Телесно-ориентированный подход
Его основателем является В.Райх. Подход базируется на убеждении, что между телесным (состоянием мышечной системы и внутренней среды организма человека) и психологическим состоянием существует прямая причинно-следственная связь. Хроническое напряжение в той или иной группе мышц создает так называемый мышечный панцирь, который можно считать универсальным эквивалентом подавления эмоций. «Мышечный панцирь» становится основой формирования «брони характера», что созда-ет благоприятную почву для развития невротического характера.
Панина
По Райху, в «мышечном панцире» можно выделить семь основных защитных сегментов, образующих ряд из семи колец, которые в горизонтальной плоскости пересекают тело. Они располагаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза (это вызывает устойчивые ассоциации с семью чакрами йоги).
Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: ра бота над структурой тела (техника Александера, метод Фельден крайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация, во сточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).
Методы групповой работы НЛП
Под нейролингвистическим программированием (его авторы — Р. Бэндлер и Д.Гриндер) понимается процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуникации путем выделения структуры процесса.
НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и ис пользует методы, применяемые лучшими психотерапевтами веек направлений. Нейролингвистическое программирование — действенный инструмент, который можно эффективно использовать в образовании.
Как отмечают Бэндлер и Гриндер, множество школьников не успевают именно потому, что имеет место несовпадение первичных репрезентативных систем у ученика и учителя. Если ни тот, ни другой не являются достаточно гибкими, чтобы приспособиться, обучения не происходит. Учитель, владеющий методами НЛП, оказывается обладателем широкого диапазона стратегий поведения, позволяющих ему проявить максимальную гибкость в процессах коммуникации с учениками. По нашему мнению, это указывает на высокий уровень развития профессионального самосознания, и прежде всего в его поведенческом аспекте.
Медитативные техники
Используются при обучении физической и чувственной релаксации, умению избавляться от излишнего психического напряже ния и стрессовых состояний, освоении способов саморегуляции
Упражнения и приемы, характерные для той или иной психологической школы тренинга, являются не более чем инструментом, результат применения которого зависит не столько от качества этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним работающего.
В зависимости от приоритетных целей тренинг может использоваться в обучении взрослых в различных вариантах.
1. Тренинг как тренировка, в результате которой происходят
формирование и отработка умений и навыков эффективного по
ведения.
2. Тренинг как форма активного обучения, целью которого явля-
ется прежде всего передача знаний, а также развитие некоторый
умений и навыков.
3. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска ими способов решения собственных психологических проблем.
6.3. Подготовка и проведение тренинга
Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы, как, впрочем, и при других формах групповых занятий (деловая игра, «круглый стол» или семинар-дискуссия и т.д.).
Подготовка включает в себя:
1) работу над планом-сценарием тренинга;
2) работу со слушателями по их настрою на активное участие в
решении проблемы, выносимой на тренинг (это обычно делается
посредством заблаговременно вручаемых им вопросов-проблем по
изучаемой теме);
3) самоподготовку преподавателя (он продумывает свое пове
дение на тренинге: как ставить вопросы, как реагировать на отве
ты или реплики, на спорные ситуации; драматизировать ситуа
цию спора или соглашаться с одной из спорящих сторон; выска
зываться самому или требовать высказывания вариантов решения
от участников группы; как реагировать на явно неверные реше
ния; как и когда делать обобщающие выводы и т.д.);
4) распределение ролей между участниками, хотя роли могут
получить не все, а большинство окажутся в роли как бы сторон
них наблюдателей и невольных критиков, и в этом качестве будут
принимать самое деятельное участие в тренинге;
5) подготовку помещения, необходимых материалов (бейджи-
ки, таблички, маркеры, скотч, бумага для индивидуальных и груп
повых упражнений и т.п.).
Количественный состав тренинговых групп. Среди специалистов нет единства мнений по поводу количественного состава тренинговых групп. Однако разнообразные позиции можно примирить, если учесть, что состав и структура группы зависят от ее цели. Так, по-видимому, тренинги, акцентированные прежде всего на обучение, могут допускать большее число участников, чем тренинги, Целью которых в первую очередь является личностное развитие. Общепринятой считается точка зрения, согласно которой мини-Щм участников тренинговой группы составляет 4 человека. Верхний предел обычно не называется. Известны многие тренинги, Проводимые с 50 и большим числом участников. В таких случаях Идущий, как правило, использует помощь нескольких ассистентов.
Проведение тренинга
В проведении тренинга со взрослыми можно придерживаться следующей схемы:
- приветствие;
- опрос о самочувствии (участники сразу погружаются в ат
мосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и фи
зическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по от
ношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах,
увиденных накануне);
- предложение ведущим темы занятия (иногда она может оп
ределяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а
формулироваться в результате запросов, высказанных участника
ми группы во время предыдущего этапа);
- притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным
эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности
задает некоторую программу подсознанию участников);
- разминочные упражнения;
- основная часть (в ней упражнения пассивного характера пе
ремежаются с подвижными играми — и те и другие почти всегда
заканчиваются обсуждением и рефлексией);
- подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу
о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной рабо
ты, пожелания и предложения ведущему);
- резюмирование ведущего (по необходимости), часто — в фор
ме притчи;
- прощание.
В самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные правила работы в группе. Практически те или иные нормы начинают действовать в тренин-говой группе с первого мгновения ее функционирования. Как показывает опыт, целесообразно сразу предложить участникам некоторые правила, обязательные для соблюдения в группе. Назовем те, которые характерны для подавляющего большинства тре-нинговых групп.
1. Активность. Поскольку тренинг относится к интерактивным
методам обучения и развития, такая норма, как активное участие
всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Боль
шинство упражнений подразумевает включение всех участников.
Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или
подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все
участники имеют безусловное право высказаться по завершении
упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны
отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.
2. Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть
сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и реф
лексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осу
ществляться через высказывание собственных возникающих чувств
и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «МЫ
считаем...», «У нас мнение другое...» и т.п., перекладывающие ответственность за свои собственные чувства и мысли на аморфное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «Я чувствую...», «Мне кажется...». Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга — научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько несхожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.
3. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тре
нинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были про
цессы, происходящие в группе в конкретный момент, чувства
и мысли, появляющиеся в этот момент. Кроме специально ого
воренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в буду
щее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глу
бокой рефлексии участников, помогает сосредоточивать вни
мание на себе, своих мыслях и чувствах, развивает навыки са
моанализа.
4. Искренность и открытость. Чем более откровенными будут
рассказы о том, что действительно волнует и интересует участни
ков, чем более искренним будет изъявление чувств, тем более
успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С.Джурард,
раскрытие своего «Я» другому человеку есть признак сильной и
здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого, но
позволяет стать самим собой. Искренность и открытость способ
ствуют получению и предоставлению другим честной обратной
связи, т. е. той информации, которая так важна для каждого участ
ника и которая запускает механизмы не только самосознания, но
и межличностного взаимодействия в группе.
5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относи
тельно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
Это естественное этическое требование, которое является усло
вием создания атмосферы психологической безопасности и само
раскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и
конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны ис
пользоваться вне группы — в профессиональной деятельности,
учебе, повседневной жизни, при общении с родными и близки
ми, в целях саморазвития.
Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Ко всем участникам и ведущим независимо от возраста и социального статуса рекомендуется обращаться на «ты». Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на «ты» достаточно трудно воспринимается на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.
Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя» — то имя, которое все остальные участники обязаны будут использовать, чтобы обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.
Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия и носящие игровой характер, позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренинговой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в других группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.
При проведении тренингового занятия используются разнообразные конкретные упражнения, приемы и техники (групповая дискуссия, игровые методы, методы, направленные на развитие социальной перцепции, методы телесно-ориентированной психотерапии, медитативные техники), однако специалисты выделяют несколько базовых методов тренинга. К ним традиционно относят такие интерактивные методы, как групповая дискуссия и ситуационно-ролевые игры [7, 40, 71, 90].
Групповая дискуссия в тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (а возможно, изменить) мнения, позиции и установки участников группы в процессе непосредственного общения.
Для дискуссионного метода характерно приобщение участников к интерактивному взаимодействию, демократическому образу поведения, обучение психотерапевтической разрядке групповой напряженности, стимулирование глубинных ассоциаций, анализ конкретных ситуаций нравственного выбора, позволяющий диагностировать новое качество ценностных характеристик обучаемых взрослых.
В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежуточных, целей, например, актуализация и разрешение скрытых конфликтов, устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою ком-
петентность и тем самым удовлетворить потребность в признании и уважении.
Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые втренинге, можно по разным основаниям.
Например, выделяют структурированные дискуссии, в которых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламентируется порядок проведения (формы, организованные по принципу «мозговой атаки»), и неструктурированные дискуссии, в которых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, а время проведения формально не ограничивается.
Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н.В.Семилет предлагает рассматривать:
тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;
биографические, ориентированные на прошлый опыт;
интеракционные, материалом которых служат структура и содержание взаимоотношений между участниками группы.
Дискуссионные методы применяются при разборе разнообразных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличностного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлениях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иногда и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализа).
Дискуссия как метод тренинга специфична. Очень важно не допустить ее превращения в конфликт мнений, жесткую полемику. Поэтому организатор должен уметь проводить свою линию, выслушивать каждого участника и демонстрировать уважение ко всем точкам зрения.
Игровые методы ведения тренингов включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятель-ностные, имитационные, деловые игры. Игра может использоваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. Применение игровых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрезвычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологической защиты».
Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, усваиваются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для
самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов человека, проявления искренности и открытости, поскольку обеспечивает психологическую связь человека с его детством. Вследствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством не только для детей, но и для взрослых.
Часто ведущими во время тренинга используются различные ритуалы, которые выполняют функцию «якорей», закрепляющих положительные эмоции и впечатления участников. Механизм действия «якоря» базируется на рефлекторно-ассоциативных связях. С подачи ведущего каждый момент интенсивного всплеска положительных эмоций участников сопровождается выполнением какого-нибудь простого ритуала, например, победным выбросом вверх рук со сжатыми кулаками под команду ведущего «Виктория!». А когда этот «якорь» будет закреплен в сознании достаточно прочно, он может быть использован для привлечения позитивных эмоциональных ресурсов в тот момент тренинга, когда участники окажутся в психологически трудной, эмоционально отрицательной ситуации. Оживить «якорь» может неожиданная в эту минуту, но знакомая команда ведущего «Виктория!», под которую участники выбрасывают руки вверх и тем самым актуализируют позитивный потенциал для решения проблемы.
Одним из ритуалов могут стать аплодисменты, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упражнения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.
Для того чтобы проводимый тренинг был эффективным, целесообразно практиковать разнообразные интерактивные техники. Это способствует длительному сохранению внимания и работоспособности группы и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного использования нескольких моделей поведения. Для разных учебных целей может быть одинаково эффективен и метод моделирования, и метод кейсов с последующей дискуссией и оценкой, и ситуационно-ролевая игра [7, 55].
Выбор метода обучения зависит от следующих факторов:
- задачи и длительности программы обучения;
- уровня подготовленности участников;
- жизненного и профессионального опыта;
- доступных финансовых ресурсов;
- необходимого материально-технического оборудования и ос
нащения занятий;
- степени межличностного взаимодействия участников;
- прогнозируемой потенциальной активности участников;
- размера тренинговой группы.
Выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи программы и в течение какого периода времени результаты, достигнутые в ходе тренинга, будут сохраняться после его завершения.
После окончания тренинга всегда целесообразно провести анализ его результатов, т.е. оценить их соответствие планируемым намерениям и ожиданиям преподавателя.
Тренинг «Знакомство»
Примерные рекомендации
Межличностные отношения в группе слушателей системы повышения квалификации, воспринимаются не только как фон, но и как «инструмент» профессионального роста. Контакты, которые возникают между слушателями, могут помочь им разрешить профессионально значимые проблемы.
В психологии тренинговые занятия рассматриваются как формы научения сложным видам деятельности, например общению. Они позволяют моделировать эмоциональный опыт предотвращения усиления эмоционального напряжения от встречи с профессиональным партнером, в результате чего происходит овладение новым опытом межличностных взаимодействий.
Новый коллектив нуждается в организации группового взаимодействия, которая позволит успешнее преодолеть стереотипы, установить доверительные отношения между слушателями и сплотить группу.
Для организации тренинга знакомства необходимы следующие условия, без соблюдения которых он не даст результатов:
- открытость и искренность в осознании себя;
- доброжелательность, доверие друг к другу;
- толерантность по отношению к другим участникам тренинга;
- обязательное участие всех в течение всего занятия;
- все, что хочется сказать, говорим «здесь и теперь».
Для ведущего обязательными считаются: включенность в ситуацию инедирективный стиль управления.
Стратегия поведения ведущего выбирается, исходя из состава слушателей и цели тренинга: создание условий для лучшего и быстрого знакомства участников, освоение свободного (игрового) стиля общения, «запуск» процесса самораскрытия. На занятии ведущий сможет определить личностные особенности и способы реагирования, социально-психологические предпочтения, а также запросы и индивидуальные цели слушателей курсов.
Для некоторых упражнений понадобятся листы бумаги и английские булавки. Приготовьте их заранее. Существенным является послеигровой этап. Следует вовлечь каждого участника встречи в самоанализ, рефлексию того, что же с ним происходило во время занятия. Пусть каждый по очереди при доброжелательном отношении всех присутствующих попытается ответить на вопросы: «Как я себя чувствовал во время занятия?», «Вызвало ли какое-либо упражнение сопротивление?», «Удалось ли мне преодолеть это сопротивление, если оно было?», «Кто или что помогло мне снять напряжение?», «Стремился ли я оказывать кому-либо поддержку?», «Видел ли я окружающих во время встречи?» и т.д. Содержание игр-упражнений определит характер вопросов.
Описание упражнений
Для каждого этапа занятия описаны упражнения, из которых вы выбираете те, которые больше соответствуют вашим особенностям и особенностям группы.
I. Знакомство
Цель: знакомство членов группы между собой.
Все участники садятся в круг. Ведущий приветствует всех и приглашает к знакомству.
«Ласковое имя»
Каждому участнику предлагается назвать себя без отчества, просто по имени, чтобы это «ласкало сердце и ушко». Кроме того, участники договариваются о соблюдении одного правила: прежде чем назвать себя, необходимо повторить имена тех, кто уже представился. Ведущий называет себя последним, чтобы у него была возможность назвать ласково каждого из участников. Продолжительность: 5-10 мин.
«Имя-движение»
Участники группы по очереди произносят свои игровые имена, сопровождая их определенным движением рук или характерным для себя жестом. Затем вся группа хором называет имя участника и повторяет его жест. Продолжительность: 5-10 мин.
«Здравствуй»
Начинает один из участников и, обращаясь к соседу слева, с чувством удовлетворения от встречи с ним заканчивает фразу словом «здравствуй», выражая свое чувство и голосом, и улыбкой, и пожатием рук. Продолжительность: 5-10 мин.