Закон Эбнея, законы смешения цветов
Психологические законы и закономерности.
Выполнила студентка
Нурисламова Камила Ахатовна
17.1-515, очная форма обучения
Руководитель:
Солобутина Марина Михайловна,
к.псх.н, доцент.
Содержание.
· Психологические законы и закономерности это …………………...……….…2;
· Виды психологических законов………………………………………...…….2-4;
· Основные группы психологических законов по Б.Ломову…………...……4-5;
· Биогенетический закон…………………………………………………...……5-6;
· Закон Блоха………………………………………………………………...……..6;
· Закон Вебера (или закон Бугера—Вебера)…………………………...………6-7;
· Закон Вебера-Фехнера (психофизический основной)………………..……….7;
· Закон Дондерса…………………………………………………………….……..7;
· Закон Йеркса—Додсона…………………………………………………….…7-8;
· Закон повторения………………………………………………………..….….8-9;
· Принцип (или закон) Джексона…………………………………………………9;
· Закон Йоста…………………………………………………………………….…9;
· Закон Рибо……………………………………………………………….……9-10;
· Закон Рикко…………………………………………………………….….…10-11;
· Закон Пипера……………………………………………………………………11;
· Закон Стивенса………………………………………………………………11-12;
· Закон Тальбота…………………………………………………………….……12;
· Закон Хика……………………………………………………………..…….….12;
· Закон Эбнея, законы смешения цветов……………………………..…..…12-13;
· Закон Эммерта………………………………………………………………13-14;
· Закон специфических энергий (закон Мюллера)……………………………14;
· Законы научения……………………………………………………….……14-15;
· Заключение………………………………………………………………......15-16;
· Использованная литература…………………………………………………....16;
Психологические законы и закономерности.
Под законом следует понимать существенные, объективные, необходимые устойчивые и повторяющиеся связи между явлениями. Закон дает возможность предсказывать, на основе логических рассуждений, изменения развития психических явлений и увидеть взаимосвязи между этими явлениями. Законы психологии требуют внимательного изучения не только психологами, но и всеми людьми, так же, как и законы точных наук: физики, математики, химии и др.
Психологические законы, закономерности и принципы являются объективными, выражающими в обобщенном виде реально существующие в жизнедеятельности животных и людей психические свойства, состояния и процессы. Добываются и научно разрабатываются эти обобщения путем многочисленных исследований, экспериментов и проверок в практической работе, в частности в процессе педагогической практики.
Закономерность– объективно существующая, повторяемая причинно-следственная связь определенных явлений при их взаимодействии, которая, если она достаточно хорошо познана, отражается в формулировке закона.
Психологическая закономерность - это еще недостаточно раскрытый психологический закон, который предусматривается, но еще не может быть точно сформулирован.
Законы психологии имеют вид законов-тенденций. Вариативность проявлений психологических законов не отменяет того, что в них выража- ется что-то общее, но это общее выступает как тенденция.
Виды психологических законов.
1)Закон научный.
Когда обобщение или принцип подтверждается достаточно часто (или противостоит достаточно частым и настойчивым попыткам его опровергнуть), когда база данных хорошо определена и когда удоволетво- ряется требование, что определенные связи, при соответствующих усло-виях, являются универсальными, то можно начинать говорить о научном
законе. Психология, несмотря на частые преждевременные объявления,
зарекомендовала себя Дисциплиной, особенно устойчивой к установлению таких законов.
2)Закон естественный-
1. научный закон в естественных науках;
2. в социальном взаимодействии –обычай, традиция, практика, которых придерживаются независимо от формального законодательства. «Вся суть в естественных правах, - говорил Мефистофель у Гёте, - а их и втапты- вают в прах», призывая тем самым законопослушного Фауста к проти-воправному поведению. Изначальная убеждённость в адекватности последнего, а не психическое расстройство, является, по-видимому, главной причиной криминального поведения психиатрических пациентов.
3)Закон эмпирический-
Принцип или обобщение, связывающее переменные друг другу и основанное на наблюдениях или результатах экспериментов. Такие законы в основном представляют собой не больше, чем описания согласованности событий или фактов; закон Вебера – хороший пример эмпирического закона.
Теоретические и экспериментальные исследования каждой науки направлены на выявление объективных законов и закономерностей, которым подчинены все процессы и явления.
Законы раскрывают объективные, устойчивые, существенные связи между явлениями действительности, их совокупность составляет содержание науки, позволяет формулировать новые проблемы и осуществлять прогнозы дальнейшего развития. Специфика каждой науки, в том числе и психологии, отображается в характере ее законов.
Выявление и познание законов психологии имеет свои особенности и трудности, связанные с необычной природой психических явлений. Ведь психические состояния субъекта недоступны постороннему наблюдению. Задача же психологии заключается в том, чтобы, пользуясь объективными
методами, раскрыть объективные законы, которым подчиняется психика.
Психическим явлениям присуща динамическая изменчивость. Исследуя многократно тот же психический процесс, можно заметить, что всегда он зависит от определенных условий и протекает по-другому. Это не случай- ность. Психическое как субъективное отражение не может быть неизменным. Поэтому законы, которые открывают в психологии, не определяют твердо и однозначно связи между явлениями. Это - законы - тенденции, в которых общее выступает как тенденция.
Основные группы психологических законов по Б.Ломову.
В психологии известно много законов. Некоторые из них даже выражены в строгой математической форме. Они относятся к различным уровням психического, раскрывают его различные измерения. На основе анализа того, что в них отражено, Б. Ломов разделил их на шесть основных групп.
1. Законы, в которых отражаются относительно простые зависимости, например устойчивые связи между внешними воздействиями и определен-ными психическими явлениями, а также между самими явлениями. В част- ности, это основной психофизический закон Вебера-Фехнера, согласно ко- торому интенсивность ощущения прямо пропорциональна логарифму силы раздражителя.
2. Законы, которые раскрывают динамику психических процессов во времени. Один из них - закон перцепции, открытый М. Ланге. Он отражает закономерную последовательность фаз процесса восприятия: зрительный перцептивный образ разворачивается фазами - от грубого различения общих пропорций предмета и его положения к формированию дифференцирован- ного и завершенного образа.
3. Законы, характеризующие структуру психических явлений. Примером может служить современное представление о памяти. Сначала рассматривалась как простую однородную функцию. Однако в процессе исследования оказалось, что она является сложной системой, которая вклю- чает определенную структуру хранилищ информации, их реорганизацию, а также потоки информации и процессы управления им.
4. Законы, в которых фиксируется зависимость эффективности поведе- ния человека от уровня ее регуляции. Например, закон Йеркса-Додсона, обосновывающая зависимость успешного решения задач от уровня мотива- ции. Согласно ему существует определенный уровень мотивации, при котором производительность выполнения задач является высокой. Дальней- ший рост мотивации не повышает (а иногда снижает) производительность.
5. Законы, касающиеся психического развития человека, рассматривается в масштабе ее жизни. Примером является закон о неравномерности (гетеро- хронность) развития психических функций в отдельные периоды и в течение всей жизни человека.
6. Законы, в которых раскрываются основы различных психических свойств человека. В частности, зависимость психических качеств человека от его деятельности в системе общественных отношений.
Содержание основных психологических законов.
1.Закон биогенетический(в психологии)
Перенос на развитие психики ребенка соотношения между онтогенезом и филогенезом, установленного немецкими естествоиспытателями Ф.Мюллером и Э. Геккеле (закон Мюллера-Геккеля). Теоретическая модель, согласно коей в индивидуальном, прежде всего эмбриональном, развитии высших организмов происходит закономерное повторение признаков, свойственных их биологическим предкам. Утверждает, что онтогенез есть краткое и быстрое повторение филогенеза, что в онтогенезе детской психики воспроизводятся основные стадии биологической эволюции и этапы культурно-исторического развития человечества. Эта модель была распространена на развитие психики человека.
Соответственно ей, развитие психики индивида в силу биологической закономерности повторяет путь исторического развития предшествующих поколений, и на этот процесс очень мало может повлиять воспитание и
обучение ребенка. С позиций материализма, отсюда вытекает признание
предопределенности хода психического развития ребенка, игнорирование
конкретно- исторического характера этого процесса, его зависимости
от форм и способов взаимоотношений ребенка с внешним миром —
прежде всего со взрослыми, от характера и содержания его собственной деятельности. Опираясь на этот закон, закон биогенетический, З. Фрейд утверждал, что душевное развитие отдельного человека сокращенно повторяет ход развития всего человечества, и распространил выводы психоаналитической практики на историю и культуру человечества.
Закон Блоха
- субъективная яркость воспринимаемой глазом короткой вспышки света зависит от произведения интенсивности и длительности стимула, а для порогового обнаружения вспышки ее яркость и длительность находятся в реципрокных отношениях. Таким образом одинаковый эффект может быть получен как слабым светом, который действует относительно длительное время, так и интенсивной вспышкой малой длительности. Установлено, что Закон Блоха строго соблюдается только в около пороговой области при длительности стимула ниже критической.
3.Закон Вебера (или закон Бугера—Вебера)
Один из основных законов психофизики— установленная для случая различения одномерных раздражителей сенсорных прямо пропорциональ- ная зависимость порога дифференциального от величины раздражителя I, к коей адаптирована данная система : 1Л=К (const).
Коэффициент К, получивший название отношения Вебера, различен для
разных раздражителей сенсорных:
0.003 — для высоты звука;
0.02 — для видимой яркости;
0.09 — для громкости звуков и пр.
он фиксирует величину, на которую нужно увеличить или уменьшить раздражитель, чтобы получить едва заметное изменение ощущения. Эту зависимость установил в XVIII в. Французский ученый П. Бугер и позднее –независимо детально изучил немецкий физиолог Э. Г.Вебер, проводивший эксперименты на различение весов, длин линий и высоты звукового тона, в коих тоже показал постоянство отношения едва заметного изменения раздражителя к его исходной величине. В дальнейшем
было показано, что выявленный закон не универсален, но справедлив лишь для средней части диапазона восприятия системы сенсорной, где
чувствительность дифференциальная имеет максимальное значение.
За пределами этой части диапазона порог дифференциальный возрастает,
особенно в диапазонах абсолютных нижнего и верхнего порогов.
Дальнейшим развитием и отчасти интерпретацией закона Бугера-Вебера
стал закон Вебера—Фехнера.
4.Закон Вебера-Фехнера(ПСИХОФИЗИЧЕСКИЙ ОСНОВНОЙ)
Логарифмическая зависимость силы ощущения (Е) от физической интенсивности раздражителя (Р): Е = к log P + с, где k и с — некие постоянные, определяемые данной сенсорной системой. Зависимость
была выведена немецким психологом и физиологом Г. Т. Фехнером на основе закона Бугера — Вебера и дополнительного предположения о субъективном равенстве едва заметных различий ощущений. Эмпирические исследования подтверждают эту зависимость лишь для средней части диапазона воспринимаемых значений раздражителя. Закону Вебера — Фехнера обычно противопоставляется закон Стивенса, согласно коему эта зависимость носит степенной, а не логарифмический характер.
5.Закон Дондерса
Закон суммативности процесса психического (познавательного), основанный на постулате об аддитивности (или неперекрываемости) его
отдельных стадий. На материалах исследований времени реакции как процесса, развертываемого в период между появлением стимула и реализацией ответной реакции, Дондерс обосновал метод вычитания, призванный обеспечить возможность определить длительности отдельных стадий. Так, после измерения времени простой реакции, вычитая это время из времени более сложной реакции, можно получить время, затраченное на стадии обнаружения, стадии различения стимула и стадии выбора ответной реакции. Однако в дальнейшем была показана возможность параллельно выполняемых реакций психических, что опровергло постулат об их аддитивности.
Закон Йеркса—Додсона
Показывает зависимости качества (продуктивности) выполняемой деятельности от интенсивности (уровня) мотивации. Первый закон Йеркса-Додсона утверждает, что по мере увеличения интенсивности мотивации качество деятельности изменяется по колоколообразной кривой: сначала повышается, затем, после перехода через точку наиболее высоких по- казателей успешности деятельности, постепенно понижается. Уровень
мотивации, при котором деятельность выполняется максимально успешно,
называется оптимумом мотиваци. Согласно второму закону Йеркса- Додсона, чем сложнее для субъекта выполняемая деятельность, тем более низкий уровень мотивации является для нее оптимальным. Законы были открыты американскими психологами Р. М. Йерксом и Дж.Д. Додсоном в 1908 г. при исследовании зависимости научения от силы подкрепления (электроудара) у мышей. Впоследствии законы получили подтверждение на материале других видов деятельности и мотивации как у животных, так и у человека.
А.Закон повторения
Этот закон гласит, что повторяющиеся действия выполняются лучше и менее подвержены ошибкам. Как одно из объяснений феномена научения, закон повторения упрощает действительность, игнорируя воздействие таких факторов, как мотивация организма, наличие положительных стимулов и т. д.
7.Принцип(илизакон) Джексона
Обобщение относительно того, что степень сопротивления психической
функции болезни или естественному ослаблению непосредственно связана
с эволюционной древностью этой функции у данного вида. То есть недавно
сформировавшиеся когнитивные функции утрачиваются первыми, а функции, имеющие наибольший эволюционный возраст, утрачиваются последними. Аналогичные принципы выдвигались и в отношении
усвоенных моделей поведения; чем раньше в жизни индивида что-то усваивается, тем более устойчивым будет это знание к влиянию болезней или других повреждающих факторов.
Закон Йоста
Эмпирическая закономерность, открытая в 1895 г., при исследовании запоминания бессмысленного вербального материала немецким психологом Адольфом Йостом. Согласно Закону Йоста, при равной вероятности воспроизведения более старая информация: медленнее забывается и требует меньшего числа повторений при доучивании. Действие Закона Йоста объясняют различиями кратковременной и долговременной памяти.
Добавление: Из Закона Йоста вытекают следующие, полезные правила для учащегося: чем раньше начинаешь готовиться к экзамену, тем лучше; сначала надо изучать более важный материал. Можно надеяться, что закономерность, выявленная на бессмысленном материале, справедлива и для осмысленного текста (обратное менее вероятно). Другие варианты названия закона, которые можно встретить в русскоязычной литературе: «закон Йоста», «закон Джоста».
9.Закон Рибо
Сформулирован в конце XIX века французским психологом Т. Рибо; именуется также законом регрессииили обратного «развития памяти»; характеризует определенную последовательность процесса разрушения памяти, наблюдаемого при прогрессирующей амнезии в случаях заболевания или в пожилом возрасте. Разрушение памяти протекает, согласно Закону Рибо всегда в одном и том же порядке, начиная с неустойчивого, и кончая стойким. Сначала разрушение касается недавних воспоминаний. Затем оно распространяется на все то, что связано с умственной деятельностью личности. Позднее оно захватывает чувствования и привычки. Заканчивается этот процесс распадом памяти инстинктивной, отличающейся самой стойкой организацией.
Восстановление памяти в тех редких случаях, когда наблюдается выздоровление от прогрессирующей амнезии, происходит, как указывает Рибо, в порядке, обратном ее разрушению.
Закон Рибо неоднократно подвергался критике в психологической литературе. Эта критика относилась, однако, главным образом к излишней универсализации данного закона. Сами же факты, наблюдавшиеся Рибо, по мнению большинства авторов, надо считать неопровергнутыми. В речевой сфере Закон Рибо проявляется в том, что у больных с прогрессивно развивающейся амнезией слова исчезают в строгом грамматическом порядке: в первую очередь пропадают имена собственные, потом нарицательные и, наконец, глаголы.
10.Закон Рикко
Выражает постоянство произведения яркости порогового раздражителя на его угловой размер (площадь) : B × S = const, где B — яркость раздражителя, S — его площадь. Другое название — закон полной пространственной суммации.
Область действия Закона Рикко распространяется на световые раздражители с небольшими угловыми размерами, а их предельная величина зависит от яркости адаптации и периферийности предъявления. Закон Рикко соблюдается в центральном зрении для круглых пятен с диаметром d ≤ 15' на темном фоне и d ≤ 1-2' на светлом фоне. Для крайней периферии действие Закона Рикко распространяется на объекты с d ≤ 1° на темном фоне, сужаясь до d ≤0,3° при светлом фоне. Для объектов с большими угловыми размерами ослабление яркости с увеличением площади не компенсируется.В области действия Закона Рикко величина абсолютного порога минимальна и составляет 2∙10-9 лк. Механизм действия Закона Рикко — полная пространственная суммация раздражителей; выражает приспособленность глаза к восприятию света малой интенсивности.
11.Закон Пипера
Дополняет закон Рикко, характеризует роль пространственных взаимодействий в зрительной системе при определении световых порогов в том случае, если размеры стимула превышают 1°. Согласно Закону Пипера,
пороговая интенсивность (яркость) стимула увеличивается обратно пропорционально корню квадратному от его площади. Это отношение только приблизительно, и границы его значимости зависят от типа рецептора, уровня адаптации и особенно от нейрональных взаимодействий в сетчатке и более высоких отделах зрительной системы.
12.Закон Стивенса
Установленная американским ученым — психологом и психофизиологом С. С. Стивенсом формула — модификация закона психофизического основного (закон Вебера-Фехнера), связывающая силу ощущения с определенной степенью физической интенсивности раздражителя. Согласно ей, между рядом ощущений и рядом раздражителей физических
существует не логарифмическая, как у Фехнера, но степенная зависимость: n Y = kS где Y — субъективная величина, ощущение ; S — стимул; n —показатель степени функции; k — константа, зависящая от единицы измерения. Иная форма записи: n Е = kP где Е — сила ощущения; Р –физическая интенсивность раздражителя; k и n— некие постоянные. При этом показатель степенной функции для разных модальностей ощущений различен: для громкости он имеет значение 0.3, для электрического удара —3.5. Для обоснования закона Стивенса привлекаются данные психофизиологических исследований, но обычно результаты измерений обнаруживают весьма сильную индивидуальную изменчивость, что затрудняет однозначное доказательство преимущества обнаруживаемой этим законом степенной зависимости сравнительно закона Вебера-Фехнера.
13.Закон Тальбота
Эмпирическая закономерность, утверждающая, что видимая яркость источника прерывистого света при частоте равной и выше критической частоты слияния мельканий (КЧСМ) эквивалентна равна видимой яркости непрерывного света, имеющего тот же световой поток. Иначе говоря, видимая яркость — это функция реального количества световых квантов, поступивших при высокочастотном прерывистом или непрерывном освещении.
Закон Хика
Экспериментально установленная зависимость времени реакции выбора от числа альтернативных сигналов. Впервые она была получена немецким психологом И. Меркелем (1885) и позднее подтверждена и проанализирована англ. Психологом В. Е. Хиком (1952). Эту зависимость Хик аппроксимирует функцией следующего вида:
ВР = a + b∙log (n + l), где ВР — значение времени реакции, усредненное по всем альтернативным сигналам; a и b — константы; n — число равновероятных альтернативных сигналов. «+ 1» в скобках репрезентирует дополнительную альтернативу — случай пропуска сигнала. Эквивалентная формулировка Закона Хика: время реакции возрастает как линейная функция количества информации (измеренной в битах).
Закон Эбнея, законы смешения цветов
Закон Эбнея это - экспериментально установленное правило: яркости отдельных спектральных цветов при их комбинации, дающей новый цвет, суммируются.
Законы смешения цветов—Получение нового цвета из 2 или более цветов, которые качественно отличаются как друг от друга, так и от полученного (результирующего) цвета. Исследование этого явления привело к выводу, что, смешивая цвета по определенным правилам, можно получить все цвета с помощью мини-мального числа исходных. Смешения цветов при котором новый цвет является результатом оптического вычитания исходных из белого, называется субтрактивным (вычитательным). Например, «вычтя» из белого цвета красный (с помощью светофильтра), получим сине-зеленый цвет. Если же новый цвет получен в результате оптического сложения исходных цветов с черным, то говорят об оптическом, или аддитивном, сложении цветов. Этот эффект получается при одновременном освещении темного поля лучами разного цвета. Смешения цветов можно получить не только при одновременном, но и при быстром последовательном предъявлении и цветов. Такое смешение цветов называется временным. Если на сетчатку 1 глаза попадает один цвет, а на сетчатку 2-глаза — другой, то можно получить бинокулярное смешение цветов.
16.Закон Эммерта
Видимая величина последовательного образа меняется прямо пропорционально удаленности проекционного экрана, на котором он рассматривается. Действие Закона Эммерта является следствием работы перцептивных механизмов, обеспечивающих в условиях восприятия реальных объектов константность их видимых размеров. Отклонения от Закона Эммерта имеют место при больших расстояниях до проекционного экрана (свыше 10-15 м), в условиях редукции зрительной пространственной информации, а также при эйдетизме.
Эйдетизм- особый картинный характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета, по своей наглядности детальности почти не уступающий образу восприятия в той или иной форме и степени присущ каждому человеку, особенно в детском или подростковом возрасте, однако в своих ярких формах встречается довольно редко.