Особенности эмоционально-волевой сферы школьников старших классов
Школьник старших классов подают на два возрастных периода: старший подростковый возраст и начало юности. Это синзитивный возраст для развития всех проявлений эмоциональной сферы. Недаром в народе говорят о «юношеской пылкости». Юношеские чувства становятся более зрелыми, устойчивыми, глубокими.
Эмоциональная сфера старшеклассников характеризуется:
· многообразием переживаемых чувств, особенно нравственных;
· большей, чем у подростков, устойчивостью эмоций;
· способностью к сопереживанию, т.е. способностью откликаться на переживания других, близких им людей;
· появлением чувства любви;
· развитием эстетических чувств, способностью замечать прекрасное в окружающей действительности. Развивается эстетическая восприимчивость к мягким, нежным, спокойным лирическим объектам. Это способствует томя. Что старшеклассники освобождаются от вульгарных привычек, непристойных манер, способствует чувству отзывчивости, мягкости, сдержанности. Но, с дугой стороны, это приводит к оригинальничанию, незрелым и неправильным эстетическим представлениям, увлечению эрзац-культурой.
В юношеском возрасте возникает более совершенное владение своими эмоциями и чувствами. Юноша имеет не только их скрывать, но и маскировать. Стихийное проявление радости, которое так естественно для маленьких детей и подростков, начинает смущать старших подростков и юношей, оно считается «детским».
Застенчивость характерна и для старших школьников Особенностью этой застенчивости выступает тот момент, что в процессе общения с лицами одного пола они чувствуют себя значительно увереннее, чем с лицами противоположного пола. Вместе с тем среди старшеклассников 13% лиц, которых называют беззастенчивыми, бесстыдными. Это экстравертивные, эмоционально возбудимые, смелые, склонные к риску и авантюризму юноши. Они высококонфликты, обладают низким социальным самоконтролем. Такие лица встречаются чаще у юношей, чем у девушек.
В старшем школьном возрасте на первое место выходят страхи связанные с престижной опасностью, затем – реальные и только потом –мнимые. Из престижных опасностей больше всего старшеклассники боятся неудачи на экзаменах и контрольных, одиночества, безразличия со стороны товарищей, выступления перед большой аудиторией. Из реальных страхов преобладает тревога за здоровье, страх перед хулиганами, бандитами. Мнимые опасности связаны с насекомыми, мышами, крысами, медицинскими процедурами.
В ранней юности резко усиливается потребность в индивидуальной интимной дружбе. Поиск друга начинается еще в подростковом возрасте. Но дружба юношей гораздо устойчивее и глубже. На первый план выдвигается интимность, эмоциональное тепло и искренность. Нередко друг выполняет функцию психологической или даже физической защиты. Отсюда и выбор соответствующих друзей и характер взаимных отношений с ними. В большинстве случаев друзей выбирают среди лиц своего пола. У девочек потребность в интимной дружбе возникает раньше, чем у мальчиков, и требования к дружбе у них выше, хотя позже эти различия выравниваются.
Юношеская дружба, как первая самостоятельно выбранная и глубокая личная привязанность предваряет любовь.
Юношеская любовь как правило, чиста, непосредственна, богата разнообразными переживаниями, носит оттенок нежности, мечтательности, лири чности и искренности. Правда, она часто имеет характер влюбленности с типичными для нее взглядами, записками с объяснением в любви и принимает «эпидемический» характер – одном классе никто не влюбляется, а в другом – поголовно.
Юношеская любовь – здоровое чувство, и взрослым нужно относиться к ней с уважением, а не пытаться «пресечь зло». В большинстве случаев возникающее чувство любви вызывает у юношей и девушек стремление преодолеть свои недостатки, выработать положительные качества личности, развиться физически, чтобы привлечь внимание объекта своих чувств. Конечно, половое созревание придает сексуальную окраску юношеским переживаниям и интересам, хотя юношеской любви еще далеко до зрелой любви взрослых, в которой гармонически сочетаются половое влечение и потребность в глубоком личностном общении, слиянии с любимым человеком.
Следует иметь в виду, что при взаимоотношениях школьников разного пола мальчики испытывают большую напряженность, чем девочки. Ведь согласно установившимся в нашем обществе культурным нормам, инициативу в налаживании интимных взаимоотношений должен брать на себя мужчина. А как это сделать, юноша часто не знает.
Старшеклассники могут проявлять достаточно высокую настойчивость в достижении поставленными ими цели, у них значительно увеличивается терпеливость при физической работе. Однако у школьниц старших классов резко снижается смелость, что, в частности, создает определенные трудности в их физическом воспитании.
В старших классах усиленно формируется моральный компонент воли. Воля проявляется школьниками под влиянием идей, значимых для обществ а, товарищей.
Можно считать, что волевая привычка сформировалась, если школьник без всяких усилий стремится к выполнению задания и испытывает неудобство, если почему-либо не может эту деятельность осуществить.
Волевые качества у школьников развиваются в ходе формирования их личности, ее нравственной основы.