Основные элементы конфликтологической экспертизы
Цельконфликтологической экспертизы - обобщенная оценка ситуации разнообразных столкновений индивидуальных и групповых субъектов взаимодействия, а также их последствий. К ряду столкновений следует относить несоответствия мнений, суждений, взглядов, позиций, интересов, ценностей, потребностей, мотивов, целей и др..
Предметконфликтологической экспертизы - закономерности и особенности протекания, а также структуры психической деятельности, обусловливающие конфликты разного уровня.
Конфликтологическая экспертиза целесообразна, когда субъекты и участники конфликта не способны самостоятельно справиться со сложившейся ситуацией или имеется необходимость отследить динамику конфликта для его более эффективного разрешения. Крайняя необходимость в её проведении связана с двумя случаями:
· субъекты (люди или группы) имеют разногласия неразрешимые стандартными средствами;
· психологическая или экономическая цена принимаемого решения крайне высока для человеческой судьбы или жизнедеятельности социальной структуры.
Субъектами конфликтологической экспертизы являются эксперт, заказчик и клиент.
Эксперт [лат. еxpertus - опытный] – это специалист в области науки, техники, искусства и т.д., приглашаемыый для экспертизы, т.е. для исследования и разрешения вопроса, требующего специальных знаний [62, с.333].
Анализ деятельности эксперта базируется на представлениях о двух типах знаний [69]. Декларативные знания связаны с описанием фактов, изложением теорий и наблюдений. Примером реализации подобных знаний выступают учебники, научные монографии. Процедуральные знания реализуются в умениях и навыках человека. Субъект овладевает процедуральными знаниями, когда он не только знает теорию, но и умеет применять её на практике. Исходя из этого, экспертом следует считать человека в совершенстве овладевшего процедуральными знаниями в какой-либо области. Западные специалисты считают, что путь от новичка в определенной профессиональной области до эксперта, находящегося на вершине профессионального мастерства, требует не менее 10 лет интенсивной практики, причем этот отрезок времени является примерно одинаковым для разных профессиональных сфер: медицины, геологии, музыки, спорта и др. (Ericsson K. A., Lehnmann A. C., 1996).
Процесс становления эксперта имеет свои особенности: значительно увеличивается объем знаний, которыми обладает человек, меняется их структура и способы мышления. Установлены значительные различия в стратегии поиска решений новичками и экспертами (Patel V. L., Ramoni M. F., 1997). Для первых характерна стратегия “обратного вывода” (backward reasoning): они перебирают все возможные варианты решения, одновременно осуществляя поиск аргументов в пользу каждого из них; им требуется значительное время, а полученное решение часто ошибочно. Эксперты отличаются непосредственным переходом от описания задачи к её решению без перебора многочисленных вариантов, что характеризуется быстротой решения задачи и малым числом ошибок. Подобная стратегия названа “прямым выводом” (forward reasoning). Обычно эксперты могут сформулировать решающие правила, адекватно описывающие их стратегию принятия решений, лишь для наиболее простых и очевидных случаев. Невербализуемость стратегий принятия решений экспертом даёт основания полагать, что значительная часть его навыков находится на подсознательном уровне (Kihlstrom J. F., 1987).
Выделяют 2 типа подсознательных (implicit - неявных) навыков. Навыки 1 типа первоначально имеют явное декларативное представление, но в результате продолжительной интенсивной практики их применение становится автоматическим, не требующим сосредоточения, внимания и размышлений. Навыки 2 типа даже изначально не могут быть представлены в явном, декларативном виде. Их формирование возможно только в результате практики, которая является составной частью процесса неявного обучения.
Неявное обучение – направление в когнитивной психологии(Reber A. S.,1967; Berry D.S., Broadbent D.E.,1984; Lewicki P., Czezewska M., Hoffman H.,1987). Первыми работами в этом направлении были исследования А. Ребер по искусственной грамматике. Они показали, что люди способны подсознательно обнаруживать информацию о связях между признаками и событиями во внешнем мире. Знания, возникающие в результате неявного обучения, остаются подсознательными и не вербализуются. Экспериментально установлено, что при неявном обучении человеческая система переработки информации способна усваивать сложные зависимости, при этом она действует быстрее и “умнее”, чем при явном обучении (Lewicki P., Czezewska M., Hoffman H.,1987). Неявное обучение относится к двум категориям процедуральной памяти: умению (skill) и навыкам (habits).
Появление и совершенствование подсознательных навыков происходит в процессе интенсивной практики и зависит от её продолжительности. Личные способности следует учитывать, но закон “10 лет практики” выступает как универсальный.
В настоящее время актуализируется проблема сокращения временных рамок подготовки экспертов. О.И. Ларичев и Е.В. Нарыжный решили задачу существенного уменьшения времени, затрачиваемого на формирование эксперта, путем разработки принципиально новой компьютерной среды для обучения диагностическим навыкам в одной из областей медицины [69]. Для конфликтологической экспертизы компьютерные версии подготовки экспертов в настоящее время не разработаны, однако значимость проблемы подготовки специалистов-конфликтологов, способных экспертировать различные социальные ситуации, осознается на разных уровнях.
Итак, эксперт должен иметь опыт разрешения конфликтных ситуаций. Вместе с тем важно, чтобы он обладал профессиональной интуицией и компетентностью. Требования опыта и компетентности предполагают технико-методическую оснащенность эксперта, но от него ждут не столько применения верифицированных, валидных методик, сколько мудрых суждений, неординарных выводов и творческих озарений. В таком переносе акцента с исследовательского инструментария на самого исследователя состоит отличие экспертных исследований от фундаментальных и прикладных.
Заказчик – юридическое или физическое лицо, первично формулирующее проблему и указывающее специалисту границы экспертирования в виде заказа. В связи с этим последний – первичная информация о конфликтной ситуации, с которой сталкивается эксперт. Для него заказ – реальность, составляющая объект изучения.
Клиенты – лица, включенные в экспертируемую конфликтную ситуацию.
Экспертное заключение –это отчет, который оформляется экспертом в итоге оценки конфликтной ситуации. Он имеет определенную структуру, включающую следующие компоненты:
· общая характеристика проблемной ситуации до начала проведения экспертизы;
· формулировка проблемы заказчиком и постановка цели конфликтологической экспертизы;
· краткое теоретическое введение, связанное с конфликтными ситуациями данного вида;
· состав коллектива экспертов;
· полный перечень источников информации, включая материалы других экспертиз;
· экспертные оценки;
· экспертные рекомендации.
Главное требование к отчету – убедительность, реализуется варьированием реальными фактами, их системным целостным видением и подробным анализом.
Методика деятельности эксперта простраивается в зависимости от конкретной конфликтной ситуации, поэтому в целом его работа характеризуется низким уровнем алгоритмизации. Учитывая этот факт, этапы конфликтологической экспертизы можно выделить лишь условно.
На первом этапе осуществляется включение эксперта в ситуацию. Он изучает социальный заказ, а при необходимости корректирует и преобразовывает его. Важные проблемы этого этапа – определить объективность полученного заказа соответствующему социальному контексту, соотнести намерения заказчика с нравственными понятиями и профессиональной этикой. В ходе предварительного зондажа эксперт получает первичную информацию о конфликтной ситуации и клиентах методом индивидуальной и групповой беседы, методом наблюдения и методом анализа документов.
Главное методическое оснащение эксперта, необходимое для сбора основной информации, – его коммуникативные умения. Они включают умение слушать, внимание к собеседнику и эмпатию.
Респондентов, с которыми сталкивается эксперт, условно можно разделить на две группы. Респонденты, непосредственно включенные в ситуацию (“включенные эксперты”), имеют претензию на объективное освещение дел, наблюдающие за ней (“окружающие”), предрасположены к спонтанному личному самоотчету. Профессиональный интервьюер имеет диалогическую установку, раскрывающую собеседника: он не навязывает ему стиль высказываний и не мешает его стихийному самоотчету, который крайне важен для эксперта, поскольку первоначально выступает основой информации о конфликтной реальности и базовой гипотезы, а в перспективе – основой для наиболее фундаментального экспертного резюме.
В работе с респондентами эксперт может столкнуться с их амбивалентным отношением к конфликтной ситуации: желание выговориться, отреагировать, с одной стороны, и настороженность, отчужденность – с другой. Следует учитывать, что оценки проявлений конфликтности могут различаться на уровнях администрация – сотрудники, субъекты конфликта - участники конфликта.
По итогам этого этапа составляется аналитическая записка, в которой описываются реальные обстоятельства, делаются предварительные выводы и прогноз динамики конфликта, предлагается методический инструментарий для более глубокого изучения сложившейся конфликтной ситуации.
На втором этапе проверяются гипотезы экспертов относительно причинно-следственных связей конфликтной ситуации путем использования стандартизированных методических процедур. Этот этап целесообразен, если необходимо провести более основательный анализ конфликтной ситуации.
Для более глубокого анализа конфликтных обстоятельств, необходимо получить представление о социально-психологической ситуации в организации. Рекомендуемые методики для этой процедуры предложены в главе 14. Обратить внимание целесообразно на следующие показатели:
§ Уровень группового развития.
§ Особенности руководства в организации.
Знания о восприятии руководителя коллективом можно получить, используя стандартизированные методики и экспертные процедуры. Хорошо зарекомендовал себя анализ свободных описаний как метод оценки личности руководителя [114]. Ограничения в его применении связаны с необходимостью привлекать в качестве респондентов лиц с достаточно высоким уровнем образования и опытом работы: не все субъекты информации могут самостоятельно описать проблему.
§ Социально-психологический климат.
§ Уровень сплоченности.
§ Эффективность деятельности в организации.
А.А. Вахин и К.А. Кравцова сформулировали основные требования к методикам изучения конфликтов в организации:
· объективность полученных данных,
· подход к каждой организации как уникальной,
· возможность быстро и единовременно получить максимально возможный объем информации,
· анонимность,
· гибкость (возможность реконструировать методику под конкретную задачу) [15, с.362].
Третий этап посвящен оформлению экспертного заключения.
Важное условие успешной работы эксперта – готовность субъектов к конфликтологической экспертизе, выражающаяся в культуре суждений о сложившихся конфликтных обстоятельствах. Готовность проявляется в двух установках:
1)выслушать выводы эксперта и принять его рекомендации на вооружение;
2)содействовать работе эксперта, предоставляя ему необходимую информацию.
В процессе конфликтологической экспертизы необходимо следить за сообщениями о её целях и ходе, поступающими по различным каналам массовой информации, чтобы вовремя отреагировать на некорректные толкования. Результаты работы можно огласить в условиях пресс-конференции с приглашением всех желающих, если это не противоречит изначальной договоренности с заказчиком и не является этическим нарушением.
Конфликтологическая экспертиза не эквивалентна принятию решения субъектом, наделенным официальными полномочиями. Функция экспертизы состоит в предоставлении лицам, принимающим решения, полную картину конфликтной ситуации. Принимая решение, официальное лицо имеет основания учитывать или отвергать выводы эксперта. В том и другом случае он берёт полностью ответственность на себя.