Итоговый контроль для самопроверки

Контрольные вопросы и задания

1. Что представляет собой вербальное общение?

2. Перечислите известные вам виды речи и охарактеризуйте их.

3. Что такое невербальное общение? Перечислите и кратко охарактеризуйте виды невербальных средств общения.

4. Что изучает проксемика? Каково значение межличностного пространства в невербальной коммуникации?

5. Почему важно понимать язык телодвижений? Почему язык телодвижений неоднозначен?

I. Заполните пробелы

1. В качестве средств вербальной коммуникации выступают … .

2. … … - это речь для себя.

3. … изучаетприкосновения в ситуации общения.

4. Зона общения в пределах 45-120 см называется … .

5. Видами невербальных средств общения являются просодика и экстралингвистика …, …, …. .

II. Верно или неверно?

1. Жест, как элемент невербального общения, может иметь множество значений и верно понимается лишь с учетом обстоятельств и других жестов.

2. Проксемика изучает характеристики голоса как невербального канала передачи информации.

3. Конгруэнтность - совпадение слов и жестов.

4. Копирование жеста собеседника является хорошим способом взаимодействия.

5. Кинесика – учение о контактах общающихся людей, осуществляемых с помощью прикосновений.

III. Выберите верный вариант ответа

1. Речь, произносимую одним человеком при обращении к другому или многим людям, называют

а)диалогом

б) внутренней речью

в) монологом

г) восклицанием

2. Мимика – это

а) выразительные движения рук

б) выразительные движения мышц тела

в) выразительные движения мышц лица

г) ритмико-интонационное оформление речи

3. Размещение партнёров на расстояние от 45 до 120 см характеризует

а) личную зону пространственных отношений

б) социальную зону пространственных отношений

в) публичную зону пространственных отношений

г) интимную зону пространственных отношений

4.О чем, скорее всего, свидетельствует жест «закладывания рук за спину с захватом запястья»

а) о подозрительности

б) уверенности в себе, чувстве превосходства

в) о сомнении и неуверенности

г) желании затянуть время

Тематика докладов и рефератов

1. Принципы и нормы вербальной коммуникация в межличностном общении.

2. Своеобразие коммуникативной стороны общения в медицинской практике.

3. Вербальная коммуникация, её виды. Искусство полемики. Невербальная коммуникация.

4. Кинесика как невербальное средство общения в практике общения медицинских работников.

5. Жестика как основная часть науки о бессловесном языке общения в практике общения медицинских работников.

6. Такесика как невербальное средство общения в практике общения медицинских работников.

7. Проксемика как один из видов невербальной коммуникации в практике общения медицинских работников.

8. Экстра и паралингвистика как один из видов невербальной коммуникации в практике общения медицинских работников.

9. Национальные особенности невербального общения.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Выполните упражнения

Цель: оказание помощи участникам в понимании того, что такое убедительная речь, формирование умения оперировать словами, точно выражать свои мысли, развитие навыков убедительной речи; формирование основ техники убеждения и внушения, приемов вербального и невербального общения.

«Мысль одна, а слов много»

Ведущий предлагает участникам несложную фразу, например: «Нынешнее лето будет очень теплым». Надо предложить несколько вариантов передачи этой же мысли другими словами. При этом ни одно из слов данного предложения не должно употребляться в других предложениях. Важно следить, чтобы не искажался смысл высказывания. Побеждает тот, у кого больше таких вариантов.

«Требование

Предлагается проверить свои возможности в области предъявления требований к окружающим. Варианты упражнений: обратитесь к кому-нибудь с требованием-просьбой, с требованием-доверием, с требованием-одобрением, с требованием-советом, с требованием-намеком, с требованием-условием, с требованием-осуждением, с требованием-недоверием. Ситуации общения все время меняются, например, требование к вашему знакомому, который долго болел, или к человеку, с которым у вас конфликт) и т. п.

«Просьба»

Много зависит от того, как попросить человека о каком-либо одолжении, каким тоном, с каким настроением. Для пробы предлагается выбрать себе партнера по общению и пока в порядке шутки попросить его о некотором одолжении, например, попросить у него на время авторучку или что-то более существенное. Очень многое будет зависеть от формы, в которой вы изложите просьбу, собеседники всегда ценят тактичность, дипломатичность, а также оригинальность и находчивость.

Разбейтесь на пары. Один партнер по общению придумывает и озвучивает бестактную просьбу, другой отказывает в этой просьбе, но так, чтобы не прервать отношения с собеседником.

«Настойчивость — сопротивление»

Работа в парах. «Настаивающий» выдвигает требование (прийти домой в 10 часов), «сопротивляющийся» выдвигает причину, почему это требование не может быть выполнено. «Настаивающий» должен, отвечать различными убедительными доводами. «Сопротивляющийся» должен найти все возможные доводы, поддерживающие ответ «нет». Все доводы и с той и с другой стороны должны быть мотивированными, прочувствованными. Упражнение закончено, если «сопротивляющийся» скажет: «Ты меня убедил», или «настаивающий»: «Мне надоело тебя убеждать». Смена ролей.

«Ожившая строка»

Группа разбивается на подгруппы по 5-6 человек. Каждая подгруппа получает список, состоящий из одинаковых песенных строк. Варианты:

- «Мы едем, едем, едем в далекие края …»

- «Дружба начинается с улыбки …»

- «Ты меня на рассвете разбудишь …»

- «Все пройдет – и печаль, и радость …»

- «Я возвращаю Ваш портрет…»

- «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего никому не скажу…»

Выбрав «свою» строчку, не сообщая остальным, каждая подгруппа готовит представление этой строчки невербально: позой, жестами, мимикой, движениями. «Ожившую» строку показывает вся подгруппа, остальные - отгадывают. Обсуждение.

«Мимические маски»

Каждый из участников получает записку с заданием мимически представить определенное эмоциональное состояние из 10 основных: счастье, удивление, страх, злость, печаль, отвращение, презрение, интерес, смущение, решительность. Не следует подменять живую мимику гримасничаньем. Через 1-2 мин. все участники представляют «маски». Всем участникам надо постараться найти оптимальную и понятную форму выражения, пробудить свою фантазию. Это упражнение помогает отрефлексировать особенности восприятия и понимания лицевой экспрессии, а также дает возможность в полной мере осознать значение мимики в общении.

«Сядьте так, как…»

Описание упражнения. Участникам предлагают сесть таким образом, чтобы изобразить своим видом различные ситуации, например следующие:

- школьник, получивший двойку за контрольную;

- бизнесмен, подписавший контракт, который принесет ему $10 000 прибыли;

- фигурист, упавший в финальном выступлении и из-за этого оставшийся без медалей;

- футболист-нападающий, забивший в матче решающий гол;

- котенок, только что нагадивший хозяйке на кровать;

- спортсмен, возвращающийся домой с олимпийской медалью;

- артист, исполнивший свою новую песню так, что не заслужил аплодисментов;

- герой, получивший медаль «За отвагу на пожаре».

Упражнение может проводиться в нескольких вариантах.

Вариант 1. Ведущий называет ситуацию, сидящие в кругу участники коллективно ее изображают, а потом обсуждается, чья «картинка» оказалась самой интересной и чем именно.

Вариант 2. Каждый участник получает карточку с описанием ситуации, не показывая ее другим. Все по очереди демонстрируют доставшиеся им ситуации, а зрители должны догадаться, о чем речь (разрешается задавать уточняющие вопросы, подразумевающие ответ «да» или «нет»).

Обсуждение. На что конкретно нужно обращать внимание, дабы понять, что выражает поза сидящего человека? А как вы обычно сидите? Что выражает ваша поза, какое впечатление она производит со стороны? Хотите регулировать впечатление, которое вы производите на окружающих – значит привыкайте задумываться над подобными вопросами, учитесь смотреть на себя глазами окружающих…

Наши рекомендации