Общие требования к психодиагностическим методикам
Психодиагностический метод – исследовательский метод психологической науки. Основной особенностью психодиагностического метода является его измерительно-испытательная направленность, за счёт которой достигается количественная и качественная оценка изучаемого явления.
Стандартизированные методики включают в себя тесты и личностные опросники.
Нестандартизированные методики называются патопсихологическими. Заключение при использовании этих методик делается не по результату, а по содержательному анализу способа выполнения целого ряда заданий.
Стандартизация инструмента измерения, в основе которой лежит понятие нормы, поскольку индивидуальная оценка, например, успешность выполнения того или иного задания, может быть получена только путём сопоставления с результатами других обследуемых.
В настоящее время существует несколько классификаций психодиагностических методик.
1. Классификация, основанная на заданиях, которые предполагают правильный ответ: многие тесты на интеллект, тесты специальных способностей, некоторых личностных черт и др.
Задания относительно которых правильных ответов не существует (личностные опросники, например, тест Кетелла). Эти диагностические методики характеризуются частотой (и направленностью) того или иного ответа, но не его правильностью.
2. Психодиагностические методики разной речевой активности: вербальные и невербальные.
Первые опосредованы речевой активностью обследуемых. Составляющие эти методики задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языковой форме. Вторые включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций, само же выполнение задания опирается на невербальные способности – перцептивные, моторные.
3. По степени формализации метода:
1. Высокоформализованные (стандартные). К НИМ ОТНОСЯТ: тесты, личностные опросники, психофизиологические методики, анкетирование + возможно также проективные методики. Объективные тесты, личностные опросники, психодиагностические методики отличаются надёжностью и валидностью. Достоинства: возможность перепроверить результаты; большая экономичность этих методов; инструкция не изменяется; результаты мало зависят от квалификации психолога. Недостатки: жёсткая регламентированная процедура получения данных; все определено заранее, опора на количественные показатели; отсутствие доверительной обстановки.
2. Малоформализованные (нестандартные). К НИМ ОТНОСЯТСЯ: беседа, наблюдение, психологический анализ информации (биографический метод, контент-анализ, анализ продуктов деятельности). Характеристика: импровизация (свободный выбор способов проведения обследования, свободная ситуация (беседа, интервью, наблюдение), результативность полностью зависит от квалификации психолога. Достоинства: возможность глубоко вникнуть в ситуацию консультирования; гибкость и вариативность диагностической процедуры, неформальная обстановка, возможность многократно уточнять получаемые данные. Недостатки: трудоёмкость этих методов; нельзя провести групповое исследование, получить обработку данных другому лицу; результат зависит от квалификации диагноста; диагностические суждения очень субъективны.
Классификация психодиагностических методик:
Критерий | Наименование методики | Краткая характеристика | ||||||||||||||||||||||||||
1. По типу применяемых тестовых задач | Опросные | Используются вопросы, адресуемые испытуемым | ||||||||||||||||||||||||||
Утверждающие | Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться | |||||||||||||||||||||||||||
Продуктивные | Применяют собственную творч. продукцию испытуемых: вербальную, образную, материальную | |||||||||||||||||||||||||||
Действенные | Задание выполнить некоторый комплекс практических действий | |||||||||||||||||||||||||||
Физиологические | Психодиагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических реакций организма | |||||||||||||||||||||||||||
2. По адресату используемого тестового материала | сознательные | Апеллирующие к сознанию испытуемого | ||||||||||||||||||||||||||
бессознательные | Направленные на неосознаваемые реакции человека | |||||||||||||||||||||||||||
3. По форме предъявления испытуемым тестового материала | бланковые | Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок) | ||||||||||||||||||||||||||
технические | Тестовый материал в аудио-, видео или киноформе, или через иные технические устройства | |||||||||||||||||||||||||||
сенсорные | Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств | |||||||||||||||||||||||||||
4. По характеру данных, используемых для выводов о результатах психодиагностики | объективные | Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или
экспериментам | ||||||||||||||||||||||||||
субъективные | Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример – интроспекция) | |||||||||||||||||||||||||||
5. По наличию вметодике | Имеющие тестовые нормы | |||||||||||||||||||||||||||
тестовых норм | Не имеющие тестовых норм | |||||||||||||||||||||||||||
6. По внутренней структуре методики | Мономерные | Диагностируется и оценивается единственное качество | ||||||||||||||||||||||||||
Многомерные | Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких однотипных или разнотипных психологических качеств человека | |||||||||||||||||||||||||||
7. По типу анализа экспериментальных данных | качественный | Диагностируемое свойство описывается через известные научные понятия | ||||||||||||||||||||||||||
количественный | Диагностируемое свойство описывается через относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми | |||||||||||||||||||||||||||
8. По форме проведения | Индивидуальные; групповые |
В психологии существует 2 основных метода: