Межличностная аттракция, ее факторы и механизмы

Аттракция – ( от фр.- притяжение, привлечение, тяготение) рассматривают как – процесс взаимного тяготения людей друг к другу; формирования привлекательности одного человека для другого; механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви;

Факторы межличностной аттракции.

1. Пространственная близость. Нас привлекают те, кто рядом – многие исследования показали, что простое физическое присутствие рядом другого индивида увеличивает вероятность возникновения дружбы.

Существует несколько причин, почему пространственная близость приводит к взаимному притяжению.

1) во-первых, если человек рядом, для развития дружбы с ним попросту меньше препятствий (легче постучаться в соседнюю дверь, чем подниматься по лестнице, чтобы встретить человека);

2) во-вторых, регулярно бывая в обществе какого-то человека, мы получаем больше информации о нем, можем выяснить, есть ли у нас общие интересы, совпадает ли наше отношение к миру;

3) в-третьих, пространственная близость может привести к взаимному притяжению посредством эффекта простой экспозиции.Чем чаще люди оказываются рядом с другим, тем больше этот другой становился для него привлекательнее.

2. Сходство установок. Люди, разделяющие наше мнение по тому или иному вопросу, дают нам возможность чувствовать себя правыми, а это служит нам своеобразным вознаграждением, а поэтому нам и нравятся люди, которые с нами согласны. И напротив, мы стараемся держаться дальше от тех, кто не разделяет наших мнений и убеждений, т.к. в данном случаеесли человек не согласен с нами, то возникает вероятность, что мы не правы, а это своеобразное наказание.

3.Похвала и оказанная услуга. Многие эксперименты показали, что нам гораздо больше нравятся люди, оценивающие нас позитивно,чем люди, которые относятся к нам отрицательно. Однако этот механизм не всегда работает. Если похвалы слишком расточительны, или если они кажутся незаслуженными, или хвалящий извлекает выгоду из «втирания в доверие», то этот человек не вызывает симпатии.

Точно так же нам нравятся люди, оказывающие нам какие-либо услуги. Однако, люди не любят получать подарки, если за ними что-то стоит, если они предполагают какие-то ответные дары; более того, людям не нравится принимать услуги тех, кто извлекает из оказания их какую-то пользу для себя.

4. Индивидуальные свойства человека. Выделяют три важнейшие индивидуальные характеристики, определяющие аттракцию: компетентность, физическую привлекательность и самооценка.

Компетентность -чем более компетентен человек, тем больше он должен нам нравиться. Однако, хотя высокий уровень компетентности повышает привлекательность, еще более привлекательным станет человек, если появится какое-то доказательство того, что и он способен на ошибку. Данный феномен был назван эффектом «посадки в лужу».

Физическая привлекательность.Исследованиядемонстрирует, что именно физическая привлекательность является главным фактором межличностной аттракции.

Физическая привлекательность вызывает романтическое влечение посредством положительного стереотипа: если человек красив, мы склонны автоматически наделять его множеством других положительных черт. Привлекательные люди считаются менее скромными, однако более сексуальными и светскими, чем непривлекательные, а также более общительными, авторитарными (более уверенными в себе) и более душевно здоровыми ( то есть счастливыми и эмоционально устойчивыми). Такие стереотипы не безосновательны. С раннего детского возраста мы учимся тому, что с добродетелью ассоциируется определенный эталон красоты.Например,фильмы и детские сказки.

Отношение к нам и самооценка. В работах многих исследователей показано: когда другие испытывают к нам симпатию, мы также склонны испытывать ее по отношению к ним. Эксперименты показывают, что испытуемые, считавшие, что они вызывают симпатию партнеров, действительно вызвали их симпатию, в то время как испытуемые, полагавшие, что они не вызывают симпатию партнеров, как раз и не вызвали их симпатию. Таким образом, Они вели себя «зеркально».

Неуверенный в себе человек с симпатией отнесется к любому, кто проявит к нему интерес, а уверенный в себе человек окажется более разборчивым. Более того, неуверенный человек будет даже искать менее привлекательного партнера с целью уменьшить вероятность оказаться отвергнутым.

21. Конфликты в малой группе

Конфликт ( от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противопо­ложно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъек­тов взаимодействия.

Конфликт– вид отношений – межличностных, личности и группы, межгрупповых, - в основе которых лежит объективное противоречие целей, интересов, мнений участников. На психологическом уровне это противоречие проявляется в сильных негативных переживаниях участников по отношению к ситуации, оппонентам и самим себе.

Противоречие, которое лежит в основе конфликта, порождает «объективную конфликтную ситуацию», которая имеет свою обязательную структуру, это стороны конфликта и его объект.

Сторона конфликта - это конкретные люди и их цели. Эти цели близки в рамках одной стороны и находятся в противоречии с целями оппонентов – тех, кто составляет другую сторону.

Объект конфликта– это реальный или идеальный предмет, к обладанию которым стремятся все участники данного взаимодействия. Этот объект обладает двумя «неприятными» свойствами, которые и превращают его в эпицентр разногласий:

Ø Он неделим, и по убеждению оппонентов может принадлежать только одной стороне весь целиком;

Ø И он обладает разной степенью доступности для участников. Каждый пытается всеми доступными средствами сделать его более доступным для себя и менее доступным для другого.

Если взаимодействие имеет такую структуру (2 стороны и объект), оно имеет много шансов превратиться в настоящий психологический конфликт.

Это становится возможным, если объективное противоречие пройдет стадии идентификации и формирования субъективного образа конфликта.

1 стадия. Нахождение лиц, препятствующих достижению цели.

2 стадия. Формирование у оппонентов образа конфликтной ситуации. Субъективный образ конфликтной ситуации включает:

Ø Представление о себе в конфликте (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях);

Ø Представления участников конфликта о противоположной стороне, оппонентах (об их потребностях, возможностях, ценностях и целях);

Ø Представление конфликтующих сторон о ситуации, в рамках которой развивается конфликтное взаимодействие.

В конфликте люди взаимодействуют не друг с другом и не в реальном контексте. Их поведение опосредовано образами конфликтной ситуации, которые могут более или менее совпадать с некоторой объективной реальностью.

Стадии развития конфликта.

Конфликт проходит 4 последовательные стадии развития:

1. Возникновения объективной конфликтной ситуации. Это стадия потенциального конфликта. Однако в деловых и м/л отношениях существует его реальный зародыш.

2. Возникают инциденты.Это различные события, которые демонстрируют участникам взаимодействия существование некоторой проблемы: не поняли друг друга, не разобрались, не поделили. Возникают напряженность, размолвки, ссоры. Именно на этой стадии начинает формироваться образ конфликта.

3.Стадия конфликтных действий – центральная. На этой стадии отношения оппонентов бурно развиваются, что приводит к изменению практически во всех структурных звеньях конфликтной ситуации, меняет самих участников, их позиции, объект и ситуацию вокруг конфликта. Объект конфликта разрастается и охватывает все зоны отношений, объективно не противоречивые.

4. Стадия исхода.Существует две большие возможности решения конфликта: создание условий, не допускающих дальнейших инцидентов, и разрешение самого объективного противоречия.

Снятие инцидента. Этого можно достичь следующими способами:

-Обеспечение выигрыша одной из сторон. В этом случае конфликт решается полностью, если проигравшая сторона приняла свое поражение, что встречается очень редко. Победа одной стороны – временное состояние, до ближайшего серьезного инцидента.

- Снятие конфликта с помощью лжи.Люди в этом случае действуют по принципу: «нет инцидента – нет конфликта». Это заблуждение. Отношения, содержащие в своей основе объективное противоречие, подтачиваются изнутри личность каждого участника (например, детская тревожность), исподволь разрушают сами отношения.

Изменение целевых установок хотя бы одним из участников. Когда одна из сторон в силу обстоятельств или в результате переговоров не желает обладать объектом конфликта.

Виды конфликтов.

По составу конфликтующих сторон:

¾ внутриличностный, который характеризуется борьбой примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;

¾ межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятель­ности взаимоисключающие цели;

межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают уже социальные группиров­ка, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления. Заметим, что межличностный и межгрупповой конфликты часто протекают и как внутриличностный, однако ос­трота переживаний при этом обычно бывает ослабленной.

Функции конфликтов:

¾ стабилизирующая (укрепляются взаимоотношения, более ясно осознаются нормы и ценности совместной жизни и деятельности).

¾ активизирующая (взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на темпах социально-экономического развития как в обществе, так и в пределах отдельно взятой организации).

¾ сигнализирующая (выявляются факторы неудовлетворенности существующим положением вещей).

¾ эмоционального отреагирования (открытое выражение своих мыслей и чувств позволяет людям получить эмоциональное облегчение).

¾ инновационная (конфликт - это средство содействия творческой инициативе).

¾ профилактическая (своевременный конфликт предотвращает

¾ разрушительное поведение).

Стратегии конфликтного поведения.

· Рациональное убеждение - использование фактов и логики для под­тверждения своей позиции и убеждения оппонента.

· Давление - требование, приказы, угрозы.

· Апелляция к власти, санкции - использование взысканий и возна­граждений.

· Дружелюбное обращение, заискивание - создание у оппонента представления о наличие у него привлекательных качеств

· Коалиционная - просьба о поддержке, союзе.

· Заключение сделок - взаимный обмен благими обещаниями.

· Введение оппонента в состояние волнения, некоторой спутанно­сти, управление его вниманием, создание эффекта неожиданности.

· Неотменяемые обязательства - одна из сторон осуществляет опре­деленное действие до тех пор, пока ее условия не будут приняты.

· Соперничество - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения.

· Кооперирование - поиск решения, устраивающего все стороны.

· Уступки- понижение своих стремлений в результате чего исход кон­фликта становится менее приятным, чем хотелось бы.

· Избегание - уход из ситуации конфликта ( физический или психологи­ческий).

· Бездействие - нахождение в ситуации конфликта, но без всяких дейст­вий по его разрешению.

22.Психология больших социальных групп

Классификация больших групп.

В основу детальной классификации больших социальных групп принимаются разные признаки.

По времени существования разделяются длительно существующие (устойчивые) большие группы (классы, нации) и коротко существующие - аудитории, толпа, публика.

По характеру организованности - организованные группы (партии, союзы). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно(партии, ассоциации).

Условные (половозрастные и профессиональные, национальные) и реальные группы - контактные (взаимодействий вступает тоже как существенный признак). К реальным, большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания.

Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяет­ся внутренними установлениями групп.

Общие признаки большой социальной группы :

1. Существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, обычаи, традиции, образ жизни.

2. Существует специфический язык ( национальный или жаргон).

Структура психологии больших социальных групп включает :

1.Психический склад (нравы, обычаи, традиции, вкусы).

Эмоциональную сферу – потребности, интересы, настроения.

Стихийные группы - это кратковременные объединения большого числа лиц с различными интересами, но собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Разновидности – толпа, масса, публика.

Типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы):

- стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),

- общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),

- массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концер­ты и т. п.),

- политические акции (митинги, демонстрации, политичес­кие выборы, забастовки и другие акции протеста),

- места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др.

Основные признаки толпы.

Толпа -такое скопление людей, которое соответствует следующим признакам:

Ø многочисленность — как правило, это большая группа людей;

Ø высокая контактность;

Ø эмоциональная возбужденность

Ø неорганизованность (эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организо­ванность, а при наличии организации могут легко терять ее;

Ø неустойчивость цели —общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутству­ет или, при ее наличии слабо осознается большинством людей;

Виды толп.

Спасающиесятолпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными ок­ружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы пред­сказуемости.

Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, ав­томатически совершаемые действия, они характеризуются так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружа­ющего не воспринимают и могут неадекватно себя вести.

Особым и довольно редко встречающимся видом толпы явля­ется стяжательская(мародерская) — это скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на грабеж людей.

Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающи­ми свое отношение к каким-либо социальным событиям, дей­ствиям властей или в целом к условиям жизни.

Психологические особенности поведения человека в толпе.Поведение человека в толпе харак­теризуется следующими признаками:

· Снижение самоконтроля. У человека уси­ливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей.

· Деиндивидуализация поведения людей в толпе: они постепен­но утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы урав­ниваясь.

· Некритичностьмышления и легкая переключаемость внимания.Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества по сравнению с составляющими ее индивидами, взяты­ми вне толпы.

· Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно не­произвольно искажая, трансформируя воспринятую информа­цию, то есть порождая слухи.

· Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать неверо­ятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.

· Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилиза­ция всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может про­явить такие физические и психологические качества, которые ста­новятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.

· Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными, каждодневными условиями человек часто проявля­ет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что то-то и то-то было совершено им).

Массовые явления в больших диффузных группах.

Большая диффузная группа— это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.

Примерами большой диффузной группы являются жители того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т. п.), постоянные зрители каких-то конкретных теле- или радиопередач (например, зрители телеигры «Поле чудес»), постоянные читатели периодических изданий, спортивные болельщики конкрет­ной команды и т.д.

Паника - стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведен­ческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуж­дении от бесконтрольного чувства страха.

Наиболее важными характеристиками паники являются следующие:

Ø Возникает в группах большой численности;

Ø вызывается чувством бесконтрольного (неуправляе­мого) страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;

Ø стихийно возникающее, неорга­низованное состояние и поведение людей;

Ø для людей в паническом состоянии характерна так называ­емая поведенческая неопределенность

Наши рекомендации