Акцентируйте внимание на видимых аспектах поведения
- Добейтесь максимальной видимости. Найдите верный способ сделать так, чтобы нарушителей дисциплины было легко обнаружить. Не требуйте от учеников абстрактного внимания, а попросите их смотреть на учителя — это действие проще отследить. А еще лучше, попросите положить карандаш и посмотреть на учителя. Теперь вы наблюдаете за выполнением двух указаний, причем отследить выполнение первого — положить карандаш — гораздо проще, чем отметить, весь ли класс смотрит на учителя.
- Покажите, что все контролируете. Не просто давайте указания, но и следите за их выполнением, при этом ученики должны понимать, что вы не дремлете. Каждые пару минут оглядывайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Перед тем как что-то попросить, обязательно делайте паузу и смотрите на учеников. Проговаривайте все, что видите: "Спасибо, Саша. Спасибо, Маша. Первый ряд, смотрим на меня". Тем самым вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят, словно у вас есть "радар".
Ведущая деятельность старшеклассников - учебно-профессиональная. Значит школьникам важно, познавая ч-л, понимать как эти знания или умения пригодятся на практике, в реальности, в жизни, будущей профессии.
Мыслительная деятельность характеризуется способностью к обобщению, абстрагированию, тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснованные выводы, связывать изучаемые факты и явления в систему. Стиль умственной деятельности - активный, самостоятельный, творческий. Поэтому, побуждайте старшеклассников к активной мыслительной деятельностью стимулирующими вопросами: «А вы как думаете», «Какие мысли у вас по этому поводу», «Что общего между…», «Какие причины этого явления, события?», «Что вы можете предложить, порассуждайте, докажите, найдите решение, самостоятельно изучите, разбейтесь на группы и предложите идеи, сделайте вывод из сказанного…». Новообразование раннего юношеского возраста - познавательный интерес имеет свою специфику: в старшем школьном возрасте происходит выбор учащимися будущей профессии и как следствие этого формирование интереса к тем предметам, которые связаны с этим выбором. Поэтому для старшеклассников характерна избирательность интересов. Старшие школьники чаще всего интересуются двумя-тремя предметами, которые имеют непосредственное отношение к будущей профессии, проявляя равнодушие и безразличие к остальным.
Педагогические средства, оказывающие влияние на познавательные мотивы старшеклассников - это приемы, связанные с содержанием учебного материала (поэтому важно отбирать информацию полезную и интересную), и мотивация процессом (это способ изложения, представления материала: наглядными и техническими средствами, личностью учителя, общественным мнением класса).
Прием | Причина |
Элементы занимательности | Использование различных приемов, ситуаций, ярких фактов, которые вызывают положительное эмоциональное состояние |
Анализ жизненных ситуаций | Старшеклассникам важно знать причины, по которым им предлагают решить ту или иную задачу, изучить конкретную тему. Эти причины должны быть для них значимыми, и поэтому важно при изучении определенной темы подбирать такие задачи, которые имеют непосредственную связь с жизнью и с которыми могут столкнуться многие учащиеся, причем это должны быть не просто бытовые, а близкие к увлечениям, жизненным проблемам старшеклассников ситуации. Важно показать возможность разрешения описанной жизненной проблемы путем использования знаний, умений и навыков, полученных на уроке. |
Личностная значимость изучаемого материала | Многие старшеклассники стремятся как можно раньше сделать профессиональный выбор. И если такой выбор уже осуществлен, то они полностью сосредотачивают свое внимание только на тех учебных предметах, которые имеют непосредственное отношение к их будущей профессии. На остальные же учебные предметы учащиеся оставляют меньше времени и прикладывают меньше усилий для их изучения. Поэтому важно при изложении учебного материала обращать внимание на возможность применения полученных знаний в той или иной профессиональной области. Для тех учащихся, которые еще не выбрали профессию, интересное изложение учебного материала с демонстрацией возможностей его применения и актуальности в современном мире поможет сделать такой выбор |
Мотивация процессом
Прием | Причина |
Создание проблемных ситуаций | Учебный материал намного лучше усваивается в том случае, когда для его получения была проделана определенная работа, были преодолены какие-то трудности. Поэтому для организации такой работы можно использовать противоречия между имеющимися знаниями и возможностями решения конкретных задач |
Ролевой подход | Возможность выступить в роли другого человека или предмета позволяет учащемуся проявить свои творческие способности, выйти из жестких рамок, взглянуть на ситуацию с другой стороны и тем самым лучше понять и усвоить материал |
Игры, конкурсы, кроссворды, ребусы и т.п. | Для учащихся любого возраста трудно долго удерживать внимание на определенном материале или же заниматься однотипной деятельностью, поэтому использование на уроках различных игровых моментов или заданий позволяет снять напряжение и в то же время улучшить усвоение учебного материала. Это связно с яркими эмоциональными переживаниям, которые испытывают учащиеся в игровых ситуациях |