Межличностная аттракция, ее факторы и механизмы
Аттракция – ( от фр.- притяжение, привлечение, тяготение) рассматривают как – процесс взаимного тяготения людей друг к другу; формирования привлекательности одного человека для другого; механизм формирования привязанностей, дружеских чувств, симпатий, любви;
Факторы межличностной аттракции.
1. Пространственная близость. Нас привлекают те, кто рядом – многие исследования показали, что простое физическое присутствие рядом другого индивида увеличивает вероятность возникновения дружбы.
Существует несколько причин, почему пространственная близость приводит к взаимному притяжению.
1) во-первых, если человек рядом, для развития дружбы с ним попросту меньше препятствий (легче постучаться в соседнюю дверь, чем подниматься по лестнице, чтобы встретить человека);
2) во-вторых, регулярно бывая в обществе какого-то человека, мы получаем больше информации о нем, можем выяснить, есть ли у нас общие интересы, совпадает ли наше отношение к миру;
3) в-третьих, пространственная близость может привести к взаимному притяжению посредством эффекта простой экспозиции.Чем чаще люди оказываются рядом с другим, тем больше этот другой становился для него привлекательнее.
2. Сходство установок. Люди, разделяющие наше мнение по тому или иному вопросу, дают нам возможность чувствовать себя правыми, а это служит нам своеобразным вознаграждением, а поэтому нам и нравятся люди, которые с нами согласны. И напротив, мы стараемся держаться дальше от тех, кто не разделяет наших мнений и убеждений, т.к. в данном случаеесли человек не согласен с нами, то возникает вероятность, что мы не правы, а это своеобразное наказание.
3.Похвала и оказанная услуга. Многие эксперименты показали, что нам гораздо больше нравятся люди, оценивающие нас позитивно,чем люди, которые относятся к нам отрицательно. Однако этот механизм не всегда работает. Если похвалы слишком расточительны, или если они кажутся незаслуженными, или хвалящий извлекает выгоду из «втирания в доверие», то этот человек не вызывает симпатии.
Точно так же нам нравятся люди, оказывающие нам какие-либо услуги. Однако, люди не любят получать подарки, если за ними что-то стоит, если они предполагают какие-то ответные дары; более того, людям не нравится принимать услуги тех, кто извлекает из оказания их какую-то пользу для себя.
4. Индивидуальные свойства человека. Выделяют три важнейшие индивидуальные характеристики, определяющие аттракцию: компетентность, физическую привлекательность и самооценка.
Компетентность -чем более компетентен человек, тем больше он должен нам нравиться. Однако, хотя высокий уровень компетентности повышает привлекательность, еще более привлекательным станет человек, если появится какое-то доказательство того, что и он способен на ошибку. Данный феномен был назван эффектом «посадки в лужу».
Физическая привлекательность.Исследованиядемонстрирует, что именно физическая привлекательность является главным фактором межличностной аттракции.
Физическая привлекательность вызывает романтическое влечение посредством положительного стереотипа: если человек красив, мы склонны автоматически наделять его множеством других положительных черт. Привлекательные люди считаются менее скромными, однако более сексуальными и светскими, чем непривлекательные, а также более общительными, авторитарными (более уверенными в себе) и более душевно здоровыми ( то есть счастливыми и эмоционально устойчивыми). Такие стереотипы не безосновательны. С раннего детского возраста мы учимся тому, что с добродетелью ассоциируется определенный эталон красоты.Например,фильмы и детские сказки.
Отношение к нам и самооценка. В работах многих исследователей показано: когда другие испытывают к нам симпатию, мы также склонны испытывать ее по отношению к ним. Эксперименты показывают, что испытуемые, считавшие, что они вызывают симпатию партнеров, действительно вызвали их симпатию, в то время как испытуемые, полагавшие, что они не вызывают симпатию партнеров, как раз и не вызвали их симпатию. Таким образом, Они вели себя «зеркально».
Неуверенный в себе человек с симпатией отнесется к любому, кто проявит к нему интерес, а уверенный в себе человек окажется более разборчивым. Более того, неуверенный человек будет даже искать менее привлекательного партнера с целью уменьшить вероятность оказаться отвергнутым.
21. Конфликты в малой группе
Конфликт ( от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъектов взаимодействия.
Конфликт– вид отношений – межличностных, личности и группы, межгрупповых, - в основе которых лежит объективное противоречие целей, интересов, мнений участников. На психологическом уровне это противоречие проявляется в сильных негативных переживаниях участников по отношению к ситуации, оппонентам и самим себе.
Противоречие, которое лежит в основе конфликта, порождает «объективную конфликтную ситуацию», которая имеет свою обязательную структуру, это стороны конфликта и его объект.
Сторона конфликта - это конкретные люди и их цели. Эти цели близки в рамках одной стороны и находятся в противоречии с целями оппонентов – тех, кто составляет другую сторону.
Объект конфликта– это реальный или идеальный предмет, к обладанию которым стремятся все участники данного взаимодействия. Этот объект обладает двумя «неприятными» свойствами, которые и превращают его в эпицентр разногласий:
Ø Он неделим, и по убеждению оппонентов может принадлежать только одной стороне весь целиком;
Ø И он обладает разной степенью доступности для участников. Каждый пытается всеми доступными средствами сделать его более доступным для себя и менее доступным для другого.
Если взаимодействие имеет такую структуру (2 стороны и объект), оно имеет много шансов превратиться в настоящий психологический конфликт.
Это становится возможным, если объективное противоречие пройдет стадии идентификации и формирования субъективного образа конфликта.
1 стадия. Нахождение лиц, препятствующих достижению цели.
2 стадия. Формирование у оппонентов образа конфликтной ситуации. Субъективный образ конфликтной ситуации включает:
Ø Представление о себе в конфликте (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях);
Ø Представления участников конфликта о противоположной стороне, оппонентах (об их потребностях, возможностях, ценностях и целях);
Ø Представление конфликтующих сторон о ситуации, в рамках которой развивается конфликтное взаимодействие.
В конфликте люди взаимодействуют не друг с другом и не в реальном контексте. Их поведение опосредовано образами конфликтной ситуации, которые могут более или менее совпадать с некоторой объективной реальностью.
Стадии развития конфликта.
Конфликт проходит 4 последовательные стадии развития:
1. Возникновения объективной конфликтной ситуации. Это стадия потенциального конфликта. Однако в деловых и м/л отношениях существует его реальный зародыш.
2. Возникают инциденты.Это различные события, которые демонстрируют участникам взаимодействия существование некоторой проблемы: не поняли друг друга, не разобрались, не поделили. Возникают напряженность, размолвки, ссоры. Именно на этой стадии начинает формироваться образ конфликта.
3.Стадия конфликтных действий – центральная. На этой стадии отношения оппонентов бурно развиваются, что приводит к изменению практически во всех структурных звеньях конфликтной ситуации, меняет самих участников, их позиции, объект и ситуацию вокруг конфликта. Объект конфликта разрастается и охватывает все зоны отношений, объективно не противоречивые.
4. Стадия исхода.Существует две большие возможности решения конфликта: создание условий, не допускающих дальнейших инцидентов, и разрешение самого объективного противоречия.
Снятие инцидента. Этого можно достичь следующими способами:
-Обеспечение выигрыша одной из сторон. В этом случае конфликт решается полностью, если проигравшая сторона приняла свое поражение, что встречается очень редко. Победа одной стороны – временное состояние, до ближайшего серьезного инцидента.
- Снятие конфликта с помощью лжи.Люди в этом случае действуют по принципу: «нет инцидента – нет конфликта». Это заблуждение. Отношения, содержащие в своей основе объективное противоречие, подтачиваются изнутри личность каждого участника (например, детская тревожность), исподволь разрушают сами отношения.
Изменение целевых установок хотя бы одним из участников. Когда одна из сторон в силу обстоятельств или в результате переговоров не желает обладать объектом конфликта.
Виды конфликтов.
По составу конфликтующих сторон:
¾ внутриличностный, который характеризуется борьбой примерно равных по силе мотивов, влечений, интересов личности;
¾ межличностный, характеризующийся тем, что действующие лица стремятся реализовать в своей жизнедеятельности взаимоисключающие цели;
межгрупповой, отличающийся тем, что конфликтующими сторонами выступают уже социальные группировка, преследующие несовместимые цели и препятствующие друг другу на пути их осуществления. Заметим, что межличностный и межгрупповой конфликты часто протекают и как внутриличностный, однако острота переживаний при этом обычно бывает ослабленной.
Функции конфликтов:
¾ стабилизирующая (укрепляются взаимоотношения, более ясно осознаются нормы и ценности совместной жизни и деятельности).
¾ активизирующая (взаимодействие становится более динамичным, что сказывается на темпах социально-экономического развития как в обществе, так и в пределах отдельно взятой организации).
¾ сигнализирующая (выявляются факторы неудовлетворенности существующим положением вещей).
¾ эмоционального отреагирования (открытое выражение своих мыслей и чувств позволяет людям получить эмоциональное облегчение).
¾ инновационная (конфликт - это средство содействия творческой инициативе).
¾ профилактическая (своевременный конфликт предотвращает
¾ разрушительное поведение).
Стратегии конфликтного поведения.
· Рациональное убеждение - использование фактов и логики для подтверждения своей позиции и убеждения оппонента.
· Давление - требование, приказы, угрозы.
· Апелляция к власти, санкции - использование взысканий и вознаграждений.
· Дружелюбное обращение, заискивание - создание у оппонента представления о наличие у него привлекательных качеств
· Коалиционная - просьба о поддержке, союзе.
· Заключение сделок - взаимный обмен благими обещаниями.
· Введение оппонента в состояние волнения, некоторой спутанности, управление его вниманием, создание эффекта неожиданности.
· Неотменяемые обязательства - одна из сторон осуществляет определенное действие до тех пор, пока ее условия не будут приняты.
· Соперничество - навязывание другой стороне предпочтительного для себя решения.
· Кооперирование - поиск решения, устраивающего все стороны.
· Уступки- понижение своих стремлений в результате чего исход конфликта становится менее приятным, чем хотелось бы.
· Избегание - уход из ситуации конфликта ( физический или психологический).
· Бездействие - нахождение в ситуации конфликта, но без всяких действий по его разрешению.
22.Психология больших социальных групп
Классификация больших групп.
В основу детальной классификации больших социальных групп принимаются разные признаки.
По времени существования разделяются длительно существующие (устойчивые) большие группы (классы, нации) и коротко существующие - аудитории, толпа, публика.
По характеру организованности - организованные группы (партии, союзы). Ряд больших групп возникает стихийно (толпа), другие организуются сознательно(партии, ассоциации).
Условные (половозрастные и профессиональные, национальные) и реальные группы - контактные (взаимодействий вступает тоже как существенный признак). К реальным, большим группам с короткими, но тесными контактами относятся митинги, собрания.
Большие группы могут быть открытыми и закрытыми. Членство в последних определяется внутренними установлениями групп.
Общие признаки большой социальной группы :
1. Существуют специфические регуляторы социального поведения – нравы, обычаи, традиции, образ жизни.
2. Существует специфический язык ( национальный или жаргон).
Структура психологии больших социальных групп включает :
1.Психический склад (нравы, обычаи, традиции, вкусы).
Эмоциональную сферу – потребности, интересы, настроения.
Стихийные группы - это кратковременные объединения большого числа лиц с различными интересами, но собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Разновидности – толпа, масса, публика.
Типичные жизненные ситуации, в которых легко образуются многочисленные скопления людей (толпы):
- стихийные бедствия (землетрясения, крупные наводнения, пожары),
- общественный транспорт и транспортные узлы (вокзалы, метро и т. д.),
- массовые зрелища (спортивные матчи, эстрадные концерты и т. п.),
- политические акции (митинги, демонстрации, политические выборы, забастовки и другие акции протеста),
- места массовых празднований и отдыха (стадионы, площади и улицы городов, помещения и площадки для крупных дискотек и т.д.) и др.
Основные признаки толпы.
Толпа -такое скопление людей, которое соответствует следующим признакам:
Ø многочисленность — как правило, это большая группа людей;
Ø высокая контактность;
Ø эмоциональная возбужденность
Ø неорганизованность (эти группы чаще всего образуются стихийно, изначально имеют слабую организованность, а при наличии организации могут легко терять ее;
Ø неустойчивость цели —общая для всех цель в этих группах, как правило, отсутствует или, при ее наличии слабо осознается большинством людей;
Виды толп.
Спасающиесятолпы поддаются некоторой организации. Люди сохраняют остаточную способность к произвольной регуляции своего поведения, что позволяет им быть более адекватными окружающей обстановке, а их поведение сохраняет элементы предсказуемости.
Панические толпы отличаются от спасающихся более высокой степенью угрозы для людей, в них нет никакой организации; поведение людей походит на механические, автоматически совершаемые действия, они характеризуются так называемым суженным сознанием, когда люди многое из окружающего не воспринимают и могут неадекватно себя вести.
Особым и довольно редко встречающимся видом толпы является стяжательская(мародерская) — это скопление чрезвычайно активно действующих и нацеленных на грабеж людей.
Толпы также могут быть демонстрирующими, т. е. выражающими свое отношение к каким-либо социальным событиям, действиям властей или в целом к условиям жизни.
Психологические особенности поведения человека в толпе.Поведение человека в толпе характеризуется следующими признаками:
· Снижение самоконтроля. У человека усиливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей.
· Деиндивидуализация поведения людей в толпе: они постепенно утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы уравниваясь.
· Некритичностьмышления и легкая переключаемость внимания.Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества по сравнению с составляющими ее индивидами, взятыми вне толпы.
· Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно непроизвольно искажая, трансформируя воспринятую информацию, то есть порождая слухи.
· Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать невероятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.
· Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилизация всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может проявить такие физические и психологические качества, которые становятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.
· Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными, каждодневными условиями человек часто проявляет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что то-то и то-то было совершено им).
Массовые явления в больших диффузных группах.
Большая диффузная группа— это многочисленная, но нечетко определенная по составу, высокодинамичная и низкоинтегрированная совокупность людей, лишь локально и опосредствованно связанных друг с другом.
Примерами большой диффузной группы являются жители того или иного поселения (поселка, района города, города в целом и т. п.), постоянные зрители каких-то конкретных теле- или радиопередач (например, зрители телеигры «Поле чудес»), постоянные читатели периодических изданий, спортивные болельщики конкретной команды и т.д.
Паника - стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведенческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуждении от бесконтрольного чувства страха.
Наиболее важными характеристиками паники являются следующие:
Ø Возникает в группах большой численности;
Ø вызывается чувством бесконтрольного (неуправляемого) страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;
Ø стихийно возникающее, неорганизованное состояние и поведение людей;
Ø для людей в паническом состоянии характерна так называемая поведенческая неопределенность