Проективные методы исследования мотивации
В силу ограниченности времени остановимся подробнее на трех классических проективных методиках. Выбор не является случайным, т.к. они широко применяются в клинике и на основе каждой из них были разработаны многочисленные модификации, по сути "семейства" методик.
Методика ТАТ (тематический апперцептивный тест) был впервые опубликован в 1935 году Г. Мурреем и его сотрудниками по клинике Гарвардского университета (USA). Полный набор стимульного материала ТАТ представляет собой 30 картин, из которых некоторые были нарисованы специально по указанию психологов, другие были репродукциями различных картин, иллюстраций или фотографий. Испытуемому последовательно предъявляется 20 картин (как правило, в два сеанса), причем десять из них предлагаются всем, остальные подбираются в зависимости от пола и возраста. Существует 4 таких частично совпадающих набора: для мальчиков, девочек, мужчин и женщин старше 14 лет. Помимо картин, в набор входят также и одна пустая карточка. Каждая карточка допускает возможность неограниченной интерпретации, однако, среди них выделяются такие, которые провоцируют депрессию и суицид, агрессию и сексуальные претензии, доминирование-подчинение, конфликты.
Одной из наиболее популярных модификаций метода является так называемый "деловой ТАТ", созданный Х. Хекхаузеном для диагностики мотивации достижения. Он включает 6 картин, связанных с производственной или управленческой ситуацией. На основании выделенных в рассказах испытуемого категорий подсчитываются индексы мотивов стремления к успеху и избегания неудач.
Рисуночный фрустрационный тест С. Розенцвейга, впервые опубликованный в 1944 году, направлен на исследование реакций испытуемого в ситуации фрустрации. В качестве стимульного материала используются схематические контурные рисунки (всего 24), на которых изображены два или более персонажа, занятых еще не оконченным разговором. Один из персонажей своим высказыванием ставит другого в неудобное положение, срывает его планы. Все ситуации, изображенные на рисунках, можно разделить на две основные группы: 1) ситуации "препятствий"; 2) ситуации "обвинения" Испытуемому предлагается дать первый пришедший на ум ответ на записанные на карточках слова первого персонажа. Предупреждается, что ответ не должен быть шутливым.
Каждый ответ испытуемого оценивается с точки зрения двух критериев: направления и типа реакции. По направленности выделяются:
1) экстрапунктивные, т.е. направленные на живое ли неживое окружение в форме подчеркивания фрустрационной ситуации, осуждения причин фрустрации, иногда вменяется в обязанность другому решить данную ситуацию;
2) интрапунктивные (реакция направлена на себя, испытуемый принимает вину на себя или берет ответственность за исправление ситуации);
3) импунктивные (ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что исправится само собой).
По типу реакции подразделяются:
1) препятственно-домининтные - вызвавшее фрустрацию препятствие всячески подчеркивается;
2) самозащитные - главную роль в ответе играет самозащита в той или иной форме (ЕД);
3) необходимостно-упорствующие - акцент делается на размещение проблемы.
Из комбинации этих 6 категорий, каждая из которых имеет свое условное обозначение, получают 9 возможных факторов оценки. Кроме количественной и качественной оценок возможных реакций испытуемого возможно также установить степень социальной адаптации индивида.
ТЕМА 17.
ПАТОХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Краткое содержание лекции:психологическая диагностика и патопсихологические исследования. Патопсихология и медицина. Особенности и задачи патопсихологического исследования. Ограничения деятельности психодиагноста в этой области.
Основы патохарактерологической диагностики. Методики, позволяющие диагностировать отклонения от нормы. Использование экспериментального метода для изучения психопатологических явлений. Исследование памяти: методика «Пиктограмма» и ее модификации, заучивание десяти слов, опосредованное запоминание. Исследование сенсомоторной сферы и внимания (корректурная проба, счет по Крепелину, доски Сегена, методика Кооса, куб Линка). Возможности в диагностике особенностей мышления и личности (классификация предметов, исключение предметов, методика Выготского-Сахарова, простые и сложные аналогии и др.). Исследование эмоционально-волевой сферы: выбор ценностей, уровень притязаний, исследование самооценки.
Патопсихологическая семиотика: шизофрения, маниакально-депрессивный психоз, эпилепсия, старческое слабоумие, последствия черепно-мозговой травмы, алкоголизм, олигофрения, пограничные нервно-психические расстройства.
Составление заключений по данным патопсихологического экспериментального исследования.
ПЛАН ЛЕКЦИИ
Вопрос 1.Специфика патохарактерологических методик и
основные области их применения.
Вопрос 2.Понятие «акцентуация».
Теории акцентуированной личности и
акцентуации характера.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.А. Столина. М., 1987.
2. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. М., 2001.
3. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами: Учеб. Пособие. М.: Высш. шк., 1989.
4. Завалова Н.Д., Пономаренко В.А. Психологические состояния человека в особых условиях деятельности // Психол. журн. 1983. Т. 4. № 6/
5. Ильясов Ф.Н. Экспериментальное обоснование количества делений шкалы // Социол. исследование. 1984. № 4.
6. Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. М., 1964.
7. Лолер Дж. Коэффициент интеллекта, наследственность, расизм. М., 1982. М., 1991.
8. Матова А.А. Комплексное исследование психических состояний человека в индивидуальной и групповой деятельности // Вопросы психологии. 1973.
Вопрос 1