Эмпатия и идентификация как механизмы изменения ценностно-смысловых позиций в диалогическом общении Идентификация
Понятие идентификации имеет достаточно долгую историю своего существования в социальной психологии. Это, однако, не свидетельствует о высокой степени проработанности проблемы. Несмотря на многочисленные попытки осмысления данного феномена, на сегодняшний день не существует единой концепции идентификации, равно как четкого и однозначного определения рассматриваемого понятия. Разногласия исследователей по поводу смысловой наполненности термина привели к тому, что его содержание понимается очень многозначно и неопределенно.
Обратимся к понятию «идентификация», берущий название от средневекового латинского identifico (отождествляю), термин в социальной психологии традиционно обозначает процесс эмоционального и иного самоотождествления, установления связи личности с другим человеком, группой. Этимологически корень iden обозначает что-то, что достаточно долгий промежуток времени остается тем же. Обзор существующих исследований идентификации показал, что чаще всего она рассматривается как:
– эмоциональный феномен: уподобление (нередко неосознанное) значимому другому как образцу на основании эмоциональной связи с ним [1];
– феномен межличностных отношений в группе: сопоставление одного объекта с другим на основании какого-либо признака, в результате чего происходит установление сходства или различия; [17]
– один из механизмов познания и понимания людьми друг друга [17];
– как универсальный механизм понимания личности другого [15];
– механизм формирования смысловой сферы личности [8]
Как правило, исследователи идентификации в той или иной мере затрагивают эмоциональный, когнитивный и поведенческий аспекты данного явления. В то же время эти составляющие, традиционно выделяемые авторами при описании Я – концепции, в исследованиях идентификации не описываются как компоненты единого целого [12]. Идентификация рассматривается как механизм познания и понимания людьми друг друга.
Идентификация – это генетически исходное понятие при изучении процессов взаимопонимания, механизм феномена сопереживания» [1]. Б.Д. Парыгин подчеркивает глубинный характер рассматриваемого феномена и определяет идентификацию как основу взаимопонимания: «Если внешними проявлениями взаимопонимания являются способность к сочувствию и соучастию, к сопереживанию и симпатии, к согласию и согласованности в совместных действиях, то внутренней, глубинной основой всех этих явлений оказывается способность к взаимному уподоблению, к идентификации». Автор считает, что в возможности идентификации заложена и возможность самосознания индивидуальности, подчеркивая, что идентификация представляет собой процесс уподобления значимому другому, сопровождающийся усвоением его ценностей, взглядов, установок, специфических форм поведения.
ЭмпатияПонятие эмпатия получило распространение в первом десятилетии прошлого века. Липпс Т. в 1907 г. издал работу «Знание о чужом «Я'»», в которой склоняется к мысли: у человека имеется род знания, выражающийся в уверенности в том, что в определенных условиях воспринимаемые в другом человеке физические проявления и жизнь сознания связываются аналогично его собственным. Чувственное восприятие и распознавание чужого внутреннего состояния происходит в одном неразделимом акте. При восприятии чужого выражения субъект испытывает тенденцию воспроизвести его, у него актуализируются ощущения, соответствующие этому состоянию. Анализ всего многообразия формулировок демонстрирует несогласованность, прежде всего в соотношении аффективных и когнитивных компонентов. Авторы, отдающие предпочтение аффективному компоненту эмпатии, подчеркивают значение эмоционального отклика на состояние объекта. Эмпатия представляется им как пассивно-созерцательное отношение к переживаниям других людей, умение поставить себя на место другого, чувство, возникающее при виде реакции другого на фрустрирующую ситуацию, разделение эмоций другого [8]. Другие исследователи эмпатии, напротив, игнорируют наличие эмоционального компонента эмпатии и подчеркивают ее когнитивный характер. Эмпатия истолковывается ими как интуитивное познание психики другого, понимание с точки зрения невербалики, чувств, ощущений, эмоций, понимание внутреннего мира другого человека, важнейший фактор познания другого человека [2]. В работах отечественных авторов, посвященных проблеме эмпатии, все чаще можно встретить сочетания когнитивного и аффективного компонентов:
– сложное психологическое образование, в котором переплетены познавательные и эмоциональные процессы. Способность человека понимать переживания других людей и, приобщаясь к их эмоциональной жизни, сопереживать [2].
Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания.
Эмпатия включает в себя не только оценку другого, но и сопереживание – своеобразный непроизвольный эмоциональный эксперимент, обеспечивающий лучшее понимание другого. Эмпатия – это способность понимать и проникать в мир другого человека, а также передать ему это понимание.