментальных вспышек — это развитие способности к самонаблюдению. В этих целях можно использовать одно древнее упражнение, которое может быть названо состоянием полного внимания.
Для освоения состояния внутреннего равновесия необходимо отвести достаточное количество времени (при самостоятельных занятиях не менее часа). Сядьте прямо, так, чтобы позвоночник и голова составляли прямую линию, перпендикулярную поверхности земли. Предварительно выполняется следующее дыхательное упражнение;
1. Глубоко выдохнуть и задержать дыхание как можно дольше.
2. С удовольствием сделать свободный и глубокий вдох полной грудью.
3. Сразу после вдоха с облегчением выдохнуть, сбрасывая закрепощенность с тела и напряжение с психики.
Повторить это упражнение еще три раза подряд.
Первая фаза
1. Сохраняем прямое положение тела,
2. Начинаем вхождение в состояние полного внимания с осознания тишины и покоя в выбранном для занятий месте. Любые звуки, которые мы слышим, раздаются на фоне тишины. Осознаем эту всеобъемлющую тишину.
3. Представим себе, что все беспокойство осталось в других местах, все наши проблемы — там, а здесь — вы полностью свободны и спокойны.
4. Осознаем пространство нашего места для занятий, тишину и покой самого этого пространства.
5. Ощущаем себя спокойно, свободно и уютно. Покой, уверенность и блаженство постепенно наполняют нас. Сосредоточиваемся на этом 5—10 минут.
Вторая фаза
В течение последующих 30—40 минут полностью расслабляем тело и раскрепощаем мысли, сохраняя позвоночник прямым и вертикальным. Глаза закрыты. Спокойно наблюдайте за всем, что происходит вокруг вас и внутри вас: вы сможете осознавать какие-то звуки, близкие и далекие, какие-то ощущения, эмоции и мысли. В сознании могут появляться самые разные мысли. Не следует сливаться с ними, отождествляться. Не следует улетать вместе с мыслями в прошлое или в будущее, или в другие места, иначе мы перестанем их осознавать. В этом заключается главная задача упражнения: сохранять дистанцию между нашим внутренним «Я» и ощущениями, эмоциями, мыслями. Наблюдать за ними как бы со стороны.
Чтобы ни происходило внутри или вокруг нас, мы только наблюдаем. Ощущения и мысли могут быть приятными или неприятными. Это не имеет значения. Мы просто наблюдаем за их движением, за их появлением и исчезновением. Все более пристально наблюдаем и осознаем, постепенно замечая все больше вещей вокруг себя и внутри себя.
При работе с наставником ученик получает ряд дополнительных указаний, но все они носят индивидуальный характер. Обычно наставник корректирует дыхание ученика, состояние различных частей тела, помогает снять внутренние напряжения и навязчивые мысли. Раскрывается эзотерический и психоэнергетический смысл всех составных частей упражнения. Те, кто занимается на наших курсах, может получить подготовку, необходимую для освоения третьей фазы состояния полного внимания.
Для пояснения значения этого упражнения можно привести следующую историю. Несколько европейских профессоров, специалистов по психологии, приехали в Японию для изучения психофизических способностей японских духовных мастеров. Была назначена встреча с одним из мастеров в ресторане высотной гостиницы. Ресторан находился высоко над землей, и из окон открывалась великолепная панорама. Однако в самый разгар беседы стены покачнулись и пол стал уходить из-под ног. С потолка посыпалась штукатурка. Началось землетрясение.
Раздались крики ужаса. Каждый толчок наполнял сердца людей диким страхом. Казалось, рушилось само мироздание. Каждое мгновение могло оказаться последним в жизни людей. Охваченные безумной паникой, люди бросились к выходу, опрокидывая столики, падая и давя друг друга. У выходов и у лифтов образовались пробки,
Один из профессоров, вскочив при. первых толчках, случайно бросил взгляд на лицо мастера. Мастер сидел неподвижно. Глаза его были закрыты, а лицо выражало такое спокойствие и безмятежность, что это подействовало на профессора. Он сумел на мгновение остановиться и осмотреться. Бежать к выходу было бесполезно. Нечего было и думать, чтобы пробиться через толпу обезумевших людей.
Профессор вновь посмотрел на мастера. Спокойствие такого удивительного человека стало для него единственной опорой в этом кромешном аду. Он собрался с духом и величайшим усилием воли заставил себя сесть. Через некоторое время толчки прекратились. Ошеломленные люди начали приходить в себя. Некоторые ощупывали самих себя и пол, на котором лежали, словно заново осознавая реальность происходящего.
Мастер открыл глаза и улыбнулся. Профессор, пораженный его духовной силой и спокойствием не меньше, чем самим землетрясением, набросился на него с вопросами: «Как вам удалось? Неужели вы ни капельки не испугались? Не взволновались?».
«Я отреагировал по-другому,— сказал мастер.— Я почувствовал землетрясение раньше остальных и сразу понял, что бежать к выходу бессмысленно и нецелесообразно. Я избрал единственно возможный путь бегства: - я убежал в свое внутреннее «Я*, в глубины своего сознания. Там я был в безопасности и мог спокойно наблюдать за всем происходящим так же, как мы наблюдаем сейчас из этих окон за простирающимися внизу пространствами».
По мере развития способности к самонаблюдению можно переходить к третьей практике — самоконтролю. На предварительном этапе самосовершенствования, когда еще не сложилась ежедневная систематическая работа над собой, проводимая из месяца в месяц, практика самоконтроля также возможна, но только в периоды ментальных вспышек. При этом лучшим методом самоконтроля является ведение дневника самонаблюдений.
Часто слушатели наших курсов спрашивают, как вести дневник, что следует записывать? В период ментальной вспышки, когда просыпается желание что-то изменить в себе, человек сам видит, как нужно вести дневник. Когда же ментальная вспышка проходит, человек перестает видеть смысл не только ведения дневника, но и вообще — работы над собой.
В периоды отсутствия стремления к самосовершенствованию отношение к предыдущим дневниковым записям может изменяться. Они могут даже уничтожаться. Это, конечно, является определенной потерей. Вместе с тем, однажды записанные вами слова приобретает особую силу и впоследствии могут быть так или иначе воспроизведены.
Все знания в этом мире человек получает через свой личный опыт. Какой-то опыт дан человеку уже от рождения в виде естественных реакций его организма, включая и ориентировочный инстинкт, остальной опыт человек приобретает в течение жизни. Так, чтобы получать знания с помощью слов, человек должен овладеть речью, приобрести опыт речевой деятельности, Чтобы получать знания с помощью зрения, человек должен приобрести опыт использования своих глаз.
Ведение дневника является созданием и сосредоточиванием самого главного жизненного опыта человека — опыта самосовершенствования. Поэтому дневник самонаблюдений и самоконтроля по существу является личной библией человека, его главной священной книгой. Это орган его духовного зрения, через который он получает возможность видеть подлинную реальность.
Систематическая работа с дневником открывает человеку глаза на внутренний смысл и подсознательные причины своих собственных поступков. Появляется возможность увидеть и отбросить все бесполезное и бессмысленное в своих действиях, в различных видах своей деятельности. Человек начинает осознавать, что ежедневно большую часть своего времени он тратит впустую. Он тратит впустую большую и лучшую часть своей жизни, а чаше — всю свою жизнь. По-настоящему осознать это нелегко, а без работы с дневником — почти невозможно. Но «во многих знаниях — много печали. Когда это осознание приходит, появляются новые проблемы.
Человек, увидевший ненужность многих своих поступков и большие потери времени, естественно, хочет избежать этого. Здесь идет речь не о тех людях, которые с бессмысленным упорством изо дня в день «бьются головой о стену» и сожалеют, что им не хватает времени для столь увлекательного занятия. Речь идет о человеке, который видит разницу между бессмысленными, хаотическими действиями и целенаправленным продвижением к новым горизонтам своей жизни. И вот, хотя перед таким человеком стоит ясная цель, хотя он хорошо видит направление своего пути, во время ментальных вспышек он с удивлением обнаруживает, что по совершенно непонятным причинам он вновь и вновь сворачивает с прямого пути, вновь и вновь что-то заставляет его заниматься разными глупостями и пустой суетой.
Иногда уходит много месяцев на работу с дневником прежде, чем человек увидит причины этих отклонений. Легко сказать, что причиной являются негативные психоэмоциональные стереотипы. Однако, чтобы воочию увидеть, как эти стереотипы ежедневно и ежечасно создают все новые и новые отклонения в жизни человека, необходимы большие внутренние исследования.
Чтобы работа над собой стала систематической и начала давать конкретные результаты, необходимо обнаружить и взять под контроль действие негативных стереотипов и отрицательных эмоциональных состояний.
Глава седьмая
Управление состоянием
Практики самоопределения, самонаблюдения и самоконтроля оказывают эффективное уравновешивающее влияние на общее состояние человека. Однако это лишь сопутствующий результат данных практик.
Состояние человека — это все, что у него есть. Состояние это — способ появления и бытия человека в данной нам реальности. Это — все, что он имеет. Все остальное в жизни человека — это лишь средства и способы для создания определенного состояния. Чаше всего люди стремятся к состоянию удовлетворенности, уверенности и счастья, хотя бывают и исключения. Наиболее неблагоприятные состояния, от которых стремятся убежать люди: состояние беспокойства, страха, страдания. Таким образом, для большинства людей все состояния распределяются на оси «страдание — наслаждение?. Эти состояния связаны с функционированием тела человека в заданном ему пространстве реальности.
В периоды ментальных вспышек человек проявляется и существует в особых состояниях, не связанных со страданием или наслаждением. Это — познавательные состояния, в которых «Я» человека полностью или частично переходит из физического пространства в ментальное пространство. Например, человек, увлеченный чтением интересной книги, может внутренне оторваться от окружающей его реальности и забыть, кто он такой и где находится.
Познавательные состояния, как при рефлекторном, так и при ментальном мышлении, во многом схожи с измененными и медитативными состояниями сознания. Так, например, в познавательных состояниях активность человеческого «Я» может по преимуществу переноситься из физического пространства в пространство различных энергоинформационных полей (в частности — в пространство эгрегоров). При разрушении в этот момент физического тела какие-то структуры человеческого сознания (при определенных обстоятельствах) могут продолжать свое движение в энергоинформационном пространстве.
Таким образом, эмоциональные и познавательные состояния лежат в различных сферах реальности, и эти сферы реальности обычно также образуют полюса, между которыми развертывается жизнь человека, ищущего путь к знаниям. Эмоциональные состояния — это состояния, лежащие в основе области психоэнергетического шума, называемой «обществом» и «социальными отношениями». Эти состояния лежат в основе социальных отношений и культивируются этими отношениями. Результатом эмоциональных состояний является втягивание человеческого «Я» в энергоинформационный хаос и его деградация до уровня биоэнергетических процессов биологических систем. Иначе говоря, культивируемые в обществе эмоциональные состояния превращают человека в животное. Исключение может представлять психоэмоциональная практика под руководством духовного мастера. Напомним, что одним из наглядных критериев духовного мастерства считается способность произвольно останавливать свое дыхание и сердцебиение на несколько часов и более.
Познавательные состояния расширяют возможности человека, делают для него достижимыми все более обширные области реальности, все больше освобождают его от власти обстоятельств, подчиняют его воле все более обширный в пространстве и во времени круг событий.
Только в познавательных состояниях человек способен осознавать причины и связи событий, их значение, смысл как в текущих ситуация; так и в масштабах своей жизни; помнить, кто он такой и куда идет. В эмоциональных состояниях поведением человека управляют не разум и сознательно поставленные цели, а более или менее сильные желания, стремление к удовольствиям. Эти стремления втягивают сознание человека в текущие ситуации и делают его рабом множества случайных событий и обстоятельств.
Большинство описанных в литературе методов саморегуляции и управления своими состояниями лежат в сфере эмоциональных состояний. Они разработаны и используются не для расширения горизонтов сознания, а для получения тех или иных удобств, преимуществ, удовольствий. То есть эти методы изначально предполагают, что человек был и будет оставаться в сфере эмоциональных состояний, в которой в принципе недостижимы стабильное спокойствие и душевное равновесие. Мы предлагаем здесь упражнения и практики, позволяющие перевести сознание человека из эмоциональных состояний в познавательные.
Все психоэнергетичсские процессы человека обладают инерцией. Эта инерция в индийской духовной традиции называется кармой. Она может облегчать или затруднять движение человеческого сознания через различные состояния, а также переход от одних состояний к другим. В соответствии с этим, всех людей можно поделить на движущихся вглубь сферы эмоциональных состояний, и на выходящих из сферы эмоциональных состояний. В условиях европейского общества выход из сферы эмоциональных состояний осуществляется, как правило, за счет перехода в сферу познавательных состояний. Кроме эмоциональных и познавательных состояний существуют и другие, однако они, вопреки общепринятым взглядам, мало известны европейцам и непосредственно с темой нашего изложения не связаны.
Инерция движения сознания человека в сферу познавательных состояний способствует появлению ментальных вспышек, однако эти вспышки бывают слишком редки и кратковременны, чтобы делать на них главную ставку в начале пути познания. Поэтому, кроме упражнений, которые возможны в ментальных вспышках (непродолжительных подъемах в познавательные состояния), необходимы различные виды духовной практики, доступные в любой момент нашей жизни в любых ситуациях.
Помимо стремления к познанию и развитию своих возможностей, возникающего при ментальных вспышках, аналогичное стремление может возникать и в эмоциональных состояниях при необходимости активно воздействовать на ход событий и сохранить целостность своего организма и своего сознания. Рассмотрим три основных эмоциональных состояния, которые могут пробуждать стремление к новым способностям: беспокойство, страх или гнев, огорчение. Эти три состояния соответствуют трем психоэнергетическим структурам человека, связанным с его эмоциями. Страх или гнев, вопреки общему мнению, являются одной и той же эмоцией, проявляющейся в различных ситуациях: в безопасной ситуации эта эмоция проявляется как гнев, а в опасной, угрожающей ситуации — как страх.
Каждая из этих трех эмоций может проявляться в различных видах. Беспокойство может проявляться как ревность, зависть, жадность, неуступчивость. Гнев может проявляться в виде недовольства, озлобленности, ярости, бешенства, паники, ненависти и т.д. Различными видами огорчений являются горе, печаль, грусть, тоска и другие аналогичные эмоции.
У людей, имеющих тенденцию к погружению в эмоциональные состояния, эти отрицательные эмоции обычно вызывают желание изменить внешние обстоятельства. У людей, движущихся к познавательным состояниям, возникает желание изменить себя. При различного рода беспокойствах они хотят стать более уверенными; при страхе или гневе — более спокойными; при огорчениях — более везучими, счастливыми, удачливыми. Здесь-то и появляется возможность использовать те или иные виды духовной практики.
Духовная, практика отличается от психоэнергетических упражнений тем, что " не ограничивается специально отведенными периодами времени, а является постоянной составной частью образа жизни, одним из способов поддержания жизнедеятельности. Для управления психическими состояниями, для сознательного движения и переходов в этой сфере реальности можно рекомендовать следующие практики.
Практика высших ценностей. Эта практика помогает преодолевать все отрицательные эмоциональные состояния, открывает внутренние источники душевных сил, подготавливает к включению сознания в более сложные психоэнергетические процессы, Психоэнергстический механизм этой практики основан на том, что отрицательные эмоциональные состояния являются следствием сужения сферы сознания, утраты перспективного восприятия, Внимание захватывается слишком мелкими для сознания данного человека фактами. Когда на первый план в сфере сознания выступают мелочи, теряется общая картина воспринимаемой сферы реальности. Упускаются связи между явлениями. Целостная и гармоничная ранее мозаика жизни начинает восприниматься как разрозненные, противоречивые и взаимоисключающие события, ситуации и стремления. Жизнь на более или менее длительный срок превращается в трагедию, наполненную драматическими противоречиями. Практика высших ценностей позволяет вернуть жизни смысл, целостность и гармонию.
Главная проблема и главная опасность отрицательных эмоциональных состояний заключается в том, что человек как бы «теряет контроль над собой». Дело в том, что обычный человек не осознает психоэнергетические процессы, образующие его «Я». Так же он не осознает включение своей психоэнергетичсской системы в различные процессы окружающего мира. Например, вроде бы независимо от сознания и воли человека возникает любовь. Как гласит поговорка: «Любовь зла — полюбишь и козла». Влюбляясь, человек вроде бы и не подозревает, какие муки ревности ему предстоит пережить. А эти переживания бывают иногда настолько сильны, что ставят человека на край пропасти. Вспомним, например, Отелло из трагедии Шекспира.
Однако, если втягивание человека в отрицательное эмоциональное состояние происходит незаметно для его сознания, то это вовсе не означает, что оно происходит незаметно для его Я», для его души. Мало того, в большинстве случаев, стремясь реализовать свои мазохистские устремления {которые заставляют людей смотреть фильмы ужасов и искать опасных приключений), человек сам не позволяет и не дает себе осознать надвигающиеся проблемы. Поэтому, если говорить по большому счету, человек может впасть в отрицательное эмоциональное состояние только тогда, когда он сам себе это позволяет. Не в обиду Шекспиру будет сказано, но Отелло позволил себе слишком сильно расслабиться. Автор этих строк не раз был свидетелем того, как хорошая встряска освобождала человека от самых сильных душевных переживаний. В повседневной жизни нередко приходится слышать высказывания типа: прекратите, или я за себя не ручаюсь. Однако доводилось ли вам слышать, чтобы кто-нибудь позволял себе эти высказывания в присутствии своего начальства? А перед лицом такого начальника, как вечность (если мы только способны почувствовать ее присутствие) бесследно исчезают любые стрессы и любые эмоции,
Но людям свойственно расслабляться и забывать о том, что вечность всегда рядом с нами. Зарвавшись, они остаются слепыми и продолжают валять дурака даже тогда, когда их затылок уже ощущает дыхание вечности.
Для людей, способных размышлять об этих вещах, можно рекомендовать следующий вариант практики высших ценностей. Каждый раз, сталкиваясь в своей жизни с какими-либо проблемами или чем-то серьезно увлекаясь, необходимо вспоминать и размышлять о трех неизбежных спутниках жизни: болезнях, старости и смерти. Следует оценивать смысл каждой проблемы и каждого своего увлечения в сравнении с этими тремя вечными спутниками.
Однако оценивать события сквозь смысл вечных, спутников можно, лишь осознав этот смысл. Есть люди, которых глубоко впечатляют и потрясают мысли об этих вещах. Такое состояние, будучи хорошо освоенным, позволяет более объективно и трезво относиться ко всем превратностям судьбы, предохраняет от отрицательных эмоций и обеспечивает душевное равновесие и способность радоваться жизни.
Для большинства людей глубокий драматический смысл болезней, старости и смерти может приоткрыться лишь при непосредственном контакте с этими явлениями, да и то не всегда. Некоторые люди могут освоить «практику вечных спутников» с помощью специальных упражнений и методов, но здесь необходима индивидуальная работа. Хотя эти методы не являются секретом, но могут быть раскрыты только с учетом индивидуальных особенностей личности. Правильно выбранный метод может оказать сильное влияние на человека и изменить его отношение к жизни. Например, когда мы общаемся с окружающими нас людьми, мы видим лишь поверхность их тел. Но по форме поверхности тела можно представить себе лежащие под кожей кости. Глядя на лица окружающих людей, можно видеть не только кожу, но и кости их черепов. Если при общении осознавать не только поверхности тел людей, но и кости, скелет, череп, это может сильно повлиять на наше мировосприятие, мы ближе подойдем к пониманию болезней, старости и смерти.
Однако, эта практика подойдет лишь очень и очень немногим. Немногие согласятся считать свои переживания баловством и распущенностью. Гораздо легче и приятнее винить в своих несчастьях обстоятельства и окружающих людей. На этом основаны
практически все религии, которые позволяют одному человеку обвинять других людей и существ, ставить себя выше, оправдывать свои претензии и свою прогрессирующую глупость.
Для тех, кто, несмотря на вышесказанное, все еще продолжает читать эти строки, можно предложить второй вариант практики ^высших ценностей. Сначала человеку необходимо подобрать в соответствии со своими индивидуальными особенностями эффективный способ освобождения от стрессов и навязчивых эмоций. Традиционно такой способ рекомендуется каждому конкретному человеку его духовным наставником. В нашем изложении мы можем дать лишь общие рекомендации.
Людям холерического и сангвинического темпераментов лучше для этой цели использовать интенсивные воздействия на организм. К ним можно отнести обливания холодной водой, интенсивные (до переутомления) физические тренировки и нагрузки, интенсивные воздействия на вестибулярный аппарат (прыжки с парашютом, аттракционы типа американских и прочих горок, прыжки с трамплинов и т.д.). Возможны и другие интенсивные физиологические воздействия, не нарушающие, однако, работу организма. Людям флегматического и меланхолического темпераментов можно рекомендовать описанную выше практику самонаблюдения.
Сбросив навязчивые мысли и эмоции, можно переходить ко второму варианту практики высших ценностей, который может быть назван осознанием пространства. Большинство людей, будучи вовлеченными в конкретные ситуации, утрачивают масштабы восприятия пространства. Если для функционирования нашего тела и нашего мышления решающее значение имеет пространство радиусом от нескольких метров до нескольких десятков метров вокруг пас, то для нормального функционирования сознания необходимо восприятие масштабов мироздания. Поэтому, если мы зададим кому-нибудь вопрос: «Где Вы сейчас находитесь?», то можем услышать такие ответы: «В комнате»; «На улице»; «В лесу» и т.д. Гораздо реже можно услышать такой ответ: «Я сейчас витаю в облаках». И уже совсем мало шансов услышать: «Я сейчас на Земле», «Я на краю Галактики», «Я среди людей, в суетах». Эти ответы характеризуют психоэнергетический потенциал мышления и горизонты сознания.