Эффективность групповой деятельности
Эффективность групповой деятельностиопределяется тем, насколько хорошо группа справляется с возложенными на нее задачами.
Обычно эффективность группы сравнивают с успешностью работы такого же количества отдельных людей и считают, что группа работает эффективно, если результаты ее деятельности превосходят объединенные (суммированные) результаты деятельности того же самого числа действующих независимо друг от друга людей.
Исследуя малые группы, психологи неоднократно убеждались в том, что познание закономерностей взаимодействия и взаимоотношений в них людей позволяет повысить эффективность групповой работы. Практически все рассмотренные нами ранее характеристики группы — величина, каналы коммуникаций, композиция, межличностные отношения, стиль лидерства и другие — важны для успешной групповой работы. Для ответа на вопросы, связанные с условиями эффективности группы, все ранее рассмотренные социально-психологические характеристики группы можно разделить на два класса:
1) формальные, описывающие структуру группы, способы организации совместной деятельности и общения людей (число членов в данной группе, ее композицию, каналы коммуникаций, особенности групповой задачи, распределение обязанностей между членами группы);
2) содержательные, непосредственно отражающие взаимоотношения людей в данной группе, то есть ее социальную психологию (межличностные отношения, нормы, ценностные ориентации, роли, статусы, лидерство).
Вопрос о том, чему отдать предпочтение при изучении эффективности групповой деятельности — формальным или содержательным ее характеристикам, — достаточно сложный и решается неоднозначно. Психологические особенности группы непосредственно влияют на ее работу; однако изменять их нелегко, и к тому же они зависят от формальных свойств группы, например от ее композиции. Формальными аспектами групповой работы, напротив, управлять легче, но они лишь косвенно влияют на успешность групповой деятельности — через психологию составляющих ее индивидов. Следовательно, важно, помимо прочего, найти ответ на вопрос о том, каким образом взаимосвязаны формальные и содержательные характеристики группы в их совместном влиянии на эффективность групповой деятельности.
Можно, например, выстроить различные факторы, влияющие на успешность групповой деятельности, по их значимости или логическому приоритету.
Попробуем это сделать.
Из формальных и содержательных характеристик группы (с точки зрения их совместного влияния на успешность работы группы) на первое место можно поставить содержательные, причем не все, а только те, которые характеризуют группу как развитый коллектив.
Вслед за ними следует, по-видимому, расположить формальные и общие содержательные характеристики группы (рис. 2).
Рассматривая вопрос о признаках эффективности групповой работы, социальные психологи предлагают следующее его решение. Имеются три основных критерия эффективности деятельности группы:
1) продуктивность;
2) качество работы;
3) положительное влияние группы на индивида.
Первые два критерия отражают специальные задачи, стоящие перед группами и связанные с ее работой, а третий является общесоциальным. Он реализует положительные социально-психологические функции, связанные с социализацией индивида через малые группы.
Рассмотрим в отдельности, какое влияние на успешность групповой деятельности могут оказывать ее формальные (структурные) и содержательные (психологические) особенности.
Установлено, что величина группы не оказывает прямого и однозначного влияния на успешность ее деятельности. Однако увеличение или
уменьшение количества членов в зависимости от задачи группы, ее структуры и взаимоотношений может повлиять на результаты работы.
На успех работы группы в немалой степени влияет задача, стоящая перед ней. Следует отметить, что групповая задача определяет структуру взаимодействия членов группы в процессе их совместной работы, а эта структура, в свою очередь, влияет на итоги групповой работы.
Композиция, то есть индивидуальный состав группы, определяемый по психологическим особенностям ее членов, влияет на жизнь группы так же, как ее величина и решаемые задачи — через систему взаимоотношений и взаимодействий, характеризующих уровень социально-психологического развития группы как коллектива. При одном и том же составе группа может быть психологически совместимой и несовместимой, работоспособной и неработоспособной, сплоченной и разобщенной.
Высокоразвитые группы с неоднородной композицией — со значительными индивидуально-психологическими различиями членов группы — лучше, чем однородные, справляются со сложными проблемами и задачами. Благодаря различиям в опыте, подходах к решению задач, точках зрения, мышлении, восприятии, памяти, воображении и т. п. их участники с разных сторон подходят к решению одних и тех же задач. В результате увеличивается число идей, предлагаемых вариантов решения и, следовательно, возрастает вероятность эффективного решения поставленной задачи. Неоднородность композиции группы, если она слабо развита, затрудняет взаимопонимание и выработку общей позиции. В таких условиях неоднородность состава группы приводит к противоречиям и конфликтам в сфере личных взаимоотношений. Для упорядоченной деятельности групп их целесообразно в процессе работы разделять на подгруппы, состоящие из людей, психологически совместимых друг с другом, обеспечивать координацию действий и распределение обязанностей (разделение труда) между подгруппами внутри данной группы.
Зависимость успеха деятельности группы от стиля лидерства также находится в непосредственной связи с уровнем социально-психологического развития. Для группы, приближающейся к уровню развития коллектива, имеющей органы самоуправления, способной к самоорганизации деятельности, эффективнее будут коллегиальные формы руководства, предполагающие демократичный, а в некоторых ситуациях даже либеральный стиль лидерства. В группах, находящихся на среднем уровне развития, лучшие результаты даст гибкий стиль лидерства, в котором сочетаются элементы директивности, демократичности
и либеральности. В относительно слаборазвитых группах, не готовых к самостоятельной работе, не способных к самоорганизации и имеющих сложные, конфликтные межличностные отношения, предпочтительнее директивный стиль руководства с элементами демократичности.
Директивный стиль как временная мера может оказаться полезным и в среднеразвитых группах при их работе в сложных ситуациях: новая задача, дефицит времени, неожиданные и значительные изменения состава группы, требующие непростого и срочного перераспределения обязанностей и т. п. Следует, однако, помнить, что слишком частое, социально-психологически необоснованное применение директивного или авторитарного стиля лидерства (руководства) в группе отрицательно сказывается на общем настрое людей, на их взаимодействиях и взаимоотношениях и в конечном счете снижает эффективность групповой работы. Такой стиль лидерства ограничивает самостоятельность членов группы и особенно плохо сказывается на решении творческих задач, требующих независимого мышления каждого члена группы.
Немаловажное значение для успешной работы группы имеют сложившиеся в ней личные взаимоотношения. Взаимные симпатии и антипатии, частота общения и эмоциональная окраска межличностных контактов, другие формы взаимоотношений по-разному могут сказываться на эффективности групповой работы. Хорошие эмоционально-межличностные отношения между членами группы чаще всего способствуют их успешной совместной работе.
Однако в группах разного уровня социально-психологической зрелости эти взаимоотношения проявляют себя по-разному. При сравнительно простых задачах, ставших привычными для членов группы, не требующих от них значительных совместных усилий, не вызывающих у них физической усталости и эмоциональной напряженности, личные взаимоотношения существенно не влияют на результаты групповой работы. Если же группе предстоят непривычные дела, требующие сложных, согласованных, скоординированных действий, больших усилий, порождающие повышенную эмоциональную напряженность (особенно — стрессовую ситуацию), то лучше в такой работе проявят себя более развитые в социально-психологическом отношении группы.
Успех работы группы зависит и от формы организации ее деятельности. Существует несколько таких форм организации:
• коллективно-кооперативная;
• организованная на началах взаимодействия и взаимозависимости участников группы в работе;
• индивидуальная, базирующаяся на самостоятельной работе каждого;
• скоординированная, при которой каждый работает самостоятельно, но соотносит процесс и результаты своей работы с деятельностью остальных участников группы.
Выбор той или иной формы организации совместного труда определяется двумя факторами:
1) задачей, стоящей перед группой;
2) уровнем ее социально-психологической зрелости.
В большинстве случаев, за исключением некоторых видов сложных творческих работ, предпочтение отдается коллективно-кооперативной форме организации совместной деятельности. Она обладает максимальным эффектом, наилучшим образом мобилизует интеллектуальные, эмоциональные и физические ресурсы членов группы, улучшает возможности восприятия, переработки ими информации и принятия оптимальных решений. Эта же форма организации работы лучше других предупреждает ошибочные решения. При сложной творческой работе предпочтительнее индивидуальная и скоординированная формы организации совместной деятельности, время от времени сочетающиеся с коллективно-кооперативной формой организации труда, например при использовании в групповой работе техники брейнсторминга (подробнее о технике брейнсторминга см. ниже).
Процесс принятия групповых решений
Одна из главных задач, которую группы в большинстве случаев решают лучше, чем отдельные люди, — это принятие решений по сложным вопросам. Для этого используются разнообразные способы организации и проведения групповой дискуссии, научно обоснованные и проверенные на практике.
Метод групповой дискуссииособенно полезен при обсуждении проблем, при принятии решений по вопросам, относительно которых не существует единого мнения, не может быть единственно правильной точки зрения. Смысл коллективного обсуждения таких вопросов состоит не в том, чтобы обязательно прийти к их однозначному решению, а в том, чтобы уяснить суть вопроса, с разных сторон обсудить его и найти возможные решения, оценить и взвесить каждое из них. Главное в групповых дискуссиях то, что члены группы учатся в них логически рассуждать, четко излагать и аргументированно отстаивать
свое мнение, убеждать и слушать других, то есть то, что они обучаются эффективному личному и деловому взаимодействию с другими людьми. В коллективных дискуссиях члены группы начинают лучше понимать друг друга и точнее формулировать свои мысли.
А. Осборном была предложена получившая широкое применение форма организации процесса принятия групповых решений, названная брейнстормингом.Техника такой работы основана на следующем.
1. Подбор в дискуссионную группу ограниченного числа участников — специалистов, которые хорошо разбираются в обсуждаемом вопросе.
2. Четкое распределение между ними ролей в процессе групповой дискуссии. Это, как правило, следующие роли:
■ генератора идей (того, кто предлагает конструктивные решения обсуждаемой проблемы или развивает их);
■ критиков (тех, кто ищет и указывает на недостатки предлагаемых другими людьми решений);
■ арбитров (тех, кто ищет компромиссные решения, учитывающие достоинства и недостатки отдельных решений);
■ систематизаторов (тех, кто собирает и классифицирует все высказываемые предложения или точки зрения).
3. Введение четких правил взаимодействия членов группы в процессе их совместной работы (групповой дискуссии). Среди этих правил, например, имеются следующие:
■ в процессе дискуссии ни в коем случае не выходить за пределы отведенной групповой роли;
■ не критиковать других членов группы как личностей;
■ с вниманием и уважением относиться к любому предложению, каким бы странным оно ни казалось.
4. Поэтапность (программность) групповой работы. На каждом этапе дискуссии решается вполне определенная, четко обозначенная задача, и до тех пор, пока она не будет решена, группа не переходит к следующему этапу ее работы.
Другой известный метод организации групповой дискуссии получил название синектика.Он был предложен У. Гордоном и в буквальном переводе на русский язык означает «соединение разнородного». В группе, работающей по данному методу, выделяются специальные люди — «синекторы», которые являются зачинщиками групповой дискуссии, или ее ведущими. Они активно включаются в дискуссию между
собой и стараются высказать как можно больше разнообразных (желательно противоположных и на первый взгляд несовместимых) мнений по поводу обсуждаемой проблемы. Другие участники группы включаются в дискуссию синекторов и стараются сблизить их позиции (предлагаемые решения), отбросить крайности и найти компромисс.
Контрольные вопросы
1. Что такое социальная группа?
2. Какие существуют разновидности социальных групп?
3. По каким признакам выделяют большие, средние и малые социальные группы?
4. По каким признакам можно классифицировать малые группы?
5. Какие направления в исследовании малых групп выделяют как основные?
6. Что такое структура и динамика малой группы?
7. Какие существуют подходы к изучению малой группы в процессе ее развития?
8. Какие отношения характерны для высокоразвитого коллектива?
9. Что такое феноменология малых групп?
10. Что представляют собой групповые ценности?
11. Какие функции выполняют групповые нормы?
12. Что такое сверхнормативная активность, или сверхнормативная деятельность?
13. Что называют групповыми санкциями?
14. Что понимают под групповым давлением?
15. Какое явление называют конформизмом?
16. Что такое групповая сплоченность?
17. Как определяют групповую совместимость?
18. Что такое групповая поляризация?
19. Что представляет собой феномен лидерства?
20. Что такое эффективность групповой деятельности?
21. От чего может зависеть эффективность групповой деятельности?
22. Что представляет собой техника брейнсторминга?
23. Что такое синектика как метод организации групповой работы?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М., 2006. — С. 136-144, 180-241.
2. Аникеева И. П. Психологический климат в коллективе. — М., 1989.-С. 3-16, 87-120.
3. Битянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001. — С. 241-387.
4. Донцов А. И. Психология коллектива. — М., 1984. — С. 3-39.
5. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. — М., 2005. — С. 141-247.
6. Коломинский Я. Л. Психология взаимоотношений * малых группах. - Минск, 2001. - С. 41-94.
7. Кричевский Р. Л., Дубровская Е. М. Психология малой группы. — М., 2001. - С. 7-159, 277-291.
8. Немое Р. С. Социально-психологический анализ эффективной деятельности коллектива. — М., 1984. — С. 7-74, 172-182.
9. Немое Р. С, Кирпичник А. Г. Путь к коллективу: Книга для учителей о психологии ученического коллектива. — М., 1988. — С. 7-89.
10. Обозов Н. Н. Психология малых групп и коллективов // Социальная психология. — Л., 1979.
11. Обозов Я, Н. Совместимость и срабатываемость людей. — СПб., 2000. - С. 5-42.
12. Робер М. А., Тильман Ф, Психология индивида и группы. — М., 1988.-С. 57-69,176-193.
Глава 8 Лидерство
Лидер и лидерство. Различия между лидером и руководителем
Лидеромназывается член группы, чьи авторитет, власть и полномочия добровольно признаются остальными членами группы, готовыми ему подчиняться и следовать за ним. Он обладает неформальным, или неофициальным, авторитетом в группе, отличным от того авторитета, каким располагает официально назначенный или избранный руководитель. Лидером, как правило, становится человек, которого члены группы сами выбирают и признают и который, со своей стороны, изъявляет желание им стать.
Поначалу, когда исследования лидерства только еще начинались (начало им было положено работами К. Левина), ученые не различали лидеров, не предлагали их классификацию. Дальнейшие исследования, однако, позволили выявить и описать следующие виды лидеров:
• авторитарный;
• демократический;
• либеральный;
• бюрократический;
• лидер мнений;
• номинальный;
• ориентированный на людей;
• ориентированный на работу (решаемую группой задачу);
• харизматический;
• ситуационный.
Кратко охарактеризуем каждый из них.
Авторитарный — это лидер, для которого характерны властность, стремление единолично принимать все решения, навязывать их другим людям, оказывая при этом на них психологическое давление, склонность настаивать на неукоснительном исполнении своих решений,
использование приказов и распоряжений как основных методов воздействия на людей, невнимание к ним как личностям, избегание личных взаимоотношений с зависимыми людьми, сосредоточенность в основном на деловых взаимоотношениях в группе.
Демократический лидер является в социально-психологическом плане противоположностью авторитарному лидеру. В его действиях по отношению к зависимым от него людям преобладают следующие типичные тенденции: уважение людей, признание за ними права поступать по-своему, учет мнений других людей, общение с ними как с равными, обращение к людям с просьбами и с советами, а не с приказами или распоряжениями.
Либеральным называют лидера, чье поведение по отношению к людям характеризуется следующими особенностями: предоставление им полной свободы действий, отсутствие какого бы то ни было контроля, нежелание оказывать на них воздействие, передача другим членам гру ппы своих полномочий и подчинение решениям, которые принимает группа.
Бюрократическим называют лидера, предпочитающего пользоваться формально-бюрократическим методом руководства, то есть лидера, чьи власть и авторитет в соответствующей группе поддерживаются бюрократическими методами. Такой лидер отдает предпочтение формальным методам организации общения и взаимодействия с людьми, бумагам, документам, соблюдению регламента, следованию установленному порядку и т. п.
Лидер мнения — это человек, к мнению которого члены группы больше всего прислушиваются, суждениям и оценкам которого они больше всего доверяют. Это, например, может быть хороший, наиболее знающий специалист или лучше всего информированный по какому-либо вопросу человек. Такой человек, однако, не всегда является лидером группы в других отношениях.
В качестве номинального лидера выступает человек, который лишь формально считается лидером в группе, но фактически свои лидерские обязанности в группе не выполняет. Вместо него группой руководит кто-то другой или вообще не руководит никто.
Ориентированным на людей лидером называют человека, для которого главным в его деятельности является благополучие составляющих данную группу людей.
Лидером, ориентированным наработу (вариант — на решаемую группой задачу), называют человека, для которого главным в руководстве группой является решение стоящей перед ней задачи, а не благополучие составляющих ее людей. Такие лидеры в определенном отношении
являются противоположностью лидерам, ориентированным на людей, хотя возможны ситуации, когда та и другая тенденции — ориентация на работу и на людей — сочетаются в действиях одного и того же лидера.
Харизматическим лидером называют человека, который «родился быть лидером», которому, как говорят, на роду написана судьба: быть лидером для других людей. Считается, что такой человек от природы наделен соответствующими, особенными лидерскими свойствами: способностями и чертами характера.
Ситуационным называют лидера, который на некоторое время может стать лидером в группе, если в ней сложится благоприятная для этого ситуация. Ситуационный лидер иногда рассматривается как альтернатива харизматическому лидеру.
С начала использования в отечественной социально-психологической литературе Понятий лидера и лидерства (семидесятые годы XX века) возник вопрос о том, чем отличается лидер группы от официально существующего 1ц ней или назначаемого руководителя. Этот вопрос в зарубежной социально-психологической литературе фактически не обсуждался. Более того, все, что касается лидера (лидерства), автоматически и безоговорочно переносилось на руководителя (руководство), поскольку там, где ученые первыми приступили к разработке этой проблематики (США, тридцатые годы XX века), руководителями групп в основном становились лидеры, а назначенные руководители должны были выступать в; роли лидеров для руководимых ими групп.
Данный вопро,с впервые возник в условиях советской авторитарной системы в Т(э время, когда, в нашей стране начались исследования лидерства. В этой социальной системе в то время не существовала практика выбора руководителей: их,: как правило, официально назначали. Поэтому с (самого начала нужно было развести понятия лидера (лидерства) и руководителя (руководства), том числе и для того, чтобы показать, что> созданная на Западе теория лидерства советским людям якобы не шодходит. Наиболее четко и последовательно лидерство (лидер) и руководство (руководитель) были разведены в работах Б. Д. Парыги;на.
1 • -1Лидер в основном осуществляет регуляцию неофициальных •отношений в группе, в то время как руководитель управляет 'главным образом официальными отношениями.
2. Лидерство — это явление, характерное для системы межлич-Ыостных (психологических) отношений, в то время как руководство — феномен, свойственный системе социальных (об-'щественных) отношений.
3. Лидерство возникает стихийно, а руководство — организованно.
4. Для появления или изменения лидерства не существует какихлибо официально принятых процедур, в то время как для появления и изменения руководства такие процедуры существуют.
5. Явление лидерства менее стабильно и более динамично, чем явление руководства. Лидер может появляться и изменяться в группе часто, в то время как руководитель появляется и сменяется намного реже.
6. Руководитель, воздействуя на группу и ее членов, пользуется системой официально закрепленных за ним» прав и соответствующих санкций, в то время как лидер ни правами, ни официальными санкциями не располагает.
7. Процесс принятия решений руководителем намного более сложен в процедурном отношении, чем процесс принятия решений лидером.
8. Сфера проявлений лидерства и деятельности лидера — это в основном малая группа, в то время как область проявлений деятельности руководителя выходит за пределы малой группы.
Теории лидерства
За время исследования феномена лидерства сложилось несколько теорий: харизматическая, ситуационная, теория ценностного обмена, системная.
Харизматическая теория лидерствасвязывает его с наличием у человека особых личностных свойств, которые позволяют ему быть лидером среди других людей. В данной теории, кроме того, утверждается, что соответствующие свойства имеются у человека с рождения или даны ему как некая «благодать от бога» (отсюда — название данной теории, поскольку слово «харизма» означает одновременно и «божий дар», и «божья благодать»).
Исследования, направленные на опытную проверку данной теории, не подтвердили ее: никаких общих личностных свойств, которые назывались бы всеми без исключения сторонниками харизматической теории лидерства, не оказалось.
Ситуационная теория лидерстваутверждает, что человеку вовсе не обязательно обладать какими-то особенными личностными качествами, чтобы стать лидером. Для этого достаточно иметь некоторые положительные свойства, ценимые людьми, и благоприятную ситуацию для их проявления.
В теории ценностного обмена,автором которой считается оссий-ский психолог Р. Л. Кричевский, утверждается, что превращение человека в лидеры группы зависит не столько от его индивидуальных особенностей или ситуации, складывающейся в группе, скольк< от взаимодействия данного человека с группой. Если в ходе такого заимо-действия индивид и группа обнаружат общие интересы или циности, то это обстоятельство будет способствовать выходу соответствующего человека в лидеры группы.
В системной теории лидерстваутверждается, что, во-перых, лидерство однозначно не определяется единственным факторомро-вторых, для того чтобы кто-либо стал лидером в группе, необходимо сочетание целого ряда условий, причем эти условия должны возшкнуть одновременно.
Стили лидерства
Термин «стиль лидерства»можно определить как сово^пность средств и методов психологического воздействия, юторыми пользуется лидер для оказания влияния на остальные членов группы.
Понятие стиля лидерства охватывает собой все возможные взашодей-ствия и взаимоотношения, которые складываются между лидерол и другими членами группы. Однако в тех случаях, когда этот термин улотреб-ляется в социально-психологической литературе, под стилем лщерства понимаются те отношения, инициатором которых в группе вьступает именно лидер.
Традиционно принято различать три основных стиля лидерства: авторитарный, демократичный и либеральный.
Авторитарный стильхарактеризуется выраженной властностью лидера, директивностью его действий, единоначалием в принятия решений, систематическим контролем действий ведомых.
Демократичный стильотличается тем, что лидер, использующий подобный стиль, постоянно обращается к мнению зависимых от него людей, советуется с ними, привлекает их к выработке и принятию решений, к сотрудничеству в управлении группой.
Либеральный стиль— это форма поведения лидера, при котэрой он фактически уходит от своих обязанностей по руководству группой и ведет себя так, как будто он рядовой член группы. Фактически, вданном случае человек, о котором идет речь, является лидером лишь номинально, в действительности же группой персонально никто не рукоюдит.
Кроме описанных выше трех стилей лидерства, которые в свое время были выделены и описаны еще К. Левином, со временем в социально-психологической литературе стали называться и обсуждаться и многие другие стили лидерства, среди которых такие, как комбинированный и гибкий.
Комбинированнымназывается стиль лидерства, при котором один и тот же лидер использует в практике общения с членами группы элементы всех трех описанных выше стилей лидерства: авторитарного, демократического и либерального, причем они представлены в его действиях примерно в одинаковой пропорции.
Гибким называется стиль лидерства, в котором так же, как и в комбинированном стиле лидерства, могут присутствовать элементы всех трех стилей лидерства — авторитарного, демократического и либерального, однако они в данном случае, как и сам стиль лидерства, не являются стабильными, время от времени меняются в зависимости от складывающейся в группе ситуации.
На протяжении многих лет научного изучения лидерства перед учеными и практиками неоднократно возникал вопрос: какой из стилей лидерства является оптимальным (наилучшим)? Общий ответ сводится к тому, что практически самым удачным, скорее всего, является не один какой-либо стиль, а такой, при котором лидер, умея вести себя по-разному: и авторитарно, и демократически, и либерально, и гибко, — тонко чувствует атмосферу, сложившуюся в группе, и в зависимости от этого меняет свой стиль лидерства.
Контрольные вопросы
1. Кого называют лидером в группе?
2. Какие существуют типы лидеров, и в чем их своеобразие?
3. Как взаимосвязаны типология лидеров и классификация стилей лидерства?
4. По каким причинам в советской социальной психологии было принято различать лидеров и руководителей?
5. Каковы основные отличия руководителя от лидера?
6. Какие теории лидерства существуют в социальной психологии?
7. Что такое стиль лидерства и какие выделяют стили лидерства?
8. Каким образом в современной науке и практике решается вопрос о выборе оптимального стиля лидерства?
Литература
1. Андреева Г. М. Социальная психология. — М, 2006. — С. 198-229.
2. Битянова Н. Р. Социальная психология. — М., 2001. — С. 269-295.
3. Джуэлл Л. Индустриально-организационная психология. — СПб., 2001.-С. 624-667.
4. Журавлев А. Л. Психология совместной деятельности. — М., 2005. — С. 337-358.
5. Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. - М., 2001. - С. 231-277.
6. ЧалЪиии Р., КенрикД., Нейберг С. Агрессия. - СПб., 2002. - С. 166-174.
Глава 9
Межличностные и межгрупповые
конфликты
*
Понятие, виды и структура межличностных и межгрупповых конфликтов
На многих языках слово «конфликт» пишется и произносится примерно одинаково, однако в него, причем даже в психологической литературе, нередко вкладывается разное содержание.
Общим содержанием, вкладываемым большинством ученых и практиков в понятие «конфликт», является представление о существовании некоторого несоответствия, противоречия, столкновения, противостояния или борьбы между тем (или теми), что (или кто) находится в состоянии конфликта. Толкование конфликта может выступать или как индивидуально своеобразное, узкое, или же, напротив, как расширенное.
В узком его определении конфликт— это острое, осознаваемое, трудноразрешимое или неразрешимое противоречие между интересами, оценками, действиями, поступками и т. п.
В широкой трактовке конфликт— любое несоответствие или
расхождение между чем-либо или кем-либо.
Изучением конфликтов занимаются представители многих областей знаний, причем конфликтологическая проблематика является настолько важной, что с недавнего времени она оформилась в специальную, междисциплинарную область научных знаний, которая называется конфликтологией.
Специфика рассмотрения конфликтов в социальной психологии заключается в том, что здесь представлены и обсуждаются конфликты между людьми на межличностном и межгрупповом уровнях, а также конфликты между индивидом и группой. Но предметом основного внимания в социальной психологии является межличностный конфликт,
который определяется как конфликт, существующий между двумя или более людьми (личностями).
Разновидностью межличностных и одновременно групповых конфликтов являются ролевые конфликты, то есть конфликты между людьми, основанные на том, что они берут на себя и исполняют социальные роли, противоречащие или несовместимые с теми социальными ролями, которые на себя берут другие, вступающие с ними в общение люди. Известным примером такого рода конфликтов являются те, которые выделены и описаны Э. Берном (межличностные конфликты, связанные с социально-психологической несовместимостью ролей родителя, ребенка и взрослого).
Межличностные и межгрупповые конфликты не являются единообразными, и, как все другие конфликты, их можно классифицировать, выбирая различные основания для их разделения на группы. Такими основаниями, в частности, могут быть:
1) предмет конфликта;
2) число участников конфликта;
3) позиции участников в конфликте;
4) острота конфликта;
5) последствия конфликта.
По своей остроте межличностные и межгрупповые конфликты могут быть слабыми, умеренными и сильными (острыми).
Слабо выраженный конфликтпроявляется в том, что его участники понимают, что между ними имеются противоречия по некоторым вопросам. Признавая это, они, однако, продолжают находиться друг с другом в нормальных личных и деловых взаимоотношениях.
Умереннымназывают конфликт, который мешает людям нормально общаться и взаимодействовать друг с другом. Хотя они могут сохранять между собой определенные деловые взаимоотношения, однако хорошие личные взаимоотношения между ними из-за возникшего конфликта уже не складываются. Данный конфликт, тем не менее, еще не проявляется в острых столкновениях людей друг с другом: они терпимо относятся к такой ситуации и как-то стараются адаптироваться друг к другу.
Острымназывается конфликт, который уже не позволяет людям устанавливать между собой какие-либо нормальные отношения, деловые или личные. Участники такого конфликта ни физически, ни психологически не могут выносить друг друга, испытывают по отношению друг к другу явно выраженную неприязнь, демонстрируют неприкры
тую враждебность. Поэтому между ними в любой ситуации возникает и обостряется конфликт, приводя к прямым столкновениям друг с другом, к проявлениям открытой агрессии в отношении противной стороны.
По своим последствиям конфликты могут быть без последствий, с серьезными негативными или катастрофическими последствиями.
По своим результатам конфликты можно разделить на конструктивные и деструктивные. Конструктивные— это конфликты, разрешение которых улучшает реальное положение дел в той области, в которой данный конфликт возник.
Деструктивнымиможно назвать конфликты, которые, напротив, ухудшают положение дел даже в том случае, если они успешно.разрешаются.
Один из основателей психологической конфликтологии, К. Левин, выделил три основных типа конфликтов, которые характеризуют как личность, так и межличностные отношения людей.
1. Конфликт типа «приближение — приближение». Он характеризуется тем, что человек стремится к достижению сразу двух целей, которые оказываются несовместимыми друг с другом. Например, человек решает проблему выбора партнера по браку одного из двух одинаково привлекательных для него людей.
2. Конфликт типа «удаление — удаление». Он отличается необходимостью совершения выбора между двумя в одинаковой степени непривлекательными людьми. Например, человек стоит перед выбором партнера по делу, причем оба его потенциальных компаньона нежелательны для него, а другого выбора у него нет.
3. Конфликт «приближение — удаление». Он характеризуется тем, что один и тот же человек может оказаться для индивида как привлекательным (обладать положительными чертами), так и непривлекательным (обладать отрицательными или отталкивающими чертами).
Структура конфликта — это, с одной стороны, участвующие в нем люди, а с другой стороны — предмет их спора (разногласий, конфликта). В структуру конфликта входит вопрос (проблема, предмет), относительно которого конфликт возник, а также позиции, занимаемые сторонами конфликта в перспективе его разрешения. Если возникший конфликт имеет решение, то в его структуру также можно включать возможные варианты решения, известные или неизвестные конфликтующим сторонам, приемлемые или неприемлемые для них.
Конфликты между людьми возникают в конкретной социальной ситуации. Поэтому ее характеристику, а также восприятие данной