Задачи и виды психологической подготовки
К задачам общей психологической подготовки относятся следующие:
1. Воспитание у гимнастов таких моральных качеств, как коммунистическая идейность, интернационализм, патриотизм, трудолюбие, коллективизм, дружба, товарищество, честность и правдивость. Оно должно осуществляться путем кропотливой систематической воспитательной работы, которая составляет основу любого учебно-тренировочного процесса.
2. Формирование у гимнастов положительного отношения к гимнастике, устойчивых спортивных мотивов и интересов. Как известно, высокого уровня спортивных мотивов и интересов достигают только те занимающиеся, у которых ведущие цели, мотивы и интересы направлены на достижение высоких спортивных результатов, а не на личное самосовершенствование (укрепление здоровья, физической развитие, соперничество с товарищем).
3. Развитие у гимнастов тонкой зрительной, мышечно-двигательной, вестибулярной чувствительности, составляющей основу отчетливого отражения в их восприятиях каждого виденного и выполняемого ими упражнения.
4. Формирование у спортсменов отчетливых мышечно-двигательных представлений, которые в деятельности гимнастов выполняют регулирующую, стимулирующую и тренирующую роль.
Регулирующая роль представлений заключается в том, что созданный в сознании гимнаста образ упражнения становится для него своеобразным эталоном, по которому он сличает и корректирует свои действия при выполнении задуманного им упражнения.
Стимулирующая и тренирующая роль мышечно-двигательных представлений проявляется в том, что интенсивное мысленное выполнение упражнений всегда сопровождается функциональными изменениями в мышцах, внутренних органах и психике спортсмена, как при натуральном их исполнении, но только в микродозах. Поэтому эти так называемые идеомоторные акты являются своеобразной настройкой и подготовкой всех систем организма спортсмена к выполнению намеченного упражнения. Кроме того, частое продумывание упражнений по механизму условных связей усиливает идеомоторные процессы, благодаря чему мышечно-двигательные представления становятся более отчетливыми и устойчивыми, что в конечном итоге содействует закреплению и совершенствованию двигательных навыков («идеомоторная тренировка»).
5. Формирование таких волевых качеств, как целеустремленность, инициатива, настойчивость, смелость, решительность, самообладание и дисциплинированность.
Выбор именно этих качеств обусловливается специфическими особенностями трудностей, которые отличают гимнастику. В связи с тем, что воспитание воли возможно только в процессе преодоления трудностей, их последовательно распределение на всем пути совершенствования каждого гимнаста и будет основным методическим принципом воспитания указанных качеств и формирования способности к проявлению больших по напряжению волевых усилий.
Волевая подготовка гимнастов должна быть двусторонним процессом, т.е. сочетать в себе воспитание и самовоспитание. При этом следует помнить, что самовоспитание воли возможно только при наличии у занимающихся определенного уровня развития сознания и самооценки.
6. Развитие у гимнастов всех параметров произвольного внимания. Как известно, от функций внимания зависит степень эффективности психических процессов и волевых действий человека. В подготовке гимнастов особо важную роль играют такие свойства произвольного внимания, как его интенсивность, распределение, переключение и устойчивость. От интенсивности внимания зависит степень сосредоточенности сознания гимнаста на выполнении предстоящего упражнения и отвлечение от всего постороннего, ненужного. Распределение внимания позволяет контролировать правильность и четкость выполнения всех деталей сложного упражнения. Переключение обеспечивает своевременный и правильный переход от одного элемента комбинации к другому, а устойчивость внимания выражается в способности гимнаста продолжительное время сохранять высокий уровень работоспособности на протяжении многочасовой тренировки и соревнования.
7. Одна из очень важных задач общей психологической подготовки заключается в обучении гимнастов приемам активной саморегуляции. Практически это чаще всего выражается в формировании у спортсменов эмоциональной устойчивости к экстремальным условиям спортивной борьбы, в воспитании способности быстро снимать последействие нервного и физического перенапряжения, а также произвольно управлять режимом сна, избавляться от перенесенных стрессов и психологических барьеров.
Приемы саморегуляции делятся на 2 категории: психологические и двигательные.
Сущность психологических приемов сводится к преднамеренному созданию образов положительны эмоциональных переживаний и отвлечения от пессимистических мыслей, настроений и чувств. Достигается это с помощью таких приемов саморегуляции, как самоанализы, самоуспокоение, самокапризы, самовнушение.
Двигательные приемы состоят из комплексов упражнений в последовательном расслаблении или, наоборот, сокращении крупных мышечных групп. Первые применяются для снятия эмоционального напряжения, возбуждения и утомления, а вторые, наоборот, для поднятия тонуса, настроения и избавления от вялости и апатии. Параллельно с этими упражнениями полезно внушать соответствующие эмоциональные и органические состояния: в первом случае состояния покоя, тепла, отдыха, а во втором – состояние бодрости, легкости, мышечной активности, свежести. Такое объединение психологических и двигательных приемов саморегуляции в специальные комплексы получило название аутогенной тренировки.
Общая психологическая подготовка осуществляется в ходе учебно-тренировочного процесса. В этом случае она идет параллельно с физической и технической подготовками и так же, как и они, меняет свои задачи и содержание в зависимости от уровня и этапа подготовки гимнастов. Но она может и должна осуществляться и вне спортивной деятельности, когда спортсмен самостоятельно или с чьей-либо помощью вне тренировок специально выполняет определенные задания или требования с целью совершенствования своих психических процессов, состояний, свойств личности, необходимых для дальнейшего спортивного роста.
Специальная психологическая подготовка решает частные задачи и в соответствии с их назначением делится на два относительно самостоятельных вида подготовки: психологическую подготовку к участию в конкретном соревновании и психологическую подготовку перед выполнением отдельного упражнения.
В психологической подготовке к соревнованию предусматривается следующее:
1. Постановка перед каждым гимнастом конкретных задач, которые должны решаться в предстоящем соревновании.
2. Подробная информация будущих участников соревнования о масштабе, условиях и месте проведения соревнования, а также об особенностях предполагаемых соперников.
3. Формирование у гимнастов искреннего желания участвовать в данном соревновании и стремлении к достижению в нем намеченных результатов. Надо иметь в виду, что сильно развитые такие нравственные мотивы, как чувство долга и ответственности перед коллективом и тренером, по своей природе обладают большей силой стимулирующего воздействия, чем любая форма личной заинтересованности. Поэтому в психологической подготовке гимнастов, особенно старших разрядов, воспитание этих мотивов следует рассматривать как особую важную педагогическую задачу. Успех ее решения во многом зависит и от формирования у гимнастов соревновательных эмоций личного происхождения: чувства чести, гордости, собственного достоинства, воодушевления, спортивной злости и др.
4. Формирование у гимнастов обоснованной уверенности в своих силах и возможности достижения в предстоящем соревновании намеченных целей. По своему психологическому содержанию это чувство не совместимо с чувством страха, опасения и сомнения в чем-либо. Формируется же уверенность в себе путем тщательного и аргументированного анализа всех факторов «за» и «против» со стороны тренера и спортсмена. Это позволяет гимнасту задолго до соревнования неоднократно участвовать в нем.
5. Тщательный контроль за предсоревновательными эмоциональными состояниями гимнастов с целью своевременной их регуляции и избавления от отрицательных мыслей и чувств.
Важность и необходимость этого раздела специальной психологической подготовки объясняются большой динамичностью и чрезмерной ранимостью состояния психической готовности к соревнованию.
Психологической подготовкой к выполнению конкретного упражнения завершается система психологической подготовки гимнастов.
Для выполнения сложного упражнения надо уметь сосредоточиться, мобилизовать свою психику, чтобы с наибольшим эффектом реализовать свои возможности. Субъективно такой процесс переживается как особое психическое состояние, называемое состоянием мобилизационной готовности.
Состояние мобилизационной готовности отличается значительной сложностью и характеризуется следующими показателями:
1. Степенью его соответствия характеру предстоящего упражнения;
2. Глубиной или интенсивностью самого переживания;
3. Его устойчивостью;
4. Скоростью возникновения, т.е. латентным периодом.
Для тренеров в их практической работе наибольшее значение имеет временной параметр мобилизационной готовности, так как именно он сравнительно легко поддается объективному учету. С помощью обычного секундомера любой тренер без особого труда может определить время сосредоточения внимания каждого гимнаста перед выполнением различных по трудности элементов, соединений, комбинаций.
Чем ниже уровень мастерства гимнаста, тем короче время мобилизационной готовности, так как новички обычно еще не умеют произвольно, с достаточной силой концентрировать свое внимание на объекте деятельности. Поэтому новичок, приняв исходное положение перед снарядом, тут же обычно идет к нему для выполнения упражнения. Конечно, с усложнением упражнения должно увеличиваться и время сосредоточения внимания перед его выполнением. В связи с тем, что время сосредоточения внимания во многом зависит от индивидуальных способностей спортсмена, целесообразно подвергать тщательному анализу не столько продолжительность мобилизационной готовности, сколько временную стабильность достижения этой готовности. Нарушение или вовсе отсутствие этой стабильности свидетельствует о плохой технической подготовке гимнаста или же о низком уровне его тренированности, а также о его неблагоприятном эмоциональном состоянии.
Все виды психологической подготовки тесно связаны между собой и образуют в совокупности особый вид подготовки гимнастов, основу которой составляет общая психологическая подготовка.
Практически воспитание силы воли осуществляется постепенным нарастанием в процессе занятий объема и интенсивности тренировочной работы, участием в гандикапах, товарищеских и официальных соревнованиях, преодолением усложняющихся внешних условий, обязательным выполнением домашних заданий, самоконтролем спортсмена за достижением непосредственных поставленных целей, поставленных им перед собой, поставленных тренером.
Трудолюбие, настойчивость, терпение – это проявление силы воли во времени, на пути к достижению поставленной цели.
Все средства спортивной тренировки помогают атлетам развить трудолюбие, приобрести настойчивость и терпение. Для этого необходимо выявить мотивацию к занятию спортом у каждого ученика и целенаправленно усилить их стремление к цели, сделав ее более заманчивой и реально доступной. Следует в ближайших занятиях устанавливать близкие цели, доступные по силам каждому ученику, но требующие достаточной затраты сил.
Необходимо создавать эмоциональный фон на занятиях, повышающий работоспособность и интерес к тренировке.
Спортсмены, на тренировочных занятиях постоянно испытывают трудности в борьбе с преодолением усталости. Требуется разъяснить ученикам: мало иметь сильные мышцы, отличную технику, крепкий организм, надо еще иметь волю продолжать тренировку, хотя наступающая усталость сказывается все больше и появилось желание прекратить работу. Этого допускать нельзя. Мыслями своими спортсмен должен поддержать себя: «выдержу», «стерплю» и т.п.
Тренировочные нагрузки, вызывающие утомление, тягостны для тех, кто не обладает достаточной настойчивостью и трудолюбием, терпением. Поэтому в занятиях с такими учениками можно чаще использовать групповой метод выполнения упражнений: спортсмены, наблюдая рядом более сильных и равняясь на них, привыкают переносить нагрузку и потом выполняют то же самое задание самостоятельно.
Эффективно давать ученикам задание по самостоятельному овладению элементами техники движений, ее совершенствованию на основе кинограммы, видеопоказа, словесного объяснения или подражания демонстрации этого этого элемента спортсменом высокого класса.
Выдержка и самообладание. Это качества, определяющие умение спортсмена владеть собой. Надо ли говорить вам о их важности. Они позволяют сохранить психическую устойчивость и хладнокровие перед стартом и в разгар «битвы» на спортивной арене, обеспечивают правильную реакцию спортсмена на различные сбивающие внешние факторы.
Выдержка, самообладание нужны спортсменам в общественной жизни, учебе, на работе и в семье. Это необходимо и в спортивной подготовке как залог дисциплинированности, способности выполнять без отклонений самые сложные по координации и самые трудные по психической напряженности упражнения.
Психическая устойчивость спортсмена, его хладнокровие и самообладание в сложных соревновательных ситуациях – важная основа для проявления потенциальных возможностей при эмоциональном подъеме. Из-за неустойчивой психики положительная эмоциональная возбужденность может перейти в нервную заторможенность, привести к спаду функциональных возможностей и, следовательно, к поражению на ответственных соревнованиях.
Организуя обучение спортивной технике и проявлению мышечных усилий полезно следовать принципу выполнять упражнения как бы играя. Это очень нужно и для правильного воспитания спортсмена, умеющего проявлять максимальную быстроту и силу, ловкость и выносливость без лишних мышечных усилий, что особенно ценно в гимнастике.
Чтобы достичь этого, надо еще на первых занятиях учить выполнять соревновательное и любое другое упражнение с установкой на правильность, эффективность и экономичность движений. Только на этом концентрирует внимание ученик и привыкает в процессе тренировочной работы не отвлекаться ни на какие другие мысли. Учить этому намного легче, если перед спортсменом не будет стоять задача, выраженная в конкретных величинах (например, разучить какой-то сложный элемент к конкретному сроку). Разумеется, в дальнейшем очень важна конкретизация спортивных результатов и показателей контрольных упражнений. Поэтому не следует ставить раньше времени перед учеником сверхзадачи. Незрелость физической и психической подготовленности приводит при попытке достижения намеченного спортивного результата к сверхнапряжению. А это очень мешает формированию умения владеть собой.
Решительность – это умение в нужный момент принимать обоснованное решение, своевременно приводить его к исполнению. Вы знаете, что решительный спортсмен может многого достичь.
В гимнастике решительность нужна прежде всего там, где упражнение связано с риском, с возможной опасностью. Конечно, решительность опирается на силу воли и физическую подготовленность спортсмена. Но чаще всего главное лежит в его способности мгновенного анализа и столь же быстрого принятия обдуманного решения, действия. Между принятием обоснованного решения и его реализацией может пройти много времени. Нужна очень большая решительность, чтобы поставить перед собой задачу превысить рекорд, добиться победы. И не меньшая решительность нужна, чтобы каждодневно вести напряженную тренировку.
Для воспитания решительности есть три пути. Первый – приобретение спортсменом знаний во время проводимых с тренером бесед, посвященных разбору и анализу примеров решительности. Кроме того, следует обсуждать с учениками случаи, происшедшие на их глазах (например, во время соревнований). Показывать на эту тему кино и видеосюжеты.
Второй путь – проигрывание искусственно созданных ситуаций на макете, стенде. Большую роль играют тренировки на специальных тренажерах-автоматах, требующих лишь мгновенной оценки ситуации и решения, а также тренажерах, управляемых спортсменом по заданной программе и произвольной.
Третий - самый главный путь – практическая реализация в тренировке и соревнованиях приобретенных знаний и умений. Постепенное осложнение ситуации и приучает спортсменов решительно преодолевать создаваемые трудности. Они должны знать, что неудачи в первых попытках реализации принятого решения помогут потом в достижении поставленной цели. При этом необходимо учитывать и уровень подготовленности спортсменов.
Уверенности в своих силах способствуют следующие положения:
1. Владение прочным двигательным навыком значительно укрепляет бойцовские качества. Прочный двигательный навык – это автоматизированное выполнение движений «послушное» воле спортсмена. Когда достигнута такая прочность в спортивной технике, когда ученик уже не думает о форме движений, тогда ему, несмотря на риск, гораздо легче концентрировать и усиливать ведущее проявление воли: быстрее, сильнее, точнее и др.
2. Для воспитания мужества и смелости необходимо выполнение упражнений и заданий, связанных с некоторой долей риска.
3. Полезно подбирать упражнения, требующие все большей смелости и мужества, т.к. эти качества, как и другие волевые качества, прочно связаны с уверенностью в своих силах, умением выполнять заданное упражнение.
4. Применение в тренировочных занятиях тренажеров и специальных устройств, помогают обучению технике, способствуют воспитанию мужества и смелости. (Например, подвесные и стационарные системы).
5. Воспитание умения спортсменов не думать о постороннем перед стартом и во время выполнения упражнения. Особенно важно научить концентрировать внимание и волю именно перед выполнением упражнения. Для этого полезно мысленно проговаривать последовательность двигательных действий в комбинации. Заученная спортсменом и многократно повторенная в тренировке и перед соревнованием, эта формулировка становится весьма прочным заслоном против внешних сбивающих воздействий.
Практически воспитание этого качества должно начинаться с первой минуты первого занятия с учениками. Четкая команда и подтянутость тренера, точное начало занятий, регулярная отметка посещаемости в журнале – основа дисциплины в группе. Строгое соблюдение правил тренировки и участия в соревнованиях, незамедлительное исполнение вашей команды и указаний, отличное поведение на спортивных занятиях и вне их – главное, на что необходимо постоянно обращать внимание.
Большое значение для воспитания дисциплинированности имеет соблюдение тренировочного и гигиенического режима, в том числе полный отказ от курения и алкогольных напитков. Наряду с этим необходимо и самому тренеру быть образцом дисциплинированного человека.
Самостоятельность и инициативность, часто относят к волевым качествам. Действительно, умение спортсмена намечать цели и план действий, самостоятельно принимать и осуществлять решения, требует воли, а значит, и надобность в этом есть всегда. Особенно роль этих качеств возрастает на более высоких уровнях спортивной подготовленности, когда увеличивается значение индивидуальных особенностей спортсмена требуется все большее участие его в подготовке.
Самостоятельность и инициативность опираются на принципы сознательности и активности, установленные в педагогике.
Поэтому следует постепенно приучать спортсменов к самостоятельности, к сознательному, вдумчивому подходу при решении поставленных задач, к творческому приложению своих сил.
Воля к победе проявляется в сочетании волевых качеств спортсмена и опирается на его моральные качества. Вместе с тем необходимо и специально развивать это качество. Принято чаще всего говорить о воле к победе, помогать формировать у них направленность мыслей на реальность достижения желаемого успеха, приводить примеры из опыта сильнейших мастеров спорта.
В воспитании воли к победе важнейшую роль играют соревнования. Многочисленные соревнования, в которых участвует спортсмен с детских лет, - лучшая школа воспитания воли к победе. Уже с первых занятий необходимо прививать новичкам интерес к соревнованиям, развивать желание помериться силами, воспитывать стремление победить. Особенно важны в этом отношении командные соревнования.
Борьба за спортивную честь команды, коллектива в значительной мере определяет проявление воли к победе. Даже нерешительный новичок стремится вложить свою долю в общее дело. Командные соревнования необходимы и квалифицированным спортсменам, у которых воля к победе должна усиливаться вместе с ростом мастерства.
В тренировочных занятиях необходимо проводить контрольные прикидки. Полезно иногда настраивать спортсмена на выполнение тренировочного упражнения, как на выступление в соревновании, как на борьбу за победу.
Ученикам на тренировке и в другое время следует напоминать, что волевые качества рождаются в практической борьбе с трудностями внешней среды, в борьбе с самим собой. Чтобы все сказанное о воспитании моральных и волевых качеств стало убеждением спортсмена, его характером, необходимо большое самосознание, активное самовоспитание.
На практике следует придерживаться основных правил, которые помогут вести тренировочные занятия более эффективно, делая акцент на воспитании волевых качеств.
1. Организованность, порядок, дисциплина и известная ученикам программа тренировочного занятия – важнейшая основа его эффективности.
2. Для обеспечения эмоционального фона занятий используйте все средства от поведения на тренировке до музыкального сопровождения.
3. Чаще проводите групповые занятия.
4. Если есть возможность, приглашайте для совместных занятий более подготовленных спортсменов.