Стрессогенные факторы последствия стресса
|
|
|
|
Еще один подход к классификации стрессогенных факторов предложен американскими учеными Т. Холмсом и Р. Раем. Он получил название Ассесмент (т.е. отслеживание) стрессогенных событий жизни. Для того, чтобы познакомиться с ним, выполните следующее упражнение: в приведенном ниже списке стрессогенных событий отметьте те, которые произошли с Вами за последний год. Затем суммируйте индексы каждого из отмеченных событий. Если сумма окажется меньше 150 баллов, можно считать, что стресс не играет в Вашей жизни большой роли. При сумме от 150 до 300 баллов вероятность негативных последствий стресса возрастает, однако это не означает, что следует сильно опасаться его негативных последствий. Будте внимательны к себе, если сумма больше 300 баллов.
событие | балл | событие | балл |
смерть супруга | смена места работы | ||
развод | ухудшение материального положения | ||
разлука с семьей | смерть бдизкого друга | ||
заключение в тюрьме | смена характера работы | ||
смерть члена семьи | смена должности на работе | ||
тяжелая травма или болезнь | разлука с детьми (брак, учеба и т.п.) | ||
замужество/женитьба | ссоры с родственниками | ||
потеря работы | серьезные личные достижения | ||
восстановление супружеских отношений | смена места жительства | ||
выход на пенсию | изменение личных привычек (курение и т.п.) | ||
болезнь члена семьи | Неприятности на работе | ||
беременность | |||
сексуальное расстройство | |||
рождение ребенка | Всего: |
Альтернативный подход к изложенному пониманию ТЖС состоит в том, что человек обладает свободой переживания, волен в выборе способа и направления переживания жизненного кризиса. Известно, что наряду с “успешными” встречаются и непродуктивные, а то и деструктивные формы переживания трудных жизненных ситуаций. В обыденной жизни довольно легко отличить “успешное” переживание от “неуспешного”, особенно в тех случаях, когда человек творчески и мужественно справляется с ТЖС. Однако обыденные очевидности могут вводить в заблуждение: за “несгибаемым мужеством” порой стоит невротическое игнориррование реальности, а за “незаметной царапиной” - глубокая трагедия. Поэтому необходим поиск признаков, по которым можно отличать “успешные” и “неуспешные” формы переживания.
Ф.Е. Василюк предлагает в качестве таких признаков использовать понятие “жизненного мира”, т.е. типичного для индивидуальности восприятия и отношения к тому что происходит с ним и вокруг нее. Жизненный мир является предметом типологического анализа. В нем выделяются два аспекта - внешний мир и внутренный. Отношение индивида к внешнему миру может оцениваться по шкале “легкий - трудный”. Иными словами, события, обстоятельства, отношения, в которые вступает челоыек, характеризуются для него самого большей или меньшей степенью “трудности” или “легкости”. Под “легкостью” внешнего мира понимается гарантированная обеспеченность всех актуализировавшихся потребостей человека, а под “трудностью” - отсутствие таковой.
“Внутренний мир” может быть “простым” и “сложным”. “Простоту” мира удобнее всего представить как односоставность жизни, т.е. наличие у “простого” существа ограниченного количества потребностей или жизненных отношений. “Сложность”, соответственно, понимается как наличие множества отношений, вступающих в столкновения. Пересечение этих оппозиций дает следующую типологию:
внутренне
сложный жизненный
мир
ценностный творческий
внешне внешне
легкий трудный
жизненный мир жизненный мир
ифантильный реалистический
внутренне простой
жизненный мир
1. Внутренне простой и внешне легкий(инфантильный) жизненный мир основывается на стремлении к немедленному удовлетворению единственной своей потребности. Малейшая боль или неудовлетворенность воспринимаются как глобальная и вечная катастрофа.
2. Внутренне простой и внешне трудный (реалистический) жизненный мир отличается от предыдущего тем, что блага, необходимые для жизни, не даны в нем непосредственно. Внешнее пространство представляется индивиду насыщенным преградами, сопротивлением вещей и людей, поэтому психическая жизнь строится не только в соответствии с принципом “удовольствия”, но “реальности”. Но поскольку стремление к “удовольствию” не исчезает, отношение к жизненным кризивам или ТЖС включает в себя механизм “терпения - надежды”, призванный контролировать аффекты во время неизбежных отсрочек в удовлетворении потребностей.
3. Внутренне сложный внешне простой (ценностый) жизненный мир предполагает необходимость выбора способов удовлетворения актуальных потребностей, согласования различных жизненных отношений. Принцип, способный согласовывать разнонаправленные жизненные отношения - принцип ценностей, в соотвествии с системой которых индивид и определяет свое отношение к ТЖС.
4. Внутренне сложный и внешне трудный (творческий) жизненный мир требует воплощения активного замысла всей жизни индивида в целом. Эту задачу приходится решать на материале конкретных ситуативных действий в условиях внешних затруднений и постоянно возобнавляющихся внутренних рассогласований. По своей сути такая задача является творческой, т.к. никогда не имеет готового решения. Наряду с терпением, надеждой, ценностными ориентациями отношение к ТЖС здесь определяется еще и способностью проявлять сознательные волевые усилия.
К проблеме типологии ТЖС можно подойти и несколько иначе. Напомним, что в данном случае мы понимаем трудную жизненную сиуацию как актуальное состояние человека по каким-либо причинам испытывающего неудовлетворенность, потерю жизненной перспективы, проблемность собственного бытия. Такое определение подчеркивает субъективный (психологический) аспект ТЖС, в отличие от жизненной (или) ситуативной проблемы. Последняя имеет объективный характер, может стать общей для нескольких или даже многих людей. Однако далеко не каждый станет воспринимать ее как психологическую проблему, а те, для кого она станет таковой, по-разному могут оценить ее интенсивность.
Психология как наука, опираясь на общенаучные и философские традиции решает задачи описания, анализа, понимания поведения человека, разработки средств и методов влияния на него. Современная научная психология представлена рядом базовых теорий (прежде всего психоаналитической, гуманистической, когнитивной, а так же теорией деятельности, наиболее активно разрабатываемой отечественной психологией), положения которых с различных сторон подходят к анализу ТЖС и формированию средств развития когнитивной, аффективной, мотивационной, поведенческой сфер личности. Так, в классическом психоанализе центральным является понятие психической травмы - события в жизни субъекта, вызывающее особенно сильные переживания и неспособность субъекта к адекватной реакции. Различные "ответвления" психоаналитической школы, так или иначе подчеркивая приоритет неосознаваемых психических явлений, конкретизируют понятие психической травмы, относя его к различным аспектам жизненных переживаний. Например, Э.Берн рассматривает возможность представить психологическую судьбу человека в виде сценария, в котором зафиксированы ранние детские эмоциональные впечатления. Трудная жизненная ситуация для него - это моменты психической жизни индивида, когда негативные переживания становятся доминирующими в определении отношения к тем или иным событиям во взрослом существовании. Дополнением к сценарному анализу Э. Берна является его же обращение к жизненным позициям индивидуальности.
Психологический сценарий жизни каждого человека соотносится с тремя вопросами: "Кто я?", "Что я здесь делаю?", "Кто эти люди вокруг меня?". Ответы, которые мы даем себе на эти вопросы, составляют основу наших жизненных позиций. Жизненные позиции могут быть обобщены следующим образом:
Я+ Ты+ (I am O.K. - You are O.K.)
Это - потенциально здоровая позиция. Если она реалистична, человек, обладающий ей, продуктивно решает свои проблемы. Его ожидания соответствуют действительности. Он принимает значимость других людей.
Я+ Ты- (I am O.K. - You are not O.K.)
Это - позиция людей, которые чувствуют себя жертвой обстоятельств или гонимыми окружающими. Такие люди во всех своих неуда-ах обвиняют других.
Я- Ты+ (I am not O.K. - You are O.K.)
Это обычная позиция тех, кто чувствует себя бессильным в сравнении с другими. Такая позиция приводит к отказу от активности, к депресси.
Я- Ты- (I am not O.K. - You are not O.K.)
Позиция тех, кто потерял интерес к жизни.
Гуманистическая психологическая школа придерживается мнения, что человек обладает некоторой внутренней силой, толкающей его к саморазвитию, самосовершенствованию. Люди имеют возможность сделать выбор, определяющий их судьбу, и чаще всего они справляются с этой задачей, обеспечивая таким образом личностный рост. Вместе с тем, признается, что жизнь - это борьба, в которой далеко не
все выигрывают. ТЖС возникают тогда, когда люди находятся к слишком критичном, отвергающем окружении, которое пытается заставить их сделаться тем, чем они на самом деле не являются.
Важнейшим понятием психологов-гуманистов является образ-Я или Я-концепция. Образ-Я - это комплекс знаний человека о самом себе, его самоотношении. Из всех субъективных взглядов на жизнь взгляд на самого себя - важнейший. Черты образа-Я приобретаются в общении или при получении информации о том, как к нам относятся другие люди, или при сравнении себя с другими. Делается различие между двумя Я-концепциями. Существует реальный образ-Я - личность, какой я являюсь на самом деле, и идеальный образ-Я - личность какой я стремлюсь быть. Обе эти части личности настолько важны, что если существуют проблемы в какой-либо из них, возникают трудности в росте и развитии индивидуальности. С одной стороны, противоречия между реальным и идеальным Я вызывают дискомфорт. Нормально, если идеальное Я несколько опережает Я реальное, создавая необходимое для развития напряжение. Однако, если оно становится нереалистически совершенным и недостижимым, появляется чувство неудачи, крушения всех надежд. Нереалистичный образ-Я тоже рождает проблемы. Если наши взгляды на самих себя не конгруентны (т.е. не соответствуют тому, как мы на самом деле поступаем и чувствуем), образ-Я становится размытым, нечетким. В этом случае наши мысли и чувства будут "несимволизированы", не включены в индивидуальный опыт, опосредующий нормальное приспособление и активность. Несимволизированные переживания наносят вред личности не только потому, что размывают образ-я, но и потому, что провоцируют внутриличностные конфликты, тревожность.