Телесно-ориентированный подход

Его основателем является В.Райх. Подход базируется на убеж­дении, что между телесным (состоянием мышечной системы и внутренней среды организма человека) и психологическим состо­янием существует прямая причинно-следственная связь. Хрони­ческое напряжение в той или иной группе мышц создает так на­зываемый мышечный панцирь, который можно считать универ­сальным эквивалентом подавления эмоций. «Мышечный панцирь» становится основой формирования «брони характера», что созда-ет благоприятную почву для развития невротического характера.

Панина

Телесно-ориентированный подход - student2.ru По Райху, в «мышечном панцире» можно выделить семь ос­новных защитных сегментов, образующих ряд из семи колец, ко­торые в горизонтальной плоскости пересекают тело. Они распола­гаются в области глаз, рта, шеи, груди, диафрагмы, поясницы и таза (это вызывает устойчивые ассоциации с семью чакрами йоги).

Здесь выделяют три основные подгруппы приемов: ра бота над структурой тела (техника Александера, метод Фельден крайза), чувственное осознание и нервно-мышечная релаксация, во сточные методы (хатха-йога, тайчи, айкидо).

Методы групповой работы НЛП

Под нейролингвистическим программированием (его авторы — Р. Бэндлер и Д.Гриндер) понимается процесс моделирования внутреннего человеческого опыта и межличностной коммуника­ции путем выделения структуры процесса.

НЛП является синтезом успешных стратегий обучения и ис пользует методы, применяемые лучшими психотерапевтами веек направлений. Нейролингвистическое программирование — дей­ственный инструмент, который можно эффективно использовать в образовании.

Как отмечают Бэндлер и Гриндер, множество школьников не успевают именно потому, что имеет место несовпадение первич­ных репрезентативных систем у ученика и учителя. Если ни тот, ни другой не являются достаточно гибкими, чтобы приспособить­ся, обучения не происходит. Учитель, владеющий методами НЛП, оказывается обладателем широкого диапазона стратегий поведе­ния, позволяющих ему проявить максимальную гибкость в про­цессах коммуникации с учениками. По нашему мнению, это ука­зывает на высокий уровень развития профессионального самосоз­нания, и прежде всего в его поведенческом аспекте.

Медитативные техники

Используются при обучении физической и чувственной релак­сации, умению избавляться от излишнего психического напряже ния и стрессовых состояний, освоении способов саморегуляции

Упражнения и приемы, характерные для той или иной психо­логической школы тренинга, являются не более чем инструмен­том, результат применения которого зависит не столько от каче­ства этого инструмента, сколько от личности мастера, с ним ра­ботающего.

В зависимости от приоритетных целей тренинг может исполь­зоваться в обучении взрослых в различных вариантах.

1. Тренинг как тренировка, в результате которой происходят
формирование и отработка умений и навыков эффективного по
ведения.

2. Тренинг как форма активного обучения, целью которого явля-
ется прежде всего передача знаний, а также развитие некоторый
умений и навыков.

3. Тренинг как метод создания условий для самораскрытия участ­ников и самостоятельного поиска ими способов решения собствен­ных психологических проблем.

6.3. Подготовка и проведение тренинга

Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы, как, впрочем, и при других формах групповых занятий (деловая игра, «круглый стол» или семинар-дискуссия и т.д.).

Подготовка включает в себя:

1) работу над планом-сценарием тренинга;

2) работу со слушателями по их настрою на активное участие в
решении проблемы, выносимой на тренинг (это обычно делается
посредством заблаговременно вручаемых им вопросов-проблем по
изучаемой теме);

3) самоподготовку преподавателя (он продумывает свое пове­
дение на тренинге: как ставить вопросы, как реагировать на отве­
ты или реплики, на спорные ситуации; драматизировать ситуа­
цию спора или соглашаться с одной из спорящих сторон; выска­
зываться самому или требовать высказывания вариантов решения
от участников группы; как реагировать на явно неверные реше­
ния; как и когда делать обобщающие выводы и т.д.);

4) распределение ролей между участниками, хотя роли могут
получить не все, а большинство окажутся в роли как бы сторон­
них наблюдателей и невольных критиков, и в этом качестве будут
принимать самое деятельное участие в тренинге;

5) подготовку помещения, необходимых материалов (бейджи-
ки, таблички, маркеры, скотч, бумага для индивидуальных и груп­
повых упражнений и т.п.).

Количественный состав тренинговых групп. Среди специалистов нет единства мнений по поводу количественного состава тренин­говых групп. Однако разнообразные позиции можно примирить, если учесть, что состав и структура группы зависят от ее цели. Так, по-видимому, тренинги, акцентированные прежде всего на обуче­ние, могут допускать большее число участников, чем тренинги, Целью которых в первую очередь является личностное развитие. Общепринятой считается точка зрения, согласно которой мини-Щм участников тренинговой группы составляет 4 человека. Верх­ний предел обычно не называется. Известны многие тренинги, Проводимые с 50 и большим числом участников. В таких случаях Идущий, как правило, использует помощь нескольких ассистентов.

Проведение тренинга

В проведении тренинга со взрослыми можно придерживаться следующей схемы:

- Телесно-ориентированный подход - student2.ru приветствие;

- опрос о самочувствии (участники сразу погружаются в ат­
мосферу «здесь и теперь», рефлексируя свое эмоциональное и фи­
зическое состояние, сообщая о своих мыслях и ожиданиях по от­
ношению к предстоящему занятию, иногда рассказывая о снах,
увиденных накануне);

- предложение ведущим темы занятия (иногда она может оп­
ределяться не исходя из предварительных замыслов ведущего, а
формулироваться в результате запросов, высказанных участника­
ми группы во время предыдущего этапа);

- притча, рассказываемая ведущим (она служит своеобразным
эпиграфом к предстоящей работе и за счет своей метафоричности
задает некоторую программу подсознанию участников);

- разминочные упражнения;

- основная часть (в ней упражнения пассивного характера пе­
ремежаются с подвижными играми — и те и другие почти всегда
заканчиваются обсуждением и рефлексией);

- подведение итогов занятия (высказывания участников по кругу
о своем актуальном состоянии, осмысление проделанной рабо­
ты, пожелания и предложения ведущему);

- резюмирование ведущего (по необходимости), часто — в фор­
ме притчи;

- прощание.

В самом начале работы ведущий информирует участников тре­нинга о том, что они могут получить в результате обучения. После этого устанавливаются основные правила работы в группе. Практически те или иные нормы начинают действовать в тренин-говой группе с первого мгновения ее функционирования. Как по­казывает опыт, целесообразно сразу предложить участникам не­которые правила, обязательные для соблюдения в группе. Назо­вем те, которые характерны для подавляющего большинства тре-нинговых групп.

1. Активность. Поскольку тренинг относится к интерактивным
методам обучения и развития, такая норма, как активное участие
всех в происходящем на тренинге, является обязательной. Боль­
шинство упражнений подразумевает включение всех участников.
Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или
подразумевает индивидуальную работу в присутствии группы, все
участники имеют безусловное право высказаться по завершении
упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны
отсутствие даже на одной сессии и выход из группы.

2. Принцип «Я». Основное внимание участников должно быть
сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и реф­
лексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осу­
ществляться через высказывание собственных возникающих чувств
и переживаний. Запрещается использовать рассуждения типа: «МЫ

считаем...», «У нас мнение другое...» и т.п., перекладывающие ответственность за свои собственные чувства и мысли на аморф­ное «мы». Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «Я чувствую...», «Мне кажется...». Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга — научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискус­сии обнаруживают, насколько несхожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения на­званного правила.

3. «Здесь и теперь». Этот принцип ориентирует участников тре­
нинга на то, чтобы предметом их анализа постоянно были про­
цессы, происходящие в группе в конкретный момент, чувства
и мысли, появляющиеся в этот момент. Кроме специально ого­
воренных случаев запрещаются проекции в прошлое и в буду­
щее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глу­
бокой рефлексии участников, помогает сосредоточивать вни­
мание на себе, своих мыслях и чувствах, развивает навыки са­
моанализа.

4. Искренность и открытость. Чем более откровенными будут
рассказы о том, что действительно волнует и интересует участни­
ков, чем более искренним будет изъявление чувств, тем более
успешной будет работа группы в целом. Как отмечал С.Джурард,
раскрытие своего «Я» другому человеку есть признак сильной и
здоровой личности. Самораскрытие направлено на другого, но
позволяет стать самим собой. Искренность и открытость способ­
ствуют получению и предоставлению другим честной обратной
связи, т. е. той информации, которая так важна для каждого участ­
ника и которая запускает механизмы не только самосознания, но
и межличностного взаимодействия в группе.

5. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе относи­
тельно конкретных участников, должно остаться внутри группы.
Это естественное этическое требование, которое является усло­
вием создания атмосферы психологической безопасности и само­
раскрытия. Само собой разумеется, что психологические знания и
конкретные приемы, игры, психотехники могут и должны ис­
пользоваться вне группы — в профессиональной деятельности,
учебе, повседневной жизни, при общении с родными и близки­
ми, в целях саморазвития.

Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Ко всем участникам и ведущим независимо от возра­ста и социального статуса рекомендуется обращаться на «ты». Это позволяет создать дружескую и свободную обстановку в группе, хотя обращение на «ты» достаточно трудно воспринимается на первых порах вследствие привычки и определенной иерархично­сти отношений.

Телесно-ориентированный подход - student2.ru Телесно-ориентированный подход - student2.ru Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы «игровое имя» — то имя, которое все осталь­ные участники обязаны будут использовать, чтобы обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда в уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонажа или просто любое нравящееся имя.

Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия и носящие игровой характер, позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тре­нинговой группы создают особый психологический климат, час­то резко отличающийся от того, который имеется в других груп­пах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами следить за соблюдением групповых норм.

При проведении тренингового занятия используются разнооб­разные конкретные упражнения, приемы и техники (групповая дискуссия, игровые методы, методы, направленные на развитие социальной перцепции, методы телесно-ориентированной пси­хотерапии, медитативные техники), однако специалисты выде­ляют несколько базовых методов тренинга. К ним традици­онно относят такие интерактивные методы, как групповая дис­куссия и ситуационно-ролевые игры [7, 40, 71, 90].

Групповая дискуссия в тренинге — это совместное обсуждение какого-либо спорного вопроса, позволяющее прояснить (а воз­можно, изменить) мнения, позиции и установки участников груп­пы в процессе непосредственного общения.

Для дискуссионного метода характерно приобщение участни­ков к интерактивному взаимодействию, демократическому обра­зу поведения, обучение психотерапевтической разрядке группо­вой напряженности, стимулирование глубинных ассоциаций, ана­лиз конкретных ситуаций нравственного выбора, позволяющий диагностировать новое качество ценностных характеристик обу­чаемых взрослых.

В тренинге групповая дискуссия может быть использована как в целях предоставления участникам возможности увидеть проблему с разных сторон (это уточняет взаимные позиции, что уменьшает сопротивление восприятию новой информации от ведущего и других членов группы), так и в качестве способа групповой рефлексии через анализ индивидуальных переживаний (это усиливает сплоченность группы и одновременно облегчает самораскрытие участников). Между этими достаточно сильно различающимися целями имеется целый ряд других, промежу­точных, целей, например, актуализация и разрешение скры­тых конфликтов, устранение эмоциональной предвзятости в оценке позиции партнера путем открытых высказываний или предоставление возможности участникам проявить свою ком-

петентность и тем самым удовлетворить потребность в призна­нии и уважении.

Классифицировать формы групповой дискуссии, используемые втренинге, можно по разным основаниям.

Например, выделяют структурированные дискуссии, в кото­рых задается тема для обсуждения, а иногда и четко регламенти­руется порядок проведения (формы, организованные по принци­пу «мозговой атаки»), и неструктурированные дискуссии, в кото­рых ведущий пассивен, темы выбираются самими участниками, а время проведения формально не ограничивается.

Иногда формы дискуссий выделяют, опираясь на характер обсуждаемого материала. Так, Н.В.Семилет предлагает рассматривать:

тематические дискуссии, в которых обсуждаются значимые для всех участников тренинговой группы проблемы;

биографические, ориентированные на прошлый опыт;

интеракционные, материалом которых служат структура и со­держание взаимоотношений между участниками группы.

Дискуссионные методы применяются при разборе разнообраз­ных ситуаций из практики работы или жизни участников, при анализе предлагаемых ведущим сложных ситуаций межличност­ного взаимодействия и в других случаях. В некоторых направлени­ях тренингов групповая дискуссия становится главнейшим, а иног­да и единственным методом групповой работы (группы встреч К. Роджерса, групп-анализа).

Дискуссия как метод тренинга специфична. Очень важно не допустить ее превращения в конфликт мнений, жесткую полеми­ку. Поэтому организатор должен уметь проводить свою линию, выслушивать каждого участника и демонстрировать уважение ко всем точкам зрения.

Игровые методы ведения тренингов включают ситуационно-ролевые, дидактические, творческие, организационно-деятель-ностные, имитационные, деловые игры. Игра может использо­ваться и как психотерапевтический метод, что особенно ярко проявляется в гештальттерапии и психодраме. Применение игро­вых методов в тренинге, по мнению многих исследователей, чрез­вычайно продуктивно. На первой стадии групповой работы игры полезны как способ преодоления скованности и напряженности участников, как условие безболезненного снятия «психологиче­ской защиты».

Благодаря игре интенсифицируется процесс обучения, усва­иваются новые поведенческие навыки, обретаются казавшиеся недоступными ранее способы оптимального взаимодействия с другими людьми, тренируются и закрепляются вербальные и невербальные коммуникативные умения. Ведь игра, пожалуй, как никакой другой метод эффективна в создании условий для

Телесно-ориентированный подход - student2.ru Телесно-ориентированный подход - student2.ru Телесно-ориентированный подход - student2.ru самораскрытия, обнаружения творческих потенциалов челове­ка, проявления искренности и открытости, поскольку обеспе­чивает психологическую связь человека с его детством. Вслед­ствие этого игра становится мощным психотерапевтическим и психокоррекционным средством не только для детей, но и для взрослых.

Часто ведущими во время тренинга используются различные ритуалы, которые выполняют функцию «якорей», закрепляющих положительные эмоции и впечатления участников. Механизм дей­ствия «якоря» базируется на рефлекторно-ассоциативных свя­зях. С подачи ведущего каждый момент интенсивного всплеска положительных эмоций участников сопровождается выполнени­ем какого-нибудь простого ритуала, например, победным выб­росом вверх рук со сжатыми кулаками под команду ведущего «Виктория!». А когда этот «якорь» будет закреплен в сознании достаточно прочно, он может быть использован для привлече­ния позитивных эмоциональных ресурсов в тот момент тренин­га, когда участники окажутся в психологически трудной, эмо­ционально отрицательной ситуации. Оживить «якорь» может не­ожиданная в эту минуту, но знакомая команда ведущего «Вик­тория!», под которую участники выбрасывают руки вверх и тем самым актуализируют позитивный потенциал для решения про­блемы.

Одним из ритуалов могут стать аплодисменты, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выполнение упраж­нения, смелый поступок (например, заявление себя в качестве добровольца) или тонкое и остроумное высказывание.

Для того чтобы проводимый тренинг был эффективным, це­лесообразно практиковать разнообразные интерактивные техники. Это способствует длительному сохранению внимания и работо­способности группы и отражает реальные жизненные ситуации, в которых может возникнуть необходимость одновременного исполь­зования нескольких моделей поведения. Для разных учебных це­лей может быть одинаково эффективен и метод моделирования, и метод кейсов с последующей дискуссией и оценкой, и ситуаци­онно-ролевая игра [7, 55].

Выбор метода обучения зависит от следующих факторов:

- задачи и длительности программы обучения;

- уровня подготовленности участников;

- жизненного и профессионального опыта;

- доступных финансовых ресурсов;

- необходимого материально-технического оборудования и ос­
нащения занятий;

- степени межличностного взаимодействия участников;

- прогнозируемой потенциальной активности участников;

- размера тренинговой группы.

Выбранный метод в значительной степени влияет на то, каким образом будут решаться задачи программы и в течение какого периода времени результаты, достигнутые в ходе тренинга, будут сохраняться после его завершения.

После окончания тренинга всегда целесообразно провести ана­лиз его результатов, т.е. оценить их соответствие планируемым намерениям и ожиданиям преподавателя.

Тренинг «Знакомство»

Примерные рекомендации

Межличностные отношения в группе слушателей системы повышения квалификации, воспринимаются не только как фон, но и как «инструмент» профессионального роста. Контакты, которые возникают между слушате­лями, могут помочь им разрешить профессионально значимые проблемы.

В психологии тренинговые занятия рассматриваются как формы науче­ния сложным видам деятельности, например общению. Они позволяют мо­делировать эмоциональный опыт предотвращения усиления эмоциональ­ного напряжения от встречи с профессиональным партнером, в результате чего происходит овладение новым опытом межличностных взаимодействий.

Новый коллектив нуждается в организации группового взаимодействия, которая позволит успешнее преодолеть стереотипы, установить доверитель­ные отношения между слушателями и сплотить группу.

Для организации тренинга знакомства необходимы следующие усло­вия, без соблюдения которых он не даст результатов:

- открытость и искренность в осознании себя;

- доброжелательность, доверие друг к другу;

- толерантность по отношению к другим участникам тренинга;

- обязательное участие всех в течение всего занятия;

- все, что хочется сказать, говорим «здесь и теперь».

Для ведущего обязательными считаются: включенность в ситуацию инедирективный стиль управления.

Стратегия поведения ведущего выбирается, исходя из состава слуша­телей и цели тренинга: создание условий для лучшего и быстрого знаком­ства участников, освоение свободного (игрового) стиля общения, «запуск» процесса самораскрытия. На занятии ведущий сможет определить лич­ностные особенности и способы реагирования, социально-психологические предпочтения, а также запросы и индивидуальные цели слушателей курсов.

Для некоторых упражнений понадобятся листы бумаги и английские бу­лавки. Приготовьте их заранее. Существенным является послеигровой этап. Следует вовлечь каждого участника встречи в самоанализ, рефлек­сию того, что же с ним происходило во время занятия. Пусть каждый по очереди при доброжелательном отношении всех присутствующих попыта­ется ответить на вопросы: «Как я себя чувствовал во время занятия?», «Вы­звало ли какое-либо упражнение сопротивление?», «Удалось ли мне пре­одолеть это сопротивление, если оно было?», «Кто или что помогло мне снять напряжение?», «Стремился ли я оказывать кому-либо поддержку?», «Видел ли я окружающих во время встречи?» и т.д. Содержание игр-упраж­нений определит характер вопросов.

Телесно-ориентированный подход - student2.ru Телесно-ориентированный подход - student2.ru Описание упражнений

Для каждого этапа занятия описаны упражнения, из которых вы выбира­ете те, которые больше соответствуют вашим особенностям и особеннос­тям группы.

I. Знакомство

Цель: знакомство членов группы между собой.

Все участники садятся в круг. Ведущий приветствует всех и приглашает к знакомству.

«Ласковое имя»

Каждому участнику предлагается назвать себя без отчества, просто по имени, чтобы это «ласкало сердце и ушко». Кроме того, участники догова­риваются о соблюдении одного правила: прежде чем назвать себя, необхо­димо повторить имена тех, кто уже представился. Ведущий называет себя последним, чтобы у него была возможность назвать ласково каждого из участников. Продолжительность: 5-10 мин.

«Имя-движение»

Участники группы по очереди произносят свои игровые имена, сопро­вождая их определенным движением рук или характерным для себя жес­том. Затем вся группа хором называет имя участника и повторяет его жест. Продолжительность: 5-10 мин.

«Здравствуй»

Начинает один из участников и, обращаясь к соседу слева, с чувством удовлетворения от встречи с ним заканчивает фразу словом «здравствуй», выражая свое чувство и голосом, и улыбкой, и пожатием рук. Продолжи­тельность: 5-10 мин.

Наши рекомендации