Модель кабинета практического психолога

Итак, Вы практический психолог в образовательном учреждении. С помощью руководителя и Инструктивно-директивных документов Вы уяснили свои задачи и функции, составили циклограмму деятельности и приступили к работе.

А как выглядит Ваше рабочее место? И каким оно должно быть? Каковы требования к его структуре и содержанию? Давайте, подумаем вместе. С одной стороны, кабинет психолога – очень специфичное помещение, которое функционально служит определенным целям, а с другой стороны - это часть развивающей предметной среды, элемент микропространства, подчиняющийся важным закономерностям эргономики развивающейся детской деятельности. Существует мнение о том, что высокопрофессиональному психологу нет необходимости создавать какие-то особые условия для работы и главное в его деятельности – умелое взаимодействие с клиентом. С этим можно отчасти согласиться в отдельных случаях, когда это связано с независимыми индивидуальными клиентами и их особой окружающей средой. Что касается массового образовательного учреждения, где дети проводят большую часть времени и один психолог обслуживает большой контингент детей, необходимо рассматривать рабочее место психолога как часть жизнедеятельностной среды. И эта среда должна отвечать общим принципам обогащенности, наукоемкости и содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка. Эта среда должна отвечать также критериям функционального комфорта.

Значит, выбор помещения для работы и его обустройство должны быть целенаправленными и целесообразными. Как известно, в образовательных учреждениях по проекту не было предусмотрено создание психологической службы, поэтому любое выбранное помещение требует, как правило реконструкции.

Первое условие. Кабинет психолога удобней расположить на первом этаже, так как психологи принимают не только детей, посещающих дошкольное учреждение, но и родителей, а также независимых клиентов. Расположение помещения на первом этаже позволит избежать лишних контактов с приходящими людьми. Хорошо, если это будет отдельный вход и в консультативные дни он будет служить только для приходящих на консультацию родителей. Второе немаловажное условие: должна быть максимальная изоляция, как территориальная, так и звуковая. Имеется ввиду два особо важных момента: кабинет не должен быть проходным или смежным с такими помещениями как физкультурный и музыкальный залы. И, наконец, кабинет – это условное обозначение места работы психоло-га. Более правильно будет представить его как помещение, разделенное на три сферы деятельности, каждая из которых весьма специфична и по оснащению, и по функциональному назначению: диагностическая, коррекцион-ная, релаксирующая. В настоящее время существует уже несколько моделей психологических служб на базе дошкольных образовательных учреждений и школ. Давайте, на примере одной из них рассмотрим возможный вариант рабочего места практического психолога. На сегодняшний день опыт работы учреждения может быть рекомендован как наиболее целесообразный и результативный с точки зрения дизайн-проекта и содержания работы с детьми.

Для блока психологической помощи детям выделено помещение на первом этаже с отдельным входом (это бывшее групповое помещение). Детская раздевалка переоборудована в приемную, где родители могут раздеться, удобно разместиться, чтобы подождать, познакомиться с рекомендованными психологом публикациями, книгами, пособиями (в дошкольном учреждении существует библиотека-передвижка). При необходимости здесь можно проводить анкетирование родителей в тот момент, когда ребенок находится у психолога. Помимо этого родители могут заняться здесь самодиагностикой, если психолог заранее и целенаправленно подготовит популярные тесты. Человеку всегда небесполезно и интересно побольше узнать о себе.

Как известно, помещение раздевалки небольшое, но может быть достаточно уютным и комфортным. Стены – спокойных пастельных тонов, на окне - полупроницаемая однотонная занавеска. Мягкие стулья или кресла, небольшой стол, детские стол и стулья, стенд с литературными источниками и информационными материалами. Живая зелень дополняет и оживляет среду, радует глаз. Ничто не отвлекает внимания, не раздражает и не утомляет клиента.

Бывшее игровое помещение разделено на две части легкой, но глухой стеной с дверью. Первая часть – коррекционный класс. Его назначение-организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий. Поэтому – здесь ничего не должно отвлекать и мешать, все должно быть целенаправленным и максимально удобным. Ни одной лишней вещи. Достаточно просторное светлое помещение. Окраска стен – спокойная, нейтральная, без украшений. На полу неяркое мягкое покрытие, заглушающее звук шагов и падающих предметов. На окне полупроницаемая занавеска, лучше жалюзи, чтобы богатая событиями жизнь за окном не отвлекала от предложенного занятия. Очень важно – достаточная равномерная освещенность.

В центре помещения – удобные индивидуальные столы-парты, расположенные по кругу. Таким образом соблюдается принцип единства, сопричастности с кем-то, и в то же время сохраняется автономность, изолированность во время выполнения заданий разного типа. Дети могут переходить от одного стола к другому и поупражняться по нарастающей степени сложности заданий. А могут работать на одном месте индивидуально. Очень важный момент: столы-конторки одинаково удобны как для работы стоя, так и сидя. Это создает дополнительную возможность для тренировки мышц, формирования осанки, а также легкость и мобильность при передвижении детей в пространстве класса. На рабочих столах двойная поверхность, поэтому очень удобно готовить необходимое количество материала для занятия заранее и по просьбе психолога ребенок вынимает на рабочую поверхность только то, что нужно. Это очень важно для всех детей, а для ребят с нарушением зрения особенно: внимание концентрируется на конкретном материале и не утомляет глаза считыванием лишней информации.

На центральной стене – легкая белая доска с цветными фломастерами. Здесь может размещаться общее задание, выполненное в цвете, что очень важно для развития цветовосприятия, а также могут выполняться детьми индивидуальные и парные задания, связанные с дорисовыванием, перерисовыванием, закрашиванием, обведением по контуру, классификацией и многими другими видами заданий. Навык работы с доской и у доски необходим детям. Умение пользоваться бессловесной инструкцией в виде образца формирует навык самоконтроля, развивает внимание, зрительно-моторную координацию. Работа у доски важна для адаптации ребенка к условиям школьной жизни. Привыкая к оценке своей работы детским коллективом в условиях сада, дети с повышенной тревожностью приобретают уверенность, смелость, а при умелей работе психолога и позитивную мотивацию на учебную деятельность, приносящую удовлетворение и повышающую уровень самооценки.

На стене продумано также размещение по необходимости светового табло, мольберта. Но необходимо помнить о том, что среда не должна быть мертвой и статичной, поэтому она моделируется психологом всякий раз в зависимости от целей и содержания занятия и в соответствии с этим размещается наглядный материал и пособия.

Что касается подбора коррекционного материала, то здесь в основе уровень развития детей. В данном дошкольном учреждении психолог после глубокого обследования детей совместно с педагогами и специалистамиразрабатывают индивидуальные коррекционные программы для детей и в соответствии с этим строится коррекционно-развивающая работа с детьми. В подгруппы дети комплектуются целенаправленно, с учетом «зон актуального и ближайшего развития детей», это значительно повышает результативность занятий. Еще раз окинув взглядом светлый, уютный коррекционный класс, мы переходим во вторую половину бывшего игрового помещения.

Здесь все предназначено для успокоения, расслабления, выравнивания эмоционально-психологического состояния детей и взрослых. Цветовое решение – мягкое, теплое, усыпляющее. Ворсистое зеленое покрытие на полу ассоциируется с летней лужайкой. Органичную связь с природой закрепляют две емкости с водой и с песком, которые в любое время года благотворно воздействуют на психику детей. Возле каждой емкости специально подобранные игрушки и предметы для игры с водой и песком. Импульсивные и агрессивные дети, попадая в эти условия, с наслаждением просеивают песок, перемывают камешки и ракушки, перебирают и раскладывают по ячейкам желуди, шишечки, фасоль, горох. В процессе таких занятий снимаются усталость, раздражение, дети успокаиваются, восстанавливают эмоциональное равновесие. Небольшой фонтанчик своим журчанием усиливает впечатление естественного природного окружения. Дети после напряженных коррекционных занятий или аппаратного лечения нуждаются в релаксационном воздействии. Здесь они могут намочить ладони, лицо, побрызгаться, полежать на ковре. Для детей агрессивных предусмотрен специальный уголок, где толстый поролоновый матрас, поролоновые мячи и ракетки. Психологом подобрана целая система игр и упражнений по снятию агрессивности. Здесь можно сильно стучать ногами, бить по матрасу, подушкам, мячам и отреагировать таким образом скопившееся негативное напряжение, а потом поиграв с водой и песком «добрать» эмоционального благополучия от естественных природных факторов.

В этом помещении достаточно естественной зелени, она не только украшает интерьер, но и воздействует как дополнительное релаксирующее средство.

В углу – большой аквариум с подсветкой и крупными рыбами, медленно и лениво движущимися по водному пространству. Лежа на ковре можно наблюдать за плавными движениями рыб и получать двойную пользу: развитие прослеживающей функции глаз и релаксация общего состояния.

В бывшей кладовке за дверью – царство тьмы. Здесь мягкие полы и стены, много подушек, мягких игрушек. Сюда ребята приходят в одиночку и со взрослым и, чтобы расстаться с «пустыми» страхами. Ведь страх можно испугать громким криком, а потом при зажженном свете убедиться, что он исчез. После этого осмелевший ребенок забегает сюда самостоятельно еще неоднократно и перепроверяет свою еще неокрепшую смелость раз за разом, а вскоре приведет сюда друга-трусишку, чтобы побороть и его страх.

В одном из углов – красивый тканевый вигвам без окон и дверей. Это для ребят аутичного склада. Им важно некоторое время оставаться один на один с собой. Поэтому ,забравшись в вигвам дети могут самостоятельно заизолировать себя от окружающей действительности, а при желании наблюдать за окружающим в щелочку.

Важной частью этого помещения является мини-театр кукольный. Его назначение-коррекция межличностных отношений, нарушения общения как между детьми, так и между детьми и взрослыми. Куклотерапия – одно из самых эффективных средств коррекции личностной сферы детей.

На небольшом простенке – фотообои с природным пейзажем. Запечатлен лесистый берег небольшой речушки. Вода прозрачная, на дне видны камни. И как продолжение этого – небольшие емкости , заполненные водой и камнями. Можно, разувшись, побродить босиком по воде и по камням. Это известная процедура физического и психического оздоровления. Рядом – настоящие пеньки, на которых можно отдохнуть после процедуры и полюбоваться пейзажем.

И, наконец, мы подошли к двери, ведущей в последнее помещение. Это маленький диагностический блок. Дверь туда ведет не простая, здесь вставлено зеркало Гизелла, через которое по мере необходимости психолог может наблюдать за состоянием и поведением ребенка, находящегося в условиях испытания и обследования.

Сам кабинет небольшой, это переоборудованная туалетная комната. После ремонта ее трудно опознать. Стены оклеены обоями спокойных тонов, на полу – мягкое покрытие. Два удобных секционных шкафа с глухими дверцами. Там удобно размещены диагностические методики со стимульным материалом по возрастам. Это все убрано в отдельные коробки, что повышает удобство в их использовании. На отдельной полке – папки с личными делами детей. На уголках папок – условные цветовые обозначения, понятные психологу и квалифицирующие выявленные проблемы. В каждом личном деле – вся собранная о ребенке информация, результаты обследования, рекомендации психолога. В соседнем шкафу – коррекционно-развивающий материал, систематизированный по отдельным процессам. Очень удобно отбирать нужный материал, готовясь ко встрече с детьми.

Популярная и справочная литература, систематизированная психологом по разделам, – тоже хорошее подспорье в работе.

Рядом со шкафом – удобные стол и стулья для общения с ребенком. Они расположены таким образом, чтобы в поле зрения ребенка не было никаких отвлекающих моментов. Рядом на стене – зеркало за занавеской. Его психолог использует во время занятий и диагностики с целью снятия напряжения и усталости.

Интерьер дополняет несколько мягких игрушек для установления контакта с детьми и организации самостоятельной игровой деятельности.

Хорошим помощником является ксерокс. Работа с детьми требует оперативности в изготовлении специальных карточек-заданий, вариативности в подаче материала, высокого качества в изображении. С этими проблемами помогает справляться ксерокс.

Возвращаясь к мысли о необходимости создания единого образовательного и предметно-развивающего пространства в дошкольном образовательном учреждении следует отметить особое значение современного дизайна и оснащения.

Организовав свое рабочее место в соответствии с современными требованиями, следует своевременно подумать и о системе работы с детьми, чтобы максимально эффективно использовать оборудование и оснащение кабинета и добиваться высокой результативности в работе с детьми.

Существует мнение о том, что высокопрофессиональному психологу нет необходимости создавать какие-то особые условия для работы и главное в его деятельности - умелое взаимодействие с клиентом. С этим можно отчасти согласиться в отдельных случаях, когда это связано с независимыми индивидуальными клиентами и их особой окружающей средой. Что касается массового образовательного учреждения, где дети проводят большую часть времени и один психолог обслуживает большой контингент детей, необходимо рассматривать рабочее место психолога как часть жизнедеятельностной среды. И эта среда должна отвечать общим принципам «обогащенности, наукоемкости и содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка». Эта среда должна отвечать также критериям функционального комфорта.

Наши рекомендации