Общие возрастные закономерности психических заболеваний у детей и подростков
Психические нарушения могут быть объяснены взаимным влиянием генетических, органических, социальных, психогенных факторов.
Перечисленные факторы традиционно считаются причинами психических заболеваний. Они взаимодействуют между собой в любом человеке, в каждой фазе его жизни (так называемые проблемы фазы).
Нарушения нервно-психической сферы, которые отмечаются при всех психических заболеваниях, представляют собой сочетания расстройств биологического и психического созревания.
Понимание и изучение возрастных особенностей психических заболеваний у детей и подростков основано на эволюционно-динамическом (онтогенетическом) подходе и принципе единства биологического и социального в человеке.
Единство биологического и социального в процессе формирования человека как существа общественного происходит за счет непрерывного взаимодействия преимущественно социально-психических явлений (содержательная сторона сознания, высшие свойства личности, характер, некоторые бессознательные явления) с природно-психическими (темперамент, инстинкт, элементарные влечения, потребности и чувства, уровень психической активности и др.).
Природно-психическое (по В. В. Ковалеву) в человеке тесно связано с нейрофизиологическими (биологическими) механизмами. Однако в процессе эволюции человека ведущую роль играют социально-психические явления.
Между собственно биологическим (в том числе и специфической для человека высшей нервной деятельностью) и социально-психическим в единой психике человека как переходное образование сохраняется природно-психическое.
В онтогенезе человека происходят замещение и поглощение биологического и связанного с ним природно-психического социально-психическим. В этом заключается общая закономерность психического онтогенеза.
Так, у детей раннего возраста преобладают потребности в еде, сне, связанные с инстинктами[4], примитивные эмоции удовлетворения и неудовлетворения, малодифференцированные проявления темперамента; с возрастом они постепенно оттесняются и поглощаются социально- психическими.
Переход от низшего к высшему составляет основное направление в развитии психики человека. Основной движущей силой перехода ребенка на более высокие ступени его психического развития является его (ребенка) контакт с непрерывно усложняющимися условиями социального окружения.
Данная закономерность взаимоотношения биологического и социального в человеке сохраняется и в условиях психической болезни, последняя вносит значительные изменения в это взаимоотношение.
В условиях психической болезни происходит сдвиг субординационных отношений между природно-психическим и социально-психическим с более ярким проявлением и усилением природно-психических явлений.
Подобный сдвиг может быть временным или относительно стойким; легче и быстрее он происходит в более раннем возрасте: что связано с меньшей зрелостью и устойчивостью социально-психических образований.
Данное психологическое состояние проявляется в растормаживании и усилении влечений, инстинктов, потребностей, низших эмоций. Таков механизм формирования некоторых типов психопатий, психопатоподобных состояний различного генеза, различных форм поведения, свойственных более ранним этапам онтогенеза.
Изменение соотношения между социальным и биологическим имеет место при различных типах общего и психического дизонтогенеза (В.В.Ковалев). Дизонтогенез психики выражается в нарушениях темпа, сроков развития психики в целом и ее отдельных составных частей, в нарушении соотношения компонентов развивающейся психики ребенка и подростка. Клиническими вариантами дизонтогенеза психики являются ретардация и асинхрония развития.
Под ретардацией понимается запаздывание или приостановка развития всех старых или отдельных компонентов психики. Ретардация характерна для умственной отсталости, пограничной интеллектуальной недостаточности. При ретардации запаздывает переход от более простых (природно-психических свойств) к более сложным - социально-психическим. В связи с этим возникает недостаточность социально-психических (познавательных) функций. Общая закономерность единства биологического и социального и ведущей роли социального сохраняется. Ведущая роль социального наблюдается при любых вариантах, ретардации (кроме глубокой имбецильности и идиотии).
Другой тип дизонтогенеза психики - асинхроиия развития, т. е. неравномерное, диспропорциональное психическое развитие, при котором одни компоненты психики развиваются со значительным опережением, а другие запаздывают или происходит усиленное развитие отдельных свойств личности, приводящее к дисгармонии.
При асинхронии развития часто имеет место недостаточность или болезненное усиление природно-психических компонентов, в то время как социально-психические компоненты (запас знаний, высшие интересы, нравственные установки) могут развиваться ускоренно. Характерны большая зависимость направления изменений социально-психических компонентов от нарушенных природно-психических проявлений, выраженная реакция личности на нарушение природно-психических свойств, возникающая в процессе отношений такой аномальной личности с социальным окружением.
На основе принципа диалектического единства биологического и социального в процессе формирования человека устанавливается ряд возрастных закономерностей психических заболеваний у детей и подростков.
Чем меньше возраст ребенка, тем большую роль в возникновении психических заболеваний играют биологические факторы. С возрастом в связи с созреванием и усложнением социально-психических образований увеличивается причинная роль социально-психических факторов. Биологические факторы из категории причинных частично переходят в категорию факторов внутренних условий, важнейшим из которых является возрастной.
Существуют периоды повышенной восприимчивости к различным вредностям (возрастные кризы) - 2-4 года, 7-8 лет, 12-17 лет. В критические периоды происходит резкая перестройка реактивности, нарушение физиологического равновесия в организме, психические заболевания в эти периоды возникают легче и имеют более тяжелое течение, чем возникшие в интервалах между периодами возрастных кризов.
Выделены следующие уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков:
сомато-вегетативный (0-3 года). Для этого уровня реагирования характерны повышенная возбудимость, склонность к расстройствам пищеварения, питания, сна, навыков опрятности;
психомоторный (4-10 лет). К данному уровню реагирования относятся проявления двигательной расторможенности, тики, заикание и др. Именно в этом возрасте происходит интенсивная дифференциация функции двигательного анализатора, устанавливаются более зрелые субординационные отношения между корковыми и подкорковыми структурами;
аффективный. Данный уровень реагирования (7-12 лет) характеризуется наличием страхов, уходом из дома и бродяжничеством. Аффективные нарушения наиболее ярко проявляются именно в этом возрасте, что связанно с началом формирования самосознания, с появлением у ребенка способности к самооценке субъективных переживаний;
эмоциональио-идеаторный. Психические расстройства данного уровня (12-16 лет) возникают на основе сверхценных образований - психогенных патохарактерологических реакций (протесты, эмансипация и т. д.), сверхценных интересов и увлечений, синдрома анарексиии др.